Урок по русскому языку "Омонимы" 2класс УМК "Начальная школа 21 века"

  • Презентации учебные
  • Разработки уроков
  • docx
  • 01.04.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Слова- омонимы.docx
Т е м а :  СЛОВА­ОМОНИМЫ Создать условия для ознакомления с понятием «омонимы», наблюдения за использованием  омонимов в речи  1. Наблюдать за словами одинаковыми по звучанию и написанию, но разными по значению.  Познакомить с новой языковой формой «омонимы». Ввести в речь детей термин «омонимы».  2. Способствовать развитию умения находить омонимы в тексте, определять их значение, используя разнообразные источники информации (текст, рисунок, словарь), использовать в повседневной  речи. 3.Прививать осознанный интерес к русскому языку как средству основного общения. Открытие новых знаний и способов действий Сравнивают, классифицируют, характеризуют языковые формы слов (синонимы, антонимы,  омонимы). Объясняют понятие «омонимы». Наблюдают за использованием омонимов. Находят  омонимы в тексте. Определяют значение слова по различным источникам информации. Формируют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к языку;  осознание смысла своих учебных действий; способность к самооценке и самоанализу. П – умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;  выдвигают и формулируют проблему, самостоятельно создают алгоритмы деятельности при  решении проблем творческого и поискового характера. Р – принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с  поставленной задачей и условиями ее реализации, контролируют и оценивают свою деятельность на уроке. К – договариваются, приходят к общему решению; используют в общении правила вежливости,  сотрудничают в решении учебных задач, ведут учебный диалог. Слова­омонимы. Использование омонимов. Омонимы в тексте.  Педагогическая  цель Задачи Тип урока Планируемые  результаты  (предметные) Личностные  результаты Универсальные  учебные действия  (метапредметные) Основное содержание темы, понятия, терминыС ц е н а р и й   у р о к а Деятельность учителя  «С русским языком можно творить чудеса» К.Г.  Паустовский Желаю вам сегодня на уроке раскрыть новые чудеса  русского языка. Формы, методы,  методические  приёмы Фронтальная .  Словесный.  Слово  учителя Форма контрол я Деятельность обучающихся Осуществляем Формируемые ые  действия Приветствую т учителя.  Организуют  свое рабочее  место умения Проявляют  мотивационну ю готовность  к учебной  деятельности. Работа в  парах.  Практичес­ кий.  Фронтальная Словесный. Работа в парах. (На доске и у ребят в конвертах находятся слова:  нежный, ласковый, жара, пекло, спешить,  торопиться, горькое, сладкое, друг, враг, трудиться,  бездельничать, коса, ключ, свет) ­ Вашему вниманию предложены слова. Какое  задание вы могли бы с ними выполнить? ­ Работая в паре, проведите классификацию по  определённому признаку и объясните свой выбор. ­ Группировку, классификаци ю. Самостоятел ьная работа.  ­ По какому признаку сделали группировку?  Назовите свою группу. Докажите. У какой пары  ­ Синонимы,  антонимы. Беседа  по  вопрос ам Принимают и  сохраняют  учебную  задачу,  соответствую щую этапу  обучения;  высказывают  свое мнение договаривают ся, приходят  к общему  решению;  Этапы урока I.  Мотивир ование  к учебной деятельно сти  (организа ционный  момент) II.  Актуализ ация и  фиксиров ание  индивиду ального  затруднен ия в  пробном  учебном  действииЭтапы урока Формы, методы,  методические  приёмы Деятельность учителя  группировка происходила по такому же признаку? ДОСКА:                                 СИНОНИМЫ АНТОНИМЫ нежный, ласковый           горькое – сладкое жара, пекло                       друг ­ враг спешить, торопиться       трудиться – бездельничать III.  Постанов ка  учебной  задачи Фронтальная Словесный.  Сообщение  учителя,  проблемный беседа ОМОНИМЫ коса, ключ, свет Обратиться в сводную таблицу на доске: чем  похожи, чем отличаются синонимы и антонимы. ­ Все ли слова были использованы? ­ Какие остались? Почему? ­ Можно ли сказать что эти слова вам неизвестны? ­ Кто сможет объяснить их значение? ­ Как бы вы их назвали?  ­ Хотите ли вы узнать как называют такие  многозначные слова в русском языке? Для чего? ­ Какой же будет цель нашего урока? МНОГОЗНАЧНЫЕ  Да, действительно, мы сегодня узнаем: ­ Как называются такие слова. ­ Будем определять значение слов в различных  источниках информации. ­ Употреблять их в своей речи. ­ Находить в тексте. (Все этапы прикрепляются на доску) Форма контрол я Беседа  по  вопрос ам Деятельность обучающихся Осуществляем Формируемые ые  действия ­ коса, ключ,  свет Объясняют  значение  оставшихся  слов,  определяют  их  многозначнос ть, понимают и принимают  важность  новых знаний,  участвуют в  постановке  умения используют в  общении  правила  вежливости,  сотрудничают в решении  учебных  задач, ведут  учебный  диалог Принимают активное  участие в  постановке  учебной  задачи под  руководством учителя Устанавливаю т причинно­ следственные  связи;  допускаютДеятельность обучающихся Осуществляем Формируемые Форма контрол я Этапы урока Формы, методы,  методические  приёмы Деятельность учителя  ­ Какую из поставленных целей вы сможете решить  сразу самостоятельно без помощи учителя? ­ Где? ­ Откройте урок № 111. Как же называются наши многозначные слова? (слово прикрепляется над словами на доске и в  сводную таблицу) ­ Обратите внимание на раздел. Как вы будете  работать на уроке? ­ Какую следующую тайну будем открывать? IV.  Открыти е новых  знаний и  способов  действий. 1. Слова­ Фронтальная . Словесный, наглядный.  Работа с  рисунком,те кстом,  словарём,  беседа,  Определение значения слов в различных источниках  информации. 1) Слайд ТЕКСТ ые  действия учебных целей ­Определить как  называются такие слова. ­ В учебнике. ­ Омонимы ­ Будем  открывать тайны  русского языка ­ Будем  определять  значение слов в  различных  источниках  информации Читают  текст,  рассматриваю т картинки,  овладевают  понятием  «омонимы»;  отвечают  умения существовани е различных  точек зрения;  договаривают ся, приходят  к общему  решению Воспроизводя т по памяти  информацию,  необходимую  для решения  учебной  задачи Беседа по  вопрос ам,  правил о Выделяют  необходимую  информацию  для выпол­ нения  учебных  заданий с  использованиДеятельность учителя  Этапы урока Формы, методы,  методические  приёмы омонимы анализ,  сравнение,  обобщение,  самостоятел ьная работа. РИСУНОК ­ Что находится перед вами? ­ Значение, какого слова они вам объясняют? ­ Почему слово одно, а рисунки разные? ­ О каких значениях слова они нам сообщили? Запись в тетрадь: Коса девичья, коса морская, коса острая. ­Назовите омонимы. Как они пишутся? Подчеркните. ­ А что можно сказать про значение? 2) Слайд. Форма контрол я Деятельность обучающихся Осуществляем Формируемые умения ем учебной  литературы ые  действия на вопросы ­ рисунки ­коса ­ одинаково ­ разное ­ текстЭтапы урока Формы, методы,  методические  приёмы Деятельность учителя  Деятельность обучающихся Осуществляем Формируемые ые  действия умения Форма контрол я ­ ключ Знак, шифр,  вода ­ одинаково ­ разное ­ свет ­ в словаре ­ работают со  словарём,  обсуждают,  записывают ­омонимы ­ в учебнике Читают правило.  ­ определяют  значение слов в  различных  источниках  работают с  толковым  словарем ориентируютс я в учебнике; Индивидуал ьная.  Практически й.  ­ Обратите внимание на следующий источник  информации. Как бы вы его назвали? ­ Значение какого слова объясняет текст? ­ О каком значении слова «ключ» узнали? ­Запишите в тетрадь. Ключ – знак, ключ – шифр, ключ – вода. ­Назовите омонимы. Как они пишутся? Подчеркните. ­ А что можно сказать про значение? 3)­ Значение какого слова мы ещё не определили? ­ Где ещё можно узнать значение слова? СЛОВАРЬ ­ 1 вариант найдите в словаре 1ое значение слова  СВЕТ; 2 вариант 2ое значение этого слова.Деятельность обучающихся Осуществляем Формируемые ые  действия информации умения Форма контрол я Этапы урока Формы, методы,  методические  приёмы Деятельность учителя  ­ Запишите одно из значений. ­ Какими по звучанию и написанию были слова над  которыми вы работали? ­ А по значению? Итог.  ­С какой группой слов работали? ­ Что вы о них узнали? ­ Где можно проверить наше открытие? ­ Какую тайну языка открывали? ­ С какими источниками работали? ­Что ещё может являться источником информации? 2.  Ударение  в словах­ омонимах Фронтальная . Словесный. Упражнение, работа с  текстом,  проблемный  беседа ­ Готовы ли вы и дальше открывать тайны русского языка? С чем нам придётся столкнуться на следующем этапе урока? ­ Познакомьтесь с заданием упражнения №2. О чём просит автор? ­ Прочтите предложения молча! ­ Кто прочтёт 1ое предложение? Наконец мы нашли старый замок. ­ О чём идёт речь в предложении? ­ Может кто­то прочтёт иначе? ­О чём идёт речь в данном предложении? ­ Что же произошло с нашей речью? Почему ­ Употреблять  омонимы в  своей речи Читают  предложения, отвечают на  вопросы;  определяют  роль ударения Выделяют  необходимую  информацию  из учебного  текста Упраж нение,  беседа  по  вопрос ам Устанавливаю т причинно­ следственные  связи;Этапы урока Формы, методы,  методические  приёмы Деятельность учителя  Деятельность обучающихся Осуществляем Формируемые ые  действия изменилось значение предложения? УДАРЕНИЕ ­ Что необходимо учитывать чтобы понять смысл прочитанного? Аналогично рассматриваются 2 других Итог: что мы теперь будем учитывать при работе с предложения. омонимами? (дополнение в сводную таблицу) работа  с рубрикой  «Подсказка» Форма контрол я умения допускают  существовани е различных  точек зрения;  договаривают ся, приходят  к общему  решению Воспроизводя т по памяти  информацию,  необходимую  для решения  учебной  задачи V.  Закрепле ние  знаний и  Групповая.  Дифференци рованная  Практически й.  ­ Смогут ли мои открыватели найти омонимы в  тексте? Предлагает выполнить  упр. 3(сильным) ­Прочтите предложение. Запишите его в тетрадь.  Находят  «спрятанную» шутку  Упраж нение Проявляют  интерес к  учебному  материалу  УстанавливаюДеятельность обучающихся Осуществляем Формируемые ые  действия Этапы урока Формы, методы,  методические  приёмы Деятельность учителя  Ппроблемны й  Упражнение Подчеркните слово, в котором «спряталась» шутка.  Объясните, в чём заключается шутка. Запишите  омоним правильно. способов  дей­ ствий 1.  Дифферен цированна я  самостоят ельная  работа Форма контрол я умения т причинно­ следственные  связи;  допускают  существовани е различных  точек зрения;  договаривают ся, приходят  к общему  решению Используют  знаково­ символически е средства  для решения  учебной  задачи  Организует работу  с упр. 4(средним) ­ Рассмотрите таблицу. Прочтите предложения.  Найдите омонимы. Разместите их в таблице. Заполняют  таблицу,  записывают  омонимы Работа со слабыми детьми в отдельной группе. ­ Прочтите текст. Соедините предложения и  рисунок. Объясните свой выбор. Соотносят  Учатся  работать поЭтапы урока Формы, методы,  методические  приёмы Деятельность учителя    2.  Проверка  дифферен цированно й  самостоят ельной  работы VI.  Рефлекси я учебной деятельно сти  на уроке  (итог) Сначала свою работу представляют у доски ребята  из слабой группы, потом сильной, затем средней.  ­ С какой целью вы вышли к доске. Назовите  задание. Как рассуждали. Оцените работу группы. Фронтальная . Словесный. Беседа «С русским языком можно творить чудеса» К.Г.  Паустовский Какие чудеса русского языка вам запомнились? – Что нового узнали сегодня на уроке? ­ Что такое омонимы? – Что получилось хорошо? – Что вызвало затруднения? – О чём хотели бы узнать подробнее? ­ Выполнили мы поставленные цели? ­ Как вы себя оценили? Почему? Деятельность обучающихся Осуществляем Формируемые ые  действия текст и  картинки –  омонимы,  объясняют  значение Отвечают на  вопросы умения предложенно му учителем  плану Представляю т и  анализируют  работу  группы осмысливают  и оценивают  свою  деятельность Открыто  осмысливают  и оценивают  свою  деятельность  на уроке Форма контрол я Беседа  по  вопрос ам.  Саморе гуляци яФормы, методы,  методические  приёмы Фронтальная . Словесный. Объяснение  учителя Этапы урока VII.  Домашне е задание. Упражнен ие 6ж,5з,  словарь кр Деятельность учителя  Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания.  Проверяет соответствующие записи Форма контрол я Упраж нение Деятельность обучающихся Осуществляем Формируемые ые  действия Слушают  объяснение  учителя.  Делают  соответству ющие записи умения Принимают  учебное  задание в  соответствии  с уровнем  своего  развития