Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области средняя общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза Матвея Никифоровича Заводского
с.Елховка муниципального района Елховский Самарской области
Технологическая карта урока
Класс: 2
Учитель: Чудакова С.Н.
Предмет: русский язык
Тема: «Однокоренные слова»
УМК: «Школа России»
Уровень: базовый
Цель: развитие умений находить корень в слове, распознавать группы однокоренных слов.
1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- воспитание чувства гордости за свою Родину и за родной русский язык;
-формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- развитие умения работать с информацией;
- развитие умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта;
- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации (познавательные УУД);
- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД)
- формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;
- формирование умения взаимодействовать в парах, группах на основе сочетательного диалога (вход, поддержание, выход, учет результатов);
- формирование умения работать в подготовленной предметно-развивающей, информационной среде и осуществлять осознанный выбор (коммуникативные УУД).
3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- освоение первоначальных знаний о грамматике русского языка;
- овладение умениями правильно читать и писать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты небольшого объема;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Оборудование: проектор, ноутбук; нетбуки, листы для индивидуальной работы.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Список используемой литературы:
1. «Русский язык», учебник для 2 класса, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий М.:Просвещение, 2012
2. «Русский язык», методическое пособие к комплекту «Русский язык» для 2 класса, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий М.:Просвещение, 2012
3. Тест «Однокоренные (родственные) слова»: http://testedu.ru/test/russkij-yazyik/2-klass/odnokorennyie-slova.html
4. Электронное приложение к учебнику «Русский язык. 2 класс».
5. «Академия младшего школьника»
Этап урока |
Вре мя, мин |
Цель |
Содержание
взаимодействия с учащимися |
Методы |
Деятельность
учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
Организа ционный |
1 |
Проверка
готовности обучающихся, их настроя на работу |
Ну-ка, всё проверь дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, Всё ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадь? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь оценку «пять»? |
– |
Приветствует
обучающихся, проверяет их готовность к уроку |
Приветствуют
учителя, проверяют свою готовность к уроку |
Регулятивные: -нацеливание на успешную деятельность. Личностные: - выражение положительного отношения к процессу познания, проявление желания узнавать новое. Коммуникативные: - формирование умения слушать и слышать. |
Актуализация
знаний и умений |
7 |
Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составле ние
плана работы |
На доске написаны слова: круж…во ..рех р… цепт м… нета н… деля леб…
дь |
Наблюдение,
проблемная ситуация. Работа по плану урока |
Организует
диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует понятие
"орфограмма", формулирует некоторые задачи урока, составляет
совместно с обучающимися план урока. |
Дописывают на доске и в тетради, производят взаимооценку, сравнивают произношение слов с их написанием. Объясняют, почему в данных словах присутствует орфограмма. Формулируют тему и задачу урока. |
Регулятивные: - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно. Познавательные: - постановка и решение проблемы. Личностные: - развитие познавательных интересов учебных мотивов. Коммуникативные: - умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. |
Минутка
чистописания. |
4 |
Выход на тему урока |
1)
– Составьте и запишите цепочки из букв, которые вставили в слова. |
Наблюдение. |
Указывает
объект наблюдения |
Выполняют упражнение в тетради. Обосновывают выбор написания. |
Регулятивные: - оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности. Познавательные: - классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку). Коммуникативные: - умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. |
Освоение нового содержа ния и его примене ние |
8 |
Постановка проблемы |
– А теперь послушайте стихотворение. Учитель читает стихотворение, предварительно дав установку на внимательное слушание: «Кто больше всего запомнит пар слов?» У меня друзей немало, Но я всех нарисовала: Коля колет, Поля полет, Паша пашет, Варя варит... (Г. Комаровский, Г. Ладонщиков) – Будут ли однокоренными слова Коля и колет? Почему? У них же один корень -кол-. (Разное значение, нельзя объяснить через какое-то одно из них.) – А другие такие же пары слов? Кто их запомнил? (Поля полет, Паша пашет, Варя варит.) – Чем будем заниматься на уроке? (Находить корень, отличать однокоренные слова от слов с похожими корнями.) – Составим план урока. 1. Учиться выделять группы однокоренных слов. 2. Наблюдение над правильным произношением слов. 3. Учиться находить ошибки в группах однокоренных слов.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.) |
Наблюдение, работа с текстом (сравнение).
|
Организует
подводящий диалог, уточняет правило. |
Записывают однокоренные и вычеркивают лишние слова. Выделяют корни, обсуждают в паре, делают вывод, читают правило в учебнике, сравнивают и добавляют свои слова. |
Регулятивные: - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик. Познавательные: - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше; - знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности). Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Проверка
понимания способа действия. |
Игра «Подбери родственное слово» (работа в группах) Приложение 1. – Почему
вы так считаете? -Запишите одну группу однокоренных слов в тетрадь. Выделите корень. |
Доказатель-ство |
Дает
образец короткого доказательства |
Объясняют
написания слов, делают выводы. |
Познавательные: - выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства. Регулятивные: - составление плана и последовательности действий. Коммуникативные: - умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
|
||
Физминутка |
2 |
Снятие мышечного напряжения и усталости с глаз |
А сейчас все дружно встали, Отдохнем, как на полянке. Вправо, влево повернись, Наклонись и поклонись! Руки вверх, руки в бок, И на месте прыг да скок! А теперь бежим вприпрыжку. Молодцы вы, ребятишки! Над полянкой кружится бабочка. Посмотрите, как она перелетает с цветка на цветок. |
Наблюдение |
Организует выполнение динамической физминутки и гимнастики для глаз |
Выполняют гимнастику |
|
Первич ное закрепле ние
нового материала |
8 |
Развитие умения распозна вать и подбирать однокорен ные
слова. |
Игра «Собери группы однокоренных слов».
|
Самостоя-тельная
работа, рефлексия, контроль, работа на нетбуке |
Проводит
инструктаж обучающихся. Организует выступление пар, обмен мнениями |
По очереди соединяют слова, доказывая. Один человек объясняет решение пары у доски. Производят рефлексию. |
Регулятивные: - умение действовать по плану и планировать свою деятельность; - умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками. Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств. Личностные: - готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей; - оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор. Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
|
|
|
|
|
|
||
Выявление однокорен ных
слов |
Испугались медвежонка Ёж с ежихой и ежонком, Чиж с чижихой и чижонком, Стриж с стрижихой и стрижонком. Разбежались кто куда, Приведи-ка их сюда! |
Работа с учебником (упр. 85, стр.
53) |
Помещает
слова |
Читают хором текст в учебнике, дополнительно – с листов групповой работы |
Регулятивные: - умение адекватно воспринимать оценки; Познавательные: - построение логической цепи рассуждений; Личностные: - формирование адекватной, позитивной, осознанной самооценки. Коммуникативные: - управление поведением партнера (контроль, коррекция, оценка его действий); - владение монологической и диалогической формами речи родного языка. |
||
Самопро верка |
6 |
|
Игра «Редактор». (задания на листах для индивидуальной работы) Восстанови текст, добавив однокоренные слова. Выдели корень. У меня встали _______. Ещё ______ назад ходили. А сейчас ____________ стрелка стоит неподвижно. Нужно чтобы их починил мастер - ________. Слова для справок: часовщик, час, часовая, часики.
Тест (Приложение 2) (на нетбуках) http://testedu.ru/test/russkij-yazyik/2-klass/odnokorennyie-slova.html |
Игра
«Редактор», Диктовка, самопроверка, самооценка |
Диктует
слова |
Производят предваритель ную
оценку работы. Записывают слова, сверяют с записями щую отметку |
Познавательные: - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Личностные: - ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; - умение выделить нравственный аспект поведения; - готовность к сотрудничеству. Регулятивные: - умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей. |
Подведение
итогов |
2 |
Соотнесе ние поставлен ных задач с достигну тым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей |
Игра «Рассели жильцов». (в группах) На доске два домика. В первом живут родственники с корнем -лёд-, а во втором – с корнем -винт-. – Дома стоят рядом, и в оба дома одновременно приехали родственники. Они потерялись и очень ждут от вас помощи. I вариант – -лёд-. Можно организовать работу в группах. II вариант – -винт-. Ледник, винтик, ледовый, заледенеть, завинтил, винтовой, ледокол, леди, вино. (карточки
со словами раздать детям, они «заселяются» в домики) – Какие слова
«остались на улице»? Почему? |
Рефлексия,
контроль |
Задает
вопросы |
Проговаривают
по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делают
предположения |
Регулятивные: - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; Познавательные: - выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий; - установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства, выдвижение гипотез и их обоснования; Личностные: - оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей; Коммуникативные: - умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников. |
Этап разъясне ния домашнего задания |
1 |
Обеспече ние понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания |
Повышенный уровень. Придумайте сказку про однокоренные слова (По желанию.) |
Работа с учебником упр. 90, стр.55 |
Проводит разбор домашнего задания, проводит пояснения к упражнению, дает конструктив ные задания |
Записывают задание на дом, задают вопросы |
Регулятивные: - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения. Познавательные: - преобразование модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. - самостоятельное формулирование познавательной цели; - построение логической цепи рассуждений; - самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные: - постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; - умение слушать и вступать в диалог. |
Рефлексия |
1 |
Обеспече ние позитивно го настроя на получение знаний |
«Незаконченное предложение»
Урок наш окончен И выполнен план. Спасибо, ребята, Огромное вам, За то, что упорно, Усердно трудились! И знания ваши Нам всем пригодились!
|
Рефлексия |
Обеспечивает положитель ную реакцию учащихся на уроки русского языка |
Получают позитивный настрой от урока |
Регулятивные: - оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями; - осуществлять итоговый контроль. Личностные: - оценивать свои достижения, степень самостоятельности, причины неудач.
|
Приложение 1.
Игра «Подбери родственное слово»
(«Академия младшего школьника»)
8.1.1. Подбор родственных слов [MEETING 35]
ПОДБЕРИ РОДСТВЕННОЕ СЛОВО
Гора, горе, вода, водитель, моряк, моржи, корень, коржик, семя, семья.
↓↑
Семена, водный, горевать, коржи, горный, моржовый, коренной, семейный, морской, водить.
Приложение 2.
Игра «Собери группы однокоренных слов»
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.