Урок по теме: "Жилин и Костылин - разные судьбы" по произведению Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"
Урок по теме: "Жилин и Костылин - разные судьбы" по произведению Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"
Ой! Куда это я попала?
Урок по теме: "Жилин и Костылин - разные судьбы" по произведению Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"
Чей это
портрет?
Льва
Николаевич
а Толстого
Урок по теме: "Жилин и Костылин - разные судьбы" по произведению Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"
Какое произведение этого
автора вы изучаете?
• Рассказ
«Кавказский
пленник»
Урок по теме: "Жилин и Костылин - разные судьбы" по произведению Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"
Где происходят события?
•На Кавказе
Кавказ – горная территория,
входящая в состав России, самый
многонациональный район, здесь
проживают народы многих
национальностей: аварцы, чеченцы,
татары, ногайцы и многие другие
народы.
Урок по теме: "Жилин и Костылин - разные судьбы" по произведению Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"
Какие события
описывает автор?
• На Кавказе тогда война была. По
дорогам ни днём, ни ночью не
было проезда. Чуть кто из русских
отъедет или отойдёт от крепости,
татары или убьют, или уведут в
горы. И было заведено, что два
раза в неделю из крепости в
крепость ходили провожатые
солдаты. Спереди и сзади идут
солдаты, а в середине едет народ.
Урок по теме: "Жилин и Костылин - разные судьбы" по произведению Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"
Кто это? Как их зовут?
Что с ними случилось?
Жилин
Костылин
Урок по теме: "Жилин и Костылин - разные судьбы" по произведению Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"
А как вы думаете, чем мы будем
заниматься на уроке?
1.Научиться составлять
сравнительные характеристики
героев на основе выявленных
сходств и отличий в их поведении;
2.Выяснить мотивы действий
Жилина и бездействия Костылина.
Урок по теме: "Жилин и Костылин - разные судьбы" по произведению Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"
Я не поняла, почему рассказ назван «Кавказский
пленник», когда два героя попали в плен?
Урок по теме: "Жилин и Костылин - разные судьбы" по произведению Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"
Сценка из рассказа «Кавказский
пленник»
Урок по теме: "Жилин и Костылин - разные судьбы" по произведению Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"
Поработаем с таблицей
Жилин – 1 ряд
Костылин – 2 ряд
1. Как ведут себя герои в момент
пленения?
2. Место жительства героев в плену
3. Чем питались пленные?
4. Чем занимались во время плена?
5. Какие черты характера отличают
героев?
(при захвате татарами, в плену, при
побеге)
6. Внешность героев
(стр. 248252)
(стр. 234)
(стр. 248252)
(стр. 233)
Урок по теме: "Жилин и Костылин - разные судьбы" по произведению Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"
Физкультминутка
Ходим по классу, пока звучит музыка.
Как только музыка останавливается,
необходимо взяться за руки с ближайшим
соседом в таком количестве, сколько будет
в ответе.
1.Сколько падежей в русском языке?
2. Сколько побегов совершили герои
рассказа «Кавказский пленник»?
3. Сколько будет 10 – 5 *1?
Урок по теме: "Жилин и Костылин - разные судьбы" по произведению Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"
Что общего у героев?
Жилин и Костылин:
• дворяне
• офицеры русской армии
• служат на Кавказе
• оба отправляются в отпуск
• оба попадают в плен
Урок по теме: "Жилин и Костылин - разные судьбы" по произведению Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"
Продолжаем работать с
таблицей
Вопросы
1. Как ведут себя
герои в момент
пленения?
Жилин – 1 ряд Костылин – 2 ряд
Ведет себя как
настоящий
офицер. Он смел
и отважен.
Испугался и
предал товарища.
Урок по теме: "Жилин и Костылин - разные судьбы" по произведению Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"
Продолжаем работать с
таблицей
Жилин
Костылин
Вопросы
2. Место
жительства
героев в плену
Горный
татарский аул,
сарай.
Горный
татарский аул,
сарай.
Урок по теме: "Жилин и Костылин - разные судьбы" по произведению Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"
Продолжаем работать с
таблицей
Вопросы Жилин
3. Чем питались
Лепешка из
просяной муки или
пленные?
тесто сырое да
вода; молоко,
сырные лепешки,
кусок баранины.
Костылин
Только лепешка,
либо тесто
сырое и вода.
Урок по теме: "Жилин и Костылин - разные судьбы" по произведению Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"
Продолжаем работать с
Костылин
таблицей
Пассивен, ленив,
бездеятелен, не умеет
приспособиться к
ситуации.
Вопросы
4. Чем занимались во
время плена?
Жилин
Писем не писал, все
высматривал, выпытывал,
как ему устроить побег
рукодельничал: лепил кукол;
плел корзинки из прутьев;
мастерил игрушечную
карусель на диво всему аулу;
чинил оружие, часы; учился
понимать татарский язык.
Урок по теме: "Жилин и Костылин - разные судьбы" по произведению Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"
Продолжаем работать с
Вопросы
5. Какие черты
характера отличают
героев?
(при захвате
татарами, в плену,
при побеге)
таблицей
Жилин
Деятельный человек. В
трудной ситуации не
теряет силы духа. Все
старания прилагает к
тому, чтобы выбраться из
аула, совершить побег.
Все его поступки и дела
подчинены одной цели
освобождению.
Костылин
Пассивен, ленив,
бездеятелен, скучал,
ждал, когда пришлют
деньги; не умеет
приспособиться к
ситуации.
Урок по теме: "Жилин и Костылин - разные судьбы" по произведению Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"
Продолжаем работать с
Вопросы
таблицей
Жилин
6. Внешность
героев
Невелик ростом, а
удал был.
Костылин
Мужчина грузный,
толстый, весь
красный, а пот с него
так и льёт.
Урок по теме: "Жилин и Костылин - разные судьбы" по произведению Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"
А почему у героев такие
фамилии?
• Что такое «жила»? – прочное окончание мышц; отсюда
слова «жилистый», «двужильный». Так говорят о
выносливом, крепком человеке.
• Жилин = действие.
• Что такое «костыль»? – палка для хромых, безногих, то
есть, можно сказать, что фамилия характеризует героя
как слабого, нуждающегося в поддержке и опоре.
• Костылин = бездействие
Урок по теме: "Жилин и Костылин - разные судьбы" по произведению Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"
Вывод
• Жизнь зависит от характера, от того выбора, который
человек делает сам. Мы должны понимать, что наша
судьба зависит во многом от нашего поведения. Война
испытывает людей. Для многих война - испытание на
прочность, выносливость, человечность. Здесь люди в
пограничной ситуации, их дальнейшая судьба зависит
от них: действовать или безразлично умереть? Люди,
сильные духом, ответственные за всех, имеющие
человеческое достоинство, в таких ситуациях умеют
принимать правильное решение.
Урок по теме: "Жилин и Костылин - разные судьбы" по произведению Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"
Почему, рассказывая о судьбе двух русских
офицеров, Толстой в заглавии говорит об
одном человеке?
• Речь идёт о Жилине. Жилина выручает терпение,
выносливость, хитрость, смелость, желание быть
свободным, вера в собственную правоту. Он не
перекладывает трудности на плечи других, проявляет
смекалку и находчивость. Не теряет самообладания.
Он добр и великодушен по отношению к окружающим.
Силён духом. И это главное. Именно эту мысль, прежде
всего, хочет донести до читателей автор.
• Костылин не проявляет каких-либо действий к тому,
чтобы ценой собственных усилий освободиться из
плена, хотя ему тоже хочется вырваться на свободу.
Урок по теме: "Жилин и Костылин - разные судьбы" по произведению Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"
Рефлексия
Урок по теме: "Жилин и Костылин - разные судьбы" по произведению Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"
Оцени работу соседа
ФИО: _________________________
Урок по теме: "Жилин и Костылин - разные судьбы" по произведению Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"
Домашнее задание
• Устное сочинение на одну из
предложенных тем на стр. 260
раздела «Совершенствуем свою
речь».
Урок по теме: "Жилин и Костылин - разные судьбы" по произведению Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"
Отзыв
• Понравилось Не очень Не
понравилось
Урок по теме: "Жилин и Костылин - разные судьбы" по произведению Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.