Урок по теме "Диффузия"
Оценка 4.9

Урок по теме "Диффузия"

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
физика
7 кл
15.05.2017
Урок по теме "Диффузия"
Ресурс представляет собой методическую разработку урока по физике в 7 классе, в котором используется УМК Пёрышкина А.В. Урок построен на исследовательской деятельности обучающихся, которая предполагает изучение зависимости скорости протекания диффузии от температуры и рода вещества.Также разработка урока содержит проверочный тест по теме "Диффузия".Ресурс представляет собой методическую разработку урока по физике в 7 классе, в котором используется УМК Пёрышкина А.В. Урок построен на исследовательской деятельности обучающихся, которая предполагает изучение зависимости скорости протекания диффузии от температуры и рода вещества.Также разработка урока содержит проверочный тест по теме "Диффузия".
Диффузия конспект урока.doc
Тема урока: Диффузия. Тип урока: изучение нового материала. Цель урока: раскрыть сущность явления диффузии Задачи урока:  а)  формирование представлений о диффузии, организация усвоения основных понятий   по   данной   теме,   формирование   научного   мировоззрения   учащихся, формирование умения распознавать  явление и объяснять на основе имеющихся знаний   основные   свойства   и   условия   протекания   этих   явлений,   описание изученных свойств тел и явлений, используя физические величины:  б) развитие умения генерировать идеи, выявлять причинно­следственные связи, искать   аналогии   и   работать   в   команде,   пользоваться   альтернативными источниками   информации,     формировать   умение   анализировать   факты   при наблюдении   и   объяснении   явлений,   при   работе   с   текстом   учебника, использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение   основных   методов   познания,   использование   основных интеллектуальных операций:   (в) формирование умений управлять своей учебной деятельностью, подготовка к   осознанию   выбора   дальнейшей   образовательной   траектории,   формирование интереса к физике при анализе физических явлений,  формирование мотивации постановкой познавательных задач, раскрытием связи теории и опыта, развитие внимания, памяти, логического и творческого мышления;  воспитание чувства гордости   за   страну,   гуманизма,   положительного   отношения   к   труду, целеустремленности,   формирование   умения   управлять   своей   познавательной деятельностью  ТСО: компьютер, экран, проектор. Оборудование: (15 шт.) 1. Пробирка с ватой, смоченной нашатырным спиртом (можно спиртом) и  закрытые пробкой; Лист бумаги; Сосуды с холодной и горячей водой; Пробирка с кристаллами хвойного концентрата, закрытая пробкой; 2. 3. 4. Стакан с горохом, стакан с пшеном Ход урока. 1. Оргмомент 2. Активизация знаний Демонстрируется модель молекулы воды и задаётся вопрос классу « Что это такое?» (Модель молекулы воды) Что   вы   знаете   о   молекулах,   мы   сейчас   проверим   в   ходе   физического диктанта с последующей самопроверкой. Физический диктант "Веришь ­ не веришь" с последующей самопроверкой 1 1. 2. 3. 4. 5. Вещество   состоит   из   мельчайших   частиц,   едва   различимых невооруженным глазом. (Нет) Вещество   состоит   из   мельчайших   частиц,   которые   можно   увидеть   на экране электронного микроскопа. (Да) Объем   газа   при   нагревании   увеличивается,   т.   к.   каждая   молекула становится больше по размеру. (Нет) В молекуле может быть более 1000 атомов. (Да) Стальной шарик при нагревании увеличивается в объеме, т. к. промежутки между молекулами становятся больше. (Да) 6. Молекулы воды точно такие же, как и молекулы льда. (Да) 7. 8. Молекулы непрерывно двигаются (Да) Объем тела равен сумме объемов его молекул. (Нет) 3. Изучение нового материала. 3.1 Учитель – “Ребята, послушайте отрывок из произведения Джерома К. Джерома  “Трос в одной лодке”, и, прослушав его, ответьте, пожалуйста, на вопрос. Отбирая продукты для путешествия, герои книги решили не брать с собой сыр:  “…у нас будет печенье, холодное мясо, хлеб с маслом и варенье – но, ни крошки сыра. Сыр, как и керосин, слишком много о себе воображает. И он, видите ли,  желает заполнить собой всю лодку. Он становится хозяином положения в  корзине с провизией и придаёт запах сыра всему её содержимому. Вы не можете сказать в точности – едите ли вы яблочный пирог, или сосиски с  капустой, или клубнику со сливками. Всё это кажется сыром. Сыр очень уж  силён по части благоухания”. Почему так происходит? Объяснить эти вопросы поможет явление «Диффузии» . Формулируется тема и задачи урока.   3.2. Экспериментальное задание № 1    Если   нажать   на   пульверизатор   духов,   то   мы   почувствуем   запах,   который распространяется по классу. Это происходит, потому что молекулы пахучих веществ постоянно движутся. Движение молекул нельзя обнаружить ни в лупу, ни   в   микроскоп.   Двигаясь   в   воздухе,   молекулы   спирта   сталкиваются   с молекулами газов, входящих в состав воздуха (азотом, кислородом, углекислым газом). При этом они постоянно меняют направление движения, и беспорядочно перемещаясь,   разлетаются   по   комнате.   Поэтому,   двигаясь   очень   быстро, молекулы спирта доносят запах до разных концов довольно медленно.  Мы с вами знаем, что все тела состоят из отдельных частиц (молекул), между ними есть промежутки. Частицы движутся беспорядочно и хаотично. При своем движении   молекулы   спирта   проникают   в   промежутки   между   молекулами воздуха.В   физике   подобное   явление   названо   диффузией   (лат.   diffusio   — распространение, растекание, рассеивание) 2 3.3. ДИФФУЗИЯ – это   взаимное   проникновение   молекул  одного   вещества   в межмолекулярные промежутки другого вещества в результате их хаотического движения и столкновений друг с другом. Фронтальный эксперимент. Демонстрация явления диффузии на модели: 1. 2. 3. (Достаточно эффектно видно, как проникают крупинки пшена в промежутки  между горошинами) В стаканчик насыпать не доверху горох, Досыпать стаканчик с горохом пшеном Слегка встряхнуть стаканчик. Роль диффузии в природе и технике:  Однородный состав атмосферы  Питание растений   Распространение лекарства в крови  Кислород для дыхания  Загрязнение атмосферы  Охота животных по запаху  Получение растворов От чего же зависит скорость протекания диффузии? Исследовательское задание Изучение зависимости скорости протекания диффузии от температуры и рода вещества. Оборудование: лист бумаги – 3 шт., стакан с горячей водой, стакан с холодной водой,   пузырёк   с   кристаллами     хвойного   концентрата,   пузырёк   с   ватой, смоченной нашатырным спиртом.  Экспериментальное задание № 1 1.  На лист бумаги, лежащий на столе, налейте немного холодной воды из сосуда и в середину образовавшейся капли поместите кристаллик хвойного концентрата. Пронаблюдайте  за протеканием  диффузии (1­2 минуты).  2. 3. 4. Проделайте опыт, описанный в пункте 1, но на этот раз смочите бумагу горячей водой. Ответьте на вопрос : в каком случае диффузия происходит быстрее? Сделайте   вывод,   как   зависит   скорость   диффузии   от   температуры   и запишите его в  тетрадь. “Чем выше температура, тем … проходит диффузия, потому что…” Экспериментальное задание № 2 1.Откройте     на   короткое   время   пузырек   с   ваткой,   смоченной   нашатырным спиртом.   Что   вы   почуствовали?   Как   это   можно   объяснить   с   точки   зрения знаний о строении вещества? 3 2. На лист бумаги, лежащий на столе, налейте немного холодной воды из сосуда и   в   середину   образовавшейся   капли   поместите   кристаллик   хвойного концентрата. Что вы наблюдаете вокруг его? 3. Ответьте в тетради на вопросы: 1) Где быстрее происходит диффузия : в жидкостях или газах? Почему? 2) О чём свидетельствует явление диффузии? Обсуждение итогов выполнения задания 4. Проверка первичного понимания материала. 1. Что такое диффузия? 2. Каково ее значение? 3. Какой важный вывод можно сделать из явления диффузии о строении  вещества?  4. Как зависит процесс протекания диффузии от температуры и рода  вещества? Выполните тест с последующей самопроверкой I С одинаковой ли скоростью движутся молекулы в неподвижном воздухе в  жаркий летний день и зимой в сильный мороз? 1. С одинаковой. 2. Летом быстрее, чем зимой. 3.     Зимой быстрее, чем летом II. В каких телах диффузия протекает быстрее? 1. Одинаково во всех телах. 2. В твердых телах. 3. В жидкостях. 4. В газах III..Какой важный вывод можно сделать из явления диффузии о строении  вещества? 1. Молекулы всех веществ неподвижны.  2. Молекулы всех веществ непрерывно движутся.  3. Все тела состоят из мельчайших частиц. IV. Что такое диффузия? 1. Явление проникновения молекул одного вещества в молекулы другого. 2. Явление, при котором вещества смешиваются друг с другом. Ответы: 2                 4                        2,3                       2 5.Информация о домашнем задании. Всем:                     §10, вопросы к §10, экспериментальное задание №1, 2. Для желающих:     Рисуем явление диффузии. 6. Закрепление знаний. 4  Игра Две группы учащихся выходят к доске. Одна группа ­ «молекулы»   одной      жидкости,      вторая­«молекулы»      другой      жидкости.  Продемонстрировать  диффузию жидкостей.    Решение качественных задач Лукашик: № 57, 62, 63, 65, 67  На каком явлении основана засолка овощей, рыбы и других продуктов?  Почему чай заваривают именно горячей водой?  Почему   не   рекомендуется   мокрую   окрашенную   ткань   оставлять   на длительное время в соприкосновении с белой тканью?  Огурцы через несколько дней после того, как их положили в рассол, стали солеными? 8. Рефлексия 5

Урок по теме "Диффузия"

Урок по теме "Диффузия"

Урок по теме "Диффузия"

Урок по теме "Диффузия"

Урок по теме "Диффузия"

Урок по теме "Диффузия"

Урок по теме "Диффузия"

Урок по теме "Диффузия"

Урок по теме "Диффузия"

Урок по теме "Диффузия"
Скачать файл