Урок по теме: "Восприятие и представление информации. Информационные процессы" (7 класс, информатика)
Оценка 4.7

Урок по теме: "Восприятие и представление информации. Информационные процессы" (7 класс, информатика)

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
информатика
7 кл
31.07.2019
Урок по теме: "Восприятие и представление информации. Информационные процессы" (7 класс, информатика)
Урок разработан в соответствии ФГОС. На первом этапе - это требования к планируемым результатам, далее ставиться цель урока. Предлагаются приемы активного целепологания. Предлагается работа по нескольким этапам урока, работа не только с учебником, но и практическая работа, тест на закрепление. Домашняя работа - это различные уровни сложности, где учащийся может выполнить работу, которая ему доступна
Восприятие и представление информации. Информационные процессы.docx
Тема урока: Восприятие и представление информации. Информационные процессы Требования к планируемым результатам  понимать основные виды информационных процессов, различать естественные  и   формальные  языки,  формы представления информации   формировать понятие информации;     различать виды информации и способы восприятия информации человеком;  выделять основные свойства информации;  пояснять смысл употребления слова «информация» в обыденной речи (подбирать синонимы); приводить  примеры   различных   способов   передачи   сведений   и   пояснять,   какие физические процессы при этом происходят; приводить   примеры   символов,   которые   встречаются   в   книгах,   написанных   на    русском языке;  приводить   примеры   общеупотребительных   символов,   которые,   как   правило,   не встречаются в книгах, написанных на естественных языках (дорожные знаки и т. п.),  расширение и систематизация представлений о знаках и знаковых системах;     систематизация представлений о языке как знаковой системе; установление общего и различий в естественных и формальных языках. Цели урока: предметные — общие представления об информации и её свойствах; информационных  процессах и их роли в современном мире; умение приводить примеры сбора и  обработки информации ­  в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике. метапредметные — владение информационно ­ логическими умениями; выделение  необходимой информации; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия  решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.    личностные — наличие представлений об информации, как важнейшем ресурсе развития  личности; понимание роли информационных процессов в современном мире;  представления о языке, его роли в передаче собственных мыслей и общении с другими  людьми; владение навыками анализа получаемой информации; формирование  ответственного отношения к учению.  ПРИЕМЫ АКТИВНОГО ЦЕЛЕПОЛОГАНИЯ Целеполагание – самая важная часть конструирования урока, планируя урок, необходимо  идти от цели, а не от содержания. Приемы целеполагания формируют мотив, потребность  действия. Ученик реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни.  Работа над понятием  На данном уроке учащимся предлагается для зрительного восприятия название темы урока и просьба объяснить значение каждого слова. Затем определяется цель урока.  Что в  формулировке темы известно? Что значит информация? Как человек получает информацию? Какие органы чувств задействованы? А какими свойствами обладает  информация?  Можно использовать на данном уроке другой прием Подводящий диалог На уроке ведется беседа, направленная на обобщение изученного ранее материала,  конкретизацию, логику. Диалог подводится к тому, о чем дети не могут рассказать в силу  недостаточно полного знания по теме. Возникает ситуация, для которой необходимы  дополнительные знания. Ставится цель. 1. Работа с учебником (И.Г. Семакин 7 класс ФГОС  п.2­3) (коммуникативные УУД) a) Перечислите источники, из которых вы сегодня получили информацию б) Какие органы чувств были задействованы? с) Какую роль выполняют языки в информационной деятельности человека?  д) Приведите примеры профессий, в которых основным видом деятельности  является работа с информацией. е) Что значит сортировка информации. Приведите примеры. 2. Практическая работа. Можно выполнять в парах, можно индивидуально.  (Регулятивные УУД) А) Приведите примеры ситуаций, в которых информация: собирается, обрабатывается,  передается, запоминается и оцените правильность подобранных примеров друг друга. Б) Интересная задача на логическое мышление. (рабочая тетрадь).  При решении  задачи необходимо построить таблицу. Сильным ученикам можно попробовать  решить самостоятельно, а более слабые учащиеся решают вместе с учителем. Квадрат, круг, треугольник, ромб вырезаны из цветной бумаги: белой, синей, красной и  зеленой. Круг не белый и не зеленый; синяя фигура лежит между ромбом и красной  фигуро1; треугольник не синий и не зеленый; квадрат лежит между треугольником и  белой фигурой. Определить из бумаги каких цветов вырезаны фигуры.  В конце урока я даю небольшой тест на основные понятия для закрепления. Тестов  готовых очень много и ученикам больше нравиться компьютер, но при отсутствии  времени можно проверить знания с помощью презентации или раздать карточки.  Обычно тест небольшой и состоит из 5 – 8 вопросов.  (Личностные УУД) ТЕСТ 1. Известно, что наибольший объем информации человек получает при помощи a) органов слуха  b) вкусовых рецепторов c) органов обоняния  d) органов осязания  e) органов зрения   2. Технические системы передачи информации ­ это a) общение людей   b) целесообразное поведение живых организмов c) телеграф, телефон, радио, телевидение, интернет 3.  По способу восприятия информации человеком различают следующие виды  информации: a) текстовую, числовую, графическую, табличную и пр. b) научную, социальную, политическую, экономическую, религиозную c) обыденную, производственную, техническую, управленческую, d) визуальную, звуковую, тактильную, обонятельную, вкусовую e) математическую, биологическую, медицинскую, психологическую 4. Что является наиболее общим между папирусом, берестяной грамотой, книгой  и дискетой? a) материал, из которого они изготовлены  b) способ производства c) хранение  информации   d) стоимость 5. Записная книжка обычно используется с целью: a) обработки информации   b) хранения информации   c) передачи информации d) хранения, обработки и передачи информации e) защиты информации от несанкционированного использования 6. Получение информации ­ это a) выполнение домашней работы   b) высадка саженцев деревьев c) прослушивание музыки    d) решение задачи по математике 7. Визуальную (зрительную) информацию несет a) вкус яблока   b) ощущение холода   c) картина   d) комариный укус    e) звук грома 8.  К какой форме представления информации относится прогноз погоды,  передаваемый по радио? a) текстовой  b) числовой  c) графической   d) мультимедийной    По окончанию теста можно организовать проверку друг друга. Даются ключи, и  ученики проверяют правильность ответов, и по шкале ставят оценки, что очень  нравится ребятам. В конце урока подводится итог. Все ли задания были понятны? Какое задание было  сложно? Как вы оцениваете свою работу? Домашнее задание Первый уровень –  ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ(базовый) МИНИМУМ  (абсолютно понятно и посильно любому ученику). Второй уровень –  Повышенный  (выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и без особой трудности осваивают программу). Третий   уровень   –  ТВОРЧЕСКОЕ   ЗАДАНИЕ  стимулируется высокой оценкой). (выполняется   добровольно, БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ (Выбрать любые два вопроса теории и кратко ответить в тетради), выбрать практическую задачу и выполнить в тетради 1.Назови основные виды информации (по способу восприятия и по форме представления). 2. Приведи примеры информации, представленной в текстовой, числовой, графической  формах. 3. Назови виды информации, которые являются основными для человека, животных,  технического устройства 4. Каково значение информатики для развития общества? 5. Приведи несколько бытовых примеров получения, хранения, передачи, обработки,  использования информации. 6. Нарисовать граф «Информационные процессы» 7. При написании смс сообщения часто используют смайлики. Придумайте набор  смайликов для выражения различных чувств. ПОВЫШЕННЫЙ (Выбрать  по желанию) 1. Приведи пример, в котором числовая информация используется вместе с текстовой,  графическая вместе с числовой. 2. Корреспондент телевидения, находясь на улице микрорайона, рассказывает с экрана о  каком­то событии, в данном микрорайоне. Получаете ли вы при этом дополнительную  информацию, кроме слов репортера? Если да, то какую и почему? 3. Как вы понимаете смысл выражения «развитое информационное общество»? Приведите  примеры таких обществ и поясните свой ответ. 4. У Вовочки шалунья – резинка стерла согласные буквы. Помогите мальчику  восстановить текст: _ы у_ее_ о_ _а_а_ы_а_ _ и_ _о_ _а_ию (Ответ: Мы умеем обрабатывать информацию) 5. Есть текст: Калужане любят домашних животных. Согласно опросам, собак содержат  32 % жителей города, 45 % имеют кошек, 15% заботятся о попугаях. Нередки в  последнее время экзотические животные: игуаны (5 %) и пауки (3 %). Составить  таблицу или граф. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 1. Прав ли был Талейран, когда говорил: «Кто владеет информацией, тот владеет  миром»? Как вы это понимаете? 2. Составить кроссворд по теме: «Восприятие информации. Информационные  процессы»  3. Составить ребус по теме: «Восприятие информации. Информационные процессы»  (н­р информация, кодирование, хранение) При выполнении заданий можно воспользоваться приложением. ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Что такое информация? Информация — это последовательность сведений, знаний, сообщений, получаемых  человеком из различных источников и выражаемых с помощью некоторых знаков  (символов, жестов, звуков). Основные свойства информации: достоверность, полнота, актуальность, полезность,  понятность. 2. Виды информации По способу восприятия информация может иметь различные виды: зрительная (или  визуальная), аудиальная, обонятельная, осязательная, вкусовая. По способу представления информация может быть текстовой, графической, цифровой,  звуковая  3. Информационные процессы Над информацией можно производить следующие действия: получение, хранение,  передачу и переработку. Действия, выполняемые над информацией, называются  информационными процессами. 4. Получение и передача информации Человеку постоянно приходится участвовать в процессах получения и передачи  информации. Технические средства связи: телефон, радио, телевидение  называются каналами передачи информации. Процесс передачи информации всегда  двусторонний: есть источник и есть приемник информации 5. Хранение информации Человек хранит информацию либо в собственной памяти, либо на каких­то внешних  носителях. Записные книжки, справочники, энциклопедии, магнитные записи и  т.п. называются носителями информации. 6. Обработка информации Обработка информации — это ее преобразование по некоторым правилам или законам. 7. Язык — система обмена информацией Информация, воспринимаемая человеком в речевой или письменной форме, называется  символьной или знаковой информацией. Человеческая речь и письменность тесно связаны с понятием языка. Есть русский, английский, китайский, французский и т.д. Они называются  естественными языками. Кроме естественных существуют формальные языки. Например, математическую  символику можно назвать формальным языком математики, нотную грамоту —  формальным языком музыки. Примеры разных способов знакового обмена информацией, заменяющие речь: глухонемые  люди речь заменяют жестикуляцией, жесты дирижера передают информацию игрокам,  связисты для передачи и приема сообщения используют азбуку Морзе. 8. Общность информационных процессов в технике, обществе и живых организмах Объекты живой природы, в отличие от неживой, обладают свойством обмена информацией  и реагирования на нее. Например, горы подвержены эрозии из­за неблагоприятных влияний  ветра, солнца, дождя, но они не могут принять эту информацию к сведению и использовать  ее для выживания, в отличие, например, от зайцев, которые меняют свою окраску на белую, получив информацию из окружающего мира о наступлении зимы. В технике программно­ управляемые станки работают, руководствуясь заложенной в них информацией —  программой их работы; автопилот управляет самолетом в соответствии с заложенной в  него программой. Для человека информация, получаемая из внешнего мира, может становиться сведениями,  являющимися объектом осознанного хранения, обмена и преобразования. 9. Информатизация общества Начиная с последней трети XX века стали говорить об «информационном взрыве», называя этими словами бурный рост объемов и потоков информации. Возникло противоречие  между быстро возрастающими объемами и потоками информации, потребностями  общества в ее обработке для повышения уровня производства и ограниченными  возможностями человека, использующего при работе с информацией традиционные  средства. Начался постепенный переход к информационному обществу, в котором на  основе овладения информацией о самых различных процессах и явлениях можно  эффективно и оптимально строить любую деятельность. Важно, что в информационном  обществе повышается качество не только потребления, но и производства; человек,  использующий новые информационные технологии, имеет гораздо лучшие условия труда,  труд становится творческим и интеллектуальным.

Урок по теме: "Восприятие и представление информации. Информационные процессы" (7 класс, информатика)

Урок по теме: "Восприятие и представление информации. Информационные процессы" (7 класс, информатика)

Урок по теме: "Восприятие и представление информации. Информационные процессы" (7 класс, информатика)

Урок по теме: "Восприятие и представление информации. Информационные процессы" (7 класс, информатика)

Урок по теме: "Восприятие и представление информации. Информационные процессы" (7 класс, информатика)

Урок по теме: "Восприятие и представление информации. Информационные процессы" (7 класс, информатика)

Урок по теме: "Восприятие и представление информации. Информационные процессы" (7 класс, информатика)

Урок по теме: "Восприятие и представление информации. Информационные процессы" (7 класс, информатика)

Урок по теме: "Восприятие и представление информации. Информационные процессы" (7 класс, информатика)

Урок по теме: "Восприятие и представление информации. Информационные процессы" (7 класс, информатика)

Урок по теме: "Восприятие и представление информации. Информационные процессы" (7 класс, информатика)

Урок по теме: "Восприятие и представление информации. Информационные процессы" (7 класс, информатика)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.07.2019