урок по теме "Закон Паскаля"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 02.06.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

– образовательные: познакомить с законом Паскаля, расширить и углубить знания учащихся по теме “Давление”, обсудить различие между твёрдыми телами, жидкостями и газами; помочь учащимся осмыслить практическую значимость, полезность приобретаемых знаний и умений; – развивающие: создать условия для развития исследовательских и творческих навыков; навыков общения и совместной деятельности; – воспитательно-развивающие: способствовать привитию культуры умственного труда, создать условия для повышения интереса к изучаемому материалу; развивать память; коррекция внимания учащегося.
Иконка файла материала план.doc
План–конспект урока Класс: 7 «Б» Тема урока: Закон Паскаля. Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления Форма организации познавательной деятельности – фронтальная, парная, групповая. Цели: –  образовательные:  познакомить   с   законом   Паскаля,   расширить   и   углубить   знания учащихся по теме “Давление”, обсудить различие между твёрдыми телами, жидкостями и газами; помочь учащимся осмыслить практическую значимость, полезность приобретаемых знаний и умений;   –  развивающие:  создать условия для развития исследовательских и творческих навыков; навыков общения и совместной деятельности; –  воспитательно­развивающие:  способствовать   привитию   культуры   умственного   труда, создать   условия   для   повышения   интереса   к   изучаемому   материалу;   развивать   память; коррекция внимания учащегося. Оборудование: интерактивная доска, ПК, мультимедийный проектор, презентация к уроку, карточки   с   тестовыми   заданиями,   плакат,   портрет   Блез   Паскаля,   шар   Паскаля,   2 воздушных шара, камера, качок, колба, 2 коленообразные трубки, трубочка, 6 стаканов, 2 сосуда для опыта, пакет, 3 гири, электронный учебник “Кирилл и Мефодий. Физика 7­11 класс”. План урока.  1. Орг.момент  (2 мин.) 2. Актуализация знаний (6 мин.) 3. Мотивация и целеполагание  (3 мин.) 4. Этап получения нового знания  (15 мин.) 5. Физкультминутка  (3 мин.) 6.. Закрепление учебного материала  (10 мин.) 7. Информация о домашнем задании  (3 мин.) 8. Подведение итогов  (3 мин.) Содержание урока. I. Орг. момент Учитель:  ­   Здравствуйте   ребята!   Садитесь.   Все   ли   присутствуют   на   сегодняшнем   уроке?   Кто дежурный? Спасибо. Всё ли готово к уроку? Посмотрите. (Слайд №1) “Физика! Какая ёмкость слова!  Физика – для нас не просто звук!  Физика – опора и основа  Всех без исключения наук!” II. Актуализация знаний. Учитель:  ­ Улыбнитесь, пожалуйста, друг другу и мне. Вы все такие хорошие, весёлые. Я думаю, вы готовы   продолжить   выстраивать   ваши   знания   в   одну   цепочку.   Для   начала   небольшая разминка. У вас на партах лежат карточки с заданиями в тестовой форме для проверки ваших   знаний   по   предыдущему   уроку.   Возьмите   рабочие   тетради   и   запишите   число. Классная работа. Тесты. (На доске) Время на выполнение теста 3 минуты. Выберите и запишите тот вариант ответа, который вы считаете верным. А в 3­ем задании напишите да или нет. Тесты по теме “Давление газа”.1. При неизменной массе с уменьшением объёма газа его давление а) не изменяется;  б) увеличивается;  в) уменьшается. 2. Как изменится давление газа, если его нагреть при постоянном объёме? а) не изменится;  б) станет больше;  в) станет меньше. 3. Резиновый мяч, сжав руками, деформировали. Изменились ли при этом:  масса –   вес – объём –  плотность – давление –  воздуха в нём? (Написать да или нет.) 4. Газ, находящийся в сосуде, оказывает на левую стенку давление, равное 300 Па. Какое давление производит газ на нижнюю, верхнюю и правую стенки сосуда? а) на нижнюю 400 Па, на верхнюю 300 Па, на правую 200 Па;  б) на нижнюю 300 Па, на верхнюю 100 Па, на правую 400 Па;  в) одинаковое по всем направлениям. 5. Главной причиной давления газа на стенки сосуда является а) удары молекул газа о стенки сосуда;  б) мало взаимное притяжение молекул газов;  в) очень малые размеры молекул газов. Учитель:  ­ Готовы! Все молодцы! Поменяйтесь тетрадями и проверьте ответы друг друга. Ответы на экране. (Слайд № 2. Читаю ответы.) У кого все ответы правильные, поставьте оценку “5”, у кого один или два неверных ответа, поставьте – “4”, у кого больше двух неверных ответа – “3”, и т. д. Все справились. Свои оценки поставьте в дневник, а после урока принесите на подпись. III. Мотивационный этап. Учитель:   ­ Ребята, на какую тему были тесты? (Давление газа) (Слайд № 3) Учитель:   ­ Вы изучаете тему “Давление”. В вашей цепочке знаний звено о давлении твёрдых тел и давление   газа   имеется.   Как   производится   давление   твёрдых   тел?   Сидя   на   стуле,   вы оказываете давление? (Да.) Учитель:  ­ Лежащая на столе книга? (Да.) Учитель:    ­   Как?   В   каком   направлении   передаётся   действие   силы?   (Вниз,   под   действием   силы тяжести.) Учитель:    ­ Твёрдое тело оказывает давление лишь на ту часть опоры, с которой соприкасается ­ книга, лежащая на столе, оказывает на него давление, но никак не воздействует на стены или потолок комнаты. А в каком направлении производят давление газы? В комнате, где мы находимся, есть газы? (Да.) Учитель:  ­ Оказывает ли воздух действие на стены, пол, потолок? (Да.) Учитель:­ Давайте вспомним опыт, на котором увидим изменение воздушного шара. Посмотрим на экран.   (Опыт,   воздушный   шар   под   колоколом.)   (Электронный   учебник   “Кирилл   и Мефодий, Физика 7­11 класс”.) Учитель:   ­ Как же газ производит давление? (Правильно, по всем направлениям одинаково.) IV. Этап получения нового знания.  Учитель:  ­ Следующая цепочка, как же передаётся давление жидкостями и газами? Совсем иначе, чем твёрдых тел. (Слайд № 4) Наша тема урока “Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля”. Запишите в тетради. Учитель: ­Какие слова вам знакомы? (Паскаль.) (Слайд № 5) Учитель:    ­ Блез Паскаль ­ французский математик и физик, один из умов XVII столетия. Отец Паскаля,   Этьен,   знаток   математики   и   астрономии   занимался   его   образованием.   Чудо­ ребёнок Блез с 12 лет начал заниматься наукой. Отец стал брать его на заседания научного кружка. Интеллект мальчика быстро развивался и вскоре он на равных обсуждал научные проблемы с крупными учёными своего времени. В 16 лет он написал замечательный “Опыт о конических сечениях”. Он открыл и исследовал ряд важных свойств жидкостей и газов, интересными опытами доказал существование атмосферного давления. Его именем названа единица   давления   и   популярный   язык   программирования.   Открытия   сделанные   Блезом Паскалем 300­лет назад мы изучаем и сейчас. Учитель:   ­ Ребята, учёные делают предположения (выдвигают гипотезы), выполняют эксперименты, а затем делают выводы, верны или ложны их гипотезы. Давайте представим, что мы учёные и тоже порассуждаем, выполним опыты и заключения запишем в тетради виде таблицы.  Учитель:  ­ Что произойдёт, если пролить воду? (Немного проливаю воду на стол.) (Вода потечёт.) Учитель:  ­ А если подуть на неё? Учитель:   ­ Почему? Почему так происходит? (В отличие от твёрдых тел молекулы жидкости могут перемещаться, поэтому пролитая из сосуда вода растекается, а вода в стакане приходит в движение, если слегка подуть на её поверхность.) Учитель:   ­ Подвижность частиц жидкости, а так же и газа, объясняет, что производимое на них давление передаётся не только в направлении действия силы, но и по всем направлениям. В твёрдых   телах   молекулы   связаны   с   положениями   равновесия,   а   в   жидкостях   и   газах молекулы подвижны относительно друг друга. А теперь заполним таблицу. Состояние  вещества Твёрдые тела Подвижность молекул Жидкость и газ Молекулы связаны с положениями  равновесия, только колеблются Молекулы подвижны относительно  друг друга Направление передачи  давления Передаётся в направлении  действия силы Передаётся по всем  направлениям, всем частицам Опыт,   изменение   давления   воздуха   внутри   воздушного   шара.   (Трубка   с   поршнем,   на которую надет воздушный шарик.)  Учитель:­ Что произойдёт с молекулами газа внутри сосуда, если изменить объём при перемещении поршня вниз? (В учебнике рис. 94) (Молекулы расположатся плотнее друг к другу.) Учитель:   ­ При этом давление изменится? (Да, оно возрастёт.) Учитель:   ­ Добавочное давление передалось всем частицам газа. Если увеличиться давление газа около самого поршня на 1 Па, то во всех точках внутри газа увеличится настолько же.  Опыт с шаром Паскаля.  (Полый шар с узкими  отверстиями,  к которому присоединена трубка с вставленным поршнем заполняется водой. Если вдвигать в трубку поршень, то вода польётся из всех отверстий шара.) Учитель:  ­ Что же мы увидели? (Жидкость с одинаковым напором выходит из всех отверстий шара.) Учитель:  ­ Какой можно сделать вывод из этого опыта? Вывод: Давление, производимое на жидкость или газ, передаётся без изменения в каждую точку объёма жидкости или газа. (Плакат). Учитель:    ­   Это   утверждение   называют   законом   Паскаля.   Найдите   этот   закон   в   учебниках, прочитайте и запишите в тетради. V. Физкультминутка. Учитель:   ­ Давайте сделаем так, чтобы давление на стул уменьшилось.  Встали.  Постоим на одной ноге, на другой.  Встали на цыпочки, потянулись.  Как изменилось давление на пол?  Молодцы! Садитесь. Учитель:  ­ Я вам покажу ещё один опыт.  Опыт с пакетом наполненным водой. Учитель:   ­   Почему   пакет   разрывается   не   в   том   месте,   где   мы   давим,   а   в   другом?   (Давление, оказываемое на одну часть пакета, распространяется в другие части.) Учитель:   ­ Разрывается там, где тоньше. VI. Закрепление учебного материала. Работа в группах. Учитель: ­ Ребята, вы сами хотите проделать опыты? ( Да.) Учитель: ­ Давайте, выполним работу в группах по 4 человека. Я вам раздам задания и оборудование для выполнения работы. Внимательно прочитайте задание и запишите ваше предположение, сделайте эксперимент и вывод. Затем один представитель из каждой группы прочитает задание, продемонстрирует опыт и сделает вывод. № 1.  По   рисунку   и   на   опыте   объясните   передачу   давления   твёрдым,   сыпучим   телами   и жидкостью. Изобразите стрелками, как передаётся давление.№ 2. Объясните явление, пользуясь законом Паскаля. Как изменится наблюдаемое явление, если увеличить сжатие? № 3. Если   выстрелить   из   мелкокалиберной   винтовки   в   вареное   яйцо,   то   в   яйце   образуется отверстие. Если же выстрелить в сырое яйцо, оно разлетится. Как объяснить это явление? Ответ: При выстреле из мелкокалиберной винтовки в варёном яйце образуется отверстие, так как давление пули в этом яйце передаётся лишь по направлению её движения. Сырое яйцо разбивается пулей вдребезги, так как давление пули в жидкости, согласно закону Паскаля, передаётся одинаково по всем направлениям. № 4. Сосуд   плотно   закрыт   пробкой,   в   которую   вставлены   две   трубки   так,   как   показано   на рисунке. Если подуть в трубку а, то вода через трубку б выливается из сосуда. Будет ли вытекать вода из трубки а, если подуть в трубку б? № 3.(Нет.) № 5. Накачайте камеру от детского велосипеда. И объясните явление, пользуясь законом  Паскаля. № 6. Два цилиндра с подвижными поршнями и кислородом внутри помещены в камеру, воздух в которую   можно   накачивать   или   наоборот,   откачивать.   Что   будет   происходить   при откачивании воздуха из камеры? Отчёты групп. (Слайд № 6) Нахождение общего характера. Повторение вывода. Использование в технике сжатых газов. Пневматические машины и инструменты, отбойный молоток, пескоструйные аппараты (для очистки и окраски стен), пневматический тормоз, домкрат, гидравлический пресс, сжатым воздухом открывают двери вагонов поездов метро и троллейбусов. (Плакат).  VII. Домашнее задание.  1) § 44. (Выучить закон Паскаля)  2) вопросы для самоконтроля VIII. Подведение итогов. ­ Что было изучено сегодня на уроке?  ­ Как передают давление жидкости и газы?  ­ Объясните, на основе знаний о молекулах, почему жидкости и газы передают давление во все стороны одинаково.  ­ Как читается закон Паскаля?  ­ На каком опыте можно показать особенности передачи давления жидкостями?  ­ Что вам больше понравилось?