Урок математики в 5 классе
Тема: Многоугольники. Периметр.
Цель: ввести понятие «многоугольника», его элементов, периметра, равенства фигур; рассмотреть виды многоугольников, научиться находить периметр различных многоугольников;
Продемонстрировать использование игровых технологий на различных этапах урока.
Тип : урок получения новых знаний.
Оборудование:
1) планшеты с вопросами для устной разминки и планшет с открывающимися окошками для самопроверки или проектор для разминки в компьютерном варианте;
2) рисунок многоугольника и карточки с терминами урока для магнитной доски;
3) рисунок Буратино, разрезанный на части;
4) задачи для решения у доски;
5) макет ломаной;
6) раздаточный материал на парты ( цветные карточки для игры «Светофор», лист самооценки, фигурки многоугольников №1-12, задания для самостоятельного решения);
7) учебник «Математика. 5класс», А. Г. Мерзляк;
8) жетоны.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
Проводится устная разминка в виде игры «Светофор».
Правила игры.
Каждый ученик кладет перед собой на парте три карточки красного, желтого и зеленого цвета.
Учитель показывает учащимся вопрос и два варианта ответов: один красным цветом написан, а другой – зеленым. Ученик поднимает красную карточку, если правильный ответ написан красным цветом, зеленую карточку, если правильный ответ написан зеленым цветом, а если оба ответа неверные, то поднимает желтую карточку. На доске будет появляться цвет правильных ответов для самопроверки. Если ученик дал правильный ответ, то в листок самооценки он ставит плюс, за неправильный – минус.
За правильные устные ответы и дополнения ученики в течение урока будут зарабатывать жетоны.
Вопросы разминки.
1. Какое число на 4 меньше наименьшего трехзначного натурального числа?
96 104
2. Сравнить 400см и 3м.
> <
3. Округлить число до десятков 348.
340 358
4. Найти значение выражения 25 – х*3, если х=5.
60 10
5. Упростить 5а*2в
10а 10в
6. Упростить 7а + 8а
15а 15аа
7. Упростить 27х – х
26х 27
8. Вычислить 2700 : 30
9 900
9. Решить уравнение у*20 = 20
0 1
10. Решить уравнение х : 10 = 10
0 1
На доске или проекторе появляются правильные ответы для самопроверки.
В конце разминки учащиеся подсчитывают баллы по таблице.
плюсы |
баллы |
1,2 |
1 |
3,4 |
2 |
5,6 |
3 |
7,8 |
4 |
9,10 |
5 |
III. Сообщение темы и цели урока.
IV. Объяснение нового материала.
Слова учителя.
Итак, вы уже знакомы с такой фигурой, как ломаная. (Учитель использует макет ломаной). Она имеет вершины и звенья. Ломаная может быть самопересекающаяся и без самопересечений, замкнутая и не замкнутая.
Определение: Фигура, которая ограничена любой замкнутой ломаной без самопересечений и называется многоугольником.
Вопрос: «Ребята, а как вы считаете, какое наименьшее количество звеньев должна содержать ломаная, чтобы получился многоугольник?»
Ответ : три. За правильный ответ – жетон.
Изобразим в тетрадях и на доске какой-нибудь многоугольник.
Любой многоугольник имеет: А В
Вершины
Стороны
Углы
Обозначения аналогично ломаной.
(Назвать элементы многоугольника по рисунку).
Д С
По количеству углов или сторон, или вершин многоугольники называют: треугольники, четырехугольники, пятиугольники, шестиугольники и т.д.
Чтобы назвать многоугольник, нужно, аналогично ломаной, перечислить все его вершины. Начинать можно с любой вершины в любом направлении по кругу.
Вопрос: перечислить все варианты названий нашего многоугольника.
Ответ: АВСД, ВАДС, ВСДА, и т. д.
Определение: Если измерить и сложить длины сторон многоугольника, то мы найдем его периметр.
Например, РАВСД =АВ+ВС+СД+ДА
РАВСД = 2см+3см+4см+4см=11см
Сейчас возьмите фигурки и разложите их перед собой номерами вверх. Работаем в парах.
Вопросы:
1. Фигурки с какими номерами не являются многоугольниками? (1,3,9,10)
2. Сколько треугольников вы видите? (два: 2 и7)
3. Сколько – четырехугольников? (пять:4,5,6,11,12)
4. Как можно назвать фигуру 8? (семиугольник)
5. Что можно сказать про 4 и 12 фигуры? (они совпадают, они равны)
Определение: Любые фигуры, которые совпадают при наложении, называются равными.
6. Какие еще фигуры являются равными? (6 и 11, 1 и 3)
Отложили фигурки, открыли учебники на с. 92-93. Нашли и прочитали выделенные жирным шрифтом правили, о которых мы только что говорили.
V. Закрепление материала.
Решаем задачи (один ученик у доски, остальные в тетрадях). За правильный ответ имеем право получить жетоны и открыть часть спрятанной картинки.
Ответы: 21см и 21см.
На картинке появляется сказочный герой Буратино.
VI. Физминутка.
Как Буратино, рисуем в воздухе носами ответы на вопросы.
1. У какого многоугольника 3 вершины? (у треугольника, рисуем треугольник).
2. Сколько у пятиугольника сторон? (5)
3. У какого четырехугольника все стороны равны? (квадрат)
4. Сколько у шестиугольника вершин? (6)
Повороты вправо-влево. Слышите правду – поворачиваетесь вправо, слышите неправду – влево.
1. Отрезки измеряются в килограммах.
2. Углы измеряются в градусах.
3. Треугольник является многоугольником.
4. Круг является многоугольником.
VII. Самостоятельная работа в парах.
Сейчас будем работать в парах, и решать важные задачи. У каждого на партах есть голубая карточка с условием задачи. На решение в тетради дается 3 минуты.
По истечению времени делаем взаимопроверку между парами , решавшими одинаковые задания.
За задачу можно заработать 2, 1 или 0 жетонов.
На доске появляется запись ответов:
№5 13см. №6 340см. №7 344см.
VIII. Домашнее задание.
А вот почему задачи были важными. Вы сейчас задали сами себе домашнее задание. Запись на доске видоизменяется в следующую:
п. 13 № 340 № 344
IХ. Итог урока.
Оценим свою работу на уроке, подсчитав заработанные жетоны и баллы. Каждый ученик выставляет себе оценку за работу на уроке.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.