Русский язык
Тема: Правописание сочетаний жи-ши (повторение).
Цели урока:
образовательная: уточнить представление учащихся о звуках [ж], [ш], [ц] как твердых; учить писать слова с сочетаниями жи, ши; формировать орфографические ЗУН на основе развития орфографической зоркости; систематизировать знания учащихся о правописании гласных после шипящих; упражнять в написании слов с сочетаниями жи, ши.
развивающая: развивать умения видеть «опасные места» в словах, устную и письменную речь, познавательный интерес, внимание, самостоятельность.
· воспитательная: способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в парах, пробуждение познавательного интереса к учебному предмету, аккуратность.
здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для развития познавательной деятельности учащихся с учетом их особенностей развития, интересов и способностей.
Формирование УУД:
· коммуникативных универсальных учебных действий (работа в парах, умение договариваться, действовать сообща, слушать других, принимать другую точку зрения, оказывать взаимопомощь);
· регулятивных универсальных учебных действий (ставить цель, учиться работать по плану, осуществлять оценку результативности);
· познавательных универсальных учебных действий ( осознавать познавательную задачу, слушать, извлекая нужную информацию, соотносить ее с имеющимися знаниями, проводить анализ, сравнение);
· личностных универсальных учебных действий (уважительное отношение к иному мнению, положительное отношение к учебе и своим знаниям, развитие творческого воображения, бережное отношение к природе.)
Ход урока
1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Мы за парты дружно сели
И на доску поглядели.
2. Актуализация знаний. На слайде скороговорки
У Маши – мишка, а у Миши – шишка.
Не живут ужи, где живут ежи.
- Давайте прочитаем эти записи. Как вы думаете, что это такое? (Это скороговорки).
- Что такое скороговорка? (Скороговорка - это такое предложение, в котором повторяются одинаковые или похожие звуки. Скороговорку надо проговаривать быстро).
- Произнесём 1-ую скороговорку, начиная медленно и постепенно убыстряя темп. Какой звук повторялся здесь много раз? ([Ж])
- Дайте характеристику этому звуку. ([Ж] – согласный, твёрдый, звонкий).
- Произнесите 2-ую скороговорку. Какой звук повторялся чаще всего? ([Ш])
- Дайте характеристику этому звуку. (Этот звук согласный, глухой, твердый).
3. Определение темы и целей урока.
- Какие орфограммы вам встретились в скороговорках? (написание заглавной буквы в именах собственных, написание буквосочетаний жи-ши)
- Мы знакомы с этой орфограммой? Да.
-Сформулируйте тему нашего урока. Что мы сегодня будем делать? повторять
-Поставьте перед собой цель: как вы думаете, чему вы должны научиться на уроке?
План (примерный).
1. Воспринимать на слух слова с буквосочетаниями жи-ши.
2. Находить в словах буквосочетания жи-ши,
3. Графическое обозначение буквосочетаний.
- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (Я думаю, что мы будем учиться писать слова с сочетаниями ЖИ-ШИ.)
- Верно, тема нашего урока “Правописание слов с сочетаниями жи - ши”.
4. Минутка чистописания.
- Сначала вспомним как пишутся буквы Ш и Ж.
Посмотрите на экран.
Что вы видите здесь? (Печатные и прописные буквы ША и ЖЕ.)
- Ребята. Напишите данный ряд букв до конца строки.
Молодцы! Я вижу, вы все старались. (Работа в тетрадках по чистописанию).
5. Развитие умений – применение знания.
Снова глазки на экран. Восстановите и прочитайте предложение.
Какую орфограмму вы здесь видите? (ЖИ, ШИ - пиши с буквой и!)
Все вы знаете это правило ещё с первого класса.
А Диана даже знает стихотворение с нашим правилом.
Внимательно прослушайте стихотворение.
Как напишешь ЖИ и ШИ?
Мне решительно скажи!
Лужи, жимолость, ежи,
Мыши, лыжи, камыши,
Все сочетания ЖИ - ШИ
Только с буквой И пиши!
6. Работа по теме урока.
Грамматическая сказка « Как поссорились буквы Ж, Ш с буквой Ы.»
- Послушайте её друзья! Гуляли по белому свету две буквы ЖЭ и ША. Вдруг видят они, как грубая буква Ы обижает нежную букву И. Подружки возмутились и прогнали забияку, а букву И взяли за руки и повели с собой. С тех пор эти буквы никогда не расстаются, а задиру букву Ы и близко к себе не подпускают. Вот такова история дружбы наших букв ЖЭ и ША с буквой И и ссоры с буквой Ы. А вы, ребята, должны запомнить эту историю и никогда не делать ошибок в этих буквосочетаниях.
- Запомните: в сочетания ЖИ - ШИ только И всегда пиши.
Отгадайте загадки и запишите отгадки. Поставьте в словах ударение .
(Дети комментируют)
1. Животное с длинной шеей.
ЖИРА'Ф
2. Сами крошки, боятся кошки, (Слайд 14)
Под полом живут, туда всё несут.
МЫ'ШИ
3. Белые горошки на зелёных ножках. (Слайд 15)
ЛА'НДЫШИ
4. Я
бываю разная: (Слайд 16)
Чёрная и красная,
Грузовая, легковая.
Кто же я такая?
МАШИ'НА
5. К
розе не подпускают, (Слайд 17)
От всех её защищают.
ШИПЫ'
VI. Физкультминутка
Игра "Собери слова"(смарт. доска ),
Все слова рассыпались на слоги. Ваша задача собрать слова и записать в тетрадь.
РЫЖАФИ, ЖОРИМ, КЁИЖ, ШИМЫ
Деление текста на предложения. Самостоятельная работа. В тетради.
В л..су т..шина там ж..вут разные ж..вотные лес – это дом для всего ж..вого друж.. с лесом!
-Сколько предложений в тексте?
-Спишите текст, разделив его на предложения.
- Проверьте работу своего соседа по парте.
- Подчеркните сочетание жи – ши.
- Кто выполнил без ошибок? - Проверим.
- А какие правила поведения в лесу вы знаете?
6. Творческое задание. Работа на карточках
-Составьте красивые предложения. Подчеркните жи-ши.
1. в, тиш..на, зимнем, лесу
2. верш…ны, покрыты, сосен, шапками, мохнатыми
3. белка, в, грызет, дупле, ш…шки
4. в, спит, норе, еж…к
- У кого карточка №1 читаем, проверяем, у кого карточка № 2 и т.д.
- Отгадайте загадку ( в отгадке есть – ШИ)
Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька.
( машина)
Машина – слово заимствовано из французского языка. Это механизм, совершающий какую-нибудь полезную работу. Синонимы – автомобиль, автомашина.
- Подберите однокоренные слова.
Машинист – (профессия) человек, управляющий ходом машины ( машинист локомотива, горного комбайна)
Машинистка (профессия)- женщина, работающая на пишущей машинке.
Машинка – механический прибор для производства какой-нибудь работы ( пишущая машинка, машинка для стрижки).
Звуко-буквенный анализ слова лыжи – 2 сл., [лы|жы] – 4 б., 4 зв.
6. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Итог.
- Для чего необходимо знание этой орфограммы? ( Чтобы грамотно писать.)
- Какое задание больше понравилось?
- За что вы можете себя похвалить?
-А сейчас оцените свои достижения :
! – я уверен в своих знаниях.
? – я сомневаюсь, надо ещё поработать!
-А вы, с каким настроением уходите с урока?
7. Домашнее задание с. 113 у. 167, СЛАЙД 11-12
1. в, тиш..на, зимнем, лесу __________________________________________ |
2. верш…ны, покрыты, сосен, шапками, мохнатыми ___________________________________________ |
3. белка, в, грызет, дупле, ш…шки __________________________________________ |
4. в, спит, норе, еж…к _______________________________________ |
1. в, тиш..на, зимнем, лесу __________________________________________ |
2. верш…ны, покрыты, сосен, шапками, мохнатыми ___________________________________________ |
3. белка, в, грызет, дупле, ш…шки __________________________________________ |
4. в, спит, норе, еж…к _______________________________________ |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.