Цель урока: создать условия для развития коммуникативной, информационной, мотивационной компетенций.
Задачи:
Образовательная:
• усвоить причины давления в жидкостях и газах;
• изучить понятия: горизонтальные плоскости, гидростатическое давление;
• формировать умение вычислять давление.
Развивающая:
• развитие мышления;
• развитие коммуникативных способностей по предмету;
• развитие способностей сопоставить факты, результаты, анализировать, высказывать свою точку зрения по проблеме урока.
Воспитывающая: воспитание интереса к предмету
7 класс
Урок №42
усвоить причины давления в жидкостях и газах;
изучить понятия: горизонтальные плоскости, гидростатическое давление;
Тема: Давление газа. Давление жидкости и газа, вызванное действием силы тяжести
Цель урока: создать условия для развития коммуникативной, информационной, мотивационной
компетенций.
Задачи:
Образовательная:
формировать умение вычислять давление.
Развивающая:
развитие мышления;
развитие коммуникативных способностей по предмету;
развитие способностей сопоставить факты, результаты, анализировать, высказывать свою
точку зрения по проблеме урока.
Воспитывающая: воспитание интереса к предмету.
Форма: комбинированный урок.
Средства и методы: объяснение, проблемнопоисковая беседа, демонстрация, решение задач.
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания.
3. Изучение нового материала.
Ход урока
Давление газа на стенки сосуда и на помещенное в газ тело вызывается ударами
молекул газа.
Демонстрация. (под колпак воздушного колокола помещают завязанный резиновый
шарик, откачивают воздух, шарик раздувается)
Объяснение опыта: давление внутри колокола, при откачивании колокола, уменьшается, т.к.
уменьшается число молекул действующих на шар. Внутри шара количество молекул не
меняется. Число ударов молекул о стенки шара становится меньше, чем число ударов внутри
шара, поэтому шарик раздувается. Но как только сила упругости оболочки шара станет равна
силе давления в нем, шар примет прежнюю форму. Это говорит о том, что давление оказываемое
газом на стенки шара по всем направлениям одинаково. Т.е. объясняется законом Паскаля.
Давление газа зависит:
больше давление.
уменьшается.
От температуры. Если нагреть газ, то частицы в нем будут двигаться быстрее, т.е.
скорость возрастет. А значит, молекулы будут чаше сталкиваться со стенками сосуда и
передадут ему большее больше движения.
От числа частиц в единице объема. Чем больше молекул ударяются о стенки сосуда, тем
От упругого состояния газа. При сжатии газа давление возрастает, а при расширении –
Теперь рассмотрим жидкость, находящуюся в сосуде. В жидкости существует давление.
Откуда оно возникает? На нижние слои жидкости действует ее верхний слой. Верхний слой
обладает весом и притягивается к земле. Таким образом образуется давление в жидкости. По
закону Паскаля это давление передается не только вниз, но и по всем направлениям. Как вы
считаете, на каком уровне давление в жидкости максимально? На верхнем или на нижнем?
Чтобы ответить на этот вопрос рассмотрим опыт.
Объяснение опыта: верхние слои жидкости, под действием силы тяжести давят на
нижние. Т.е. чем ниже слой, тем больше на него давление. Это давление будет вытеснять
жидкость, и дальность падения нижних струек будет сильнее.
Чем глубже находится слой жидкости, тем больше в нем давление, вызванное действие
силы тяжести.
Давление жидкости можно количественно вычислить. (вывод формулы)
Давление, вызванное весом жидкости, называют гидростатическим давлением.4. Закрепление.
1. Напор воды в водокачке создается насосом. На какую высоту поднимется вода, если давление
созданное насосом равно 400 КПа?
Дано:
p= 400 кПа = 400000 Па
ρ
= 1000 кг/м
3
Найти: h
Решение: Р= gh;
ρ
Ответ: h = 40 м.
2. Плоскодонная баржа получила пробоину в дне площадью 200 см2. С какой силой нужно
давить на пластырь, которым закрывают отверстие, чтобы сдержать напор воды на глубине 1,8
м2? (Вес пластыря не учитывать)
Дано:
h = 1,8 м
S=200cм2=0,02м2
ρ
= 1000 кг/м
3
Найти: F
Решение: F = pS = ghS = 1000 кг/м
Ответ: h = 360Н.
3. Аквариум наполнен доверху водой. С какой средней силой давит вода на стенку аквариума
длинной 50 см и выстой 30 см?
Дано:
а = 50 см = 0,5 м
= 30 cм = 0,3 м
ρ
= 1000 кг/м
3
3⋅10 м/с2⋅1,8 м⋅0,02м2 = 360Н.
ρ
Найти: FсрРешение: Fср=PсрS=
Ответ: Fср = 225 Н.
5. Рефлексия
Заполнение карточек:
Что понял?
Что не понял?
Что было особенно
интересно?
Как оцениваю свои
знания на уроке?
6. Домашнее задание § 36,37