Урок по русскому языку на тему "Роль местоимений в речи"(6 класс, русский язык)
Оценка 5

Урок по русскому языку на тему "Роль местоимений в речи"(6 класс, русский язык)

Оценка 5
Презентации учебные +1
docx
русский язык
6 кл
29.01.2017
Урок по русскому языку на тему "Роль местоимений в речи"(6 класс, русский язык)
Презентация к уроку с заданиями для самопроверки.
Роль местоимений в речи.docx
Урок  по русскому языку  в 6 классе «Роль местоимений в речи » Провела: Мусина А.М.,  учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №28» г. Магнитогорска 2016 год Цели урока: 1. Определить место местоимений в русском языке научить правильно употреблять  местоимения, чтобы речь была ярче,   красивее и выразительнее. 2. Развивать внимание, память, творческие способности. 3. Воспитывать в учениках любовь к языку, чувство коллективизма.  Задачи: Образовательные: ­ формировать умение работать со словом, понимать его эстетическое и нравственное  значение; ­ формировать и развивать навыки анализа текста художественного произведения; Развивающие: ­ развивать образное мышление, творческие способности, коммуникативно­речевые  умения. Воспитательные: ­ воспитывать внимательное отношение к своему внутреннему миру; ­ формировать умение делать и проводить нравственно­эстетическое оценивание  содержания. Формирование компетенций: Личностные: ­ формирование социально значимых качеств личности; ­ формирование готовности следовать в своей деятельности нормам морали и  нравственным критериям. Коммуникативные: ­ формирование умения организовывать и осуществлять сотрудничество  со сверстниками; ­ формулировать собственное мнение и позицию; Регулятивные универсальные учебные действия: ­ определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с учителем; ­ планировать свое действие в соответствии с постановленной задачей; ­ оценивать результаты своей деятельности. Познавательные универсальные учебные действия: ­ сравнивать, находить нужную информацию. Планируемые результаты: Личностные: ­ готовность следовать в своей деятельности нравственным категориям, осознанно выбирая их за основу ценностно­смыслового самоопределения. Тип урока: комбинированный урок Методы: слово учителя, беседа, игра. Оборудование: компьютер, проектор, доска. Ход урока: 1. ­ Здравствуйте, ребята, гости. Сегодня у нас необычный урок, урок открытый, т.е.  показательный.  А значит, мы должны показать свои знания, умения и стремление  добиваться  любых целей. ­ Итак, мы начинаем. Запишите число: «Десятое марта» А тему я не написала, потому  что хочу, чтобы вы сами дали название нашему уроку. Мы подробно изучили  интересную часть речи… местоимение. Но мы должны решить, не зря ли мы потратили  столько времени… Определить тему урока поможет вам эпиграф:                                                                                Я о себе такого мнения:                                                                                     Огромна роль местоимения!                                                                               Я делу отдаюсь сполна:                                                                    Я заменяю имена!  (Э. Гордеев)  (прошу прочитать выразительно эпиграф. Обсудить варианты темы, записать название в тетради, эпиграф красиво, аккуратно записываем в тетрадь) 2.Представление сказки «Сказка о том, как появились местоимения» (видеоролик,  выполненный учеником)               Слова учителя:    Сказка о том, как появились местоимения. В далёкие времена в одном царстве – государстве жили добрые и весёлые люди. Они трудились, не покладая рук, поэтому их государство славилось богатством и достатком. А  неподалёку от этого царства среди мрачных скал в сырой пещере жила злая колдунья,  которую раздражало веселье, трудолюбие и жизнерадостность людей. Она долго ломала  голову  над тем, как навредить своим счастливым соседям, чтобы они перестали работать,  веселиться и радоваться жизни, и, наконец, придумала страшную месть. Схватила она свой  волшебный посох, ударила им три раза о землю и прокричала:  ­ Пусть эти счастливчики забудут свои имена: пусть дети забудут имена родителей, а  родители имена детей; пусть они забудут названия всего, что их окружает! Злая колдунья отбросила посох и, со злорадством потирая руки, сказала: ­ Вот теперь они, не понимая друг друга, обязательно рассорятся. Придёт конец их счастью и радости! Давайте теперь и мы перенесёмся в сказочное царство.          В нём, к сожалению, уже царил беспорядок. Люди стали мрачными,  раздражительными, грустными. Ещё ничего не понимая, они пытались объяснить  случившееся, но у них ничего не получалось. Так продолжалось до тех пор, пока жители  волшебного государства не догадались, что они забыли свои имена, имена своих детей,  близких, названия всего того, что их окружало. Как вернуть свои имена, как узнать  названия предметов и вещей, они не знали. И от этого очень страдали.         Но вот однажды в это царство случайно попал добрый мудрец с длинной седой  бородой. Люди, удручённые бедой, бросились ему навстречу и, поведав о своём горе,  попросили помочь вернуть им былую жизнь, полную радости и веселья. ­ Хорошо, я помогу вам вернуть имена, но это будет не сразу, ­ пообещал мудрец. – А пока я даю вам слова вместо названий и имён, которые отобрала злая колдунья. Эти слова будут только указывать на лица или предметы. Используя их, вы сможете разговаривать,  понимать друг друга. Например, каждый из вас о себе будет говорить я; если вас будет  много – скажете мы. Обращаясь к кому – либо, говорите ты, а к нескольким людям – вы.  Рассказывая о ком – то или о чём – то, говорите он, она, оно, если их много – они. А пока,  прощайте! Я иду к злой колдунье за вашими именами.       Мудрец долго искал пещеру лютой ведьмы и, наконец, добрался до её жилища. Он  попросил ведьму вернуть жителям царства их имена. Колдунья согласилась, но с условием, что отгадает её хитрые загадки. Она, конечно же, была уверена, что никто никогда не  сможет разгадать их.  Отгадал мудрец все загадки. Так что пришлось ведьме возвращать имена жителям доброго  царства. Всё стало на свои места, но людям так понравились слова, которые им подарил  мудрец, что с ними было жаль расставаться. И люди оставили их себе, чтобы тоже  употреблять в речи. Так как эти слова были даны вместо имён и названий предметов, то их  так и назвали: «вместоимения», то есть «вместо имени», но затем буква в затерялась, и  слова стали называться местоимениями. _ Ребята,  я предлагаю выяснить в словарях разных авторов, как даётся толкование слова  «местоимение» и соответственно определить отношение лингвистов к местоимению. Например, Филипп Федорович Фортунатов утверждал, что местоимение – лишняя часть  речи. Справка. В латинском языке местоимение имело название прономен. Это слово состоит   из двух слов: состоит  из двух слов: предлога про – «вместо» и существительного номен – «имя», то  есть местоимение буквально означает «вместо имени». (на слайде) (Несколько учеников работают с толковыми словарями, представляют словарь, с которым  работали, называют автора, зачитывают словарную статью слова «местоимение», потом делают общий вывод. Остальные учащиеся записывают значение слова «прономен") 3.Формулирование   основных   понятий,   связанных   с   темой   "Местоимение», составление таблицы «Разряды местоимений»  ­А   знаете,   какое   задание   дала   колдунья   мудрецу?   Она   велела   собрать   все   признаки местоимений и объединить местоимения  в  разряды. Вам сейчас предстоит восстановить эту таблицу. Условие: 3 команды получают по конверту с заданием, они совместно должны быстро и качественно собрать таблицу. За правильную таблицу можно заработать 9 жетонов, +1 за скорость выполнения, ­ 3 за дисциплину. (Коллективно собирают таблицу «Разряды местоимений», по одному из команды проверяют свою таблицу по шаблону, подсчитывает количество положенных жетонов.) 4. Творческая  работа. Сочинение рассказа или сказки по заданному началу. Пока идёт проверка, предлагаю выполнить творческую работу, за которую группа может  заработать максимально по 6 жетонов.  Сказка про местоимения.           В тридевятом царстве, в тридесятом государстве была большая страна. А страну эту  называли Страна Местоимений. И были в этой стране и большие, и малые города. И  названия этим городам были – Личный, Возвратный, Притяжательный, Указательный,  Вопросительный, Относительный, Отрицательный, Определительный и Неопределённый. И  жило в этой сказочной стране великое множество местоимений. И селились они по городам по своим интересам и характерам.              Так в городе Личный жили личные местоимения. Гордые и независимые жители Я  живут на улице Яколки. Когда они женятся, то меняют свою фамилию на – МЫ. На улице  Тыколки живут воспитанные взрослые – ВЫ и их озорные детки – ТЫ. На Дружной улице  живут брат ОН, сестра ОНА и их фантастическое животное ОНО. Их видят всегда вместе  и зовут просто – ОНИ.         Самый маленький город в стране ­ Возвратный. В нём живёт только одна семья –  себялюбки, так их называют в других городах. Потому что они только и делают, что  говорят о себе и любят только СЕБЯ.          Третий город – Притяжательный. В этом городе живут очень дружные жители –  местоимения   МОЙ, ТВОЙ, ЕГО, ЕЁ, НАШ, ВАШ, ИХ, СВОЙ. Они всегда готовы помочь  не только жителям своего города, но и жителям всей страны.         В городе Указательный живут самые невоспитанные местоимения. Они только и  делают, что показывают друг на друга пальцем и говорят: ЭТОТ, ТОТ, ТАКОЙ.         Самые любознательные жители страны собрались в одном городе. Они постоянно  задают друг другу и всем, кто к ним приезжает вопросы: КТО? ЧТО? КАКОЙ? КАКОВ?  КОТОРЫЙ? ЧЕЙ? СКОЛЬКО? Поэтому своему городу они дали самое правильное  название – Вопросительный.           А вот в городе Относительный вопросов нету. Там живут очень спокойные жители,  хотя внешне слова, которые они произносят и похожи на слова их соседей: КТО, ЧТО,  КАКОЙ, КАКОВ, КОТОРЫЙ, ЧЕЙ, СКОЛЬКО. Только говорят они их спокойно.  Например, вот так мама может сказать своему непослушному ребёнку: “Ах, в который раз  ты не слушаешься меня”          В городе Определительный живут всякие разные местоимения. У них очень разные  интересы, но все они очень добрые и работящие жители: ВЕСЬ, ВСЯКИЙ, КАЖДЫЙ,  САМ, САМЫЙ, ИНОЙ, ЛЮБОЙ, ДРУГОЙ.          Самые упрямые местоимения живут в городе Отрицательный. Они ни с кем никогда не соглашаются и всегда всё отрицают: НИКТО, НИЧТО, НИЧЕЙ, НИКАКОЙ, НЕКОГО,  НЕЧЕГО. Они часто говорят: “Никого, ничего никто не видел. Ничего никто не брал. И  вообще я ничего не знаю. ” Самый последний город в Стране Местоимений – это город Неопределённый. У жителей  этого города есть одна любимая сказка. Которая начинается словами: “В НЕКОТОРОМ  царстве, в НЕКОТОРОМ государстве жили­были НЕСКОЛЬКО НЕКТО и НЕЧТО.  НЕКОТОРЫЙ КТО­ТО ЧТО­ТО там видел красивое нечто, но нам с вами об этом не  расскажет… ” (Каждая группа делится на тройки для совместной работы, сочиняют для каждого разряда по   2­3   предложения,   выделяя   особенности   каждого   разряда,   читают   вслух,   чтобы получился один рассказ с названием «Сказка про местоимения») Физкультминутка. ­Объявляю физкультминутку. Встаньте, пожалуйста, повторяем за мной и  выполняем движения: я, ты, он, она­ вместе дружная семья. (2раза)( Выполняют элементарные физические упражнения.) ­Спасибо, садитесь на место. Продолжаем. В домашнем упражнении вам нужно было выполнить морфологический разбор  местоимений какой­то и что. Двое учеников выполняют разбор на доске и объясняют 5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 5 мин+ 2 мин на проверку. Орфографическая пятиминутка. ­В тетрадях выполняем задания на знания орфографических, орфоэпических и  грамматических норм.   (Выполняют задания со слайдов, списывают, вставляют пропущенные буквы, раскрывают  скобки, ставят ударение.) 6.Включение в систему знаний.Резерв. Работа с текстом по учебнику. ­Задание по учебнику. На с.  упр.     Работаем   с   текстом.   О   чём   говорится   в   тексте.     Надо   выписать     из   данного   текста местоимения: оценки ставим по уровню: 3 уровень – 5 мест., 2 уровень – 10 мест., 3 уровень – все (т.е.13)  Проверка по слайду (Выразительно читают, обсуждают тему текста, выписывают местоимения.) 7.Рефлексия учебной деятельности на уроке(итог урока) и эмоциональная рефлексия. Заполнение оценочного листа с пояснением. ­ Слово предоставлю ученице, которая подведёт итог урока своим сочинением­  рассуждением. Итак, вернёмся к началу нашего урока. Какова же роль местоимений в речи? Д/з: написать сочинение­рассуждение на лингвистическую тему о любом разряде  местоимений. (Слушают, делают выводы, высказывают своё мнение. Записывают д/з. Заполняют оценочный лист, выставляют среднюю оценку в дневник, считают количество  жетонов.) Ребята,  если вам понравился урок, я прошу вас сказать друг другу: «Ай да мы, молодцы!»  и поаплодировать. Спасибо за работу. Урок окончен. До свидания.

Урок по русскому языку на тему "Роль местоимений в речи"(6 класс, русский язык)

Урок по русскому языку на тему "Роль местоимений в речи"(6 класс, русский язык)

Урок по русскому языку на тему "Роль местоимений в речи"(6 класс, русский язык)

Урок по русскому языку на тему "Роль местоимений в речи"(6 класс, русский язык)

Урок по русскому языку на тему "Роль местоимений в речи"(6 класс, русский язык)

Урок по русскому языку на тему "Роль местоимений в речи"(6 класс, русский язык)

Урок по русскому языку на тему "Роль местоимений в речи"(6 класс, русский язык)

Урок по русскому языку на тему "Роль местоимений в речи"(6 класс, русский язык)

Урок по русскому языку на тему "Роль местоимений в речи"(6 класс, русский язык)

Урок по русскому языку на тему "Роль местоимений в речи"(6 класс, русский язык)

Урок по русскому языку на тему "Роль местоимений в речи"(6 класс, русский язык)

Урок по русскому языку на тему "Роль местоимений в речи"(6 класс, русский язык)

Урок по русскому языку на тему "Роль местоимений в речи"(6 класс, русский язык)

Урок по русскому языку на тему "Роль местоимений в речи"(6 класс, русский язык)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2017