Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа с. Ныр Тужинского района Кировской
области
«Правописание слов с
безударными гласными в
корне»
открытый урок русского языка
в 3 классе разработала и
провела учитель начальных
классов Кульпина
Ирина Михайловна 2015 г.
Цели:
Образовательные:
отрабатывать умения правильно писать слова с безударными гласными в корне
слова;
отрабатывать умения проверять слова с безударными гласными в корне;
формировать умение выбора способов проверки безударных гласных путём
изменения проверяемого слова так, чтобы безударный гласный стал ударным и
путём подбора однокоренного слова.
Развивающие:
развивать устную речь, орфографическую зоркость, навыки грамотного письма,
мышление, внимание;
развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы;
развивать интерес к русскому языку, работать над выразительностью чтения.
Воспитывающие:
воспитывать любовь к животным, ответственность за них и бережное
отношение к ним, любовь к природе; учить её беречь и охранять;
воспитывать чувство взаимопомощи и сотрудничества при работе в парах;
умение осуществлять проверку, самопроверку, слушать других.
Планируемые результаты:
учащиеся научатся проверять безударные гласные в корне слова разными
способами;
научатся сопоставлять произношение и написание слов;
научатся подбирать проверочные слова.
Ход урока
1.Организационный этап (психологический настрой на урок). Оформление
тетради. Орфографическая минутка.
Урок русского языка. Сегодня к нам на урок пришли гости, они посмотрят, чему
вы научились, как умеете писать, работать на уроке, и что вы знаете. Но сначала
оформим тетради, откройте свои тетради, подпишите число, классная работа.
( Слайд № 2.)
Урок начинаем с орфографической пятиминутки, я диктую слова, вы записываете
себе в тетрадь, но будьте внимательны записывайте без ошибок. Затем проверим.
(Учитель диктует слова, а дети записывают в тетрадь.)
Все слова записали. Молодцы! Давайте проверим, читайте и называйте изученную
орфограмму. ( На и/доске записаны слова с выделенными орфограммами, дети
проверяют свои записи по доске: лиса, заяц, окунь, пчела, медведь, ворона, бабочка).
( Слайд № 3)
Оцените свою работу сигнальными карточками. Молодцы, правила вспомнили. А как можно, одним словом назвать эти слова? (Правильно – эти животные).
Животных каких групп мы видим? Верно здесь есть звери, насекомые, птицы и рыбы.
Посмотрите на доску, этих животных вы видите на доске, а какое у них настроение?
( На и/доске изображение весёлых животных). ( Слайд № 4)
Скажите, у кого из вас такое же настроение?
Каким бы вы хотели видеть наш урок?
Повернитесь друг к другу, посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Давайте
создадим дружелюбное настроение на уроке. Положите ладошки. Скажите:
«Я желаю тебе сегодня добра.
Ты желаешь мне сегодня добра.
Если будет трудно, я тебе помогу».
2. Актуализация знаний. Мотивация (самоопределение) к учебной
деятельности.
Животные приготовили для вас несколько заданий. Я думаю, что вы с ними
справитесь. Медведь просит вас ему помочь, на доске записана группа слов. Он не
может определить, по какому признаку слова объединены в одну группу?
Посмотрите внимательно и ответьте, помогите Мишке. (Слайд № 5)
Стрела
Дожди
Светить
Солёный
(Дети отвечают, что в середине всех слов есть безударные гласные, которые нужно
проверять)
Давайте вспомним, как проверить написание данных слов? (надо изменить
проверяемое слово так, чтобы безударный гласный стал ударным или надо подобрать
однокоренное слово.) Дети подбирают проверочные слова и проверяют их по и/доске.
(Слайд № 6 – 7).
3. Определение темы урока и постановка целей урока (Целеполагание).
Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока. (Дети пробуют
сформулировать тему урока).
Тема урока: Правописание слов с безударными гласными в корне. (Слайд № 8).
Как вы считаете, какие цели мы должны поставить на урок? Давайте их вместе с
вами сформулируем: (Слайд № 9)
будем учиться правильно писать слова с безударными гласными в корне
слова;
будем учиться проверять написание безударных гласных, выбирая разные
способы проверки.
Цели мы поставили, в конце урока подведём итоги.
4. Работа по теме урока. Включение в систему знаний и повторение
(систематизация и обобщение знаний, закрепление изученного материала).
Самостоятельная работа учся с проверкой по образцу. (Слайд № 10)
Лисичка предлагает вам поработать самостоятельно. У неё на доске записаны слова
с пропущенными в корне безударными гласными. Вам нужно записать эти слова к себе в тетрадь через запятую. Не забывайте о том, как проверить, правильно ли вы
записываете нужную букву, записав проверочное слово рядом. А когда все слова
запишите, то проверим. (Запись слов: Земной – земли, подшивал – шил, затихать –
тихо, зеркальное – зеркало, чистовик чисто).
Давайте проверим написание слов. Как вы выбирали букву для каждого слова?
Оцените свою работу сигнальными карточками.
Работа с интерактивной доской по электронному приложению к учебнику
«Русский язык» Упражнение «Помоги братьям Лосям спуститься на
землю». (Слайд № 1112)
А сейчас зайчик предлагает вам выполнить упражнение на выбор проверочного
слова. Но чтобы не ошибиться, давайте ещё раз вместе с ним вспомним, что нужно
для того, чтобы правильно написать слова с безударными гласными в корне слова.
Дети вспоминают правило и проговаривают его
• Безударный – хитрый гласный!
Слышим мы его прекрасно.
А в письме какая буква?
Здесь поможет вам наука:
Гласный ставь под ударенье,
В корне нет теперь сомненья!
Ну что ж правило вспомнили, а сейчас будем выполнять упражнение. «Помоги
братьям Лосям спуститься на землю». Нужно выбрать проверочные слова для
каждого слова.
(Один ученик работает у доски, остальные проверяют, затем оценивают работу
своего товарища сигнальными карточками).
Работа в группах. (Слайд № 13)
Ребята, животные очень довольны вами, вы хорошо работаете коллективно,
самостоятельно, индивидуально, а вот ещё они предлагают вам работу в группах. У
вас на доске записаны слова. Но в некоторых словах допущены ошибки. Вам нужно
найти ошибки в написании безударной гласной. 1 группа ищет ошибки в 1 столбике, 2
группа – во втором. Слова вам нужно записать сразу правильно в тетрадь, проверив
их написание подобрав проверочные слова, можно устно.
Катёнок
Молыш
Затопил
Писал
Честюля
(Дети исправляют слова, записывают их, объясняя, почему именно эту букву, а не
другую они написали в середине слова). Давайте проверим. Проверка с доской.
Взаимооценивание смайликами друг друга. Каждая группа оценивает другую.
А сейчас немного отдохнём.
земляной
кливать
редовой
липучий
мясной
Физкультминутка
. Гимнастика для глаз. (Слайд № 1415) Ребята, мы много работали, глазки у вас устали. Давайте проведём гимнастику для
глаз. Встаньте изза парты, внимательно смотрите на доску и следите глазками за
движением разных предметов, фигур. Не забывайте, у нас работают только глазки.
Тест. (Слайд № 16)
И в конце урока я хотела бы, чтобы вы ещё раз закрепили свои знания по изученной
теме. Вам даётся тест «Безударные гласные в корне слова». Вам нужно выбрать
правильные утверждения и отметить правильный ответ галочкой или крестиком.
Потом проверим и подведём итоги. (В конце тест проверяется, сверяется с доской и
оценивается смайликами.)
Тест «Безударные гласные в корне слова»
1. В какой строке верно «закончено» правило: «Чтобы проверить безударный
гласный в корне слова, надо подобрать такое проверочное слово, …
1) чтобы на согласный падало ударение.
2) чтобы после согласного стоял гласный.
3) чтобы на гласный падало ударение.
2. В какой строке в слове можно проверить безударный гласный в корне слова,
изменив форму слова:
1) ковёр
2) шалун
3) волна
3. В какой строке в слове безударную гласную можно проверить:
1) тарелка
2) улица
3) часовой
4. В какой строке в словах в корне 2 проверяемые безударные гласные:
1) заколосится
2) гороховый
3) переделать
5. В какой строке во всех словах в корне пишется проверяемая безударная
гласная «я»:
1) ч…тать, пл…сать, м…чтать
2) м…сной, загл…нул, р…бой
3) п..тёрка, мес…ц, гр….да
6. Рефлексия деятельности (итог урока).
Ребята наш урок подошёл к концу.
А сейчас домашнее задание. Д/задание будет сегодня вам дано на карточках в 3х
вариантах разных уровней. Они помечены разными цветами.
Для 1 группы детей (с низким уровнем обучаемости) используется
дифференциация по степени и характеру помощи (карточки с проверочными
словами) – красный цвет.
1 группа:
Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Озаглавьте. За лесом глубокий пруд. В нём ж…вут кар…си и л…ни. Около пр…да раскинулись
д…ревья. Под ними р…стут красивые цв…ты. А вот и белые гр…бы. Как они х…
р…ши!
Для детей 2 группы (средний уровень обучаемости) используется
дифференциация по степени сложности. Операционный компонент. Развитие
мыслительных операций анализа и синтеза – зелёный цвет.
2 группа
Спиши текст, вставляя подходящие по смыслу слова. Озаглавь.
За лесом глубокий …. В нём живут _____ и_____. Около пруда раскинулись____.
Под ними растут красивые_____. А вот и белые_____. Как они _____!
Слова для справок: л…ни, х…р…ши, д…ревья, цв…ты, гр…бы, кар…си, пру… .
Для детей 3 группы (высокий уровень обучаемости) используется
дифференциация по уровню творчества. Операционный компонент. Развитие
творческого мышления. Мотивационный компонент – жёлтый цвет.
3 группа
Составь текст, используя слова: пру(д,т), к(а,о)раси, л(и,е)ни, д(е,и)ревья, цв(е,и)ты,
гр(и,е)бы, х(о,а)р(о,а)ши.
Озаглавь полученный текст.
Ребята, на уроке мы с вами очень плодотворно поработали. Сделали очень много.
Давайте подведём итог нашего урока.
Какая тема урока была сегодня?
Какие цели мы ставили в начале урока?
Достигли мы этих целей?
Что каждый из вас сегодня на уроке для себя взял?
У меня на доске предложения. Дополните их, пожалуйста. Пусть каждый из вас
скажет, что он сегодня для себя взял.
(Дети дополняют предложения. Рефлексия содержания учебного материала.)
(Слайд № 17.)
• Сегодня на уроке я научился…
• Своей работой на уроке я …
• Урок заставил меня задуматься о …
• А особенно мне удалось …
• Я понял, что …
• Мне было интересно, потому что …
Ребята наши гости с вами прощаются, им было очень интересно. Вы много сделали
на уроке. Молодцы!
А на прощание они хотели бы дать вам совет правило по теме урока.
Если буква гласная вызвала сомнение,
ты её немедленно ставь под ударение!
А сейчас давайте оценим свои достижения на уроке.
Используется рефлексия «Дерево успеха». (Слайд № 18) На дерево детьми прикрепляются разные листочки, как они работали на уроке. Дети
себя оценивают и листочки вешают на дерево.
Красный цвет – 3 – 4 ошибки
Жёлтый цвет – 1 – 2 ошибки
Зелёный цвет – ошибок нет.
Ребята, в течение урока с нами работали животные, которые нам улыбались и нам
было хорошо. Давайте и сейчас в конце нашего урока улыбнёмся друг другу, гостям,
солнышку, которое тоже нам с вами улыбается и разносит всем только хорошее
настроение, и громко похлопаем в ладоши, если на уроке вам было хорошо, если
вам было легко работать и если вы для себя с урока унесли, хотя бы частичку нового
знания. (Слайд № 19)
Всего вам доброго. Урок закончен.
Урок по русскому языку в 3 классе
Урок по русскому языку в 3 классе
Урок по русскому языку в 3 классе
Урок по русскому языку в 3 классе
Урок по русскому языку в 3 классе
Урок по русскому языку в 3 классе
Урок по русскому языку в 3 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.