Урок по теме «Язык как развивающееся явление»
Оценка 4.6

Урок по теме «Язык как развивающееся явление»

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
9 кл
05.08.2018
Урок по теме «Язык как развивающееся явление»
Проведённый урок осуществляет в первую очередь задачу системности использования ИКТ в образовательном процессе. Цель урока – вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс, причём в процесс не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности и чёткого осознания: язык прекрасен, познаваем, раним, в том числе и я – ученик – активная часть этого явления. Урок интегрированный, с элементами исследовательской работы учащихся, урок комплексного развития речи с использованием ИКТ. Урок содержит повторение грамматического материала из русского языка, решает задачи развития речи. Он построен на интеграции, которая позволяет показать роль языка в жизни общества во всём её многообразии, с привлечением научных знаний, литературы, музыки, живописи, что способствует эмоциональному развитию учащихся и формированию творческого мышления. Интегрированные уроки позволяют сделать процесс обучения доступным, увлекательным и эффективным. В ходе таких уроков дети учатся ставить цель и планировать свою работу, проводить анализ. Разделом «Общие сведения о языке» заканчивается школьный курс русского языка в 9 классе. Содержание урока соответствует образовательной программе и используется для обогащения субъективного опыта учащихся. В ходе проведения урока использовала разные методы обучения, как эвристический, частично-поисковый, проблемный. Применила такие формы обучения, как беседа, исследование, работа со словарем, работа в группах. Много внимания уделила современным технологиям.Урок русского языка в 9 классе об основных тенденциях современного русского литературного языка.
Урок русского языка в 9 классе «Язык как развивающееся явление».docx
Урок русского языка в 9 классе                                      Тема: «Язык как развивающееся явление» Цели:1.Познакомить с активными процессами, происходящими в лексике,  морфологии, и орфоэпии русского языка (устаревшие формы слов, нормы  орфоэпии, архаизмы, историзмы, неологизмы). 2.Развивать познавательную активность, формировать грамотную по всем нормам  разговорную речь, совершенствовать навыки комплексного разбора текста. 3.Воспитывать бережное отношение и любовь к русскому языку. Оборудование: мультимедийная презентация, распечатанные таблицы для работы. Ход урока: 1.Организационный момент. 2.Постановка цели урока. Недавно на уроках русского языка вы начали изучение большого раздела «Общие  сведения о языке». Давайте вспомним: ­ Назовите ближайших «родственников» русского языка? (Восточная подгруппа славянских языков включает русский, украинский и  белорусский ­ близкородственные языки.) ­ Какова основная функция языка? (Служить средством общения между людьми, коммуникативная.)  Тему сегодняшнего урока мы сейчас постараемся определить с вами из эпиграфа,  выведенного на экране:  «Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое…» К.Д. Ушинский. ­ Итак, как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке? ­Может, кто­то сможет назвать тему урока? Тема нашего урока – «Язык как развивающееся явление». ­ Открыли тетради, записали число, классная работа и тему сегодняшнего урока. ­ Тема сегодняшнего урока поможет нам узнать об одном из необычных  свойств языка. Ведь язык – это не просто средство передачи информации,  орудие, которым мы привычно пользуемся. Язык может жить своей  собственной жизнью. Он может диктовать нам свои условия и в то же время  быть послушным и преданным человеку.  Задумайтесь: наш родной язык может удовлетворить потребности  человека в общении и в эпоху княжеской Руси, и в век высочайших  компьютерных технологий. Значит, язык способен развиваться и  совершенствоваться, помогая в этом и нам. ­а) На вопрос, что такое язык и для чего он служит, можно дать  несколько ответов.  Что такое язык?   Словарь Ожегова. (Заглянем в толковый словарь и посмотрим, сколько значений имеет это слово. (Даются разные словарные статьи). Давайте послушаем легенду  «Язык мой ­ друг мой» Знаменитый   древнегреческий   баснописец   Эзоп   был   рабом   философа   Ксанфа.   Однажды Ксанф пригласил гостей и велел Эзопу приготовить для них самое лучшее на свете блюдо. Когда Эзоп подал гостям язык, гости удивились. Эзоп сказал: «Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка? При помощи языка строятся города, мы изучаем   науки,   люди   могут   объясняться   друг   с   другом,   решать   различные   вопросы, просить, мириться, приветствовать… Поэтому нужно знать, что  нет ничего лучше языка».  Против такого объяснения не нашлось возражений. В другой раз Ксанф приказал Эзопу приготовить самое худшее блюдо. Когда Эзоп вновь приготовил языки, все удивились и потребовали объяснений. Эзоп обратился к Ксанфу: «Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лгать, лицемерить, хитрить, ссориться. Он может вызвать войну. Может ли быть что­нибудь хуже языка?!».  Гости и Ксанф не нашлись, что ответить Эзопу, имя которого до сих пор известно миру. Имена же тех, кто считал себе выше, безвозвратно канули в лету. ­ На каких явлениях основана эта легенда? ­ (Омонимия, многозначность). Какой язык имел в виду Эзоп в своих объяснениях? С каким значением слова язык мы имеем дело на уроках русского языка? ­ Являются ли синонимами слова «язык» и «речь»? (Язык – исторически  сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств. Речь – способность  говорить, говорение. Язык служит для общения друг с другом, является средством связи между людьми для обмена  мыслями и взаимного понимания людей в обществе.) ­ Да,    ­Ребята, а сейчас я попрошу вас вспомнить фразеологизмы, пословицы, загадки со словом «язык». Ответы: 1.Длинный язык, язык без костей (о болтливости). 2.Язык на плече, высунув язык (об усталости) 3.Найти общий язык (договориться). 4.Язык  не повернется (не осмелится). 5.Держать язык за зубами, придержать язык (молчать). 6.Проглотить язык (лишиться дара речи). 7.Прикусить язык (пожалеть о сказанном). 8.Язык развязался, язык распустил (разговорился) 9.Язык чешется (хочется высказаться). 10.Черт за язык дернул, сорвалось с языка (пожалеть о сказанном) 11.Язык сломаешь (о трудно произносимом) 12.Не сходить с языка (постоянно говорить о чем­либо) 13.Говорить на  разных языках (не понимать друг друга). 14.Вертится на языке (о невозможности вспомнить). 15.Язык до Киева доведет (люди помогут найти дорогу). Орфоэпическая минутка. Расставьте ударения.     мы рассматриваем часто как синоним слова «речь».     «язык» ДоговОр. столЯр, предположИть, красИвее, нАчал, партЕр, алфавИт, ржАветь,  позвонИт, облегчИть, тОрты,досУг, кУхонный, балОванный,жалюзИ,завИдно, ломОть,  бАрмен, фОрзац, срЕдства, слИвовый.  Фонетический разбор:   язык,  рукописи   Определите способ связи словосочетаний: Язык Пушкина (управл), древнегреческий язык (согласов), преемственное накопление (управл)), современный язык (согласов), языковые явления (согласов),) укоротить язык (управл), хорошо говорить (примык),  тянуть за язык (управл). Синтаксический разбор предложения. Я утром должен быть уверен, что с вами днем увижусь я. (Составная конструкция, состоящая из краткого прилагательного и инфинитива  быть)  (Повест,, невоскл.. сложное, сложноподчиненное с придаточным изъяснительным;  состоит из 2 простых предложений. Далее разбирается каждое простое  предложение) Определите вид придаточного предложения. 1.И нет величия там,    2.   Чтобы много знать, надо много учиться.  3.В русский язык по    потому что в русскую жизнь вошло множество иностранных  понятий(В.Белинский). 4.Мир,   и            случая.(Рассел Бертран Артур Уильям).       мы живем, может быть понят как результат неразберихи      необходимости вошло множество иностранных слов,        где нет простоты, добра и правды.      в котором              5. [Все счастливые семьи похожи друг на друга], [каждая несчастливая семья несчастлива по­своему] (Л. Толстой)        связи  О   пределите разновидность подчинительной  Русский язык так богат и гибок, что нам  нечего брать у тех, кто беднее  нас. (И. С. Тургенев) (Последовательное  подчинение)  Автор слов хотел сказать, что в русском языке достаточно слов богатых не только по  своему произношению, и нам не нужно заимствовать иностранные слова. Сейчас наш язык  заполнен такими словами. Например: с петровских времен в наш язык внедрились  иностранные слова алгебра, лак, глобус, армия, аренда и многие другие слова, которые  сейчас мы называем заимствованными и которые спокойно употребляем в своей речи.  Употребляя заимствованные слова, мы заменяем слова русского происхождения. Именно  это хотел сказать Тургенев ­ автор этих слов) Работа над новым материалом. Цель нашего урока – познакомиться с активными процессами,  происходящими в лексике, морфологии и орфоэпии русского языка  (устаревшие формы слов, нормы орфоэпии, архаизмы, историзмы,  неологизмы). ­ Что такое язык мы выяснили, а для чего он служит? (сообщение) ­ Какие вам известны языки? (сообщение)   Русский язык как средство общения   и взаимопонимания граждан России:    ­ Как называют человека, который знает много языков? ПОЛИГЛОТ.    ­ Сколько языков должен знать полиглот?    ( сообщение) Каждый язык – это целый мир. Язык не только предмет для изучения, а живая душа народа,  его радость, боль, память, сокровище. Язык относится к тем общественным явлениям, которые действуют на всем протяжении  существования человеческого общества. Главное назначение языка – средство общения людей. Он неразрывно связан с мышлением,  сознанием человека, служит средством формирования и выражения мыслей. Язык в своем развитии прошел долгий путь. Развитие языка позволило людям закреплять свой  разнообразный опыт, передавать его из поколения в поколение, что способствовало повышению  материального уровня жизни, прогрессу науки, техники, культуры. К какой группе языков относится русский язык? ­ (Русский язык относится к славянской группе индоевропейских языков.)    ­Какая существует актуальная проблема культуры речи на сегодняшний день? Молодые люди по большей части общаются на уровне жаргонов и диалектов, забывая о  литературном    языке. Назначение этимологии приводит к безграмотности, к неуместному  и неправильному употреблению слов в речи. Речь молодёжи плохо развита. Исследовав русскую лексику с точки зрения происхождения и употребления, я думаю, что молодые люди поймут и осознают всю прелесть русского языка, научатся более  грамотно и выразительно общаться – ведь русский язык, это наш родной язык Проблемы                     засорение языка ненормативной лексикой, неоправданное употребление                           иностранных слов, сленга (Ключевое слово в сочетании «современный русский язык» слово русский. Это язык, созданный  народом, на котором он строит свою культуру; для русского человека он – родной. Среди более двух с половиной тысяч языков (по другим данным – около 3 500), известных на    земном шаре, русский язык является одним из распространенных и удовлетворяет языковые  потребности не только русских, но и людей других национальностей, живущих в России и за ее  пределами). ­Какие разделы науки о языке вы знаете? ФОНЕТИКА ­ это раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи, ударение, слог. С фонетикой мы соприкасаемся, когда производим фонетический разбор слов.  ОРФОГРАФИЯ ­ это раздел науки о языке, в котором изучаются правила написания слов.  МОРФОЛОГИЯ ­ это раздел науки о языке, который изучает слово, как часть речи. С  морфологией мы имеем дело, когда производим морфологический разбор частей речи.  ЛЕКСИКА ­ это раздел науки о языке, изучающий слово с точки зрения их лексического  значения.  СИНТАКСИС ­ это раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение. На  уроках русского языка мы производим синтаксический разбор предложения.  СЛОВООБРАЗОВАНИЕ   слов. Со словообразованием мы соприкасаемся, когда разбираем слова по составу.  ПУНКТУЦИЯ ­ это раздел науки о языке, изучающий знаки препинания и правила их  употребления на письме. Итак, мы говорим о языке как о развивающемся явлении.    ­ это раздел науки о языке, который изучает способы образования Давайте понаблюдаем над изменениями различных языковых норм с течением времени. –   Изменения орфоэпических норм ­ Что такое орфоэпия? (Орфоэпия – это правила литературного произношения.) Задание:  поставьте ударения в словах: амфора, английский, библиотека,  заслуженный, индустрия, климат, музыка, паспорт, профиль. ­ А теперь сравните с устаревшими нормами: амфОра, Английский, библиОтека,  заслужЕнный, индУстрия климАт, музЫка, паспОрт, профИль. Непривычно звучит для уха?   ­ Вспомните строчки из романа А. Пушкина «Евгений Онегин»: « Гремит музыка полковая…», « Недуг, которому причину давно бы отыскать  пора, подобный английскому сплину, короче: русская хандра им овладела  понемногу». Во времена Пушкина эти ударения были нормой  – Изменение грамматических форм слов.  Шумит порывный ветр между дерев нагих. И, желтый лист крутя, далеко завевает. ( Н. И. Гнедич. «Осень» ) ­ Определите тему предложения.  (Поздняя осень.) ­ Назовите ключевые слова.      (Порывный ветр, дерев нагих, желтый лист.) ­ Какие из названных слов не употребляются в современном русском языке? Назовите современные аналоги этих слов. (Порывный – порывистый, ветр – ветер, дерев – деревьев.) ­ Какие изменения произошли в процессе образования новых слов? (Изменения в образовании прилагательных – с   Полногласие   Образование множественного числа существительных деревья – деревьев. Все изменения слов относятся к историческим процессам.)      помощью суффикса – ист.     – ветер, ­ . ( « Заполни таблицу») ­ Открываем тетради. Необходимо заполнить следующую таблицу по  заданию.  Часть речи Современная норма Употребляет ся у А.С. Пушкина Имя  существительное Деепричастие Имя числительное Имя прилагательное Местоимение      (На каждую парту раздаются распечатанные задания).           В приведенных ниже отрывках из романа  А. С. Пушкина « Евгений  Онегин» найдите грамматические формы, которые не соответствуют нормам современного русского литературного языка. Бывало, он еще в постеле: Он пел те дальные страны, Воспомня прежних лет романы, Укажите их современные нормативные варианты. 1.         К нему записочки несут. 2.         Воспомня прежнюю любовь… 3.         Где долго в лоно тишины        Лились его живые слезы;        Он пел поблеклый жизни цвет         Без малого в осьмнадцать лет. 4.         Боясь прогонов дорогих,         Не на почтовых, на своих,         И наша дева насладилась         Дорожной скукою вполне:         Семь суток ехали оне. ­ Проверка заполнения таблицы с комментарием (устно)  К несчастью, Ларина тащилась, Часть речи Имя  существительное Употребляется у А.С. Пушкина В постеле Деепричастие Имя числительное Имя  прилагательное Местоимение Воспомня Осьмнадцать Дальные Оне Современная норма В постели – в пушкинское время постеля и постель были  одинаково употребительными  вариантами. Таким  образом, написание в постеле не является  орфографической ошибкой. Вспомнив; воспомня – устаревшая форма. Восемнадцать Дальние Они   ­ Изменение лексики современного русского языка)  Перейдём к следующим изменениям в русском языке ­ изменениям в  лексике. Именно лексика наиболее восприимчива ко всему новому. Это очевидно:  появляются новые реалии ­ появляются новые слова, их обозначающие, и  соответственно идет обратный  процесс (исчезновение реалий ­ исчезновение слов, их называющих).                      ­Рассмотрим следующую таблицу.  (ЛЕКСИКА ­ это словарный состав  языка. Все  слова в русском языке делятся на слова,  кот. составляют                                 Активный словарь                                Пассивный словарь  Общеупотребительные слова               Историзмы  Архаизмы  Неологизмы Общеупотребительные слова всем знакомы ­  Мама, Родина, вода,  небо, хлеб, человек, слышать, говорить,    хорошо и многие другие –  они составляют основу русского литературного  языка. Таким образом, создается необходимая устойчивость языка,  обеспечивающая преемственность в его использовании разными  поколениями людей. Уход из жизни тех или иных понятий, предметов и, наоборот, появление  новых вызывает изменение в словарном составе языка.  ­ Вспомним, что такое историзмы?   (Историзмы ­ слова, которые вышли из употребления в связи с      веселый, грустный, можно,  исчезновением тех реалий действительности, которые они обозначали.)  ­ Что такое архаизмы?    (Архаизмы ­ слова, которые в процессе развития языка были заменены  синонимами, являющимися другими наименованиями того же понятия.)  ­ Что такое неологизмы?    (Неологизмы ­ новые слова, появляющиеся в результате возникновения  новых реалий жизни.)  Задание: заполните таблицу  из приведенных ниже слов: (задание по рядам) Интернет, зреть, верста, дщерь, теневая  экономика, баярин, пиит, чело, модератор, забрало, редут, пищаль, горячая  линия, компьютер, ланиты, сайт,  вран , огнь, админ, юзер, кольчуга,  латы, хит, биополе, зело, пуд, фунт,  наличка, десница, банкомат, вершок, саммит имиджмейкер,  сажень, латы, Проверка задания:      ­Итак, какие примеры вы записали в историзмы, архаизмы, неологизмы?    – зреть (смотреть), дщерь (дочь), пиит – (поэт), чело (синоним  Архаизмы   слова лоб), ланиты (синоним слова щеки), вран – ворон, огнь ­  огонь, зело (очень), десница (правая рука). ­ верста(русская единица измерения расстояния), Историзмы                           боярин (крупный землевладелец),  забрало (подвижная часть шлема, которая служит защитой лица и глаз), редут (это были четырехугольные или треугольные земляные укрепления),  пищаль (старинное  огнестрельное  оружие), кольчуга (доспех, сплетённый из железных колец, металлическая сеть для защиты от    поражения холодным оружием), доспех (сплетённый из железных колец, металлическая сеть для защиты от  поражения холодным оружием),  латы (это бронированная защита воина от холодного оружия), пуд (устаревшая единица измерения массы русской системы мер), фунт (денежная единица многих государств),  вершок (русская мера длины, равная  (4,45 см), сажень (древнерусская мера длины, приравнена сегодня к 2 метрам). Неологизмы­ Интернет,  теневая экономика, модератор, горячая линия,  компьютер, сайт, админ,юзер (пользователь компьютером), хит, биополе,  наличка, банкомат, саммит (встреча на высшем уровне, собрание и переговоры людей),   имиджмейкер (специалист, занимающийся разработкой индивидуального  стиля клиента, образа) 4. Работа с учебником.  Упр 261, 262 (устно)         5. СИНКВЕЙН. Язык Могучий,великий Учит, изменяется, развивается Живет вместе с народом Жизнь Язык Свободный, гармоничный Развивается, видоизменяется, воспитывает Объединяет и сплачивает людей Семья Язык Красивый, могучий Изменяется, преображается, живет Мысли и чувства человека Жизнь 6. Закрепление изученного материала. 7.Итоги урока: ­ Итак, с чем мы сегодня знакомились на уроке? (С активными процессами, происходящими в русском языке.)  ­ В связи с этим, какой вывод мы можем сделать о русском языке? (Русский язык ­ постоянно развивающееся, обновляющееся, совершенствующееся  явление.) Итак, мы убедились, что язык – развивающееся явление. Конечно же, каждого из нас должнаволновать судьба родного языка. Ведь он и  сейчас «великий, могучий, правдивый и свободный», являющийся зеркалом  нашей жизни. Только портим мы его сами, забывая о том, что он живой, живой как  жизнь, поэтому не надо обижать его пошлостью, чужим сором,  ненормативной лексикой. Это обращение, прежде всего к вам, молодому  поколению, т.к. молодежный сленг является авангардом языка. В нем  обкатывается то, что завтра может попасть в общий словарь. У каждого поколения свой словарь. 8.Оценки за урок.   9. Д/з. п.20, упр. 264, 273 (устно) Заключительное слово    завершить словами великого русского писателя И. С. Тургенева: «Берегите наш язык,  наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими  предшественниками. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в  руках умелых оно в состоянии совершить чудеса!»  Истинно культурным человеком может считать себя лишь тот, кто хорошо владеет родным языком, умеет грамотно говорить и писать, пользуется большим запасом слов.   Наш сегодняшний разговор о языке и речи хочу      учителя:

Урок по теме «Язык как развивающееся явление»

Урок по теме «Язык как развивающееся явление»

Урок по теме «Язык как развивающееся явление»

Урок по теме «Язык как развивающееся явление»

Урок по теме «Язык как развивающееся явление»

Урок по теме «Язык как развивающееся явление»

Урок по теме «Язык как развивающееся явление»

Урок по теме «Язык как развивающееся явление»

Урок по теме «Язык как развивающееся явление»

Урок по теме «Язык как развивающееся явление»

Урок по теме «Язык как развивающееся явление»

Урок по теме «Язык как развивающееся явление»

Урок по теме «Язык как развивающееся явление»

Урок по теме «Язык как развивающееся явление»

Урок по теме «Язык как развивающееся явление»

Урок по теме «Язык как развивающееся явление»

Урок по теме «Язык как развивающееся явление»

Урок по теме «Язык как развивающееся явление»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.08.2018