Урок по русскому языку на тему «Имена собственные. Большая буква в написании имен собственных» 1 класс
Оценка 4.9

Урок по русскому языку на тему «Имена собственные. Большая буква в написании имен собственных» 1 класс

Оценка 4.9
Работа в классе
docx
русский язык
1 кл
18.07.2018
Урок по русскому языку на тему  «Имена собственные. Большая буква в написании имен собственных» 1 класс
Цель урока: на практическом материале подвести учеников к понятию «имена собственные», к их написанию с большой буквы. Задачи урока: 1. Создать ситуации для выяснения существенных признаков имен собственных. 2. Начать обобщение знаний о написании большой буквы в именах собственных и первого слова в предложении. 3. Активизировать знания о порядке букв в алфавите. Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.
русс.яз 9 школа.docx
Урок по теме:  «Имена собственные. Большая буква в написании имен собственных» Цель урока: на практическом материале подвести учеников к понятию «имена собственные»,  к их написанию с большой буквы. Задачи урока: 1. Создать ситуации для выяснения существенных признаков имен собственных. 2. Начать обобщение знаний о написании большой буквы в именах собственных и первого  слова в предложении. 3. Активизировать знания о порядке букв в алфавите. Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе. Формировать УУД: ­ Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной  деятельности. ­  Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по  коллективно  составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной  ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;  вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и  учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. ­ Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и  понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и  следовать им. ­ Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от  уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы,  используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Личностные: Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать  последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану;  оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые  коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера  сделанных ошибок; высказывать своё предположение  (Регулятивные УУД). 1. Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с  помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя  учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные  УУД)..  Методы: репродуктивный, эвристический, проблемный Оборудование учебник русского языка для 1 класса, авт. Н.В. Нечаева, таблички со словами. Ход урока: 1.Организация класса. У нас сегодня гости. Они хотят увидеть нашу работу. Но не забывайте, гость не долго гостит,  но многое замечает. Покажите свои знания, постарайтесь быть внимательными и  воспитанными хозяевами. Слайд 1 А теперь представьте себе, что у вас в руках солнечный зайчик. Улыбнитесь ему и подарите  кому­нибудь из класса своего солнечного зайчика. Пожелайте друг другу удачи. Слайд 2 К нам на урок пришли Смешарики. Они принесли нам задание.  3 ученика у доски, остальные работают в тетради. 1 уч­к:  Крош – Раздели слова на слоги.  ( Уголок, вьюн, осень, ёжик, воробьи) 2 уч­к: Лосяш – Раздели слова для переноса. ( Уголок, вьюн, осень, ёжик, воробьи) 3 уч­к: Нюша ­  Поставь ударение. ( Уголок, вьюн, осень, ёжик, воробьи) Слайд 4  – Урок я хочу начать словами китайской мудрости (запись на доске) Я слышу – и забываю, Я вижу – и запоминаю, Я делаю – и понимаю. – Сегодня на уроке мы будем внимательно слушать учителя и друг друга, наблюдать,  стараться запоминать и понимать.  Слайд 5   Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай». ­ Значит, чему будет посвящён наш урок? (Открытию нового знания ) ­ Какие мы делаем шаги при открытии нового знания?    «Что я не знаю?», «Сам найду способ» Постановка проблемы, ее решение. Учитель: Девочка, сотри, пожалуйста, с доски! (Ученица подходит  к доске.) – Извини, я не к тебе обратилась с просьбой... (Ученица садится на свое место) ...а к  тебе (Подходит другая ученица). – Нет, я не тебя звала. Почему не подошла та, кого я звала? Ученик:  Ирина Владимировна, вы попросили, а не назвали. Учитель:  Дети, а что я должна назвать? Ученик:  Имя или фамилию. Ученик:   Имя обязательно, а если девочек с одинаковыми именами в классе несколько, то  нужно и фамилию назвать. Учитель:  Да, в главном вашем документе, «Свидетельстве о рождении», записано  ваше имя. Это имя вам присвоено. Это имя ваше собственное. А какие имена вы  можете назвать? Зачем нужны имена? ­ Чтобы обратиться к человеку. ­  Имя нужно, чтобы написать записку. ­ Когда разговариваешь по телефону, нужно имя. Слайд 6 А сейчас сделаем для наших пальчиков зарядку. Уч­ся: Наши пальчики проснулись, Добрый день, добрый день! Потянулись, потянулись, Стали дружно умываться, Полотенцем растираться, Каждый пальчик растираем, Ни один не забываем. Дружно делаем зарядку, Пришли в школу И уселись за тетрадку. У­ль: Откройте тетради и запишите число, классная работа. Слайд 7 Записываем, а Кунижева  Милана расскажет, как надо сидеть во время письма. Милана: Я сижу, спина прямая. Локоток той руки, которой пишу лежит на парте, между мной  и  партой проходит кулак. Слайд 8 Чистописание Ёжик  написал   буквы: К Р В Ф Д А Учитель:  Что вы можете сказать об этих буквах? Дети: Здесь написаны только заглавные буквы. – Здесь буквы согласных звуков и одна буква гласного – А. Учитель:  Напишите эти буквы, расположив их в алфавитном порядке. Учащиеся выполняют работу в тетрадях Слайд 9  ( А В Д К Р Ф ) Учитель:  Подчеркните в своих работах те буквы, которые вы считаете удачно написанными, расскажите, какие не получились, что в них не получилось? Дети рассматривают написание букв и рассказывают о том, что получилось и не получилось. Учитель: Сейчас мы с вами познакомимся с новым словарным словом. Посмотрите на  интерактивную доску. Слайд 10      Аллея Уч­ль:  Запишите это слово , разделяя его на слоги, поставьте ударение.( Ал­ле­я) ­ А теперь запишите это слово, разделяя чёрточкой для переноса. ( Ал­лея) Физминутка Дети встают. Учитель называет имена существительные. Дети хлопают в ладоши, если звучат  имена собственные, не хлопают – если другие существительные. По мере называния на доске появляются таблички с этими словами: Слайд 14 собака, дежурный, Петя, столовая, Шарик, котик, Пушок, Мурзик. Учитель: Какую работу вы можете предложить с этими словами? ­ Распределить слова в два столбика, например, в 1й столбик – двусложные, а во 2­й столбик – трехсложные. ­   Можно записать слова, разделив на две группы: с большой буквы и с маленькой. Учитель:  А почему одни слова написаны с большой буквы, а другие с маленькой? ­ Имена собственные пишутся с большой буквы, а не собственные – с маленькой. Учитель: Ребята, чье задание вы выбираете? Дети:  Второе задание, оно больше подходит к этому уроку. Мы же говорим об именах  собственных. Дети выполняют задание. После этого учитель, опираясь на пояснения детей, распределяет слова, записанные на  карточках, в две группы.  Учитель может неправильно делить слова на группы, тем самым  подталкивая учеников к несогласию с тем, что он делает, и к объяснению их  позиции. В результате на доске появляются группы слов: собака, дежурный, столовая, котик.         Петя, Шарик, Пушок, Мурзик. Саша: А я заметил, что слова Шарик и Пушок можно написать и с маленькой и с большой  буквы. Вика: Я считаю, что Шариком и Пушком зовут собак, значит, это имя собственное, пишется с большой буквы. Саша: Я не согласен. Шарик может быть воздушный, а пушок у маленького цыпленка, у него еще нет  перьев. Учитель: Я предлагаю вам прочитать предложения, в котором слова  шарик  и  пушок написаны с маленькой буквы. Учитель: Прочитайте предложения, в котором слова Шарик и  Пушок  написаны с большой буквы. Шарик поднялся высоко в небо.(……..) Щенка моего друга зовут Шарик. Моего котёнка зовут Пушок. У цыплёнка вместо перьев пушок.  Денис: А Сережа неправильно выполнил задание. Учитель: Почему?  Дети: Надо было прочитать предложения, в которых слово Шарик написано с  большой буквы. Сережа: У меня начало предложения, поэтому я и написал слово Шарик с большой буквы. Работа с учебником Слайд 16 Учитель: Ребята! Нравится вам наш учебник по русскому языку? ­ Чем? Денис: В нем много интересного и нового. Женя: В учебнике есть даже иллюстрации. Диана: Там много загадок, ребусов. Учитель: Кто автор? Оля: Н.В. Нечаева. Учитель: Н.В. – это инициалы. А как могут звать? Дети высказывают предположения. Учитель: А где в учебнике можно найти такую информацию? Кто­ нибудь знает? Есть предложение посмотреть в конце учебника. Дети находят и читают – Наталия Васильевна Нечаева. Запись в тетрадях.  Наталия Васильевна Нечаева. Учитель: Предлагаю вам открыть учебник на странице 58 и найти упражнение 137. Учитель: Давайте прочитаем, какое задание нам предлагает Наталия Васильевна,  чтобы мы сегодня стали еще умнее и находчивее, чем были вчера. Учащиеся читают задание. Учитель: Давайте мы сейчас сделаем только первую часть задания. Что будем выполнять? Дети: Мы запишем два предложения. – Подчеркнем одной чертой слово в первом и во втором предложении. Учитель: Любые слова? Дети: Нет, слова, о ком говорится в первом предложении и о ком говорится во втором  предложении. – А еще мы ответим на вопрос, какие слова пишутся с большой буквы? И почему? Учитель: Всем понятно, что мы сейчас делаем? Выполняйте. Дети выполняют первую часть задания.  Учитель записывает предложения, данные в упражнении, на доске. Прилежный Олег пишет красиво. Прилежная ученица пишет красиво. Дети: Я подчеркнула слова Олег и ученица  : О ком говорится в предложении? Кто? – Олег. Кто? – Ученица. (Выходит к доске и подчеркивает). – С большой буквы написаны слова Прилежный, Прилежная и Олег. – Олег – это имя мальчика, а с тех других слов начинаются предложения. Учитель: Что означает прилежный ученик? Это хорошо – быть прилежным? Дети: Да, хорошо! – Прилежный ученик старается, тренируется писать. – Он много трудится, выводит каждую букву… Учитель: Я верю, что каждый станет прилежным, научится красиво, разборчиво  писать.   Слайд 17 Физминутка «Здравствуй, друг! (Дети поворачиваются друг другу и кланяются.) ­ Как ты тут? ­ Ты болел? ( Разводят руки в стороны.) ­ Как посмел? ( Машут указательным пальцем) ­ Закаляйся и зарядкой занимайся! ( Рывки руками перед грудью).  На носочки мы встаём,( Встать на носочки) Как цветочки мы растём. ( Руки поднимают верх)  Мы на пяточках идём – ( встать на пяточки).  Руки к солнцу проведём. ( Руки поднимают верх)  Мы растём, растём, растём  И вперёд всегда идём.( Шагают).  А теперь похлопаем, ( Хлопают)  Ножками потопаем, ( Топают  Головою покиваем ( Кивают головой)  Глазками поморгаем ( Моргают)  И на место приседаем». ( Присаживаются за парты) Учитель: Скажите, это только в нашем классе имена пишутся с большой буквы? Дети: Нет. – Всегда и везде. Учитель: Да, это закон русского языка, а мы с вами законопослушные люди. И теперь мы,  наверное, можем точно сформулировать тему урока? Оля: Тема урока: «Имена девочек и мальчиков пишутся с большой буквы». Вика: Имена детей пишутся с большой буквы. Миша: Имена людей… Денис: Еще имена животных пишутся с большой буквы. Света: А еще отчества и фамилии пишутся с большой буквы. Учитель: Посмотрите в учебнике, какую тему написала нам Наталия Васильевна. Слайд 18 Дети: «Имена собственные». Учитель: Все, что вы называли, и есть имена собственные. Теперь предлагаю вам выполнить  следующее задание. Слайд 19 Бараш  предлагает нам сочинить сказку. На берегу реки… в селе…. Живёт дед (Ваня, Петя), бабушка (  Ша,ма,  А   , собака… , кошка (  мур, ка,  лы),    мышка                  Ся                                                                            громкий писк   суп из рыбы.               Это списать. Слайд 20          Копатыч просит в упражнении 138 надо сделать звуко­буквенный анализ: девочки запишут и  проанализируют имя Олег, а мальчики – Ольга. : – Руки? – На месте! – Ноги? – На месте! – Локти? – У края! – Спина? – Прямая! Дети самостоятельно выполняют задание. Самопроверка.  Затем задание выполняется на  доске. ( У доски мальчик и девочка) Олег – 2 слога, 4 б., 4 зв., 2 согл., 2 гл. Ольга – 2 слога, 5 б., 4 зв., 2 согл., 2 гл. III. Домашнее задание Учитель: А теперь посмотрите на выставку книг. Как вы думаете, для чего я обратила ваше  внимание на нее? Дети: Там на обложках есть фамилии авторов. – А еще в названиях есть имена: «Чук и Гек», «Малыш и Карлсон» и др. Учитель: Я вам предлагаю дома посмотреть в своей библиотеке, в названии каких книг есть  имена собственные. Завтра вы поделитесь с нами этой информацией. И еще одно маленькое задание. Когда вы будете рассказывать дома, чем вы занимались сегодня на уроке, попросите у  родителей телефонную книжку и запишите в нее несколько телефонов своих друзей. IV. Подведение итогов Учитель: Теперь, наверное, вы уже поняли, почему мы сегодня повтори ли с вами написание  заглавных букв. А кто­нибудь догадался, для чего я вас попросила дома записать в телефонную книгу  телефоны своих друзей? Ведь это же домашнее задание по русскому языку. Дети: Чтобы написать, надо думать, как пишутся слова. – А, ясно… Там надо написать фамилию и имя. Учитель: Какие знания вы примените? Дети: Надо знать, что имена и фамилии пишутся с большой буквы. – Еще надо знать, в каком порядке идут буквы в алфавите. Учитель: Я верю, что все справятся с заданием самостоятельно. Как вы думаете, а завтра вы будете умнее, чем сегодня? Дети высказываются. Учитель благодарит детей за урок. Послушайте удивительное стихотворение Ю. Черных. Прочитает  нам его Вова   Малышев  (подготовленный ученик).   Жили – были дед да баба С маленькою внучкой, Кошку рыжую свою Называли Жучкой   А Хохлаткою они звали жеребенка. А еще была у них курица Буренка. А еще у них была собачонка Мурка. А еще ­ два козла: Сивка да Бурка!     Уч. Скажите, что вас рассмешило?   Д. В этом стихотворении перепутаны клички животных.   Уч. Помогите автору исправить ошибки.   Работа с интерактивной доской.    (9 слайд)  кошка Жучка собачонка Мурка  жеребенок Хохлатка  курица Буренка  корова Сивка.   Задание: исправьте путаницу. (Уч­ся выбегают к доске и меняют местами клички  животных.)          Проверка.   (10 слайд) Уч. Что записано в первом столбике (во втором)?      Д. В первом столбикеназвания животных, а во втором их клички. Сравните название животного и кличку по изученной сегодня орфограмме. Сделайте вывод.   Д. Название животного пишется с маленькой  (строчной) буквы, а кличка с большой   (заглавной).

Урок по русскому языку на тему «Имена собственные. Большая буква в написании имен собственных» 1 класс

Урок по русскому языку на тему  «Имена собственные. Большая буква в написании имен собственных» 1 класс

Урок по русскому языку на тему «Имена собственные. Большая буква в написании имен собственных» 1 класс

Урок по русскому языку на тему  «Имена собственные. Большая буква в написании имен собственных» 1 класс

Урок по русскому языку на тему «Имена собственные. Большая буква в написании имен собственных» 1 класс

Урок по русскому языку на тему  «Имена собственные. Большая буква в написании имен собственных» 1 класс

Урок по русскому языку на тему «Имена собственные. Большая буква в написании имен собственных» 1 класс

Урок по русскому языку на тему  «Имена собственные. Большая буква в написании имен собственных» 1 класс

Урок по русскому языку на тему «Имена собственные. Большая буква в написании имен собственных» 1 класс

Урок по русскому языку на тему  «Имена собственные. Большая буква в написании имен собственных» 1 класс

Урок по русскому языку на тему «Имена собственные. Большая буква в написании имен собственных» 1 класс

Урок по русскому языку на тему  «Имена собственные. Большая буква в написании имен собственных» 1 класс

Урок по русскому языку на тему «Имена собственные. Большая буква в написании имен собственных» 1 класс

Урок по русскому языку на тему  «Имена собственные. Большая буква в написании имен собственных» 1 класс

Урок по русскому языку на тему «Имена собственные. Большая буква в написании имен собственных» 1 класс

Урок по русскому языку на тему  «Имена собственные. Большая буква в написании имен собственных» 1 класс

Урок по русскому языку на тему «Имена собственные. Большая буква в написании имен собственных» 1 класс

Урок по русскому языку на тему  «Имена собственные. Большая буква в написании имен собственных» 1 класс

Урок по русскому языку на тему «Имена собственные. Большая буква в написании имен собственных» 1 класс

Урок по русскому языку на тему  «Имена собственные. Большая буква в написании имен собственных» 1 класс

Урок по русскому языку на тему «Имена собственные. Большая буква в написании имен собственных» 1 класс

Урок по русскому языку на тему  «Имена собственные. Большая буква в написании имен собственных» 1 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.07.2018