Урок по теме: «ПОЛОВОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ РАСТЕНИЙ».
Сотникова Наталия Васильевна, учитель биологии и химии МКОУ «Соколовская СОШ»
Тип урока: урок открытия новых знаний с первичным закреплением и контролем
Методическая цель урока - применение УУД при изучении особенности процесса размножения и его роли в жизнедеятельности растения;
Цель: сформировать представление об особенностях полового размножения растений, о сущности процесса оплодотворения у цветковых растений.
Предметные результаты:
– формировать умение объяснять особенности полового процесса размножения и его роль в жизнедеятельности растения;
– формировать умение понимать смысл биологических терминов: размножение, половое размножение, гамета, особенности размножения у водорослей, мхов, папоротников и покрытосеменных растений;
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности
2. Сформировать умение составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения заданий по карте).
3. Сформировать умение, работая по плану, сверять свои и чужие действия с целью и при необходимости исправлять ошибки.
Познавательные УУД
1. Сформировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу, рисунок в текст; работа со схемой).
2. Сформировать умение работать с учебником и другими источниками информации
Коммуникативные УУД
1. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в малой группе.
2. Сформировать умение строить учебное сотрудничество с учителем, осуществлять постановку вопросов, оценку и коррекцию действий партнера.
Личностные результаты
- Сформировать умение анализировать пройденный материал
- Развивать познавательные потребности на основе интереса к изучению жизнедеятельности растений
Развивать высшие чувства – эстетическое чувство (чувство прекрасного), интеллектуальные чувства (радость познания).
Методы и формы обучения: объяснительно - иллюстративные, слово учителя, частично - поисковый
формы обучения индивидуальная, групповая, фронтальная.
Образовательные ресурсы: Интернет – ресурс, презентация.
Оборудование: мультимедийный проектор, инструктивные карточки.
Домашнее задание: § 20 упр. №143, №144 в РТ на печатной основе
Этап |
Содержание |
|
УУД |
|||
Деятельность педагога |
Деятельность ученика |
предметные |
познавательные |
коммуникативные |
регулятивные |
|
1 Организационный момент.
|
Приветствие Подготовить учащихся к работе на уроке |
Приветствие Настраиваются на работу |
|
|
Взаимодействуют с учителем и обучающимися |
Управляет поведением и деятельностью |
2 Актуализация знаний
|
Игра «Перевертыши» Фронтальная работа с обучающимися
Предлагает детям разделиться на группы |
Выстраивают слова и дают определениям биологическим терминам
Делятся на группы и объясняют свой выбор
|
Умение объяснять смысл биологических терминов |
Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие .
Умение устанавливать причинно-следственных связей
|
Использование речевых средств общения Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью
Умение строить сотрудничество с собеседником |
Построение речевого высказывания
|
Установка связи полученных знаний с темой урока.
|
Учащимся предлагается проанализировать эпиграф, и определить о каком процессе пойдет речь на уроке
|
Вспоминают определение процесса размножения и видов
размножения.
|
Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему |
Аргументация своей точки зрения
умение преобразовывать информацию из одного вида в другой |
Организация учебного планирования и сотрудничества |
Формирование мотивации к обучению |
Проблемная ситуация Стадия вызова. |
Визуализация знаний. Подведение к теме занятия |
Обучающиеся с помощью педагога формулируют тему урока «Половое размножение растений» |
Формирования границ собственного знания и «незнания» |
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме |
Учатся формулировать собственное мнение и позицию |
Развитие познавательных интересов, учебных мотивов |
3 Целеполагание. |
Подведение к цели занятия |
Об-ся формулируют цель урока с помощью учителя. |
Выдвигая цели, делают умозаключения |
Структурирование знаний Организуют учебное планирование и сотрудничество |
Организуют учебное сотрудничество Устанавливают партнёрские отноше-ния |
умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности |
4 Совместное открытие знаний. |
Групповая работа по вариантам
Учитель выступает консультантом. Устная проверка происходит по слайдам.
|
Обучающиеся выполняют задания, используя учебник.
Делают устный рассказ, формулируют вывод, какие растения как размножаются.
|
Поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение; умение структурировать знания. |
Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа с учебником – анализ схем и иллюстраций, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий). |
понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
|
Оценивание объективных трудностей
Сформировать умение составлять (в группе) план решения проблемы (выполнения задания).
Планирование путей достижения цели |
5 Рефлексия |
Тестирование по НМ Взаимопроверка Оценивание друг друга |
Обучающиеся выполняют предложенный тест. Взаимопроверка.
|
Использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач;
|
Умение осуществлять синтез как составление целого из частей; умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. |
Выражают собствен-ное мнение о работе и полученном результате |
Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. |
6 Домашнее задание. |
Предлагает выставить оценки в дневник.
Параграф 20. РТ №143, №144 |
Ставят оценки в дневник.
|
|
|
|
Осознанно фиксируют информацию |
КАРТОЧКИ
Вариант 1.
Задание 1. «Размножение хламидомонады»
1.Прочитайте учебник на станице 139 «Размножение хламидомонады»
2. Рассмотрите рисунок и вставьте пропущенные слова
При половом размножении под оболочкой материнской клетки развивается много мелких __________________________гамет, которые прорвав оболочку выходят__________, где попарно сливаются, образуя___________, имеющую ________________набор хромосом. Затем она покрывается плотной________________ и переживает зиму. С наступлением тепла ее содержимое делится, образуя ___________молодых хламидомонады, которые выходят наружу.
Вывод:
Одноклеточные водоросли могут размножаться______________________способом
Задание 2.учебник стр.142
Шмель кружится над
цветком –
Ярко-синим сапожком.
Аромат его привлёк,
Шмель, жужжа, влетел в цветок.
Закачался стебелёк,
Шмель расправил хоботок,
Пил нектар, собрал пыльцу,
Полетел опять к цветку.
- О каком способе опыления идет речь в стихотворении?
- Какие цветки у этих растений: яркие или невзрачные? Пахучие или без запаха?
- Какое значение имеет мохнатость шмеля?
- Что произойдет, если вдруг исчезнут насекомые- опылители?
Задание 3. Вставьте пропущенные слова:
1. ___________________- это орган семенного размножения у растений.
2. Главные части цветка___________________и ____________________.
3. ________________- процесс переноса пыльцы на пестик.
4. _________________-процесс соединения мужской и женской гамет
Задание 4 Соотнесите признаки растений с их представителями.
Представители растений |
Способ размножения |
А) Одуванчик |
1) Семенами |
Б) Папоротник |
2) Спорами |
В) Олений мох ягель |
|
Г) Подсолнечник |
|
Д) Рис |
|
Е) Шиповник |
|
Ж) Сфагнум |
|
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
Ж |
|
|
Вариант 2.
Задание 1. «Размножение спирогиры»
1. Прочитайте в учебнике на странице 139, абзац о размножении спирогиры.
2. Надпишите, что обозначено цифрами на рисунке.
1)_________________________________________________________________
2)_________________________________________________________________
3)_________________________________________________________________
4)_________________________________________________________________
5)_________________________________________________________________
3. Составьте устный рассказ о размножении спирогиры.
Вывод:
Многоклеточные водоросли могут размножаться______________________способом
Задание 2. учебник стр.142
Ветер вырвался на
волю
И пошёл гулять по полю.
Натолкнулся на берёзку,
Разлохматил ей причёску,
Вокруг ольхи он обвивался
И с осиной обнимался.
Пошуршал в её листве
И улёгся на траве.
- О каком способе опыления идет речь в стихотворении?
- Какие цветки у этих растений: яркие или невзрачные? Пахучие или без запаха?
- какая пыльца будет у этих цветков: легкая, мелкая или крупная? Почему?
Задание 3. Вставьте пропущенные слова:
1. ___________________- это орган семенного размножения у растений.
2. Главные части цветка___________________и ____________________.
3. ________________- процесс переноса пыльцы на пестик.
4. _________________-процесс соединения мужской и женской гамет
Задание 4 Соотнесите признаки растений с их представителями.
Представители растений |
Способ размножения |
А) Одуванчик |
1) Семенами |
Б) Папоротник |
2) Спорами |
В) Олений мох ягель |
|
Г) Подсолнечник |
|
Д) Рис |
|
Е) Шиповник |
|
Ж) Сфагнум |
|
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
Ж |
|
|
Вариант 3.
Задание 1. «Половое размножение кукушкина льна»
1. Прочитайте в учебнике на странице 143 о размножении мха кукушкин лен.
2. Рассмотрите рисунок и вставьте пропущенные слова
Летом у мужских растений мха формируются____________________верхушки, между листочками которых развиваются _______________________половые органы, а на них подвижные___________________.На женских растениях образуются женские половые органы –_______________с длинной шейкой, в которой образуется___________________________. При дожде или росе сперматозоиды подплывают к _____________________, потом происходит _________________________ и образуется зигота. Из зиготы на следующий год на женском растении развивается _____________________, а в ней спорангий со ______________. В сухую погоду, созревшие споры освобождаются от крышечки и рассеиваются. Попав на влажную землю, они прорастают образуя зеленую _____________________с почками, из которых развивается мох.
Вывод: У мхов, хвощей, плаунов и папоротников в течение жизни идет чередование __________________и _________________ размножения
Задание 2. учебник стр.142
Расскажите, какие процессы изображены на рисунке
Задание 3. Вставьте пропущенные слова:
1. ___________________- это орган семенного размножения у растений.
2. Главные части цветка___________________и ____________________.
3. ________________- процесс переноса пыльцы на пестик.
4. _________________-процесс соединения мужской и женской гамет
Задание 4 Соотнесите признаки растений с их представителями.
Представители растений |
Способ размножения |
|||||||
А) Одуванчик |
1) Семенами |
|||||||
Б) Папоротник |
2) Спорами |
|||||||
В) Олений мох ягель |
||||||||
Г) Подсолнечник |
||||||||
Д) Рис |
||||||||
Е) Шиповник |
|
|||||||
Ж) Сфагнум |
|
|||||||
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
Ж |
|
|
|
|
|
||||||
Игра «Перевертыши»
ЛЕКСРЕФ
|
ОННЕЙР |
ЛОВГОНОЙ ЗГМО |
МОСТЬРАЗДРАЖИ |
РОДКИСЛО
|
КИЕЛЕГ |
РЫЖАБ |
ДУШВОЗНЫЕ ШКИМЕ |
ЦЕСЕРД
|
ЛЯРЫКАППИ |
РИЯАРТЕ |
НАВЕ |
ТАГАМЕ |
ТАЗИГО |
ЛЕТКАЯЙЦЕК
|
ЗОИДСПЕРМАТО |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.