Урок по теме «Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 04.01.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Разработка урока для 7 класса к учебнику А.В. Перышкина. При проведении урока используется проблемно-исследовательская технология, технология опорных конспектов. Особенно интересен этап рефлексии. По количеству баллов можно определить к какому виду птиц относится ученик: воробей, соловей, орел. По желанию можно выбрать любое соотношение.
Иконка файла материала Урок по теме рычаги.docx
Урок по теме «Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге». Подготовила: учитель физики  МБОУ Русской СОШ им. М.Н. Алексеева Бойко Лариса Анатольевна Тип урока:  изучение нового материала. Цель   урока:   обеспечить   усвоение   учащимися   понятия   простого   механизма, принципа   действия рычага и условия равновесия рычага, используя проблемно­ исследовательскую технологию. Задачи урока    :  Образовательная:   Познакомить учащихся с различными видами простых механизмов;  рассмотреть   простые   механизмы   как   устройства,   служащие   для преобразования силы;   рассмотреть устройство и принцип действия рычага;   выяснить условие равновесия рычага.  Развивающая:   способствовать   развитию   умения   анализировать,   выдвигать   гипотезы, предположения, строить прогнозы, наблюдать и экспериментировать;   способствовать развитию логического мышления;   развитие   умения   выражать   речью   результаты   собственной   мыслительной деятельности.  Воспитательная:   пробуждение познавательного интереса к физике;   воспитание положительного отношения к получению знаний и окружающим явлениям;   формирование   умений   критически,   но   объективно   оценивать   предметы, явления, поступки и действия (свои и чужие).  Используемая технология развивающего обучения: Проблемно­исследовательская технология, технология опорных конспектов. Формы учебной работы, используемые на уроке: 1) фронтальная работа с классом; 2) групповая работа; 3) индивидуальная работа. Методы, используемые на уроке: эвристический метод; исследовательский метод (частично). 1) 2) 1.Организационный момент (приветствие учащихся). План урока.2. Подготовка к восприятию нового материала.  У меня на столе стоит бутылка минеральной воды. Ее нужно открыть.  Чтобы получить нужный результат наших действий, нам нужно совершить …. (механическую   работу).   А   какие   же   условия   должны   выполняться,   чтобы механическая работа совершалась? К телу должна быть приложена сила и оно должно двигаться.  (вызывается ученик, пробует открыть руками, потом открывалкой). Посмотрите на экран (картинки): ­ человек копает яму (рычаг); ­ человек поднимает (с помощью ворота) из колодца воду; ­ человек катит бочку на корабль (наклонная плоскость); ­ человек поднимает ведро (блок). 3. Объявление темы урока и постановка цели урока.  Обратите внимание, что используют эти люди выполняя работу?   (лопату, ворот, наклонную плоскость, блок). Как можно назвать эти приспособления? ПРОСТЫЕ МЕХАНИЗМЫ. Это и есть тема нашего урока Что нам сегодня необходимо узнать: Вместе с детьми: ­  изучить, …(что такое простые механизмы);                               ­ рассмотреть …(виды простых механизмов, принципы их работы). Физические   возможности   человека   ограничены,   поэтому   с   древних   времён человек   часто   использовал   устройства,   которые   способны   преобразовать   силу человека в значительно большую силу.  Учитель. Приспособления, служащие для преобразования силы, называются  простыми механизмами.  Предлагаю вам  открыть учебник на стр. 171. Найдите в учебнике и запишите в  тетрадь в виде схемы простые механизмы и их разновидности. Простые механизмы                        Рычаг                     Наклонная плоскость             (блок, ворот)                     (клин, винт)Одним из примеров простых механизмов является рычаг.  4.  Изучение нового материала. Рычаг ­ твёрдое тело, способное вращаться вокруг неподвижной опоры.  На практике роль рычага могут играть палка, доска, и т.п. Давайте с вами  сделаем рычаг. Возьмем линейку, карандаш, грузики. На один край положим 1  грузик, на второй край 2 грузика. Попытаемся уравновесить рычаг. Качнем один  из краем, что мы увидим. Рычаг возвращается в положение равновесия. Нам необходимо его выяснить. Учитель: Изобразим рычаг на схеме. Точка О – точка опоры рычага (ось вращения, которая расположена между точками  приложения сил); точка А и точка В – точки приложения сил; F1 и F2 – силы,  действующие на рычаг.  Плечо силы – кратчайшее расстояние между точкой опоры и прямой, вдоль которой действует сила. Обозначается буквой l. Задания: Нам необходимо выяснить условия при котором рычаг будет в равновесии Повесили грузики на одно из плеч и, используя другие грузики, уравновесили Уравновесили   рычаг,   вращая   гайки   на   его   концах,   чтобы   он   расположился горизонтально. 1. рычаг . 2. F1=    Н        l1=   см F2=   Н       l2=    см  вычислите отношение сил и плеч Считая, что каждый груз 1 Н, определите по рисунку и запишитеF2/F1=     L1/l2=  3. Как называется такая пропорциональность? (прямая или обратная) 4. Вывод:  рычаг   находится   в   равновесии   тогда,   когда   ________, действующие на него , обратно пропорциональны _________ этих сил Итак, мы вывели «условие равновесия рычага».          Рычаг находится в равновесии тогда, когда силы, действующие на него, обратно пропорциональны плечам этих сил. на рисунках изображены рычаги.  Задание: проверить условие равновесия  рычага. Индивидуальная работа Заполним таблицу. Считать, что каждый груз имеет вес 1Н, а одно деление на рычаге равно 20 см. Сила, дейст­ вующая на грузы слева, F1, Н Плечо силы l1, м Сила, дейст­ вующая на грузы справа, F2, Н Плечо силы l2, м F1 F2 l2 l1 6. Этап подведения итогов урока Урока время истекло, Я вам, ребята, благодарна, За то, что встретили тепло И поработали ударно.На этом наш урок окончен. Спасибо за урок! Оценим уровень своей учебно­познавательной деятельности  на уроке. Критерии представлены в таблице. критерии Активность 3 балла высокая 2 балла средняя 1 балл низкая усвоил слабо Материал  урока Объяснить  тему  товарищу усвоил хорошо усвоил частично могу сам могу с подсказкой затрудняюсь Баллы проставляются по каждому критерию, затем суммируются. Учитель  поясняет, как соотносятся набранные баллы с видом птицы. ­А теперь узнаем, что же вы за птицы. Если вы набрали: 3­5 баллов­вы воробей, собирайте знания по зернышку; 6­7 баллов ­вы соловей, поведайте о своих знаниях другим; 8­9 баллов ­вы орел, для вас открылись тайны знаний . Затем учитель просит поднять руки всех «птиц» и поаплодировать друг другуНа рисунках изображены рычаги.  Задание: проверить условие равновесия  рычага. Заполнить таблицу. Считать, что каждый груз имеет вес 1Н, а одно деление на рычаге равно 20 см. Сила, дейст­ вующая на грузы слева, F1, Н Плечо силы l1, м Сила, дейст­ вующая на грузы справа, F2, Н Плечо  силы l2, м F1 F2 l2 l1 На рисунках изображены рычаги.  Задание: проверить условие равновесия  рычага.Заполнить таблицу. Считать, что каждый груз имеет вес 1Н, а одно деление на рычаге равно 20 см. Сила, дейст­ вующая на грузы слева, F1, Н Плечо силы l1, м Сила, дейст­ вующая на грузы справа, F2, Н Плечо  силы l2, м Заполнить таблицу из трех граф. П М Плюс­минус­интересно. l2 l1 F1 F2 И В графу «П» ­ «плюс» записать все, что понравилось на уроке.  В графу «М» ­ «минус» записать все, что не понравилось на уроке.  В графу «И» ­ «интересно» записать все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме. Заполнить таблицу из трех граф. П М И Плюс­минус­интересно.В графу «П» ­ «плюс» записать все, что понравилось на уроке.  В графу «М» ­ «минус» записать все, что не понравилось на уроке.  В графу «И» ­ «интересно» записать все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме.