Урок по самопознанию на тему "Начало начал..."
Оценка 4.7

Урок по самопознанию на тему "Начало начал..."

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
воспитательная работа
3 кл
19.12.2018
Урок по самопознанию на тему "Начало начал..."
Главной целью урока является привитие любви к своей семье. На уроке детти знакомятся с понятием "семья". Смотрят видеоролик по теме урока, учатся анализировать увидинное. В классе идёт работа по группам (соревновательный момент). Конкурсы, работа с пословицами. В конце занятия выигравшая группа получает приз.
самопознание Мигачева.doc
Тема:  Начало начал… Цель: расширять представление о ценности семьи, о взаимоотношениях  между близкими людьми. Задачи: ­ раскрывать значение понятий «родной дом», «семья»; ­ развивать стремление проявлять заботу о родных и близких людях; ­ воспитывать уважительное отношение к близким людям, друзьям и  родному дому. ПЛАН  УРОКА: 1.Орг. момент Прозвенел для нас звонок! Начинается урок. Радости мы круг создали. Пожелания свои  Всем подарим от души! 2.Круг радости II Мотивационный этап ­ Внимательно послушайте отрывок песни и скажите, о чём сегодня будем  говорить на уроке? Звучит 1 куплет и припев песни «Родительский дом» (Рябинин М., Шаинский  В.) (показ видео) Где бы ни были мы, но по­прежнему Неизменно уверены в том, Что нас примет с любовью и нежностью Наша пристань ­ родительский дом. Родительский дом, начало начал, Ты в жизни моей надежный причал. 1 Родительский дом, пускай добрый свет  Горит в твоих окнах много лет. Ответы учащихся. Формулировка темы.  (тема урока). ­ Тема урока звучит так: «Родительский дом – начало начал».  ­ Как вы понимаете значение этого выражения? ­ Что по­ вашему, является домом человека?  (Ответы учащихся: семья, квартира, дом, двор, улица, страна, планета). ­ А как еще можно назвать то место, где мы родились и живём? (Родина, отчизна, отечество). Семья ­ это наша малая Родина, планета Земля, на которой мы живём ­  большая Родина. ­ Для чего человеку семья? (Ответы учащихся). Учитель: На самом деле с древних времён люди жили родами и племенами,  позже большими общинами и городами. И у каждого в этом сообществе были  свои права и обязанности. Кто­то охотился, кто­то варил еду и берёг  семейный очаг, другие присматривали за малышами, обучали их. Это закон  природы, сохранения жизни и продолжения рода. ­ Ответьте, только ли люди живут семьями? (Нет, животные, птицы,  насекомые, растения тоже живут семьями.) ­ Как называются их семейные объединения? (Стая, улей, косяк, прайд,  семья, колония и т.д.). Ученик: Скворцы живут в скворечнике, Очки живут в очечнике, Лиса живет в своей норе,  И у меня есть тоже дом, Он самый лучший: Мама в нём! 2 2. А сейчас мы с вами посмотрим мультфильм, в котором так же  говорится о доме. Просмотр мультфильма "Паучок". ­ Понравился ли вам мультфильм? ­ О чём этот фильм?  (О доме, о семье, семейном счастье, о трудностях и испытаниях, и об их  преодолении). ­ Какие строчки из песни вам запомнились?(Повторяются: "Но ни за что не  порвёт тонкую нить паучок:") А вы поняли, что это за нити? Какие испытания  перенесла семья паучков? ­ Какие пословицы подходят по смыслу к нашему мультфильму? (Дружную семью и горе не берет).  ­ Учитель: сегодня мы поведём разговор о самых любимых и родных нам  людях, без которых трудно жить, о ваших семьях: чтобы научиться лучше  понимать друг друга, больше любить, а главное беречь своё семейное счастье.  Использовать мы будем ваши знания, чувства, эмоции. Помогать   Вам в   исследовании будут ваши родители, бабушки, братья, сестренки. Страница 1.ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЛОВА «СЕМЬЯ» . Работа в группах.  (      отличительные признаки) 1 группа   «Мир ­ әлем»,  2 группа   «Дружба ­ достық»,  3 группа   «Счастье ­ бақыт»,  4 группа   «Мечта ­ арман». Учитель: ­ СЕМЬЯ – сколько загадок в этом слове!      Существует  несколько версий его происхождения. Вы должны прочитать с выражением прочитать  текст : ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЛОВА «СЕМЬЯ» 1.Слово «семья» ­  делится на 2 слова «семь»  и «Я», т.е. 7 + я .Это значит   семеро как я. Ведь в семье  все  чем – то похожи друг на друга: лицом,  голосом, взглядом, характером; могут быть общие интересы, увлечения.  2.«Семь» ­ не делится. Оно считается  особенным числом и напоминает о  том , что и «семья» ­ тоже едина и неделима. 3.­ А ещё можно сказать, что слово «семья»  происходит от слова «СЕМЯ» .   Маленькое семя , с любовью посаженное  в землю даёт вскоре крепкий  3 росток, на котором со временем появляются сначала нежные цветочки, а  затем  добрые плоды. 4. Когда наши родители создали семью, она тоже напоминала маленькое  семя  Его нужно было с любовью взращивать: жить в согласии, заботиться  друг о друге.        Семья крепнет, а семя превращается в крепкий росток.  На нём зацветают и первые цветочки  ­ сынки и дочки.  Ученик У меня есть мама У меня есть папа У меня есть бабушка У меня есть дедушка А у них есть я!  Вопрос учителя к родителям:  Главная забота родителей? Теперь у родителей главная забота: вырастить детей хорошими людьми. И  для этого они не жалеют ни сил , ни времени. Страница   2   Народная мудрость гласит Отан – отбасанан басталады. Родина начинается с семьи. На столе у вас лежат конверты, в которых вы найдете карточки со  словами. Из этих слов вы должны составить пословицу. Вы можете  поменять форму слова и добавить предлоги и союзы, можно составить  пословицу  1. группа 1 . дом, построить, шапка, голова , не, надевать (дом построить ­ не  шапку на голову надеть) 2. Отбасы тату болса, байлықтың да керегә жоқ. Не нужен клад, когда в семье лад. 2. группа 1.Ағайын бір өліде, Бір тіріде керек С родней радостью поделишься – радости прибавится, горем  поделишься – горе убавится. 4 2. семья, Хорошие, растут , дети, хорошо (в хорошей семье хорошие дети растут) 3. группа 1. Әкені көріп ұл өсер, шешені көріп қыз өсер. Cын берет пример с отца, дочь ­ с матери. 2. дети, тягость, радость (Дети не в тягость, а в радость) 4. группа 1. Ағаны көріп іні өсер, апаны көріп сіңлі өсер. Брат ­ брату пример, сестра ­ сестрице. 2.Яблоко падает, недалеко яблоня…( яблоко от яблони недалеко падает) Но не только в пословицах и поговорках народ излагал мысли о семье. ­ Вспомните, в каких сказках говорится о семье?  Иллюстрации  ("Репка", "Гуси­ лебеди", "Морозко", "Сестрица Алёнушка и братец  Иванушка", "Айога",   «Счастье Кадыра» и др.). ­ Чему учат эти народные сказки? (Дружбе, взаимовыручке, любви, уважению к старшим и младшим,  трудолюбию, послушанию:). И в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению, памяти о  своих предках. Народ, который не знает своей истории ­ народ без будущего. Страница 3 Страница «Семейный портрет» У каждого из вас, есть люди, самые близкие и любимые вами.  Эти люди полюбили вас, когда вы только родились, и будут любить вас  всегда. Кто это? (родители)  – Это семья!  – Жизнь каждого человека наполнена сердечным теплом родителей.  Родители дают жизнь, заботятся и берегут своих детей от невзгод, делают  все для того, чтобы жизнь детей была счастливой. Мама и папа – самые  светлые люди на Земле. Родительская любовь согревает душу ребенка,  наполняет ее радужным светом, защищает в трудные минуты. А кто же  бабушки и дедушки? Это тоже родители наших родителей 5 послушаем стихотворения детей семей под  названием «Семейный  портрет» 1 группа Рассказчик: Как­то раз во дворе собрались детишки. Лет 6­ти, 7­ми, 8­ми девчонки и мальчишки. Бегали они и прыгали, в салочки играли И вот уж от забав своих совсем они устали. Дружненько на лавочку уселись все они И разговор о мамах тихо завели Петя: ­ Моя мама лучше всех на свете!  Владислав: ­ И с чего ты это взял? Петя: ­ Во всём всегда мне мама помогает.  ­ она завтрак мне готовит, в садик одевает А потом из школы  домой обратно забирает. Юля: ­ Нет! лучше всех моя мамуля! Она мне каждый день волосы причесывает И на ночь моя мама сказки мне рассказывает. Красивые платьишки всегда мне покупает И никогда меня мама не ругает. Владислав: ­ Нет, никто из вас не прав.: Сказать всем вам сейчас хочу Что лучше всех считаю маму я свою! Она готовит, убирается, стирает, И все­все­все на свете знает! Оля и Наташа (вместе):  Нет­нет­нет, Владислав! Это ты как раз не прав! Лучше всех на свете мама наша. Оля:  Мы у мамы двое, а она у нас одна. И все же с нами обоими справляется она. Наташа:  В два раза больше одежды ей приходится стирать И в два раза больше комнат нужно убирать. Оля:  6 Готовить, да и гладить тоже Нужно ей в два раза больше. Наташа:  Так что вы не спорьте с нами, Оля и Наташа (вместе): А то мы все расскажем маме! Рассказчик: Постойте же, не ругайтесь, друзья! Хочу раскрыть один секрет вам я. Мамы разные у всех И для каждого из вас мама лучше всех! Мам на свете очень много И для каждого ребенка, Его мама лучше всех на свете И для каждой мамы счастье – это ее дети! Но мамы разные важны, Ведь мамы всем­всем­всем нужны! Так что, милые детишки, Все девчонки и мальчишки! Мам своих вы берегите, И мам своих всегда цените! А еще вы мамочку свою любите И за все­все­все Спасибо ей скажите! 1 группа  Мой папа красивый И сильный, как слон. Любимый, внимательный, Ласковый он. Я жду с нетерпением Папу с работы. Всегда мне в портфеле Приносит он что­то. Мой папа находчивый, Умный и смелый. Ему по плечу Даже сложное дело. Еще он ­ шалун, 7 Озорник и проказник. С ним каждый мой день Превращается в праздник. Мой папа веселый, Но строгий и честный. С ним книжки читать И играть интересно. И скучно без папы На санках кататься. Никто не умеет Так громко смеяться. Мой папа ­ волшебник. Он самый хороший. Он вмиг превращается В то, что попросишь. Он может стать клоуном, Тигром, жирафом. Но лучше всего Он умеет быть папой. 2 группа Ходит наша бабушка Палочкой стуча. Говорю я бабушке: ­ Вызови врача! От его лекарства Станешь ты здорова! Если будет горько ­ Что же здесь такого? Ты потерпишь чуточку, А уедет врач, Мы с тобой на улице Поиграем в мяч! Будем бегать, бабушка, Прыгать высоко! Видишь, как я прыгаю? Это так легко! Улыбнулась бабушка: ­ Что мне доктора? 4 группа Я не заболела, Просто я стара! Просто очень старая, Волосы седые. Где­то потеряла я Годы молодые. Где­то за огромными За лесами тёмными, За горой высокою, За водой глубокою. Как туда добраться, Людям неизвестно... Говорю я бабушке: ­ Вспомни это место! Я туда поеду, Поплыву, пойду! Годы молодые Я твои найду! 1. Сценка «Бабушки и внуки».  1­я.Здравствуй, голубушка моя! Гулять не выйдешь?  2­я: Да что ты, я еще уроки не сделала ...  1­я: Какие уроки? Ты что в детство впала? Ты же 100 лет назад школу  кончила!  2­я: Да? А внуки? Сейчас очень модно делать уроки за внучат. 1­я: Да, я всю жизнь за внуков уроки делаю.                                                                              8 2­я: Правда? Это ты их так балуешь?  l­я: Я не балую! Я с ними очень строго. Вот сделаю уроки, а уж начисто они у  меня всегда сами переписывают.  2­я: О, действительно строго.  l­я: Так, что если что, меня  спрашивай, у меня опыт большой.  2­я: Ну, если не трудно, проверь, как я стихотворение выучила. Гм­гм ... »  У лукоморья дуб зеленый; златая цепь на дубе том ... »  l­я: Так, хорошо.  2­я:  «оо  И днем и ночью пес ученый ... » l­я: Какой пес? Какой пес?  2­я: Ну, я не знаю какая у него порода.  l­я: Да не пес, а кот ученый! Поняла? Кот!  2­я: А­а, поняла­поняла! Я тогда сначала: « У лукоморья дуб зеленый; златая  цепь на дубе том  и днем и ночью кот ученый ... »  l­я: Ну?  2­я: ... с авоськой ходит в гастроном.  l­я: С какой авоськой?  В какой гастроном?  Ты где такое видела?  2­я:  Ой, ну какая же ты, подруга! У меня еще столько уроков, я все  перепутала.  l­я: Как ты считаешь, если мы с тобой и дальше так упорно будем учиться,  может, в нашу честь какую­нибудь единицу назовут?  2­я: Ее уже назвали.  1­я: Как?  2­я: Кол! Его ставят тем внукам, за кого бабушки делают уроки ...    Учитель­ Ребята, а в ваших семьях  ваши бабушки помогают вам с  уроками?  ( ответы учащихся) Гости  Родители подводят итог :  Семья – это счастье, любовь и удача,  Семья – это летом поездки на дачу.  Семья – это праздник, семейные даты,  Подарки, покупки, приятные траты.  Рождение детей, первый шаг, первый лепет,  Мечты о хорошем, волнение и трепет.  Семья – это труд, друг о друге забота,  Семья – это много домашней работы.  Семья – это важно!  9 Семья – это сложно!  Но счастливо жить одному невозможно!  Всегда будьте вместе, любовь берегите,  Обиды и ссоры подальше гоните,  Хочу, чтоб про нас говорили друзья:  Какая хорошая Ваша семья Учитель. Что нужно, чтобы у каждого была самая дружная, самая крепкая  семья? Подумайте и поделитесь своим мнением (и взрослые и дети)  •Ученик. Каждая семья неповторима, у каждой есть свои традиции  и  увлечения.  Учитель. Расскажите, пожалуйста, о них. Поделитесь опытом проведения  совместного досуга. (и дети, и взрослые).  Страница  4. Традиции и увлечения ( сбор информации: анкетирование) Расскажите, где ваша семья любит собираться вместе?  ­ Что вы делаете, когда вы вместе?  ­ Кто самый старший в вашей семье?  ­ Кто самый младший?  ­ Для мамы ты кто?  ­ А для бабушки?  ­ Для брата? Для сестры?  ­ Кто чем занимается в семье?  Игра « Кто кому кто?»  – Алина, ты кто для мамы? (дочь)  –Рустам, кто называет тебя сыном? (папа)  – Денис, ты кто для бабушки? (внук)  – Настя, у папы есть мама. Кто она тебе? (бабушка)  – Катя, у папы  есть сестра. Кто она тебе? (тетя)  ­ Вероника, мамин папа, кто для тебя? ( дедушка) – Богдан, у маминой сестры есть дети: сын и дочь. Кто они тебе? (двоюродные братья и сестры)  Работа с ИД  ( флипчарт) скачать клипарт : тетя, бабушка, дядя, дочь,  дед, племянник, 10 Заполни пропуски.  Сестра отца – . . . .  Хранительница семейного очага – . . . .  Наследник рода – . . .  Брат мамы – . . . .  Дитя родителей, но не сын – . . . .  Отец мамы – . . .  Сын брата – . . . .  Мама папы – . . .  Папин папа – это...  Внучка – это дочка сына или ...  Бабушка – это мама мамы или ..  Тетя – это сестра мамы или …  Дядя – это брат мамы или ...    5 страница.  Наедине с собой.  1.Работа по учебнику с.37 ­38 В.Сухомлинский «Доброго здоровья,  дедушка!»  Почему дедушка приходит за водой в школу?  Как мы можем помочь одинокому человеку, у которого нет родных и  близких людей? Воспоминания о доме согревают сердце человека. Мысли о доме придают силы. Родной дом – надежная опора человека. Раньше, в далекие времена, в центре юрты всегда горел огонь, он назывался  очаг. Вся семья собиралась вокруг очага, чтобы за чашкой чая рассказать про  свои дела или просто посидеть рядом в тишине. С тех пор про семью и родной дом люди говорят «родной чаг», хотя мы уже не зажигаем в центре своих  домов огонь.          ­Давайте зажжем свечу и представим, что это огонек родного дома.  Пусть она горит, а мы сравним тепло свечи и мамино тепло. Одинаковое ли  оно? – Материнская любовь – душа семьи – согревала всех своим теплом,  воспитывала доброжелательность, милосердие. Материнская забота  наполняла дом светом и радостью. Отеческая любовь – мудрость семьи – приносила в семью мир и уверенность в завтрашнем дне, воспитывала  деловитость, волю, целеустремленность.  – Основой порядочности человека являются почитание и уважение родителей. 11 Во все времена это являлось главным достоянием нашего народа.          Путеводный огонек всегда освещает путь домой, где каждый человек  любит свою семью. А теперь посидим в тишине и подумаем о своем доме, о  своих родных…(звучит музыка)   Релаксация. 6 страница   «Семейный альбом»  Есть в доме любом семейный альбом,          Как в зеркале, мы отражаемся в нем.          Пускай, не всегда мы красивы,           Зато эти фото правдивы.          Хранится альбом в нашем доме,          И снимки хранятся в альбоме.  Их много: и старых, и новых­          У нас, у семейства большого.  ­ Ты любишь своих близких? Почему? (По фотографиям дети рассказывают о  своей семье.  1.потому, что они добрые, ласковые, заботливые) .  2. В  нашей семье все любят друг друга, понимают. 3.Когда родители рядом, всегда в семье хорошее настроение. 4.Мама обо всех заботится, папа зарабатывает деньги, покупают нам игрушки.  4.Мне приятно вспомнить тот день, когда все вместе фотографировались.   Выполнение коллажа на тему « Я и моя семья»  7 страница «Мир  нашему  дому» Ребята, с каждым годом вы становитесь взрослее, придет время, когда вы тоже будете создавать семью, свой дом. ­ Какую семью вам бы хотелось иметь в будущем? ­ Из чего складывается мир в доме, семейное счастье? (Из чувств: любви, понимания, нежности:)  12 На  столах, в коробочках вы видите много разных кирпичиков, давайте мы  вместе построим дом для счастливой семьи. (Дети  в группах, выбирают по  кирпичику, выстраивают дом).  ­ Какие качества мешают, вредят счастью в семье? (Грубость, жадность, ревность, обида, недоверие, лень). ­ Чего не хватает нашему дому? (Крыши). Семья крепка, когда над ней крыша одна. Молодцы, мне кажется, у нас получился замечательный дом для счастливой  семьи. Нам остаётся заселить этот дом дружными человечками, которых мы  сделали на уроке труда.  Круг «От сердца к сердцу».  Что бы вы хотели пожелать своей семье? (Дети по очереди высказывают  пожелания своим родным).  ­ Я хочу пожелать всем присутствующим:  Здоровы будьте и удачливы без меры!  Желаю вам Любви, Удачи, Веры!  И пусть счастливая звезда  Сопровождает вас всегда!  13

Урок по самопознанию на тему "Начало начал..."

Урок по самопознанию на тему "Начало начал..."

Урок по самопознанию на тему "Начало начал..."

Урок по самопознанию на тему "Начало начал..."

Урок по самопознанию на тему "Начало начал..."

Урок по самопознанию на тему "Начало начал..."

Урок по самопознанию на тему "Начало начал..."

Урок по самопознанию на тему "Начало начал..."

Урок по самопознанию на тему "Начало начал..."

Урок по самопознанию на тему "Начало начал..."

Урок по самопознанию на тему "Начало начал..."

Урок по самопознанию на тему "Начало начал..."

Урок по самопознанию на тему "Начало начал..."

Урок по самопознанию на тему "Начало начал..."

Урок по самопознанию на тему "Начало начал..."

Урок по самопознанию на тему "Начало начал..."

Урок по самопознанию на тему "Начало начал..."

Урок по самопознанию на тему "Начало начал..."

Урок по самопознанию на тему "Начало начал..."

Урок по самопознанию на тему "Начало начал..."

Урок по самопознанию на тему "Начало начал..."

Урок по самопознанию на тему "Начало начал..."

Урок по самопознанию на тему "Начало начал..."

Урок по самопознанию на тему "Начало начал..."

Урок по самопознанию на тему "Начало начал..."

Урок по самопознанию на тему "Начало начал..."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.12.2018