Урок по русскому языку на тему "Однокоренные слова" (2 класс)
Оценка 4.7

Урок по русскому языку на тему "Однокоренные слова" (2 класс)

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русский язык
2 кл
26.03.2017
Урок по русскому языку на тему "Однокоренные слова" (2 класс)
Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме "Однокоренные слова" разработан в соответствии с требованиями ФГОС. На уроке применяется учебно-лабораторное оборудование: ученические нетбуки, интерактивная доска, проектор. Применяются различные виды деятельности учащихся: индивидуальная, парная, групповая работа. Рекомендован для УМК "Школа России".
технологическая карта урока.doc

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области   средняя общеобразовательная школа

имени Героя Советского Союза Матвея Никифоровича Заводского

 с.Елховка муниципального района Елховский Самарской области

 

Технологическая карта урока

 

Класс: 2

Учитель: Чудакова С.Н.

Предмет: русский язык

Тема: «Однокоренные слова»

УМК: «Школа России»

Уровень: базовый

Цель: развитие умений находить корень в слове, распознавать группы однокоренных слов.

1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

      - воспитание чувства гордости за свою Родину и за родной русский язык;

-формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

- развитие умения работать с информацией;

- развитие умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта;

- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации (познавательные УУД);

- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД)

- формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;

- формирование умения взаимодействовать в парах, группах на основе сочетательного диалога (вход, поддержание, выход, учет результатов);

- формирование умения работать в подготовленной предметно-развивающей, информационной среде и осуществлять осознанный выбор  (коммуникативные УУД).

3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

- освоение первоначальных знаний о грамматике русского языка;

- овладение умениями правильно читать и писать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты небольшого объема;

- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Оборудование:  проектор, ноутбук; нетбуки, листы  для индивидуальной работы.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

 

Список используемой литературы:

1.     «Русский язык», учебник для 2 класса, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий М.:Просвещение, 2012

2.      «Русский язык», методическое пособие к комплекту «Русский язык» для 2 класса, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий М.:Просвещение, 2012

3.     Тест «Однокоренные (родственные) слова»:  http://testedu.ru/test/russkij-yazyik/2-klass/odnokorennyie-slova.html

4.     Электронное приложение к учебнику «Русский язык. 2 класс».

5.     «Академия младшего школьника»

 


Этап

урока

Вре

мя, мин

Цель

Содержание взаимодействия с учащимися

Методы
и приемы работы


 Деятельность учителя
 

 Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организа

ционный

 1
 

 Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу
 

Ну-ка, всё проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадь?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «пять»?

 –
 

 Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку
 

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку
 

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

- выражение  положительного отношения к процессу познания, проявление  желания узнавать новое.

Коммуникативные:

- формирование  умения слушать и слышать.

Актуализация знаний и умений
 

 7
 

Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составле

ние плана работы
 

 На доске написаны слова:

 круж…во  

 ..рех   

р… цепт  

 м… нета   

н… деля   

леб… дь
– Какое задание можно предложить к этим словам? (Вставить пропущенные буквы.)
– Какие буквы нужно вставить в эти слова?
– Как убедиться в том, что вы правы? (Проверить написание этих слов по словарю.)
– Записать слова, подчеркнуть орфограммы.
– Можно ли проверить написание этих слов? Почему? (Написание нужно запомнить.)

Наблюдение, проблемная ситуация. Работа по плану урока
 

 Организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует понятие "орфограмма", формулирует некоторые задачи урока, составляет совместно с обучающимися план урока.
 

 Дописывают на доске и в тетради, производят взаимооценку, сравнивают произношение слов с их написанием. Объясняют, почему в данных словах присутствует орфограмма. Формулируют тему и задачу урока.

Регулятивные:

 - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно.

Познавательные:

- постановка и решение проблемы.

Личностные:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов.

Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

Минутка чистописания.
 

 4
 

Выход на тему урока

 1) – Составьте и запишите цепочки из букв, которые вставили в слова.
еоеоее     оееоее …
2) – Как вы думаете, почему некоторые буквы уже подчеркнуты? Что заметили? (Если их соединить, то получится слово.)
– Какое это слово? Запишите его. (Корень.)
– Назовите грамматические признаки слова корень.
– Что такое корень?
– Какие значения имеет это слово? Что о нем можно сказать? (Это слово многозначное.)

 Наблюдение.
 

Указывает объект наблюдения
 

Выполняют упражнение в тетради. Обосновывают выбор написания.

Регулятивные:

- оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

Познавательные:

- классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку).

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

 Освоение нового содержа

ния и его примене

ние
 

 8
 

 Постановка проблемы

 – А теперь послушайте стихотворение.

Учитель читает стихотворение, предварительно дав установку на внимательное слушание: «Кто больше всего запомнит пар слов?»

У меня друзей немало,

Но я всех нарисовала:

Коля колет,

Поля полет,

Паша пашет,

Варя варит...

  (Г. Комаровский, Г. Ладонщиков)

– Будут ли однокоренными слова Коля и колет? Почему? У них же один корень -кол-. (Разное значение, нельзя объяснить через какое-то одно из них.)

– А другие такие же пары слов? Кто их запомнил? (Поля полет, Паша пашет, Варя варит.)

– Чем будем заниматься на уроке? (Находить корень, отличать однокоренные слова от слов с похожими корнями.)

Составим план урока.

1.      Учиться выделять группы однокоренных слов.

2.      Наблюдение над правильным произношением слов.

3.      Учиться находить ошибки в группах однокоренных слов.

 

– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

 Наблюдение, работа с текстом (сравнение). 

 

 Организует подводящий диалог, уточняет правило.
 

Записывают однокоренные и вычеркивают лишние слова.

Выделяют корни, обсуждают в паре, делают вывод, читают правило в учебнике, сравнивают и добавляют свои слова.

Регулятивные:

 - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик.

Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше;

- знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности).

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

 Проверка понимания способа действия.
 

 Игра «Подбери родственное слово»

(работа  в группах)

Приложение 1.

– Почему вы так считаете?
- Назовите корень в этих словах. Что вы заметили? (корни в однокоренных словах чаще всего пишутся одинаково) 

-Запишите одну группу однокоренных слов в тетрадь. Выделите корень.

 Доказатель-ство
 

 Дает образец короткого доказательства
 

 Объясняют написания слов, делают выводы.
 Записывают группу однокоренных слов, выделяют корень, проверяют друг друга.

Познавательные:

- выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства.

Регулятивные:

- составление плана и последовательности действий.

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

 

Физминутка

2

Снятие мышечного напряжения и усталости с глаз

А сейчас все дружно встали,

Отдохнем, как на полянке.

Вправо, влево повернись,

Наклонись и поклонись!

Руки вверх, руки  в бок,

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку.

Молодцы вы, ребятишки!

Над полянкой кружится бабочка. Посмотрите, как она перелетает с цветка на цветок.

Наблюдение

Организует выполнение динамической физминутки и гимнастики для глаз

Выполняют гимнастику

 

 Первич

ное закрепле

ние нового материала
 

 8
 

 Развитие умения распозна

вать и подбирать однокорен

ные слова.
 

Игра  «Собери группы однокоренных слов».
Собрать группы однокоренных слов.
(работа в парах на нетбуках с использованием электронного приложения к учебнику)
 Приложение 2.

 

Самостоя-тельная работа, рефлексия, контроль, работа на нетбуке
 

 Проводит инструктаж обучающихся. Организует выступление пар, обмен мнениями
 

По очереди соединяют слова, доказывая. Один человек объясняет решение пары у доски. Производят рефлексию.

Регулятивные:

 - умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками.

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств.

Личностные:

- готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;

- оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор.

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

 

 

 

 

 

 

 Выявление однокорен

ных слов
 

Испугались медвежонка

Ёж с ежихой и ежонком,

Чиж с чижихой и чижонком,

Стриж с стрижихой и

стрижонком.

Разбежались кто куда,

Приведи-ка их сюда!

 Работа с учебником (упр. 85,

стр. 53)
 

 Помещает слова 
на доску
 

 Читают хором текст в  учебнике, дополнительно – с листов групповой работы

Регулятивные:

 - умение адекватно воспринимать оценки;

Познавательные:

- построение логической цепи рассуждений;

Личностные:

- формирование адекватной, позитивной, осознанной самооценки.

Коммуникативные:

- управление поведением партнера (контроль, коррекция, оценка его действий);

- владение монологической и диалогической формами речи родного языка.

 Самопро

верка
 

 6
 

 

 Игра «Редактор».

(задания на листах для индивидуальной работы)

Восстанови текст, добавив однокоренные слова. Выдели корень.

У меня встали _______. Ещё ______ назад ходили. А сейчас ____________ стрелка стоит неподвижно. Нужно чтобы их починил мастер - ________.

Слова для справок:  часовщик, час, часовая, часики.

 

Тест  (Приложение 2)

(на нетбуках)

http://testedu.ru/test/russkij-yazyik/2-klass/odnokorennyie-slova.html

 Игра «Редактор»,  Диктовка, самопроверка, самооценка
 

 Диктует слова
 

 Производят предваритель

ную оценку работы. Записывают слова, сверяют с записями 
на доске, ставят констатирую

щую отметку

Познавательные:

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Личностные:

- ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;

- умение выделить нравственный аспект поведения;

- готовность к сотрудничеству.

Регулятивные:

- умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.

 Подведение итогов
 

 2
 

 Соотнесе

ние поставлен

ных задач с достигну

тым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей

Игра «Рассели жильцов». (в группах)

На доске два домика. В первом живут родственники с корнем

-лёд-, а во втором – с корнем -винт-.

– Дома стоят рядом, и в оба дома одновременно приехали родственники. Они потерялись и очень ждут от вас помощи.

I вариант -лёд-.                Можно организовать работу в группах.

II вариант -винт-.          

Ледник, винтик, ледовый, заледенеть, завинтил, винтовой, ледокол, леди, вино.

 (карточки со словами раздать детям, они «заселяются» в домики) – Какие слова «остались на улице»? Почему?

 Рефлексия, контроль
 

 Задает вопросы 
о задачах урока. Спрашивает, какая задача останется 
на следующие уроки. 

Проговаривают по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делают предположения
 

Регулятивные:

 - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий;

- установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства, выдвижение гипотез и их обоснования;

Личностные:

- оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей;

Коммуникативные:

- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении  проблем, интегрироваться в группу сверстников.

Этап разъясне

ния домашнего задания

1

Обеспече

ние понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Повышенный уровень. Придумайте сказку про однокоренные слова (По желанию.)

Работа с учебником упр. 90, стр.55

Проводит разбор домашнего задания, проводит  пояснения к упражнению, дает конструктив

ные задания

Записывают задание на дом, задают вопросы

Регулятивные:

 - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения.

Познавательные:

- преобразование модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.

- самостоятельное формулирование познавательной цели;

- построение логической цепи рассуждений;

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные:

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- умение слушать и вступать в диалог.

Рефлексия

1

Обеспече

ние позитивно

го настроя на получение знаний

«Незаконченное предложение»

 

Урок наш окончен

И выполнен план.

Спасибо, ребята,

Огромное вам,

За то, что упорно,

Усердно трудились!

И знания ваши

Нам всем пригодились!

 

Рефлексия

Обеспечивает положитель

ную реакцию учащихся на уроки русского языка

Получают позитивный настрой от урока

Регулятивные:

 - оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;

- осуществлять итоговый контроль.

Личностные:

- оценивать свои достижения, степень самостоятельности,

причины неудач.

 


Приложение 1.

 

Игра «Подбери родственное слово»

(«Академия младшего школьника»)

 

8.1.1. Подбор родственных слов [MEETING 35]

ПОДБЕРИ РОДСТВЕННОЕ СЛОВО

Гора, горе, вода, водитель, моряк, моржи, корень, коржик, семя, семья.

↓↑

Семена, водный, горевать, коржи, горный, моржовый, коренной, семейный, морской, водить.

 

 

Приложение 2.

 

Игра «Собери группы однокоренных слов»

 


Скачано с www.znanio.ru

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Оборудование: проектор, ноутбук; нетбуки, листы для индивидуальной работы

Оборудование: проектор, ноутбук; нетбуки, листы для индивидуальной работы

Этап урока Вре мя, минЦель

Этап урока Вре мя, минЦель

На доске написаны слова: к руж…во

На доске написаны слова: к руж…во

Что такое корень ? – Какие значения имеет это слово?

Что такое корень ? – Какие значения имеет это слово?

А другие такие же пары слов? Кто их запомнил? (

А другие такие же пары слов? Кто их запомнил? (

Игра «Подбери родственное слово» (работа в группах)

Игра «Подбери родственное слово» (работа в группах)

Наблюдение Организует выполнение динамической физминутки и гимнастики для глазВыполняют гимнастику

Наблюдение Организует выполнение динамической физминутки и гимнастики для глазВыполняют гимнастику

Выявление однокорен ных слов

Выявление однокорен ных слов

Восстанови текст, добавив однокоренные слова

Восстанови текст, добавив однокоренные слова

Игра «Рассели жильцов». (в группах)

Игра «Рассели жильцов». (в группах)

Этап разъясне ния домашнего задания 1

Этап разъясне ния домашнего задания 1

Приложение 1. Игра «Подбери родственное слово» («Академия младшего школьника») 8

Приложение 1. Игра «Подбери родственное слово» («Академия младшего школьника») 8
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.03.2017