Урок по русскому языку на тему «Имена собственные. Большая буква в написании имен собственных» 1 класс
Оценка 4.9
Работа в классе
docx
русский язык
1 кл
18.07.2018
Цель урока: на практическом материале подвести учеников к понятию «имена собственные», к их написанию с большой буквы.
Задачи урока:
1. Создать ситуации для выяснения существенных признаков имен собственных.
2. Начать обобщение знаний о написании большой буквы в именах собственных и первого слова в предложении.
3. Активизировать знания о порядке букв в алфавите.
Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.
русс.яз 9 школа.docx
Урок по теме:
«Имена собственные. Большая буква в написании имен собственных»
Цель урока: на практическом материале подвести учеников к понятию «имена собственные»,
к их написанию с большой буквы.
Задачи урока:
1. Создать ситуации для выяснения существенных признаков имен собственных.
2. Начать обобщение знаний о написании большой буквы в именах собственных и первого
слова в предложении.
3. Активизировать знания о порядке букв в алфавите.
Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.
Формировать УУД:
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной
деятельности.
Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно
составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной
ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и
учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и
понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и
следовать им.
Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от
уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы,
используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать
последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые
коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера
сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).
1. Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с
помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя
учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные
УУД)..
Методы: репродуктивный, эвристический, проблемный
Оборудование
учебник русского языка для 1 класса, авт. Н.В. Нечаева, таблички со словами. Ход урока:
1.Организация класса.
У нас сегодня гости. Они хотят увидеть нашу работу. Но не забывайте, гость не долго гостит,
но многое замечает. Покажите свои знания, постарайтесь быть внимательными и
воспитанными хозяевами.
Слайд 1
А теперь представьте себе, что у вас в руках солнечный зайчик. Улыбнитесь ему и подарите
комунибудь из класса своего солнечного зайчика. Пожелайте друг другу удачи.
Слайд 2
К нам на урок пришли Смешарики. Они принесли нам задание.
3 ученика у доски, остальные работают в тетради.
1 учк: Крош – Раздели слова на слоги.
( Уголок, вьюн, осень, ёжик, воробьи)
2 учк: Лосяш – Раздели слова для переноса.
( Уголок, вьюн, осень, ёжик, воробьи)
3 учк: Нюша Поставь ударение.
( Уголок, вьюн, осень, ёжик, воробьи)
Слайд 4
– Урок я хочу начать словами китайской мудрости (запись на доске)
Я слышу – и забываю,
Я вижу – и запоминаю,
Я делаю – и понимаю.
– Сегодня на уроке мы будем внимательно слушать учителя и друг друга, наблюдать,
стараться запоминать и понимать.
Слайд 5
Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай».
Значит, чему будет посвящён наш урок? (Открытию нового знания )
Какие мы делаем шаги при открытии нового знания?
«Что я не знаю?», «Сам найду способ» Постановка проблемы, ее решение.
Учитель: Девочка, сотри, пожалуйста, с доски! (Ученица подходит к доске.)
– Извини, я не к тебе обратилась с просьбой... (Ученица садится на свое место) ...а к
тебе (Подходит другая ученица).
– Нет, я не тебя звала. Почему не подошла та, кого я звала?
Ученик: Ирина Владимировна, вы попросили, а не назвали.
Учитель: Дети, а что я должна назвать?
Ученик: Имя или фамилию.
Ученик: Имя обязательно, а если девочек с одинаковыми именами в классе несколько, то
нужно и фамилию назвать.
Учитель: Да, в главном вашем документе, «Свидетельстве о рождении», записано
ваше имя. Это имя вам присвоено. Это имя ваше собственное. А какие имена вы
можете назвать? Зачем нужны имена?
Чтобы обратиться к человеку.
Имя нужно, чтобы написать записку.
Когда разговариваешь по телефону, нужно имя.
Слайд 6
А сейчас сделаем для наших пальчиков зарядку.
Учся:
Наши пальчики проснулись,
Добрый день, добрый день!
Потянулись, потянулись,
Стали дружно умываться,
Полотенцем растираться,
Каждый пальчик растираем,
Ни один не забываем.
Дружно делаем зарядку,
Пришли в школу
И уселись за тетрадку.
Уль:
Откройте тетради и запишите число, классная работа.
Слайд 7 Записываем, а Кунижева Милана расскажет, как надо сидеть во время письма.
Милана:
Я сижу, спина прямая. Локоток той руки, которой пишу лежит на парте, между мной и
партой проходит кулак.
Слайд 8
Чистописание
Ёжик написал буквы: К Р В Ф Д А
Учитель: Что вы можете сказать об этих буквах?
Дети: Здесь написаны только заглавные буквы.
– Здесь буквы согласных звуков и одна буква гласного – А.
Учитель: Напишите эти буквы, расположив их в алфавитном порядке.
Учащиеся выполняют работу в тетрадях
Слайд 9
( А В Д К Р Ф )
Учитель: Подчеркните в своих работах те буквы, которые вы считаете удачно написанными,
расскажите, какие не получились, что в них не получилось?
Дети рассматривают написание букв и рассказывают о том, что получилось и не получилось.
Учитель: Сейчас мы с вами познакомимся с новым словарным словом. Посмотрите на
интерактивную доску.
Слайд 10
Аллея Учль: Запишите это слово , разделяя его на слоги, поставьте ударение.( Аллея)
А теперь запишите это слово, разделяя чёрточкой для переноса. ( Аллея)
Физминутка
Дети встают. Учитель называет имена существительные. Дети хлопают в ладоши, если звучат
имена собственные, не хлопают – если другие существительные.
По мере называния на доске появляются таблички с этими словами:
Слайд 14
собака, дежурный, Петя, столовая, Шарик, котик, Пушок, Мурзик.
Учитель: Какую работу вы можете предложить с этими словами?
Распределить слова в два столбика, например, в 1й столбик –
двусложные, а во 2й столбик – трехсложные.
Можно записать слова, разделив на две группы: с большой буквы и с маленькой.
Учитель: А почему одни слова написаны с большой буквы, а другие с маленькой?
Имена собственные пишутся с большой буквы, а не собственные – с маленькой.
Учитель: Ребята, чье задание вы выбираете?
Дети: Второе задание, оно больше подходит к этому уроку. Мы же говорим об именах
собственных.
Дети выполняют задание.
После этого учитель, опираясь на пояснения детей, распределяет слова, записанные на
карточках, в две группы.
Учитель может неправильно делить слова на группы, тем самым
подталкивая учеников к несогласию с тем, что он делает, и к объяснению их
позиции.
В результате на доске появляются группы слов:
собака, дежурный, столовая, котик. Петя, Шарик, Пушок, Мурзик. Саша: А я заметил, что слова Шарик и Пушок можно написать и с маленькой и с большой
буквы.
Вика: Я считаю, что Шариком и Пушком зовут собак, значит, это имя собственное, пишется с
большой буквы.
Саша: Я не согласен.
Шарик может быть воздушный, а пушок у маленького цыпленка, у него еще нет
перьев.
Учитель: Я предлагаю вам прочитать предложения, в котором слова шарик и
пушок написаны с маленькой буквы.
Учитель: Прочитайте предложения, в котором слова Шарик и Пушок написаны
с большой буквы.
Шарик поднялся высоко в небо.(……..)
Щенка моего друга зовут Шарик.
Моего котёнка зовут Пушок.
У цыплёнка вместо перьев пушок.
Денис: А Сережа неправильно выполнил задание.
Учитель: Почему?
Дети: Надо было прочитать предложения, в которых слово Шарик написано с
большой буквы.
Сережа: У меня начало предложения, поэтому я и написал слово Шарик с большой буквы.
Работа с учебником
Слайд 16
Учитель: Ребята! Нравится вам наш учебник по русскому языку?
Чем?
Денис: В нем много интересного и нового.
Женя: В учебнике есть даже иллюстрации.
Диана: Там много загадок, ребусов.
Учитель: Кто автор?
Оля: Н.В. Нечаева.
Учитель: Н.В. – это инициалы.
А как могут звать?
Дети высказывают предположения.
Учитель: А где в учебнике можно найти такую информацию? Кто нибудь знает?
Есть предложение посмотреть в конце учебника. Дети находят и читают – Наталия Васильевна
Нечаева. Запись в тетрадях. Наталия Васильевна Нечаева.
Учитель: Предлагаю вам открыть учебник на странице 58 и найти упражнение 137.
Учитель: Давайте прочитаем, какое задание нам предлагает Наталия Васильевна,
чтобы мы сегодня стали еще умнее и находчивее, чем были вчера.
Учащиеся читают задание.
Учитель: Давайте мы сейчас сделаем только первую часть задания. Что будем выполнять?
Дети: Мы запишем два предложения.
– Подчеркнем одной чертой слово в первом и во втором предложении.
Учитель: Любые слова?
Дети: Нет, слова, о ком говорится в первом предложении и о ком говорится во втором
предложении.
– А еще мы ответим на вопрос, какие слова пишутся с большой буквы? И почему?
Учитель: Всем понятно, что мы сейчас делаем? Выполняйте.
Дети выполняют первую часть задания.
Учитель записывает предложения, данные в упражнении, на доске.
Прилежный Олег пишет красиво.
Прилежная ученица пишет красиво.
Дети: Я подчеркнула слова Олег и ученица
:
О ком говорится в предложении? Кто? – Олег.
Кто? – Ученица. (Выходит к доске и подчеркивает).
– С большой буквы написаны слова Прилежный, Прилежная и Олег.
– Олег – это имя мальчика, а с тех других слов начинаются предложения.
Учитель: Что означает прилежный ученик? Это хорошо – быть прилежным?
Дети: Да, хорошо!
– Прилежный ученик старается, тренируется писать.
– Он много трудится, выводит каждую букву…
Учитель: Я верю, что каждый станет прилежным, научится красиво, разборчиво
писать.
Слайд 17
Физминутка
«Здравствуй, друг! (Дети поворачиваются друг другу и кланяются.)
Как ты тут?
Ты болел? ( Разводят руки в стороны.)
Как посмел? ( Машут указательным пальцем)
Закаляйся и зарядкой занимайся! ( Рывки руками перед грудью).
На носочки мы встаём,( Встать на носочки) Как цветочки мы растём. ( Руки поднимают верх)
Мы на пяточках идём – ( встать на пяточки).
Руки к солнцу проведём. ( Руки поднимают верх)
Мы растём, растём, растём
И вперёд всегда идём.( Шагают).
А теперь похлопаем, ( Хлопают)
Ножками потопаем, ( Топают
Головою покиваем ( Кивают головой)
Глазками поморгаем ( Моргают)
И на место приседаем». ( Присаживаются за парты)
Учитель: Скажите, это только в нашем классе имена пишутся с большой буквы?
Дети: Нет.
– Всегда и везде.
Учитель: Да, это закон русского языка, а мы с вами законопослушные люди. И теперь мы,
наверное, можем точно сформулировать тему урока?
Оля: Тема урока: «Имена девочек и мальчиков пишутся с большой буквы».
Вика: Имена детей пишутся с большой буквы.
Миша: Имена людей…
Денис: Еще имена животных пишутся с большой буквы.
Света: А еще отчества и фамилии пишутся с большой буквы.
Учитель: Посмотрите в учебнике, какую тему написала нам Наталия Васильевна.
Слайд 18
Дети: «Имена собственные».
Учитель: Все, что вы называли, и есть имена собственные. Теперь предлагаю вам выполнить
следующее задание.
Слайд 19
Бараш предлагает нам сочинить сказку. На берегу реки… в селе…. Живёт дед (Ваня, Петя), бабушка (
Ша,ма, А , собака… , кошка ( мур, ка, лы), мышка
Ся громкий писк суп
из рыбы.
Это списать.
Слайд 20
Копатыч просит в упражнении 138 надо сделать звукобуквенный анализ: девочки запишут и
проанализируют имя Олег, а мальчики – Ольга.
: – Руки? – На
месте!
– Ноги? – На
месте!
– Локти? – У
края!
– Спина? –
Прямая!
Дети самостоятельно выполняют задание. Самопроверка. Затем задание выполняется на
доске. ( У доски мальчик и девочка)
Олег – 2 слога, 4 б., 4 зв., 2 согл., 2 гл.
Ольга – 2 слога, 5 б., 4 зв., 2 согл., 2 гл.
III. Домашнее задание
Учитель: А теперь посмотрите на выставку книг. Как вы думаете, для чего я обратила ваше
внимание на нее?
Дети: Там на обложках есть фамилии авторов.
– А еще в названиях есть имена: «Чук и Гек», «Малыш и Карлсон» и др.
Учитель: Я вам предлагаю дома посмотреть в своей библиотеке, в названии каких книг есть
имена собственные. Завтра вы поделитесь с нами этой информацией.
И еще одно маленькое задание.
Когда вы будете рассказывать дома, чем вы занимались сегодня на уроке, попросите у
родителей телефонную книжку и запишите в нее несколько телефонов своих друзей.
IV. Подведение итогов Учитель: Теперь, наверное, вы уже поняли, почему мы сегодня повтори ли с вами написание
заглавных букв.
А ктонибудь догадался, для чего я вас попросила дома записать в телефонную книгу
телефоны своих друзей? Ведь это же домашнее задание
по русскому языку.
Дети: Чтобы написать, надо думать, как пишутся слова.
– А, ясно… Там надо написать фамилию и имя.
Учитель: Какие знания вы примените?
Дети: Надо знать, что имена и фамилии пишутся с большой буквы.
– Еще надо знать, в каком порядке идут буквы в алфавите.
Учитель: Я верю, что все справятся с заданием самостоятельно. Как вы
думаете, а завтра вы будете умнее, чем сегодня?
Дети высказываются.
Учитель благодарит детей за урок.
Послушайте удивительное стихотворение Ю. Черных. Прочитает нам его Вова Малышев
(подготовленный ученик).
Жили – были дед да баба
С маленькою внучкой,
Кошку рыжую свою
Называли Жучкой
А Хохлаткою они звали жеребенка.
А еще была у них курица Буренка.
А еще у них была собачонка Мурка.
А еще два козла: Сивка да Бурка!
Уч. Скажите, что вас рассмешило?
Д. В этом стихотворении перепутаны клички животных.
Уч. Помогите автору исправить ошибки.
Работа с интерактивной доской. (9 слайд)
кошка Жучка собачонка Мурка
жеребенок Хохлатка
курица Буренка
корова Сивка.
Задание: исправьте путаницу. (Учся выбегают к доске и меняют местами клички
животных.)
Проверка. (10 слайд)
Уч. Что записано в первом столбике (во втором)?
Д. В первом столбикеназвания животных, а во втором их клички.
Сравните название животного и кличку по изученной сегодня орфограмме. Сделайте вывод.
Д. Название животного пишется с маленькой (строчной) буквы, а кличка с большой
(заглавной).
Урок по русскому языку на тему «Имена собственные. Большая буква в написании имен собственных» 1 класс
Урок по русскому языку на тему «Имена собственные. Большая буква в написании имен собственных» 1 класс
Урок по русскому языку на тему «Имена собственные. Большая буква в написании имен собственных» 1 класс
Урок по русскому языку на тему «Имена собственные. Большая буква в написании имен собственных» 1 класс
Урок по русскому языку на тему «Имена собственные. Большая буква в написании имен собственных» 1 класс
Урок по русскому языку на тему «Имена собственные. Большая буква в написании имен собственных» 1 класс
Урок по русскому языку на тему «Имена собственные. Большая буква в написании имен собственных» 1 класс
Урок по русскому языку на тему «Имена собственные. Большая буква в написании имен собственных» 1 класс
Урок по русскому языку на тему «Имена собственные. Большая буква в написании имен собственных» 1 класс
Урок по русскому языку на тему «Имена собственные. Большая буква в написании имен собственных» 1 класс
Урок по русскому языку на тему «Имена собственные. Большая буква в написании имен собственных» 1 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.