Урок Правописание сочетаний жи-ши (2 класс)

  • Интерактивная доска
  • Презентации учебные
  • Разработки уроков
  • docx
  • 10.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала открыт урок ЖИ-ШИ.docx

Русский язык

Тема: Правописание сочетаний жи-ши  (повторение).

 

Цели урока:

образовательная: уточнить представление учащихся о звуках [ж], [ш], [ц] как твердых; учить писать слова с сочетаниями  жи, ши; формировать орфографические ЗУН на основе развития орфографической зоркости; систематизировать знания учащихся о правописании гласных после шипящих; упражнять в написании  слов с сочетаниями жи, ши.

развивающая: развивать умения видеть «опасные места» в словах, устную и письменную речь, познавательный интерес, внимание, самостоятельность.

·         воспитательная: способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в парах, пробуждение познавательного интереса к учебному предмету, аккуратность.

здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для развития познавательной деятельности учащихся с учетом их особенностей развития, интересов и способностей.

Формирование УУД:

·        коммуникативных универсальных учебных действий (работа в парах, умение договариваться, действовать сообща, слушать других, принимать другую точку зрения, оказывать взаимопомощь);

·        регулятивных универсальных учебных  действий (ставить цель, учиться работать по плану, осуществлять оценку результативности);

·        познавательных универсальных учебных действий ( осознавать познавательную задачу, слушать, извлекая нужную информацию, соотносить ее с имеющимися знаниями, проводить анализ, сравнение);

·        личностных универсальных учебных действий (уважительное отношение к иному мнению, положительное отношение к учебе и своим знаниям, развитие творческого воображения, бережное отношение к природе.)

 

Ход урока

1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности

         Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Мы за парты дружно сели

И на доску поглядели.

2. Актуализация знаний.   На слайде скороговорки

 

У Маши – мишка, а у Миши – шишка.

Не живут ужи, где живут ежи.

 

- Давайте прочитаем эти записи. Как вы думаете, что это такое? (Это скороговорки). 

- Что такое скороговорка? (Скороговорка - это такое предложение, в котором повторяются одинаковые или похожие звуки. Скороговорку надо проговаривать быстро).

 

 

 

- Произнесём 1-ую скороговорку, начиная медленно и постепенно убыстряя темп.             Какой звук повторялся здесь много раз? ([Ж])

- Дайте характеристику этому звуку. ([Ж] – согласный, твёрдый, звонкий). 

- Произнесите 2-ую скороговорку. Какой звук повторялся чаще всего? ([Ш])

- Дайте характеристику этому звуку. (Этот звук согласный, глухой, твердый). 

3. Определение темы и целей урока.

- Какие орфограммы вам встретились в скороговорках? (написание заглавной буквы в именах собственных, написание буквосочетаний жи-ши)

- Мы знакомы с этой орфограммой? Да.

 -Сформулируйте тему нашего урока.     Что мы сегодня будем делать? повторять

-Поставьте перед собой цель: как вы думаете, чему вы должны научиться на уроке?

                     План (примерный).

1.     Воспринимать на слух слова с буквосочетаниями жи-ши.

2.     Находить в словах буквосочетания  жи-ши,

3.     Графическое обозначение буквосочетаний.

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (Я думаю, что мы будем учиться писать слова с сочетаниями ЖИ-ШИ.)

- Верно, тема нашего урока “Правописание слов с сочетаниями жи - ши”.

 

4. Минутка чистописания.

- Сначала вспомним как пишутся буквы  Ш  и  Ж.    

Посмотрите на экран.  

Что вы видите здесь? (Печатные и прописные буквы ША и ЖЕ.)

- Ребята. Напишите данный ряд букв до конца строки.  

Молодцы! Я вижу, вы все старались. (Работа в тетрадках по чистописанию).

 

5.     Развитие умений – применение знания.

Снова глазки на экран.   Восстановите и прочитайте предложение.

Какую орфограмму вы здесь видите? (ЖИ, ШИ - пиши с буквой и!)

Все вы знаете это правило ещё с первого класса.

А Диана даже знает стихотворение с нашим правилом.

Внимательно прослушайте стихотворение.

Как напишешь ЖИ и ШИ?
Мне решительно скажи!
Лужижимолостьежи,
Мыши
лыжикамыши,
Все сочетания ЖИ - ШИ
Только с буквой И пиши!

 

 

 

6.     Работа по теме урока.

    

 Грамматическая сказка « Как поссорились буквы Ж, Ш с буквой Ы.»

 

 - Послушайте её друзья! Гуляли по белому свету две буквы ЖЭ и ША. Вдруг видят они, как грубая буква Ы обижает нежную букву И. Подружки возмутились и прогнали забияку, а букву И взяли за руки и повели с собой. С тех пор эти буквы никогда не расстаются, а задиру букву Ы и близко к себе не подпускают. Вот такова история дружбы наших букв ЖЭ и ША с буквой И и ссоры с буквой Ы. А вы, ребята, должны запомнить эту историю и никогда не делать ошибок в этих буквосочетаниях.

 

- Запомните:  в сочетания ЖИ - ШИ только И всегда пиши.

 

 Отгадайте загадки и запишите отгадки. Поставьте в словах ударение .

(Дети комментируют)

1. Животное с длинной шеей.

ЖИРА'Ф

2. Сами крошки, боятся кошки, (Слайд 14)

Под полом живут, туда всё несут.

МЫ'ШИ

3. Белые горошки на зелёных ножках. (Слайд 15)

ЛА'НДЫШИ

4. Я бываю разная: (Слайд 16) 
Чёрная и красная,
Грузовая, легковая.
Кто же я такая?

МАШИ'НА

5. К розе не подпускают, (Слайд 17) 
От всех её защищают.

ШИПЫ'

 

VI. Физкультминутка 

 

Игра "Собери слова"(смарт. доска ), 

Все слова рассыпались на слоги. Ваша задача собрать слова  и записать в тетрадь.

 РЫЖАФИ,  ЖОРИМ,   КЁИЖ,  ШИМЫ

 

Деление текста на предложения. Самостоятельная работа.  В тетради.

 

В л..су т..шина там ж..вут разные ж..вотные лес – это дом для всего ж..вого друж.. с лесом!

-Сколько предложений в тексте?

-Спишите текст, разделив его на предложения.

- Проверьте работу своего соседа по парте.

 - Подчеркните сочетание жи – ши. 

- Кто выполнил без ошибок?   - Проверим.    

 

- А какие правила поведения в лесу вы знаете?

 

6. Творческое задание. Работа на карточках

 

-Составьте красивые предложения. Подчеркните жи-ши.

 

1.     в, тиш..на,  зимнем, лесу

2.     верш…ны, покрыты, сосен, шапками, мохнатыми 

3.     белка, в, грызет,  дупле, ш…шки

4.     в, спит, норе, еж…к

 

- У кого карточка №1 читаем, проверяем, у кого карточка № 2 и т.д.

 

 

- Отгадайте загадку ( в отгадке есть – ШИ)

Не летает, не жужжит,

Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька.

                 ( машина)

 

Машина – слово заимствовано из французского языка. Это механизм, совершающий какую-нибудь полезную работу. Синонимы – автомобиль, автомашина.

 

- Подберите однокоренные слова.

Машинист – (профессия) человек, управляющий ходом машины ( машинист локомотива, горного комбайна)

Машинистка (профессия)- женщина, работающая на пишущей машинке.

Машинка – механический прибор для производства какой-нибудь работы ( пишущая машинка, машинка для стрижки).

 

Звуко-буквенный анализ слова лыжи – 2 сл., [лы|жы] – 4 б., 4 зв.

 

6. Рефлексия учебной деятельности на уроке.  Итог.

- Для чего необходимо знание этой орфограммы? ( Чтобы грамотно писать.)

- Какое задание больше понравилось?

- За что вы можете себя похвалить?

 

-А сейчас оцените свои достижения :

! – я уверен в своих знаниях.

? – я сомневаюсь, надо ещё поработать!

-А вы, с каким настроением уходите с урока?  

 

7. Домашнее задание       с. 113   у. 167,       СЛАЙД 11-12

 

 

 

 

 

1.      в, тиш..на, зимнем, лесу

__________________________________________

2.      верш…ны, покрыты, сосен, шапками, мохнатыми

___________________________________________ 

3.   белка, в, грызет,  дупле, ш…шки

 __________________________________________

4.  в, спит, норе, еж…к

 _______________________________________

1.      в, тиш..на, зимнем, лесу

__________________________________________

2.      верш…ны, покрыты, сосен, шапками, мохнатыми

___________________________________________ 

3.     белка, в, грызет,  дупле, ш…шки

 __________________________________________

4.     в, спит, норе, еж…к

 _______________________________________