УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ МЕСТОИМЕНИЕ ПРОВОДИТСЯ С ПОМОЩЬЮ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ЧЕРЕЗ АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ. ДАННЫЙ УРОК ПРОВОДИТСЯ ПРИ СОБЛЮДЕНИИ НОРМ ГОСО И ПОЗВОЛЯЮТ УЧИТЕЛЮ ВОВЛЕЧЬ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ. И ДОСТИГНУТЬ МАКСИМАЛЬНОГО РЕЗУЛЬТАТА НА УРОКЕ И ВНЕКЛАССНОМ МЕРОПРИЯТИИТема урока: «Местоимение».
Тип урока: урок изучения новых знаний и первичного закрепления
Цель: сформировать понятие о местоимении как самостоятельной части речи.
Планируемые результаты:
Предметные:
• формирование представлений о местоимении, как части речи;
• знакомство обучающихся с ролью местоимений в речи, их особенностями;
Личностные.
• развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в группах, при проверке, в роли консультантов и организаторов;
• развитие самостоятельности;
Ход урока:
• Мотивация к учебной деятельности
Вот звонок нам дал сигнал:
Русский наш язык настал.
Время нам нельзя терять,
Новую часть речи начнем мы изучать.
Мы сегодня будем снова открывать тайны русского языка.
- Готовы? Какое открытие сделает каждый из вас – вы поделитесь в конце урока.
- Каким вы хотите видеть наш урок?
(Интересным, веселым, запоминающимся, познавательным).
-Кто сегодня присутствует на уроке?
(Веселый человечек П К Ч А Г.)
Пиши правильно, красиво, чисто, аккуратно, грамотно
2. Актуализация знаний фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.
Цели: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.
Напишите цепочку из нескольких пар букв, где первая буква п, а вторая - в алфавитном порядке буквы, находящиеся в группах.
па, пб, пв, пж, пз, пи, по, пр
Словарно-орфографическая работа
ап . етит , ч. гун, чес. ный, ж . лезо, шала., ж. лать, ове. , г рус.ный, уло., к.лометр , д. ликатный
– Для того, чтобы назвать слово из словаря, с которым мы познакомимся на уроке, необходимо в каждом данном слове выделить букву, являющуюся в нем орфограммой.
– Какое слово получилось?
(Это слово путешествие.)
– Каким способом можно совершить путешествие?
(Путешествие можно совершить пешком и на разных видах транспорта).
– С какой целью совершаются путешествия?
(Путешествия совершаются для отдыха, ознакомления с новой местностью, городами, странами и т.д.)
Определите лексическое значение слова путешествие, пользуясь толковым словарём.
(Путешествие – это передвижение пешком или на разных видах транспорта и ознакомление с новой местностью и т.д.)
– Что можете сказать о написании этого слова?
( Пут е ш е с т вие- это сложное слово. Первая часть этого слова п у т е соответствует по значению слову п у т ь. Путешествие —это поездка или передвижение пешком с какой-либо целью. В русском языке есть немало таких слов, например: путешественник, путеобходчик, путепровод, путеводитель. В этих словах гласная буква е соединяет части сложных слов.)
– Запишите слово в тетрадь, выделив орфограмму.
– Составьте предложение со словом путешествие.
Путешествие по знаменитым местам Орла доставило нам огромное удовольствие.
– Запишите предложение в тетрадь.
– Назовите в этом предложении все известные вам части речи.
( Путешествие, местам , Орла , удовольствие – это имена существительные.
Доставило – глагол
Огромное, знаменитым – имя прилагательное)
– Почему в данных предложениях вы не назвали слово нам?
(Мы не знаем, к какой части речи оно относится.)
• Постановка проблемы.
- Прочитайте строки из басен. Кто автор этих строк?
1. Ай, Моська! знать Моська сильна,
Что лает на Слона!
2. Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:
"Не оставь меня, кум милый!
Дай, кум милый, мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!"
- Какая допущена речевая ошибка в каждом предложении? Как исправить?
- Прочитайте, что же получится, если мы исправим речевую ошибку.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель: построить проект выхода из затруднения: обдумать цель, тему урока, способ и средства выхода из затруднения.
- Назовите слова, которые помогли нам исправить ошибки.
Вместо какой части речи мы их употребили?
Как вы думаете, о какой части речи мы будем сегодня говорить?
Кто сформулирует тему урока?
- Итак, тема урока «Местоимение как часть речи».
- Что бы вам хотелось узнать об этой части речи? -Кто может предложить способ выхода из создавшегося затруднения?
Мы сегодня на уроке сделаем много интересных открытий, касающихся этой части речи.
5. Реализация построенного проекта.
Цель:
- организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний;
- зафиксировать построенный способ действия в речи;
-организовать решение исходной задачи, данной для пробного действия и зафиксировать преодоление затруднения; -уточнить общий характер нового знания.
Для начала необходимо выяснить, почему эта часть речи получила такое название.
- Вместо какой части речи мы употребили в предложениях местоимения? Назовите эти существительные (Моська, кум). А теперь разберите слово местоимение по составу.
МЕСТ – О - ИМЕНИЕ
- Почему же эта часть речи получила такое название?
Далее учитель напоминает, что слово "местоимение" заимствовано из старославянского языка. В нем оно создано по образцу греческого слова "антонимиа", которое сложено из "анти" (вместо) и "онима" (имя). В старославянском языке слово "местоимение" образовано из слияния сочетаний слов "вместо" + "имени" с прибавлением суффикса –й (е). В результате фонетических изменений начальное "в" отпало. Сейчас в слове "местоимение" выделяется основа и окончание
– Какое открытие для себя сделали?
Местоимение– часть речи, которая заменяет имена.
Я о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Я делу отдаюсь сполна:
Я заменяю имена!
- Выясним, какова же роль местоимения в речи?
- Вернемся к нашим предложениям, в которых мы исправляли ошибки.
Какую речевую ошибку помогли исправить местоимения?
Для чего же мы используем в речи местоимения?
(Местоимения делают нашу речь разнообразной, яркой, помогают избежать повторов).
- Раз местоимения заменяют имена существительные, может быть у местоимения такое же значение, как и у существительного? Как вы думаете? Выясним.
Обучающимся предлагается текст.
''Его растили старательно и любовно. Ему отдавали время, силы, душевные заботы. Всячески старались, чтобы из него вышел толк, и он вырос на удивление всем: такой высокий, стройный. Глаз не оторвать. А крепкий! Чем больше глядишь на него, тем больше убеждаешься: выдержит! Ему радовались, им гордились. Когда через несколько дней подошел срок везти его на испытания, сомнений не было: отличная оценка обеспечена. "
Вопрос: Кто же это "он"?
Ответ: Куст, мальчик, конь.
Вопрос: Почему вы по-разному отвечаете?
Ответ: Слово "он" не называет предмета.
Далее следует продолжение текста: "Но вот приехали на льнозавод, и льноводы сказали: "Какой замечательный лен!".
- В чем же различие в значении местоимения и имени существительного?
(Местоимение - часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его).
Знакомство с личными местоимениями.
- У вас на парте лежат карточки со словами, приготовьте их. Вам необходимо поднять карточку с тем словом, которое является ответом на мой вопрос:
- Какое местоимение вы употребите, говоря о себе, указывая на себя?
- Если вы говорите от лица людей, какое местоимение нужно использовать?
- Если необходимо обратиться к собеседнику (собеседникам), какие местоимения нужно употребить?
- Когда нужно употребить местоимение Вы, обращаясь к одному лицу?
- Если говорят о человеке, который в данный момент отсутствует, какие местоимения употребим?
- Если это группа лиц?
- Все названные местоимения называются личными. Как вы думаете, почему?
(Все они указывают на лица)
Перечислим еще раз все личные местоимения.
Я и Мы, Ты и Вы,
Он, Она, Оно, Они –
Все слова отличные,
Важные и личные
Это без сомнения
Все местоимения.
– Проверим правильность нашего утверждения, прочитав правило в учебнике на странице 77.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель: развитие умения решать учебно-познавательные задачи
- Как вы думаете, чем теперь нам необходимо заняться на уроке?
Разбирают упр. 114 стр. 77 разбираются фронтально с классом, с целью дать образец устранения повторения имён существительных, а затем учитель обсуждает необходимость поработать парами для обеспечения пооперационного контроля.
Физкультминутка.
Цель:снять эмоциональную усталость, предупредить утомление.
Гимнастика под песню «Родина моя»(Я, ты, он, она…..)
Упражнения для снятия эмоционального напряжения и физической усталости.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель:
-проверить на основе сопоставления с эталоном свое умение применять новое учебное содержание в типовых ситуациях;
-организовать рефлексию усвоения нового способа по результатам выполнения самостоятельной работы.
1) Игра «Ты – редактор».
Работа в группах.
- Сейчас мы с вами на время станем редакторами и проведем конкурс «Самый внимательный редактор». (Чья группа быстрее найдет и исправит ошибки в предложениях).
(слайд)
1. Мартышка к старости слаба глазами стала;
А у людей мартышка слыхала,
Что это зло еще не так большой руки:
Лишь стоит завести Очки.
2. Всё про Очки лишь мне налгали;
А проку на волос нет в очках".
Мартышка тут с досады и с печали
О камень так хватила очки,
Что только брызги засверкали.
-Кто выполнил работу без ошибок, поднимите руку?
- Кто допустил ошибки в работе?
-Кто не смог справиться с заданием?
-В чем была трудность?
- Местоимение– часть речи загадочная, попробуйте проявить смекалку и записать слова-отгадки:
«Хитрые вопросы.»
• Мама пришла с работы и, увидев на столе посуду, спросила: «Эти тарелки и чашки чистые?» Таня ответила маме четырьмя местоимениями. Какими? (Они вы-мы-ты)
• Какое местоимение нужно добавить и к какому местоимению, чтобы получились самые крупные овощи? ( Ты-к-вы)
• Какое местоимение составлено из двух предлогов? (О-на)
• Какое местоимение превращается в союз, если прочесть его справа налево? (Он)
• Какую букву и за какое местоимение надо спрятать, чтобы получилось название животного? ( За-я-ц)
• Какое местоимение одинаково читается слева направо и справа налево? (Оно)
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
-провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся;
- зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности;
- оценить собственную деятельность на уроке;
- обсудить и записать домашнее задание.
Проведение тестирования.
1. Местоимение:
а) это слово б) часть речи в) член предложения.
2. Местоимение:
а) отвечает на вопросы существительных б) глаголов в) нельзя задать
вопрос
3. Местоимение:
а) обозначает предмет б) признак предмета в) указывает на предмет
4. Укажите местоимение:
а) ель б) ем в) ты
5.Найдите слова, которые не являются местоимениями:
а) ты, мы б) она, он в) в, о
6.Укажите предложение, в котором подлежащее выражено местоимением.
а) Из леса доносилось пение птиц.
б) Ранним утром мы отправились на рыбалку.
в) К нам в гости пришли бабушка и дедушка.
-Чему должны были научиться на уроке?
- Как решали эту задачу?
- Достигли ли цели урока?
- В чем были затруднения?
-Над чем еще предстоит работать?
Заполняют таблицу:
Утверждения
Поставь знак
«+» или «?»
1) Тема урока мне понятна.
2) Я достиг цели урока.
3) Я умею верно использовать местоимения в речи.
4) Я знаю какие местоимения относятся к личным.
4) Мне необходимо поработать над… перечисли темы для доработки
Рефлексия
Месттоимение.docx
Тема урока: «Местоимение».
Тип урока: урок изучения новых знаний и первичного закрепления
Цель: сформировать понятие о местоимении как самостоятельной
части речи.
Планируемые результаты:
Предметные:
• формирование представлений о местоимении, как части речи;
• знакомство обучающихся с ролью местоимений в речи, их
особенностями;
Личностные.
• развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в
группах, при проверке, в роли консультантов и организаторов;
• развитие самостоятельности;
Мотивация к учебной деятельности
Ход урока:
Вот звонок нам дал сигнал:
Русский наш язык настал.
Время нам нельзя терять,
Новую часть речи начнем мы изучать.
Мы сегодня будем снова открывать тайны русского языка.
Готовы? Какое открытие сделает каждый из вас – вы поделитесь в
конце урока.
Каким вы хотите видеть наш урок?
(Интересным, веселым, запоминающимся, познавательным).
Кто сегодня присутствует на уроке?
(Веселый человечек П К Ч А Г.)
Пиши правильно, красиво, чисто, аккуратно, грамотно
2. Актуализация знаний фиксация затруднения в индивидуальной
деятельности.
Цели: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими
внутренней потребности к построению нового способа действий.
Напишите цепочку из нескольких пар букв, где первая буква п, а вторая
в алфавитном порядке буквы, находящиеся в группах.
па, пб, пв, пж, пз, пи, по, пр
Словарноорфографическая работа
ап . етит , ч. гун, чес. ный, ж . лезо, шала., ж. лать, ове. , г рус.ный, уло.,
к.лометр , д. ликатный
– Для того, чтобы назвать слово из словаря, с которым мы познакомимся
на уроке, необходимо в каждом данном слове выделить букву,
являющуюся в нем орфограммой.
– Какое слово получилось? (Это слово путешествие.)
– Каким способом можно совершить путешествие?
(Путешествие можно совершить пешком и на разных видах транспорта).
– С какой целью совершаются путешествия?
(Путешествия совершаются для отдыха, ознакомления с новой
местностью, городами, странами и т.д.)
Определите лексическое значение слова путешествие, пользуясь
толковым словарём.
(Путешествие – это передвижение пешком или на разных видах
транспорта и ознакомление с новой местностью и т.д.)
– Что можете сказать о написании этого слова?
( Пут е ш е с т вие это сложное слово. Первая часть этого слова п у т е
соответствует по значению слову п у т ь. Путешествие —это поездка
или передвижение пешком с какойлибо целью. В русском языке есть
немало таких слов, например: путешественник, путеобходчик,
путепровод, путеводитель. В этих словах гласная буква е соединяет
части сложных слов.)
– Запишите слово в тетрадь, выделив орфограмму.
– Составьте предложение со словом путешествие.
Путешествие по знаменитым местам Орла доставило нам огромное
удовольствие.
– Запишите предложение в тетрадь.
– Назовите в этом предложении все известные вам части речи.
( Путешествие, местам , Орла , удовольствие – это имена
существительные.
Доставило – глагол
Огромное, знаменитым – имя прилагательное)
– Почему в данных предложениях вы не назвали слово нам?
(Мы не знаем, к какой части речи оно относится.)
Прочитайте строки из басен. Кто автор этих строк?
1. Ай, Моська! знать Моська сильна,
Что лает на Слона!
2. Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:
"Не оставь меня, кум милый!
Дай, кум милый, мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!"
Какая допущена речевая ошибка в каждом предложении? Как
исправить?
Прочитайте, что же получится, если мы исправим речевую ошибку.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Постановка проблемы. Цель: построить проект выхода из затруднения: обдумать цель, тему
урока, способ и средства выхода из затруднения.
Назовите слова, которые помогли нам исправить ошибки.
Вместо какой части речи мы их употребили?
Как вы думаете, о какой части речи мы будем сегодня говорить?
Кто сформулирует тему урока?
Итак, тема урока «Местоимение как часть речи».
Что бы вам хотелось узнать об этой части речи? Кто может
предложить способ выхода из создавшегося затруднения?
Мы сегодня на уроке сделаем много интересных открытий, касающихся
этой части речи.
5. Реализация построенного проекта.
Цель:
организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации
построенного проекта, направленного на приобретение недостающих
знаний;
зафиксировать построенный способ действия в речи;
организовать решение исходной задачи, данной для пробного действия
и зафиксировать преодоление затруднения; уточнить общий характер
нового знания.
Для начала необходимо выяснить, почему эта часть речи получила
такое название.
Вместо какой части речи мы употребили в предложениях
местоимения? Назовите эти существительные (Моська, кум). А теперь
разберите слово местоимение по составу.
МЕСТ – О ИМЕНИЕ
Почему же эта часть речи получила такое название?
Далее учитель напоминает, что слово "местоимение" заимствовано из
старославянского языка. В нем оно создано по образцу греческого
слова "антонимиа", которое сложено из "анти" (вместо) и "онима" (имя).
В старославянском языке слово "местоимение" образовано из слияния
сочетаний слов "вместо" + "имени" с прибавлением суффикса –й (е). В
результате фонетических изменений начальное "в" отпало. Сейчас в
слове "местоимение" выделяется основа и окончание
– Какое открытие для себя сделали?
Местоимение– часть речи, которая заменяет имена.
Я о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Я делу отдаюсь сполна:
Я заменяю имена!
Выясним, какова же роль местоимения в речи?
Вернемся к нашим предложениям, в которых мы исправляли ошибки.
Какую речевую ошибку помогли исправить местоимения? Для чего же мы используем в речи местоимения?
(Местоимения делают нашу речь разнообразной, яркой, помогают
избежать повторов).
Раз местоимения заменяют имена существительные, может быть у
местоимения такое же значение, как и у существительного? Как вы
думаете? Выясним.
Обучающимся предлагается текст.
''Его растили старательно и любовно. Ему отдавали время, силы,
душевные заботы. Всячески старались, чтобы из него вышел толк, и он
вырос на удивление всем: такой высокий, стройный. Глаз не оторвать. А
крепкий! Чем больше глядишь на него, тем больше убеждаешься:
выдержит! Ему радовались, им гордились. Когда через несколько дней
подошел срок везти его на испытания, сомнений не было: отличная
оценка обеспечена. "
Вопрос: Кто же это "он"?
Ответ: Куст, мальчик, конь.
Вопрос: Почему вы поразному отвечаете?
Ответ: Слово "он" не называет предмета.
Далее следует продолжение текста: "Но вот приехали на льнозавод, и
льноводы сказали: "Какой замечательный лен!".
В чем же различие в значении местоимения и имени
существительного?
(Местоимение часть речи, которая указывает на предмет, но не
называет его).
Знакомство с личными местоимениями.
У вас на парте лежат карточки со словами, приготовьте их. Вам
необходимо поднять карточку с тем словом, которое является ответом
на мой вопрос:
Какое местоимение вы употребите, говоря о себе, указывая на себя?
Если вы говорите от лица людей, какое местоимение нужно
использовать?
Если необходимо обратиться к собеседнику (собеседникам), какие
местоимения нужно употребить?
Когда нужно употребить местоимение Вы, обращаясь к одному лицу?
Если говорят о человеке, который в данный момент отсутствует, какие
местоимения употребим?
Если это группа лиц?
Все названные местоимения называются личными. Как вы думаете,
почему?
(Все они указывают на лица)
Перечислим еще раз все личные местоимения.
Я и Мы, Ты и Вы,
Он, Она, Оно, Они – Все слова отличные,
Важные и личные
Это без сомнения
Все местоимения.
– Проверим правильность нашего утверждения, прочитав правило в
учебнике на странице 77.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель: развитие умения решать учебнопознавательные задачи
Как вы думаете, чем теперь нам необходимо заняться на уроке?
Разбирают упр. 114 стр. 77 разбираются фронтально с классом, с
целью дать образец устранения повторения имён существительных, а
затем учитель обсуждает необходимость поработать парами для
обеспечения пооперационного контроля.
Физкультминутка.
Цель:снять эмоциональную усталость, предупредить утомление.
Гимнастика под песню «Родина моя»(Я, ты, он, она…..)
Упражнения для снятия эмоционального напряжения и физической
усталости.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель:
проверить на основе сопоставления с эталоном свое умение применять
новое учебное содержание в типовых ситуациях;
организовать рефлексию усвоения нового способа по результатам
выполнения самостоятельной работы.
1) Игра «Ты – редактор».
Работа в группах.
Сейчас мы с вами на время станем редакторами и проведем конкурс
«Самый внимательный редактор». (Чья группа быстрее найдет и
исправит ошибки в предложениях).
(слайд)
1. Мартышка к старости слаба глазами стала;
А у людей мартышка слыхала,
Что это зло еще не так большой руки:
Лишь стоит завести Очки.
2. Всё про Очки лишь мне налгали;
А проку на волос нет в очках".
Мартышка тут с досады и с печали
О камень так хватила очки,
Что только брызги засверкали.
Кто выполнил работу без ошибок, поднимите руку?
Кто допустил ошибки в работе? Кто не смог справиться с заданием?
В чем была трудность?
Местоимение– часть речи загадочная, попробуйте проявить смекалку
и записать словаотгадки:
«Хитрые вопросы.»
• Мама пришла с работы и, увидев на столе посуду, спросила: «Эти
тарелки и чашки чистые?» Таня ответила маме четырьмя
местоимениями. Какими? (Они вымыты)
• Какое местоимение нужно добавить и к какому местоимению, чтобы
получились самые крупные овощи? ( Тыквы)
• Какое местоимение составлено из двух предлогов? (Она)
• Какое местоимение превращается в союз, если прочесть его справа
налево? (Он)
• Какую букву и за какое местоимение надо спрятать, чтобы получилось
название животного? ( Заяц)
• Какое местоимение одинаково читается слева направо и справа
налево? (Оно)
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения
выполнения требований, известных учащимся;
зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей
учебной деятельности;
оценить собственную деятельность на уроке;
обсудить и записать домашнее задание.
Проведение тестирования.
1. Местоимение:
а) это слово б) часть речи в) член предложения.
2. Местоимение:
а) отвечает на вопросы существительных б) глаголов в) нельзя задать
вопрос
3. Местоимение:
а) обозначает предмет б) признак предмета в) указывает на предмет
4. Укажите местоимение:
а) ель б) ем в) ты
5.Найдите слова, которые не являются местоимениями:
а) ты, мы б) она, он в) в, о
6.Укажите предложение, в котором подлежащее выражено
местоимением.
а) Из леса доносилось пение птиц.
б) Ранним утром мы отправились на рыбалку.
в) К нам в гости пришли бабушка и дедушка. Чему должны были научиться на уроке?
Как решали эту задачу?
Достигли ли цели урока?
В чем были затруднения?
Над чем еще предстоит работать?
Заполняют таблицу:
Утверждения
Поставь знак
«+» или «?»
1) Тема урока мне понятна.
2) Я достиг цели урока.
3) Я умею верно использовать
местоимения в речи.
4) Я знаю какие местоимения
относятся к личным.
4) Мне необходимо поработать над… перечисли темы для доработки
Рефлексия
Урок по русскоому языку по теме: Местоимение
Урок по русскоому языку по теме: Местоимение
Урок по русскоому языку по теме: Местоимение
Урок по русскоому языку по теме: Местоимение
Урок по русскоому языку по теме: Местоимение
Урок по русскоому языку по теме: Местоимение
Урок по русскоому языку по теме: Местоимение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.