Знакомясь с учебным материалом, ученик просматривает видеоролики, изучает графический материал, и конечно, читает тексты заданий. Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Понимать смысл задания и переводить его в алгоритм действий, приводящих к результату, – один из приёмов развития навыков смыслового чтения обучающихся.
Три задания на формирование навыков смыслового чтения на уроках информатике в седьмом классе.
Знакомясь с учебным материалом, ученик просматривает видеоролики, изучает графический
материал, и конечно, читает тексты заданий. Смысловое чтение – вид чтения, которое
нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Понимать смысл задания
и переводить его в алгоритм действий, приводящих к результату, – один из приёмов
развития навыков смыслового чтения обучающихся.
Три задания на формирование навыков смыслового чтения на уроках информатике в
седьмом классе.
Упражнение 1. Прием «Составление графсхем, опорного сигнала»
Графсхема — это графическое изображение логических связей между основными
субъектами текста. Средствами графического изображения являются абстрактные
геометрические фигуры (прямоугольники и др.) и их соединения (линии, стрелки), а также
символические изображения и рисунки предметов. Строгая логическая графсхема строится
в виде линейной или разветвленной блоксхемы, графа, дерева и т.п.
Информатика. Тема «Основные компоненты компьютера и их функции», 7 класс.
Планируемы результаты: научить составлять краткий конспект в виде схемы.
Задание. Прочитайте текст и постройте граф «Электронные носители информации»,
отображающий отношения между следующими объектами: «оптические диски», «жёсткие
диски», «CD», «дискеты», «DVD», «Bluray Disc», «флэшпамять», «полупроводниковые
носители», «магнитные носители».
Электронные носители информации
Носителем информации может быть любой объект, с которого возможно чтение
(считывание) имеющейся на нём информации. Носители информации применяются для
записи, хранения, чтения и передачи (распространения) информации.
Зачастую сам носитель информации помещается в защитную оболочку, повышающую его
сохранность и, соответственно, надёжность сохранения информации (например, бумажные
листы помещают в обложку, микросхему памяти – в пластик (смарткарта), магнитную ленту –
в корпус и т.д.).
К электронным носителям относят носители для однократной или многократной записи
информации электрическим способом: магнитные, оптические и полупроводниковые.
Магнитные носители информации используются в современных компьютерах для
запоминания, хранения значительных объемов информации при решении различных задач.
Магнитный носитель информации выполнен в виде алюминиевой подложки, на которую
нанесен магнитный материал. К таким носителям относятся дискеты и жесткие диски.
Дискета – гибкий магнитный диск, сменный носитель информации, используемый для
многократной записи и хранения данных. Представляет собой помещённый в защитный
пластиковый корпус диск. Объем хранения информации на дискете 3½" до 3 Мб.
Жесткий диск – устройство хранения информации, основанное на принципе магнитной
записи. Является основным накопителем данных в большинстве компьютеров. В отличие от
гибкого диска (дискеты), информация в жесткий диск записывается на жёсткие
(алюминиевые или стеклянные) пластины — магнитные диски. Жёсткие диски часто
используются в качестве несъёмного носителя информации. Плотность записи на жёстких
дисках за 50 лет (с 1961 по 2011 год) увеличилась в 60 млн раз. В 2018 году ожидается
выпуск жесткого диска объёмом 16 ТБ.Оптический диск собирательное название для носителей информации, выполненных в виде
дисков, чтение с которых ведётся с помощью оптического (лазерного) излучения. Диск
обычно плоский, его основа сделана из поликарбоната, на который нанесён специальный
слой, который и служит для хранения информации.
Оптические диски первого поколения – компактдиски (CD). Современные компактдиски
вмещают до 700 Мбайт информации, что позволяет записать 80 минут аудио. Дальнейшим
развитием компактдисков стали DVD и Bluray Disc. DVD может содержать как минимум 4,7
ГБ (что достаточно для полноразмерного фильма). Bluray Disc – формат оптического
носителя, используемый для записи с повышенной плотностью хранения цифровых данных,
включая видео высокой чёткости. Двухслойный диск Bluray может вместить до 50 ГБ.
Полупроводниковыми носителем информации является флешпамять. Флэшпамять –
твердотельный накопитель, компьютерное немеханическое запоминающее устройство на
основе микросхем памяти. По сравнению с традиционными жёсткими дисками,
твердотельные накопители имеют меньший размер и вес и большую скорость чтения/записи
информации, но в несколько раз (6–7) большую стоимость за гигабайт и значительно
меньшую износостойкость (ресурс записи). Гарантия на такие носители даётся не более чем
на 5 лет.В настоящее время электронные носители активно вытесняют бумажные, во всех отраслях
жизни, что приводит к значительному сбережению древесины. Минусом их является то, что
для считывания информации для каждого типа и формата носителя необходимо
соответствующее ему устройство считывания.
Текст составлен по материалам статей:
Материал из Википедии — свободной энциклопедии “Носитель информации”
https://ru.wikipedia.org/wiki/Носитель_информации (дата обращения 3 декабря 2017)
Материал из Википедии — свободной энциклопедии “Оптический диск”
https://ru.wikipedia.org/wiki/Оптический_диск (дата обращения 3 декабря 2017)
Материал из Википедии — свободной энциклопедии “Жёсткий диск”
https://ru.wikipedia.org/wiki/Жёсткий_диск (дата обращения 3 декабря 2017)
Упражнение 2. Прием составления сводных таблиц
Этот прием используется для обобщения и систематизации учебной информации,
извлеченной из текста. Для составления сводной таблицы используют сводные графсхемы,
предварительно составленные по тексту, и выписки наиболее существенных утверждений.
Приём «тонкие» и «толстые» вопросы. «Тонкие» вопросы – вопросы, требующие простого,
односложного ответа; «толстые» вопросы – вопросы, требующие подробного, развёрнутого
ответа. Стратегия позволяет формировать умение формулировать вопросы и умение
соотносить понятия.
Информатика. Тема «История ЭВМ», 7 класс.
Планируемы результаты: научить обобщать и систематизировать учебную информацию.
Задание: прочитайте текст «История ЭВМ» https://goo.gl/mYcggY. В текстовом редакторе по
образцу создайте таблицу и заполните её: использовать один из стилей таблиц для
оформления всей таблицы. Составить вопросы: сформулировать по три «тонких» и три
«толстых» вопроса, связанных с прочитанным материалом.
Текст и образец таблицы: https://padlet.com/eva32/v1eptfgchysm.
Упражнение 3. Приём «Верные и неверные утверждения»
Универсальный прием, способствующий актуализации знаний учащихся и активизации
мыслительной деятельности. Стратегия формирует умение оценивать ситуацию или факты,
умение анализировать информацию, умение отражать свое мнение. Ученикам предлагается
выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: верное или неверное
утверждение.
Информатика. Тема «Информационные технологии», 7 класс.
Планируемые результаты: научить оценивать и анализировать информацию.Задание: прочитайте текст «Компьютеризация автомобилей»
http://chernykh.net/content/view/20/44/.
Можно ли, прочитав текст, сделать выводы, что следующие утверждения верные:
Микрокомпьютер автомобиля может представить механику список мер, которые
следует принять, чтобы привести машину в порядок (да/нет)
В начале 90х годов некоторые модели автомобилей оснащались электронным
оборудованием, которое содержало несколько микрокомпьютеров (да/нет)
В тормозной системе всех автомобилей установлены датчики, которые своевременно
сигнализируют о блокировке колес, предупреждая опасность заноса машины (да/нет)
Автомобильный компьютер может анализировать стиль вождения и привычки
владельца автомобиля (да/нет)
В 80е годы началась интеграция автомобилей и систем электронной связи со
спутником, удаленным более чем на 20 тыс. км от поверхности (да/нет)
Интерактивное упражнение «Верные и неверные утверждения»
https://learningapps.org/4237570.
Успешность выполнения любых заданий основано на сформированности навыков смыслового
чтения. Опыт показывает, что на уроках информатики возможно формирование навыков
смыслового чтения и работы с текстом через использование различных приёмов.