Урок по теме "Реки России"
Оценка 4.7

Урок по теме "Реки России"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
география
8 кл
01.04.2017
Урок по теме "Реки России"
Сформулировать у учащихся понятие «река», и «речная система», «бассейн», «водораздел», «пороги», «водопады», «падение реки», «уклон реки», «годовой сток», «паводок», «половодье», «наводнение», «межень». Задачи урока: Изучить крупнейшие речные системы России. Определить зависимость речной системы от рельефа. Формирование чувства любви к родной природе. Развивать знания по водным бассейнам России и основным понятиям.
Реки России.docx
Тема урока: "Реки России"  Цели: Сформулировать у учащихся понятие «река», и «речная система», «бассейн»,  «водораздел», «пороги», «водопады», «падение реки», «уклон реки», «годовой сток»,  «паводок», «половодье», «наводнение», «межень». Задачи урока: Образовательная: Изучить крупнейшие речные системы России. Определить зависимость речной системы от рельефа. Воспитательная: Формирование чувства любви к родной природе. Развивающая: Развивать знания по водным бассейнам России и основным понятиям. Методы и методические приемы: объяснительно – иллюстративный, проблемного изложения, репродуктивный, рассказ. Оборудование: Мультимедийный учебник, учебник, атласы, географические карты:  «Физическая карта мира» и « Физическая карта России», таблицы: речной системы. Понятия: река, пойма, базис эрозии, терраса, исток, русло, устье, уклон, падение, расход, питание реки, межень, весенние половодье, летнее половодье, паводок. Номенклатура: реки – Лена, Енисей, Амур с Шилкой, Обь, Волга, Кубань, Северная Двина, Колыма, Индигирка. I. Организационный момент. Ход урока Здравствуйте, ребята! Я рада встречи с вами. Надеюсь, что время урока пролетит  незаметно и будет для вас приятным и полезным. Ребята о чем говорят эти строки:  «Вот отсюда, именно отсюда, Из глубин лесного родника, Выбегает голубое чудо –  Русская великая…» Учащиеся отвечают – река.  Учитель: Итак, тема нашего урока « Реки России». II. Повторение изученного материала. Работа у доски 1. Какие воды входят в состав подземных вод (дать определение каждому типу вод). Подземные воды 2. Зарисовать в тетради схему грунтовых вод. Показать на рисунке водоносный и  водоупорные слои. 3. Классифицировать горные породы ­ водоупорные и водопроницаемые. Гранит, песок, глина, суглинок, кварцит, мрамор, гравий, гнейс, базальт, известняк. III. Изучение нового материала Урок начинается с эпиграфа:  «На реке человек оживал и жил с  нею  душа в душу. Он любил свою реку… В разговорную речь вошли такие  уважительные и ласковые слова, как Волга­матушка, Амур­батюшка,  Енисей ­ богатырь, Ока­красавица» /В.О.Ключевский/ Учитель загадывает загадку: «В неё льётся, из неё льётся, сама по земле плетётся». Ученики: ­ Это река! Учитель спрашивает, какие они знают название рек? Стихи, легенды. Формируется понятие: «река». Река ­ это естественный, постоянный водный поток, текущий в понижениях рельефа, по  уклону местности в направлении от истока к устью. Учитель, просит детей выделить из определения новые для них слова. Ученики выделяют: исток и устье. Рисунок 1 Учитель: Реки словно голубой сеткой покрывают нашу землю. Каждая из них имеет  начало, которое называется ­ истоком. Одна река вытекает из болота (учитель рисует на  доске условный знак болота), другая река начинается из родника (учитель рисует условный знак родника), третья река зарождается на склонах гор. Четвёртая река начинается из озера. Послушайте, как описывает исток Волги писатель Ю. Помозов: Околица села, глинистый пологий скат! Внизу, под горкой, щетинится осокой и хвощом  небольшое болото, а над ним легко и торжественно вознеслась арка, подобная радуге… Вы медленно опускаетесь с горки…  С каждым шагом все ближе милая русская светелка! И вот вы входите в нее. Все сразу обваливает ровный, покойный полумрак, мягкая,  настоянная прохлада.  Эта бодрящая прохлада точно бы струится из круглого отверстия в полу. И вот вдруг падаете на колени, всматриваетесь… не всплеснет, не всколышится ни одна  струйка…  Тихо, очень тихо в прохладной светелке. Так вот где знаменитый исток младенческой Волги, вот где ее заветная колыбель  Вы бережно черпаете священную воду. Она сразу волшебно высветляется… Еще мгновение ­ и вы подносите ее к губам; ­ Здравствуй Волга! Низко­низко кланяюсь тебе… ­ Давайте проследим по атласу, как текут реки и где впадают (дети работают с атласами). Формируется понятие: «устье». Устье ­ это место впадения реки в море в одну или другую реку. Учитель рисует на доске схему и подписывает устье, приток, исток, главное русло. А теперь в тетрадях напишите заголовок «Речная система» и нарисуйте схему,  аналогическую той, которая изображена на доске. Формирование понятий русло, пойма, долина реки, речная система. На доске вывешивается таблица: «речная долина». Речная долина Вытянутое в длину извилистое углубление земной поверхности, по дну которого течет река русло пойма углубление,  выработанное постоянным водотоком часть речной долины, заливаемая водой в период половодья Далее учащимся предлагается следующее: ­ Назовите прилагательные, которые характеризуют характер рек. Ученики: узкие речные долины, широкие речные долины, шумные, сильные, спокойные, ровные, ласковые и т.д. Ведется запись на доске. Учитель: ­ по характеру течение реки бывают горные и равнинные (работа с атласом),  ведется сравнительная характеристика по атласу и фотографиям, прикрепленным к доске  горных рек и равнинных. Результаты оформляются в виде таблицы. Сравнение горных и равнинных рек, используя текст учебника. Черты сходства Черты различия                 Учитель: ­ По ходу течения река принимает в себя различные реки, которые называются притоками.  Различают левые и правые притоки. Как определить правый или левый приток? Нужно встать лицом к устью реки (вниз по течению). Если река впадает справа – это  правый приток, слева – левый приток. Работа с атласом определить притоки рек: Волга, Енисей, Лена и показать по карте России  (у доски). Формирование понятий «бассейн реки и водораздел». Бассейн реки – территория, с которой стекают в главную реку поверхностные и подземные воды. Водораздел – граница между бассейном рек. Учитель по карте «России» показывает уральские горы, которые являются водоразделом.  С восточного склона вода стекает в реку Обь и ее притоки, с западного склона вода  поступает в притоки Волги и некоторых других рек. Загадка: День и ночь кричит, а голос не устает. Рисунок 2 /водопад/ Рисунок 3  Учитель рассказывает о порогах и водопадах, показывая при этом схемы: «Пороги»,  «Водопады». Найдите на своей карте самый высокий водопад в мире? Дети работают с картой. Вода его падает с высоты 1054 м., но количество воды,  протекающее через этот водопад небольшое. Наиболее мощные водопады Ниагарский и  Виктория, Анхель (работа с картой). Учитель: ­ Самая порожистая река в нашей стране – Ангара. Сейчас на реке возведены плотины ГЭС, вода перед которыми разлилась, затопив часть порогов. Пороги мешают судоходству. На  порожистых участках равнинные реки похожи на горные. Учитель: Итак, ребята, реки равнинные и горные различны по следующим параметрам –  падению и уклону. Падание – это разность абсолютных высот между истоком и устьем. Уклон – это отношение падения к длине реки. П=hu­hy, где П ­ падение hu – высота истока hy – высота устья У = падения/длине Рассчитаем падение и уклон для рек Ангары и Волги. Учитель записывает пример на доске и объясняет, учащиеся записываю в тетрадь. Hu – 310м Hy – 110м П= 310м – 110м = 200м У = 200м /800 км =0,25 м/км Ангары является горная река, так как уклон > 20 см/км.   Далее, учащийся решает на доске и объясняет, остальные в тетради. Нu – 300м Нu – (­28м) П = 300м – (­28м) = 328м У = 328м/ 3690м = 0,09/км Волга является равнинной рекой, так как уклон < 20м/км. Учитель: Равнинные реки, если уклон реки < 20см/км. Горные реки, если уклон реки > 20см/км, (записываем в тетрадь). Учитель: Рассмотрим влияние рельефа на реки и влияние рек на рельеф. Влияние рельефа на реки. Вода в реках движется под действием? (силы тяжести) Особенность рельефа России таково, что большинство рек текут с юга на север. В каком направлении текут реки России? Покажите на карте? Каким трем океаническим бассейнам принадлежат реки России?  Учащиеся на карте  показывают реки и принадлежность к океану.  Влияние рек на рельеф. В учебнике учащиеся знакомятся с понятиями дельта и эстуарий, и находят реки России с  таким типом устья. А каково же питание рек?  Скажите, пожалуйста, ребята, какие источники питания вам  знакомы.  Учащиеся: Источники питания рек могут быть представлены: ­ снеговым ­ дождевое ­ подземными водами (грунтовыми) ­ ледниковое  Вывод: Питание реки – это пополнение ее водой из различных источников. Питание  большинства рек нашей страны смешенное.  Важно также знать и о водном режиме рек.  Водный режим рек Режим реки – это поведение реки в течение года, т.е. колебание уровня воды, процесс  замерзания и вскрытия. 3. Виды режима: 1 Межень учащиеся дают определения. 2 Половодье 3 Паводок Самостоятельно рассмотрите дома. Расход воды в реке – это количество воды, проходящее по руслу за единицу времени.  Расход воды в реке за длительное время называется сток. По величине суммарного речного стока Россия занимает второе место в мире после Бразилии.  Годовой сток – количество воды, протекающей в русле за год. IV. Закрепление полученных знаний: Учитель выписывает на доске предложения, дети работая с атласом вместо точек  вписывают географические объекты (реки, моря, океаны). 1. … ­ это самая крупная река Восточно­Европейской равнины. Еще есть на севере …  и …, на юге …, в центре … и … 2. Крупными реками Западно­Сибирской равнины является …, … Имеет много  притоков, один из них является река … Река … берет начало в Саянах, притоков с  Западно­Сибирской равнины … не имеет. Обе реки впадают в … море.  3. Крупные реки Средне­Сибирского плоскогорья ­ … и …, еще приток Енисея … На  севере текут реки … и … и … и … и … несут свои воды в … океан. А … в … море.  V. Рефлексия.  Учащиеся делают выводы, отвечая на вопросы: « Что я узнал на уроке…..», «Мне понравилось….», « Имея первоначальные знания о реках, я…». VI. Домашнее задание: на контурную карту нанести географические объекты, называемые в ходе урока «реки с притоками: Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур; водопады: Анхель,  Виктория, Ниагарский.  Записать определение понятий паводок, межень, наводнение,  половодье.

Урок по теме "Реки России"

Урок по теме "Реки России"

Урок по теме "Реки России"

Урок по теме "Реки России"

Урок по теме "Реки России"

Урок по теме "Реки России"

Урок по теме "Реки России"

Урок по теме "Реки России"

Урок по теме "Реки России"

Урок по теме "Реки России"

Урок по теме "Реки России"

Урок по теме "Реки России"

Урок по теме "Реки России"

Урок по теме "Реки России"

Урок по теме "Реки России"

Урок по теме "Реки России"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2017