Методическое обоснование урока.
Ф.И.О. учителя: Войнова Л.В.
Тема: Правописание глаголов
Предметная область: русский язык
Класс: 4 класс
Автор УМК: УМК "Начальная школа XXI века", учебник Иванов С. В.
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.
Цель урока:
1. Продолжить работу с глаголами. Закрепить полученные знания:
по правописанию ться, тся в глаголах;
правописанию мягкого знака после шипящих в глаголах;
правописанию частицы не с глаголами;
правописанию безударных окончаний глаголов;
2. Учить детей грамотно писать.
3. Развивать внимание и сообразительность.
4. Развивать интерес и любовь к русскому языку.
5. Совершенствовать умение работать в парах, в команде и самостоятельно,
выслушивать ответы одноклассников.
6. Воспитывать внимание и добросовестное отношение к работе.
7. Обогатить словарный запас и грамматический строй речи учащихся.
8. Формирование образовательных компетенций: информационных,
коммуникативных, креативных, рефлексивных, обучающимися 4 класса в
предметной области «Русский язык» по теме: «Правописание глаголов»
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы проведения урока: исследовательская деятельность учащихся,
постановка проблемных вопросов, беседа с закреплением материала в ходе
урока, самостоятельная работа учащихся под контролем учителя.
Учебные задачи :
1.Учебные задачи, направленные на достижение
результатов:
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной
деятельности;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально –
нравственной отзывчивости
Планируемые результаты личностные
формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного
отношения к учебе;
личностныхустанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из
личностных ценностей);
определять общие для всех правила поведения;
определять правила работы в парах; в группе.
устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
на достижение
метапредметных
2.Учебные задачи, направленные
результатов обучения ( регулятивные, коммуникативные,
познавательные УУД ):
уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя,
сохранять цель и учебные задачи;
уметь высказывать свое мнение на основе работы с материалом, вносить
необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его
оценки и учета характера сделанных ошибок;
формирование умения планировать, координировать, контролировать и
оценивать свою деятельность;
формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний;
находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и
информацию, полученную на уроке;
развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и
обобщения.
Коммуникативные УУД:
уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь
других;
формирование умения взаимодействовать в группе, в статичных парах на
основе сочетательного диалога
.
Планируемые результаты
Познавательные УУД
ориентироваться в учебнике, тетради;
находить ответы на вопросы в тексте, схемах, используя свой жизненный
опыт;
развивать умение самостоятельно выделять и формулировать
познавательную цель;
Регулятивные УУД развитие умения учащихся самостоятельно вырабатывать и применять
критерии и способы дифференцированной оценки в учебной деятельности;
формирование способности личности к целеполаганию и построению
жизненных планов во временной перспективе;
развитие регуляции учебной деятельности;
саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний.
Коммуникативные УУД
формирование умения грамотно строить речевые высказывания в
соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и
письменной формах;
формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог,
излагать свою точку зрения и аргументировать ее;
формирование умения работать в подготовленной предметноразвивающей,
информационной среде и осуществлять осознанный выбор (выбор партнеров,
источников информации, выбор материалов, инструментов, текстов,
разноуровневых заданий).
3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных
результатов обучения:
формирование умения выделять орфограмму, определять ее место в слове,
применять правило проверки орфограммы.
Планируемые результаты предметные
уяснить правописание глаголов;
распознавание их при письме;
.Средства (оборудование):
1)учебник по русскому языку;
2)блокнот детектива (половина тетрадки в линию)
3)конверты с карточками (поуровневые задания, задания на выбор, задания у
доски);
4)проекторкомпьютер (презентация)
5) схема самооценки.
6)сигнальные карточки (ладошки) трёх цветов.
Методические рекомендации по проведению урока.
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.Методы проведения урока: исследовательская деятельность учащихся,
постановка проблемных вопросов, беседа с закреплением материала в ходе
урока, самостоятельная работа учащихся под контролем учителя.
Ход урока
1. Оргмомент.
Ребята, давайте поприветствуем наших гостей.
Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз. СЛАЙД 3
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности
учащихся. (Постановка учебной проблемы. Составление плана
урока.)
Угадайте, о какой части речи идёт речь?
Что без меня предметы?
Лишь названья.
Но я приду – всё в действие придёт:
Летит ракета, люди строят зданья,
И рожь в полях растёт. (о глаголе)
О чём мы будем говорить сегодня на уроке? Правильно, мы
продолжаем изучать глагол и тема сегодняшнего урока
«Правописание глаголов», мы продолжим работу над орфограммами
правописания глаголов.
Сегодня школа не простая
В ней детективов обучают
Развивать у всех должна
Наблюдательность она
Память, логику, внимание.
Чтобы выполнить заданиеИтак, как вы уже поняли, урок у нас не простой. Сегодня мы с вами будем
настоящими детективами. Ребята, а кто такой детектив? Какими
качествами он должен обладать?
( иметь зоркий глаз, быть внимательным, уметь слушать и слышать.). И если
мы с вами детективы, наш кабинет будет называться « Детективное
агентство». СЛАЙД 4
Итак, в наше детективное агентство обратились за помощью жители
Волшебной страны « Грамматика» . Они прислали нам письмо. Вот о чем в
нем говорится.
« Дорогие детективы. В нашей стране Злая волшебница Безграмотность
украла всю информацию о глаголе. Глагол великий труженик. Основная его
обязанность в речи выражать разнообразные действия. Чувства, движение,
состояние, отношение друг к другу, различные звуковые явления все
подвластно глаголу, все он может обозначить и обо всем рассказать.
Глагол самая необходимая часть речи. Название действия составляет суть
фразы, обогащает ее, делает предложение динамичным и полнокровным.
Остальным жителям Грамматики без глагола не обойтись. В стране
начинается хаос. Помогите , пожалуйста.»
Ребята, мы как настоящие детективы, должны помочь жителям страны?
Согласны?
Я предлагаю составить фоторобот этой части речи. Согласны?
Как вы думаете, что мы будем делать на уроке? СЛАЙД 4
1.Мы будем собирать информацию.
2.Делать выводы.
3.Принимать решения.
4.Искать пути решения проблемы.
А всю информацию будем собирать на этот стенд.
Сегодня на уроке мы не только поможем жителям страны , но и повторим
правописание глаголов, повторим изученное ранее.
3. Минутка чистописания. Словарно орфографическая минутка.
Каждый детектив должен иметь блокнот для записи. Такие блокноты у
каждого на столе. А еще детектив должен уметь красиво и разборчиво
писать. Чтобы потом самому не запутаться в своих записях. Сначала
необходимо записать , когда мы начали наше дело.( Число, классная работа). СЛАЙД 6
А с какой буквы начинается наше агенство ( д) . Что мы с вами ведем? ( дело)
Какой одинаковый звук встречается в этих словах? Д . Посмотрите на
образцы, найдите закономерность. Допишите строчку. СЛАЙД 7
Дд, Ддд, Дддд.
А своим девизом мы можем взять поговорку.
Запишем ее в блокнот. СЛАЙД 8
Сделал дело, гуляй смело.
Объясните смысл поговорки. Подчеркни глаголы. (Какие слова подчеркнули?)
3.Актуализация знаний
Сейчас мы отправляемся на место преступления. СЛАЙД 9
Собираться и действовать мы будем по плану. Сейчас я буду его читать, а вы
выбирайте словарные слова и записывайте их в блокнот.
Мы наденем пальто и теплые сапоги. Возьмем портфель и красивый
пенал, в котором будут лежать карандаши. С нами пойдет собака Линда
и мы отправимся в город.
Итак, какие же слова мы записали? Давайте проверим. СЛАЙД 10
4.Обобщение и систематизация знаний
Какую информацию мы должны собрать о гаголе чтобы помочь нашему
клиенту? Слайд 11 (ответы детей)
Итак ,мы с вами на месте преступления. Необходимо собрать улики и
вещественные доказательста. Вы должны быть предельно внимательны,
чтобы не пропустить ни одной важной улики. Но чтобы не оставить своих
отпечатков пальцев, которые впоследствии могут спутать с отпечатками
преступника, давайте наденем перчатки. ( Пальчиковая гимнастика. На
каждый пальчик надеваем перчатки, поправляем) Начинаем.
Что означает слово « глагол»(из словаря) (Аня)1. Что такое глагол, что обозначает, на какие вопросы отвечает.
( Глагол обозначает не только действия , но и состояния (спать,
ждать мёрзнуть и т.д.)
Карточка: Подчеркните глаголы.
Писать, письмо, курица, сильный, едешь, сказать, езда, учительница,
учить, ненавидеть, петь, песня.
Какие слова подчеркнули?
Найдите информацию и разместите её на стенде. Молодцы.
Работаем дальше.
2. Что мы знаем о правописании глаголов с предлогами ?
У глаголов нет предлогов.
Карточка: Прочитайте, определите , что в каждом случае стоит в
скобках – предлог или приставка. Спишите, раскройте скобки.
Работаем в парах:
1. Слова с предлогами.
2. Слова с приставками.
(по)тропинке, (по)прыгать, (на)ливать, (по)гладить, (по)дорожке,
(на)звать, (в)ней, (во)дворе, (под)землёй,(на)мокнуть
Давайте проверим. Найдите информацию и разместите её на
стенде. Молодцы.
3. В русском языке кроме предлогов, есть ещё частицы. Одна из самых
распространённых – частица не. Что мы знаем о правописании этой
частицы с глаголами.
Не с глаголами пишется раздельно, кроме слов , которые без не не
употребляются.
Карточка: Спишите, раскройте скобки.
(не)кусает, (не)пускает, (не)волить, (не)сделал, (не)навидеть, (не)здоровится,
(не)спится, (не)учится
Какие знаете слова которые без не не употребляются? Запишите.
Найдите информацию и разместите её на стенде. Молодцы.
4. У каждого глагола есть вид. Что такое вид глагола? (это его
обязательный постоянный признак. Глаголы совершенного и
несовершенного вида это разные слова с разными значениями)
Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида.
Как определить вид глагола?Карточка: Зависать глаголы в два столбика:
1 совершенный вид;
2несовершенный вид.
Писать, верить, петь, убрать, написать, лететь, убирать, вылететь, поверить,
запеть.
Работаем в парах: договоритесь, кто какие глаголы будет выписывать.
Проверяем. СЛАЙД 13
Найдите информацию и разместите её на стенде. Молодцы.
5. Давайте поговорим о формах глагола. Что мы знаем про это?
Ученик Глаголы имеют начальную форму и личную форму.
(Начальная форма образуется с помощью суффиксов –ть, ти, чь;
начальная форма не изменяется , у неё нет окончания; вид глагола не
меняется – все формы одного слова это глаголы одного вида; суффиксы –ть,
ти, чь в основу не включаются, т.к. они образуют не новое слово, а начальную
форму)
Какие глаголы относим к личной форме? ( кто совершает действие)
СЛАЙД14: : Запиши слова в два столбика:
1 начальная форма глагола; выделите суффикс.
2 личная форма глагола.
У глаголов в личной форме определите лицо.
Зовут, играют, ходить, пойти, выбежали, учить, плакать, пошёл, обойти,
зажечь, собираю, дует, прожить.
Проверяем. Найдите информацию и разместите её на стенде. Молодцы.
Ребята я предлагаю провести следственный эксперимент. СЛАЙД 15
Запишите себе в блокнот глаголы которые видите на слайде: победить,
убедить, очутиться, ощутить. СЛАЙД16
Запишите в свои блокноты эти глаголы в форме первого лица единственного
числа. Получилось?
Как грамотно сказать про себя в будущем времени?
Я (что сделаю?) …, …, … .
(Попробуйтека сказать про себя в будущем времени:Я… (что сделаю?) победю? побежу?
Вы можете сказать:
Я одержу победу! или Я стану победителем!
В чём дело? А в том, что глагол победить просто не имеет формы первого
лица единственного числа и поэтому называется недостаточным глаголом. А
стал он таким по закону благозвучия. Ведь слова победю или побежу звучат
не очень красиво. Невозможно глаголы убедить, очутиться, ощутить
изменить так, чтобы можно было сказать про себя:
Я.. убежу?
Я… очутюсь?
Я… ощущу?
Говорить нужно так: Я постараюсь убедить. Я могу очутиться. Я
попытаюсь ощутить.» СЛАЙД 17
Интересные глаголы?
Ну а нам необходимо поторопиться.
6. Мы уже собрали много информации, но ничего ещё не раскрыли о
правописании мягкого знака после шипящих в глаголах.
Что мы знаем?
Ученик Мягкий знак после шипящих пишется во всех глагольных формах
Вы не должны путать глаголы с другими частями речи.
Сейчас мы проверим как вы усвоили эту тему.
Даша идёт к доске, остальные работают с учебником. Стр.112 упр.5
Карточка: Выписать глаголы, раскрыв скобки.
Ноч(?), луч(?), береч(?), знаеш(?), чертиш(?), без туч(?), колюч(?),
дремлеш(?)
Проверяем. Найдите информацию и разместите её на стенде. Молодцы.
7. Расскажите о правописании –тся и ться в глаголах.
Ученик Правописание ться и тся. В н.ф – ться, в л.ф. 3 лица ед. и мн.
числа –тся Поведём очную ставку СЛАЙД 18
Карточка: Запиши слова в два столбика: 1 ться, 2 тся.
Или Р.т.стр.52 упр.1
Удивляе[ца], удивля[ца], улыбает[ца], улыба[ца], случае[ца], может случи[ца]
Проверяем.СЛАЙД 19
Найдите информацию и разместите её на стенде. Молодцы.
8. А сейчас нам предстоит поговорить о спряжении глаголов. Что такое
спряжение глаголов?
Ученик Спряжение глаголов это изменение глагола по лицам и числам и
система его личных окончаний.
Какие глаголы относятся к 1 спряжению?
Какие ко 2 спряжению?
Как определить спряжение глагола?
1. Если окончание ударное, спряжение определить легко.
2. Если окончание безударное, образуй форму 3го лица множественного
числа.
Если в Н. ф. глагол оканчивается на –ить (кроме глаголов брить, стелить),
то это глагол 2 спряжения.
Если в Н. ф. глагол не оканчивается на –ить и не относится к глаголам –
исключениям, то это глагол 1 спряжения.
Карточка: Записать слова в два столбика:
1столбик – I спряжение;
2 столбик – II спряжение.
Ведём, жгут, смотрят, читаешь, дарим, кормят, слушаешь, уважают, дышать,
видеть, изучим
С простым заданием вы справились, а теперь посложнее.
Откроем учебник на стр.148 упр.3 Проверьте, нет ли в работе Кости
ошибок, если есть исправьте их.
Ну вот ребята наш фоторобот практически готов , вы славно
потрудились, я думаю наш клиент будет доволен.9. Посмотрите, ребята , на столах у вас какието конверты. А у меня еще и
письмо прилагается.
« Вы хорошие детективы, так и быть, если справитесь с последним
заданием, верну глагол на место. Безграмотность.»
СЛАЙД 21
Ребята, необходимо провести экспертизу содержимого этого конверта.
Поработайте В ПАРЕ или В ГРУППЕ (на выбор)
Работа с пословицами – групповая работа Стр.135. упр.4
Задание: Запишите пословицу. Глаголы в скобках ставьте в нужную форму.
Правильно пишите окончания. Укажите спряжение. Объясните смысл
пословицы.
Декабрь год (кончать), а зиму (начинать).
Декабрь – последний месяц года, но первый зимний месяц.
Яблочко от яблоньки недалеко (падать)
Так говорится, когда хотят подчеркнуть, что дети имеют те же
недостатки, что и их родители (каков отец, таков и сын)
Собака (помнить), кто её (кормить)
Не только человек, но и собака старое добро помнит.
Язык мал, да всем телом (владеть).
Язык небольшой орган, но много делает (огорчить и порадовать,
приласкать
Сам не (знать), где найдёшь, где (потерять).
Говорится тогда, когда человек сталкивается с чемлибо
непредвиденным, неожиданным.
10. Итог урока.
Ребята мы справились со всеми заданиями и можем свой отчёт в форме
фоторобота отправить клиенту. Дело закрыто и отправляется в архив.
Что мы повторили на уроке?
ВЫВОД
Было ли для вас на уроке чтото новое? Что?
– Какую работу мы сейчас выполняли?
– Кто с ней справлялся легко?
– Кому ПОКА было трудновато?
– Кто или что вам помогало справиться?
– Кто доволен сегодня своей работой?
СЛАЙД 24Оцените свою работу на уроке.
А так , как вы хорошо работали, то получаете удостоверение «
Настоящего детектива».
11. Запишем Д/З СЛАЙД 24
И закончить урок мне хотелось бы небольшой притчей.
Притча.
Зимой один хозяин каждое утро чистил дорожку перед домом от снега. И как
бы рано он не вставал, у соседа уже была аккуратно утоптанная дорожка.
Послушай, сосед, а когда ты успеваешь, снег перед домом убирать? –
поинтересовался однажды он.
Да я его никогда не убираю! – Это ко мне друзья ходят!
Пусть только в дружеском споре рождается истина, а добрые качества
помогут вам добывать главную награду: знания.