Упражнения для формирования навыков смыслового чтения на уроках информатики

  • Работа в классе
  • docx
  • 21.12.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Знакомясь с учебным материалом, ученик просматривает видеоролики, изучает графический материал, и конечно, читает тексты заданий. Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Понимать смысл задания и переводить его в алгоритм действий, приводящих к результату, – один из приёмов развития навыков смыслового чтения обучающихся. Три задания на формирование навыков смыслового чтения на уроках информатике в седьмом классе.
Иконка файла материала Упражнения для формирования навыков смыслового чтения на уроках информатики.docx
Знакомясь с учебным материалом, ученик просматривает видеоролики, изучает графический материал, и конечно, читает тексты заданий. Смысловое чтение – вид чтения, которое  нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Понимать смысл задания  и переводить его в алгоритм действий, приводящих к результату, – один из приёмов  развития навыков смыслового чтения обучающихся. Три задания на формирование навыков смыслового чтения на уроках информатике в  седьмом классе. Упражнение 1. Прием «Составление граф­схем, опорного сигнала» Граф­схема — это графическое изображение логических связей между основными  субъектами текста. Средствами графического изображения являются абстрактные  геометрические фигуры (прямоугольники и др.) и их соединения (линии, стрелки), а также  символические изображения и рисунки предметов. Строгая логическая граф­схема строится  в виде линейной или разветвленной блок­схемы, графа, дерева и т.п. Информатика. Тема «Основные компоненты компьютера и их функции», 7 класс. Планируемы результаты: научить составлять краткий конспект в виде схемы. Задание. Прочитайте текст и постройте граф «Электронные носители информации»,  отображающий отношения между следующими объектами: «оптические диски», «жёсткие  диски», «CD»,  «дискеты», «DVD», «Blu­ray Disc», «флэш­память», «полупроводниковые  носители», «магнитные носители». Электронные носители информации Носителем информации может быть любой объект, с которого возможно чтение  (считывание) имеющейся на нём информации. Носители информации применяются для  записи, хранения, чтения и передачи (распространения) информации. Зачастую сам носитель информации помещается в защитную оболочку, повышающую его  сохранность и, соответственно, надёжность сохранения информации (например, бумажные  листы помещают в обложку, микросхему памяти – в пластик (смарт­карта), магнитную ленту – в корпус и т.д.). К электронным носителям относят носители для однократной или многократной записи  информации электрическим способом: магнитные, оптические и полупроводниковые. Магнитные носители информации используются в современных компьютерах для  запоминания, хранения значительных объемов информации при решении различных задач.  Магнитный носитель информации выполнен в виде алюминиевой подложки, на которую  нанесен магнитный материал. К таким носителям относятся дискеты и жесткие диски. Дискета – гибкий магнитный диск, сменный носитель информации, используемый для  многократной записи и хранения данных. Представляет собой помещённый в защитный  пластиковый корпус диск. Объем хранения информации на дискете 3½" до 3 Мб. Жесткий диск – устройство хранения информации, основанное на принципе магнитной  записи. Является основным накопителем данных в большинстве компьютеров. В отличие от  гибкого диска (дискеты), информация в жесткий диск записывается на жёсткие  (алюминиевые или стеклянные) пластины — магнитные диски. Жёсткие диски часто  используются в качестве несъёмного носителя информации. Плотность записи на жёстких  дисках за 50 лет (с 1961 по 2011 год) увеличилась в 60 млн раз. В 2018 году ожидается  выпуск жесткого диска объёмом 16 ТБ.Оптический диск собирательное название для носителей информации, выполненных в виде  дисков, чтение с которых ведётся с помощью оптического (лазерного) излучения. Диск  обычно плоский, его основа сделана из поликарбоната, на который нанесён специальный  слой, который и служит для хранения информации. Оптические диски первого поколения –  компакт­диски (CD). Современные компакт­диски  вмещают до 700 Мбайт информации, что позволяет записать 80 минут аудио. Дальнейшим  развитием компакт­дисков стали DVD и Blu­ray Disc. DVD может содержать как минимум 4,7  ГБ (что достаточно для полноразмерного фильма). Blu­ray Disc – формат оптического  носителя, используемый для записи с повышенной плотностью хранения цифровых данных,  включая видео высокой чёткости. Двухслойный диск Blu­ray может вместить до 50 ГБ. Полупроводниковыми носителем информации является флеш­память. Флэш­память –  твердотельный накопитель, компьютерное немеханическое запоминающее устройство на  основе микросхем памяти. По сравнению с традиционными жёсткими дисками,  твердотельные накопители имеют меньший размер и вес и большую скорость чтения/записи  информации, но в несколько раз (6–7) большую стоимость за гигабайт и значительно  меньшую износостойкость (ресурс записи). Гарантия на такие носители даётся не более чем  на 5 лет.В настоящее время электронные носители активно вытесняют бумажные, во всех отраслях  жизни, что приводит к значительному сбережению древесины. Минусом их является то, что  для считывания информации для каждого типа и формата носителя необходимо  соответствующее ему устройство считывания. Текст составлен по материалам статей:  Материал из Википедии — свободной энциклопедии “Носитель  информации”  https://ru.wikipedia.org/wiki/Носитель_информации (дата обращения 3 декабря 2017)  Материал из Википедии — свободной энциклопедии “Оптический диск”  https://ru.wikipedia.org/wiki/Оптический_диск (дата обращения 3 декабря 2017)  Материал из Википедии — свободной энциклопедии “Жёсткий диск”  https://ru.wikipedia.org/wiki/Жёсткий_диск (дата обращения 3 декабря 2017) Упражнение 2. Прием составления сводных таблиц Этот прием используется для обобщения и систематизации учебной информации,  извлеченной из текста. Для составления сводной таблицы используют сводные граф­схемы,  предварительно составленные по тексту, и выписки наиболее существенных утверждений. Приём «тонкие» и «толстые» вопросы. «Тонкие» вопросы – вопросы, требующие простого,  односложного ответа; «толстые» вопросы – вопросы,  требующие подробного,  развёрнутого  ответа. Стратегия позволяет формировать умение формулировать вопросы и умение  соотносить понятия. Информатика. Тема «История ЭВМ», 7 класс. Планируемы результаты: научить обобщать и систематизировать учебную информацию. Задание: прочитайте текст «История ЭВМ» https://goo.gl/mYcggY. В текстовом редакторе по  образцу создайте таблицу и заполните её: использовать один из стилей таблиц для  оформления всей таблицы. Составить вопросы: сформулировать по три «тонких» и три  «толстых» вопроса, связанных с прочитанным материалом. Текст и образец таблицы: https://padlet.com/eva32/v1eptfgchysm. Упражнение 3. Приём «Верные и неверные утверждения» Универсальный прием, способствующий актуализации знаний учащихся и активизации  мыслительной деятельности. Стратегия формирует умение оценивать ситуацию или факты,  умение анализировать информацию, умение отражать свое мнение. Ученикам предлагается  выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: верное или неверное  утверждение. Информатика. Тема «Информационные технологии», 7 класс. Планируемые результаты: научить оценивать и анализировать информацию.Задание: прочитайте текст «Компьютеризация автомобилей»  http://chernykh.net/content/view/20/44/. Можно ли, прочитав текст, сделать выводы, что следующие утверждения верные:  Микрокомпьютер автомобиля может представить механику список мер, которые  следует принять, чтобы привести машину в порядок (да/нет)  В начале 90­х годов некоторые модели автомобилей оснащались электронным  оборудованием, которое содержало несколько микрокомпьютеров (да/нет)  В тормозной системе всех автомобилей установлены датчики, которые своевременно  сигнализируют о блокировке колес, предупреждая опасность заноса машины (да/нет)  Автомобильный компьютер может анализировать стиль вождения и привычки  владельца автомобиля (да/нет)  В 80­е годы началась интеграция автомобилей и систем электронной связи со  спутником, удаленным более чем на 20 тыс. км от поверхности (да/нет) Интерактивное упражнение «Верные и неверные утверждения»  https://learningapps.org/4237570. Успешность выполнения любых заданий основано на сформированности навыков смыслового чтения. Опыт показывает, что на уроках информатики возможно формирование навыков  смыслового чтения и работы с текстом через использование различных приёмов.