Урок «Православный храм»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 31.03.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок «Православный храм» предназначен для учащихся, изучающих ОПК ,и может быть использован как один из возможных вариантов изучения архитектурных памятников своего края. Приобретенные знания, умения и навыки помогут детям обобщить знания о православных храмах нашего края ,которые станут основой формирования знаний об архитектурных памятниках Руси и формирования гражданской позиции.
Иконка файла материала Урок - Православный храм.docx
Урок «Православный храм» предназначен для учащихся, изучающих ОПК ,и  может быть использован как один из возможных вариантов изучения  архитектурных памятников своего края. Приобретенные  знания, умения и навыки помогут детям обобщить знания о  православных храмах нашего края ,которые станут основой формирования  знаний об архитектурных памятниках Руси и формирования гражданской  позиции.   Модуль «Основы православной культуры» УМК: учебник: А.В. Кураев «Основы православной культуры», ЦОР.  Тема урока: «Православный храм» Место урока в системе уроков: № 14 Тип урока Урок традиционный, изучение нового материала. Цель: Задачи: Формируемые  УУД: Познакомитьучащихся   с   внутренним   устройством православного храма и традициями поведения в нем.   узнать   о   назначении   и   устройстве   православного храма   осознать,   что   в   культуре   имеются   запреты, выполнение   которых   способствует   развитию   внутреннего мира человека;    усвоить   уважительное   отношение   к   нормам, правилам   и  запретам,   хранящимся   в   культуре;   научиться правилам поведения в храме. ­ познавательные: самостоятельное выделение и  формулирование познавательной цели; развитие навыков  продуктивного чтения;­ коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог;  участвовать в коллективном обсуждении проблем; строить  речевые высказывания в устной и письменной форме; ­ личностные: умение соотносить события с принятыми  этическими принципами. Храм, священник, кадило, канун, панихидный столик,  поминальные записки, икона, иконостас, алтарь, Царские  врата.( Приложение 2)  учебник А.В. Кураев «Основы православной культуры», М. 2010 г.; компьютер, проектор, мультимедийная  презентация, электронное приложение к учебному пособию. фронтальная   работа,  беседа,   работа   в   группах,   работа   с иллюстративным   материалом,   самостоятельная   работа   с источником информации, участие в учебном диалоге. схема храма, слова чудотворца Иоанна Шанхайского  «Храмы нужны не Богу, престол которого небо и подножие  земля. Храмы нужны людям». Технологическая карта урока. Основные  понятия урока: Оборудование:  Формы  организации  работы: Оформление  доски:  Этап урока Деятельность  Деятельность  Источники учителя учащихся Актуализация  Учитель  Учащиеся отвечают  Учебник  знаний формулирует  задание. на вопросы учителя Постановка и  формулирование  Учитель  организует мини­ Учащиеся выбирают  одно из  Слова чудотворца  Иоанна Шанхайского  проблемы дебаты.  предложенных  (Чудотворец Иоаннвысказываний,  объясняют свою  Шанхайский сказал  такие слова: «Храмы  точку зрения.  Формулируют цель  нужны не Богу,  престол которого –  урока. Процессное  планирование  деятельности Учитель  организует работу  Ученики выбирают  карточки и  учащихся,  планирует работу. составляют план  урока. небо и подножие  земля. Храмы нужны  людям»). Памятка­план урока Процесс решения  проблемы 1.Учитель  показывает  1. Дети слушают  рассказ учителя,  презентация презентацию и  рассказывает о  отвечают на вопросы. *учебник внешнем облике  православных  2. Дети читают по  цепочке текст в  храмов.  учебнике и  рассказывают о  2. Учитель  контролирует  понятиях: храм,  священник, кадило,  чтение учащихся,  слушает  канун, икона,  иконостас, алтарь,  определение  понятий,  расширяет  информацию о  Царские врата.  Составляют  глоссарий. прочитанных  Дети отвечают напонятиях. вопросы. Применение  Учитель  В группах Карточки. знаний и умений организует работу  в парах. Рефлексия Учитель  организует  рефлексию  учащихся, Дети формулируют  свои фразы. Фразы записаны на  доске * Мне понравилось… * Мне запомнилось… * Я узнал… * Мне бы хотелось… Подведение  Учитель проводит  Дети отвечают на  итогов блиц­опрос. вопросы. Оценивание Учитель  Дети раскрашивают  Домашнее  задание символы. Дети выбирают своё  задание и  записывают. организует  самооценку  учебной  деятельности  учащихся. Учитель   даёт задание по выбору. Общее:   ­   рассказать родителям   о том, что запомнил   на уроке­   узнать,   какие храмы   есть   в нашем округе   прочитать ­ стр.48­51 учебника ­   ответить   на вопросы стр.51 1. Пословицы,  поговорки,  загадки о храмах. 2. Рисунок храма. 3. Подготовить  сообщение об  одном из храмов. 1.Организационный момент. Ход урока Учитель:Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, пожелайте  хорошего настроения. Нет перехода к следующему уроку, улыбнитесь и на прошлом уроке  познакомились? 2. Актуализация знаний учащихся. (проверка домашнего задания, повторение пройденного материала) Учитель:    На   прошлом   уроке   вы   познакомились   с   золотым   правилом этики. Повторим его хором.  Слайд 1.     (На экране слайд с правилом)«Во всём, как хотите, что бы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Учитель: Чему же учит золотое правило этики? Ответ на этот вопрос вы должны были найти в пословицах и поговорках. (Дети читают свои пословицы и поговорки. Например: «Не рой другому яму: сам в нее попадешь», «Живи так, чтоб ни от Бога греха, ни от людей стыда», «Как аукнется, так и откликнется», «Что посеешь, то и пожнешь» и т.д.) Учитель: Какой же вывод можно сделать из всего этого? (Ответы  учащихся.Прежде, чем сделать что либо, нужно оценить последствия поступка и задать себе вопрос: каково было бы мне, если бы так поступили со мной?) Учитель: Я надеюсь, что это правило вы будете применять в своей жизни.  Введение в тему урока. Показ видеоролика "Православные храмы". Учитель настраивает детей на восприятие видеоряда. ­ Сейчас вы увидите фрагмент видеоролика, услышите красивое песнопение.  Откройте свои сердца. Всмотритесь. Вслушайтесь. Учитель показывает видеоролик на мультимедийном проекторе, подключенном  к компьютеру. Видеоролик сопровождается песнопением иеромонаха Романа  "Спешите в храмы Божии".Учитель: ­ Как вы думаете, о чем мы с вами будем сегоня говорить?                                                     Слайд 2 Храмы  Попробуйте  дать определение слову «храм». Иллюстрации помогут вам в этом. (учащиеся дают определения слову «храм») ­  Храм ­ это здание, куда  люди ходят молиться Богу, ставят свечи. ­ В храме происходят таинства венчания, крещения, отпевания. ­ В храме много икон. Учитель: –Слово храм означает «здание», «дом». Учитель:  ­ Подберите  слова синонимы к слову храм (церковь, собор). Учитель: Церковь — слово греческое, означает всех верующих в Иисуса  Христа людей и Дом Божий. Поэтому храм часто называют церковью, то есть  домом Божиим, где собирается церковь — Божия семья. Учитель:–По   каким   признакам   мы   отличаем   православный   храм   от   других зданий?  Учащиес: У него есть купол, на котором находится крест. Учитель:–Для чего люди посещают  храмы? Учитель:–Были ли вы когда­нибудь в православном храме?Учитель:–Что особенно вас удивило, что запомнили? Чем заняты люди в храме? Тихо ли в храме? Везде ли можно ходить?  (Высказывания детей) Учитель: В храме человек приближается к Богу, благодарит его или просит о чём­то. 3. Постановка и формулирование проблемы  Учитель:­ Чудотворец Иоанн Шанхайский сказал такие слова: «Храмы нужны  не Богу, престол которого – небо и подножие земля. Храмы нужны людям».  Учитель:­ Действительно ли человеку нужны храмы?  Какую точку мнения вы поддерживаете?  Выберите одно из высказываний и объясните свою точку зрения: * Я считаю, что человеку нужны храмы….. * Я считаю, что человеку храмы не нужны….. Учитель:­ Нам нужны знания о православных храмах, чтобы мы познакомились  с историческим наследием и культурой русского народа. Учитель:–Ваши ответы верны.   И сегодня на уроке мы подробно разберем с вами устройство православного храма и узнаем как правильно себя вести в храме. 4.Процессное планирование деятельности Слайд 3 Учитель:– А ответить на все вопросы нам помогут карточки подсказки,  которые лежат у вас на столах. Выберите те, которые понадобятся нам на уроке, по вашему мнению.Изображения храмов термины Памятки о том как себя вести в храме 5.Процесс решения проблемы Слайд 4 Воды тихой речки отражают Окруженный деревцами Храм. Годы и столетья пролетают – Каждый день молитвы слышны там. Свечи здесь пылают и лампады, Блики их на образах горят, Девы Пресвятой святые взгляды Прямо в душу ласково глядят. Учитель:– На   Руси   всегда   было   много   храмов. Храмы   поражают   своей красотой,   величием,   убранством.   22­х   главая   Преображенская   церковь, сделанная без единого гвоздя. Кижи. Карелия. Храм   Христа   Спасителя   в   Москве   считается   главным   православным   храмом нашей страны. Здесь служит Патриарх Московский и всея Руси ­ Кирилл. Издавна храмы строили в самых красивых местах.Как вы уже сказали, что храм отличается от других зданий тем, что унего есть купол, на котором находится крест.    Часто на храме строят не одну, а несколько глав. Учитель:– ­ Знает ли кто из вас, что символизирует разное количество куполов? (предположения детей) Учитель:–  ­две   главы   означают   два   естества   (Божеское   и   человеческое)   в Иисусе Христе; ­три главы (три Лица Святой Троицы); ­пять глав (Иисуса Христа и четырех евангелистов); ­семь глав (семь Таинств и семь Вселенских Соборов); ­девять глав (девять чинов Ангельских); ­тринадцать   глав   (Иисуса   Христа   и   двенадцать   апостолов).  Иногда   строят   и большее количество глав.  Учитель:–  Купола   (или   глава) –   символ   устремленности   к   миру   Горнему, соединение земного и небесного. Форма куполов может быть различной. Первоначально   купола   были   в   виде   воинского   шлема,   а  храм   был   похож   на русского богатыря.                             Позже купол стал походить на пламя свечи. А с 17 века купола стали делать в виде вазонов.   Над   входом   в   храм,   а   иногда   рядом   с   храмом,   строится   колокольня,   или звонница, т. е. башня, на которой висят колокола.Картина И.Левитана «Вечерний звон»                                                                          Вечерний звон, вечерний звон!                                    Как много дум наводит он                                    О юных днях в краю родном,                                    Где я любил, где отчий дом,                                    И как я с ним, навек простясь,                                    Там слушал звон в последний раз!… Учитель:– Какие чувства вызывает у вас колокольный звон? (Ответы детей) Учитель:– Раньше колокольным звоном созывали народ на собрание. Колокола звонили во время пожаров, набегов недругов, чтобы собрать всех. Сейчас колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву, к богослужению, и чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы.  Звон в один колокол называется «благовест» (благостная, радостная весть о  богослужении).  Звон во все колокола, выражающий христианскую радость по поводу  торжественного праздника и т.п., называется «трезвон».  Звон колоколов по поводу печального события называется «перезвон».    Колокольный звон напоминает нам о вышнем, небесном мире.   Слайд 5 Храм – корабль, плывущий к Богу.Учитель:– Храмы обычно  сравнивают с кораблем, на котором верующие  спасаются среди бушующего моря страстей и грехов. Поэтому  храмы  православные христиане чаще всего строят в форме кораблей. Посмотрите на  этот храм – вот и мачта­колокольня, вот наполненные ветром паруса­купола. И  на фоне плывущих облаков кажется, что это сам храм плывет в небесах.   (Заочная экскурсия в храм.)  Работа в группах по учебнику (У каждой группы на столе карточки с написанными на них словами. Дети   ищут   в   тексте   стр.   48­51     объяснение   каждого   понятия, подчеркивают. Готовят выступление.) 1­я группа – «кадить», «икона», «иконостас», 2­я группа – «Царские врата», «алтарь», «благословение», 3­я группа – «свеча», «священник», «канун», Слайд 6 Храм в разрезе Учитель:– –Мир храма совсем не похож на мир за его стенами. Давайте на некоторое время совершим   виртуальную экскурсию по храму.  Учитель:– –Мы поднимаемся по ступенькам и останавливаемся на площадке, которая   называется   папертью.   В   прежние   времена   на   паперти   молились кающиеся грешники. Также на паперти бедные просят милостыню–Православный храм делится на три части: притвор, сам храм  и алтарь. Учитель:–Давайте пройдём в притвор.  Притвор ­  славянское слово, которое означает «перед дверями»  В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлученные   от   причастия.   Притворы   в   монастырских   храмах   часто использовались   также   в   качестве   трапезных.   В   настоящее   время   притвор сравнительно небольшой. Над притвором обычно строится колокольня. Вторая самая большая часть – сам храм, место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение. В центре стоит аналой с иконой праздника.  Аналóй   В православном храме людей встречают иконы, свечи.  Слайд 7. Священник.       это небольшой высокий четырёхугольный столик       с покатым верхом.Учитель:– В храме не обойтись без  священников. Они здесь служат литургии,  молебны, проводят таинства крещения, венчания. Основными повседневными одеяниями духовенства являются подрясник и ряса. Подрясник – нижнее одеяние, представляет собою длинное, до пят, с наглухо  застегнутым воротом одеяние с узкими рукавамиСвященник носит на груди  крест. Ряса – верхнее одеяние с длинными, ниже ладоней, широкими рукавами.Слайд 8. Свеча. Учитель:–  Посмотрите  на эту свечу. Ее огонёк тянется вверх, но свой свет и тепло свеча отдает тем, кто рядом с ней. Вот такой должна быть жизнь человека: душой тянуться к Небу, а своими делами помогать ближним. Слайд 9 КадилоУчитель:– Во время службы священник совершает каждение. Слова  кадить  и  чадить  в древности не отличались. Но сейчас  чадить означает   производить   едкий   и  вонючий   дым,  а  кадить  –  напротив,   означает наполнять воздух дымом благоуханным. Каждение  напоминает о том же, что и свечи ­  дым возносится кверху, но его благоухание радует окружающих.  Покадить кому­то означает выразить почтение. Поэтому священник кадит и перед иконами, и перед вами. Посмотрите, это Кадило, в котором на раскаленных углях тлеет ладан ­ ароматическая смола с приятным запахом. Вы видите, что священник с кадилом пошел к квадратному столику, на котором зажжено множество свечей. Слайд 10 Канун. Учитель:– Это «панихидный столик», прихожане его называют «канун». Там ставят свечи и молятся о людях, уже ушедших из земной жизни.Переживание   неразрывной   связи   с   умершими   родными   –   важная   черта православной культуры. Молитвенная память называется «поминание».  Живых поминают в молитвах  «за здравие». А умерших ­ «за упокой». Это молитва о том, чтобы Бог принял их души в Царство Небесное. Учебник   Найдите на стр.49 на полях стихотворение. Прочитайте его Учащиеся:  «Поминальные  записки»  с именами тех,  кого просят  «помянуть» (вспомнить) в молитвах, передаются священнику. А во всех других местах храма, кроме кануна, люди ставят свечи, молясь за себя и за других живых людей. Слайд 11 иконаУчитель:–   Православные   христиане   молятся   Христу,   ангелам   и   святым, которые изображены на иконах. В храме эти  иконы развешаны повсюду. Учебник  На стр.49  найдите и прочитайте, что такое икона. Учащиеся: Икона – это картина, на которой изображено то или иное лицо или событие из Библии или церковной  истории. Можно молиться и без иконы. Но икона помогает собраться с мыслями.Можно молиться о людях и о  животных. О друзьях и о врагах.  Слайд 12 Физминутка для глаз Мы с вами устали, давайте отдохнём и проведём гимнастику для глаз.     Слайд 13 . Крестное знамение.Учитель:–   В   русских   былинах   и   сказках   такое   присловье   –   «встанем, перекрестясь, и пойдем, помолясь»? При   молитве   христиане   как   бы   рисуют   на   себе   невидимый   крест.   Это означает, что этот человек христианин и молится Христу. Если же человек кладет крест не на себя, а на другого человека или на предмет – значит, он его «благословляет» во имя Христа. Учебник  Прочитайте в учебнике, что такое благословение на  стр.50 Учащиеся: Благословение ­ это такое пожелание добра для себя, для людей и для всего мира, которое сочетается с молитвой к Богу о том, чтобы это добро     осуществилось.   При   этом   христиане   обычно   говорят   –   «Именем Христа…», «Во имя Христа…», «Бог да благословит….». Благословлять   может   любой   христианин.   Мама   может   благословить ребенка перед уходом в школу. Он сам может благословить свою еду. Водитель может благословить предстоящую дорогу, садясь в машину. Слайд 14. Иконостас.Учитель:–   Ну,   а   впереди   вы   видите   целую   стену   из   икон.   Она   называется иконостас. В центре иконостаса ­   двери. Они называются  Царские врата(ворота). Через них к людям выносят Евангелие и  через них никто, кроме священнослужителей не проходит. Справа от Царских врат всегда икона Христа. Слева – всегда икона Божией Матери. Слайд 15. Богоматерь. Учитель:–  ­ Мы говорим о Матери Христа. Христос – это не просто Бог. Он ­ Бог, ставший человеком. И свою земную, человеческую жизнь Христос получил от   Своей   Матери.   Как   Бог   Он   создал   Марию.   А   как   Сын   Человеческий   – родился от нее. Вот и получается, что Мария ­ Богоматерь. Имейте в виду, что как Иисус Христос один, так и Мать у Него одна. Люди   часто   говорят   «Владимирская   Богоматерь»,   «Смоленская Богоматерь»,   «Казанская   Богоматерь»…   Не   надо   думать,   будто   в   каждом городе своя Богоматерь. Она одна. Это названия разных ее икон. Одна и та же Богоматерь почитается в разных своих изображениях.Мария, Мать Христа, за чистоту своей души и жизни называется еще и Пресвятой Девой.  Поэтому самая известная молитва к Матери Христа звучит так: Слайд 16. Богородица. (песня «Богородице Дево, радуйся!»)   «Богородице   Дево,   радуйся!   Благодатная   Марие,   Господь   с   Тобою! Благословенна Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших». (Дево – звательный падеж слова Дева; в женах ­ среди женщин; плод чрева твоего ­ младенец Иисус; Спас ­ Спаситель).  Эту молитву можно услышать на самых разных языках. Знаменитая «AveMaria» ­ это та же молитва, только на латыни. За иконостасом находится   алтарь,       главнейшая часть храма, место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвященным.  Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм — землю.  Слайд 17. Алтарь. Учитель:– За иконостасом находится алтарь – важнейшая часть храма. Алтарь символизирует   рай,   область   бытия   Бога.   (В   алтаре   обычно   молятся священнослужители,   и   без   благословения   никто   не   имеет   права   туда входить.Первый луч солнца попадает именно в алтарь.) 6.Применение знаний и уменийУчитель:– В течение нашей работы мы говорили о храме, его устройстве и назначении; посмотрим, насколько вы были внимательны. Работа с карточками в парах. Приложение 1 Ответы к 1 приложению Слайд 18 Слайд 19 церковный этикет Учитель:–   В   разных   местахчеловек   соблюдает   определенные   правила поведения. В автобусе – одни, в театре – другие, в школе – третьи и т.д.  Храм – Дом Божий. Как вы думаете, существуют ли правила поведения в храме? Если да, то какие? Действительно,   в   храме   должна   быть   тишина   и   спокойствие;   каждый прихожанин сосредоточивается на том, для чего и с чем он пришел в храм.  К священнику следует обращаться «батюшка» или «отец (имя)», а затем излагать суть своего обращения. Есть определенные требования и к внешнему виду.     В храме существуют особые правила поведения, называющиеся церковный этикет.  ( дети на листочках выбирают правила для мальчиков и девочек) Памятка мальчику: Прежде чем зайти в собор,  Головной сними убор,  Злые мысли отгони:   Не нужны тебе они... Памятка девочке: Скромную надень одежду, В брюках в храм идёт невежда,Голову платком покрой И тихонько в храме стой. Никого не осуждай, Помощь нищему подай,  Поставь свечку и потом  Осени себя крестом.       Мальчику и девочке: Учитель:– О чём необходимо помнить мальчику, заходя в храм? Как должны выглядеть девочки, приходящие на службу в церковь?  Как мы заходим в храм?  Как мы стоим во время богослужения?  6.Подведение итогов урока. Рефлексия. Учитель:– ­ Что такое храм?  Для чего он нужен?  Зачем люди ходят в храм?  Назови правила поведения в храме.  ­   Закончи   урок   фразой,   которая   вам   больше   понравилась: Наш урок подходит к концу. Мне хотелось, чтобы вы оценили   нашу работу сегодня с помощью «Радуги успеха». Спасибо за урок. Открыл новое:                                  Все получилось:   Было трудно:                                   Надо тренироваться:   ­ Дети, путь к храму начинается с семьи. Послушайте заповедь для вас:Слайд 20 заповедь ЗАПОВЕДЬ ДЛЯ ТЕБЯ «Слушаясь папу, слушаясь маму, Ты начинаешь дорогу ко храму. Заповедь эта – к Богу ступень, Нужно ей следовать каждый день»! Учитель:– – Сегодня мы многое узнали о строении православного храма, его внутренних особенностях.  Вы,   наверное,   заметили,   что   в   храме   нет   ничего   лишнего,   всё   находится   в строгом   порядке,   имеет   свой   символический   смысл   и   служит   одной   цели   – спасению души человека. Поэтому человек свою душу тоже должен освободить от   всего   лишнего,   ненужного,   всего   того,   что   мешает   добрым   помыслам   и поступкам. В душе человека тоже должно быть всё в строгом порядке. Отсюда среди православных христиан бытует выражение  «храм души». Я желаю вам, чтобы и вы начали строить храм в своей душе, избавляясь от всего негативного и умножая добро и любовь.    6.Оценивание         Учитель:– ­ Дайте оценку своей деятельности, отвечая на вопросы:  ( смайлики) 7. Домашнее задание. Общее:­ рассказать родителям о том, что запомнил на уроке ­ узнать, какие храмы есть в нашем округе ­ прочитать стр.48­51 учебника ­ ответить на вопросы стр.51 Выбери своё задание. 1.Подобрать свои пословицы, поговорки, загадки о храмах и колокольном звоне, колоколах. 2. Нарисуй свой храм, который вы бы хотели построить, если бы были  архитектором. 3. Подготовить сообщение о храме.Сделай подписи к картинкам. Приложение 1Слова   –  подсказки:  Царские   врата,   канун,   икона,   алтарь,   свеча,   иконостас, кадило, икона, священник. Приложение 2 Свеча ­ символ молитвы верующего, огонек тянется вверх, но свет и тепло  отдает тем, кто рядом Икона ­ это картина, на которой изображено то или иное лицо или событие  из Библии или церковной  истории.  Канун ­ панихидный столик  Иконостас ­стена, на которой размещаются иконы  Царские врата ­ это двери в алтарь  Алтарь ­комната, где молится священник, и без благословения никто не  имеет право туда входить Кадить – означает наполнять воздух дымом благоуханным. Благословение ­ это такое пожелание добра для себя, для людей и для всего  мира, которое сочетается с молитвой к Богу о том, чтобы это добро   осуществилось. Священник ­ служитель церкви, исполняющий церковные службы и требыПриложение 3 1­я группа  «кадить» «икона» «иконостас» __________________________________ 2­я группа «Царские врата» «алтарь»  «благословение» __________________________________3­я группа  «свеча» «священник» «канун»