Тема: «Испарение».
8 класс.
Интеграция предметов: физика – биология
Цель: раскрытие основных научных положений изучаемой темы во взаимосвязи с природой и жизнедеятельностью человека.
Задачи: ознакомление учащихся с элементами экспериментального метода исследования явления; раскрытие роли испарения в природе и жизнедеятельности человека.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, опытно-экспериментальный.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Ребята вы сидите по группам, на протяжении всего урока вы будете ставить эксперименты, решать задачу и отвечать на вопросы. А в конце урока, внутри своей группы вы должны будете выставить каждому отметку за работу на уроке и обосновать её. (слайд2)
Учитель (У). У вас на столах лежат прозрачные стеклышки. Подышите на них.
· Что вы наблюдаете?
· Как называют происходящие явления? (Испарение)
Постановка цели урока:
У. А какова же цель нашего урока? ( Изучить явления испарения)
2. Актуализация имеющихся знаний:
· Где вы могли наблюдать данное явление в природе, быту?
(уч-ся приводят примеры). (слайд3)
У. С поверхности океанов, морей, рек и суши вода под действием солнечного тепла испаряется и поднимается вверх в виде невидимого пара.
Вытертая мокрой тряпкой школьная доска быстро высыхает — вода превращается и пар. Точно так же высыхают полы после мытья, мокрое белье, чернила, которыми вы только что написали на бумаге.
4.Изучение нового материала: (слайд 4)
Каков же механизм испарения? Иначе, почему жидкости испаряются?
У. Итак. Под парообразованием, или испарением, понимают процесс перехода из жидкого состояния в парообразное с поверхности жидкости. От поверхности жидкости могут оторваться только молекулы, имеющие очень большую скорость. Это позволяет им преодолеть силы притяжения с молекулами нижних слоев. Таким образом, жидкость покидают самые « энергичные» молекулы, а в жидкости остаются молекулы, которые движутся с меньшими скоростями. Поэтому при испарении внутренняя энергия жидкости уменьшается. Молекулы, которые покинули жидкость и ушли в воздух, образуют пар.
Так что же называется испарением? (записывают определение слайд 5)
У. От чего же зависит скорость испарения? (слайд 6) ( Экспериментальное исследование причин изменения скорости испарения ).
Работа в группах:
(Учащиеся выполняют самостоятельно, работая в группах по 4-5 чел.,
Каждая группа получает карточку с индивидуальным заданием, и по итогам работы один из учащихся от имени всей группы делает вывод.)
У. Итак, запишем в тетради:
Скорость испарения зависит:
1. от рода жидкости: (там, где сила притяжения между молекулами жидкости меньше, скорость испарения выше).
2. от площади свободной поверхности: (чем больше площадь поверхности, тем большее число молекул одновременно вылетает в воздух).
3. от температуры жидкости: (чем выше температура жидкости, тем больше молекул со скоростями, достаточными для ухода с поверхности жидкости в воздух).
4. от наличия или отсутствия ветра: (отдельные молекулы жидкости, попавшие в воздух, могут упасть обратно в жидкость, но если есть ветер, то он снесет эти молекулы в сторону).
У. Таким образом, испарение — это наиболее легко регулируемые способы изменения внутренней энергии вещества. Поэтому испарение играет большую роль в жизнедеятельности человека и животных.
Учитель биологии.
-Сейчас нам предстоит выяснить, как же осуществляется испарение у живых организмов и, какое это имеет значение для их жизнедеятельности.
-Рассмотрите фотографии животных и, вспомните, какие приспособления появляются у животных к охлаждению?
- Благодаря испарению жидкости с поверхности тела происходит охлаждение организма. Этот процесс получил название терморегуляции.
-Благодаря чему организм регулирует потоотделение? (Сосуды и рецепторы.)
Кровеносные сосуды пронизывают все тело, проходя через мышцы печень и другие органы. Кровь при этом нагревается, разносит тепло по всему телу, как бы выравнивая температуру тела. Но окружающая среда вносит свои коррективы и организм вынужден подстраиваться под условия окружающей среды. Особое значение в этом играют сосуды. Когда температура окружающей среды становится высокой, кровеносные сосуды расширяются, через них протекает больше крови, кожа нагревается, поры открываются, и отдача тепла в окружающую среду увеличивается. Если же температура падает, то поры закрываются, сосуды сужаются и тепло сохраняется. В сильную жару, когда температура тела ниже окружающей среды, расширение сосудов не может усилить отдачу тепла. В этом случае опасность перегревания устраняется потоотделением. Испаряясь, пот поглощает с поверхности кожи больше тепла. Температура тела человека не повышается даже в самую жаркую погоду.
-При каких условиях терморегуляция в норме? Проанализируйте формулу и сделайте вывод?
-От чего будет зависеть потоотделение?
Получается, потея, мы спасаем себя от перегрева организма.
Различные условия окружающей среды, затрудняющие или ускоряющие испарение, нарушают регулирование теплоотдачи организма. Почему в жару не надо носить кожаную, клеёнчатую, синтетическую одежду?
Ученики. Такая одежда затрудняет потоотделение, что приводит к перегреву организма.
-Значит, какую одежду нужно носить в жаркую сухую погоду?
Закрепление знаний учащихся: (слайд)
Цель: научить применять полученные знания при решении качественных задач.
Учитель физики. Решим задачу биофизического содержания.
При длительной тяжелой физической работе человек выделяет пот объемом около 10 л. Какая масса воды может быть нагрета от 40° до 100° за счет той тепловой энергии, которая затратилась на испарение пота объемом 10 л? Для приближенного ответа считаем,
что Ln0Ta ~ LB
Решение: т = ρV= 1000 кг/м3 • 0,01 м3 = 10 кг
Q = Lm — количество теплоты, затраченное на испарение пота.
Q = 2,3 •106 Дж/кг •10 кг = 23•106 Дж.
Q2 = т2 (t2 - t₁) — количество энергии, необходимой для нагревания воды. Q2= Q
Ответ: m=90 кг. (слайд)
Учитель биологии. Большую роль играет испарение в жизни растений. Чтобы представить себе масштабы испарения воды растениями, приведу такой пример: за один вегетационный период одно растение (подсолнечник или кукуруза) испаряет до 200 кг и более воды, то есть бочку солидных размеров. При таком энергичном испарении требуется не менее энергичное добывание воды. Для этого служит корневая система, размеры которой огромны. Интересны растения пустыни. Например, кактусы — растения с толстыми мясистыми стволами, листья которых превратились в колючки. У них незначительная поверхность при большом объеме, толстые покровы, малопроницаемые для воды и водяного пара, с немногочисленными, почти всегда закрытыми устьицами. Поэтому даже в сильную жару кактусы испаряют мало влаги.
Учитель физики: Изучив тему испарения, мы узнали, какую большую роль играет испарение в жизни растений и животных, как это важно для человека. Вы теперь сможете ответить на ряд вопросов, в объяснении которых вы затруднялись.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.