Урок «Православный храм»
Оценка 5

Урок «Православный храм»

Оценка 5
Разработки уроков
docx
религиоведение
4 кл
31.03.2017
Урок «Православный храм»
Урок «Православный храм» предназначен для учащихся, изучающих ОПК ,и может быть использован как один из возможных вариантов изучения архитектурных памятников своего края. Приобретенные знания, умения и навыки помогут детям обобщить знания о православных храмах нашего края ,которые станут основой формирования знаний об архитектурных памятниках Руси и формирования гражданской позиции.
Урок - Православный храм.docx
Урок «Православный храм» предназначен для учащихся, изучающих ОПК ,и  может быть использован как один из возможных вариантов изучения  архитектурных памятников своего края. Приобретенные  знания, умения и навыки помогут детям обобщить знания о  православных храмах нашего края ,которые станут основой формирования  знаний об архитектурных памятниках Руси и формирования гражданской  позиции.   Модуль «Основы православной культуры» УМК: учебник: А.В. Кураев «Основы православной культуры», ЦОР.  Тема урока: «Православный храм» Место урока в системе уроков: № 14 Тип урока Урок традиционный, изучение нового материала. Цель: Задачи: Формируемые  УУД: Познакомитьучащихся   с   внутренним   устройством православного храма и традициями поведения в нем.   узнать   о   назначении   и   устройстве   православного храма   осознать,   что   в   культуре   имеются   запреты, выполнение   которых   способствует   развитию   внутреннего мира человека;    усвоить   уважительное   отношение   к   нормам, правилам   и  запретам,   хранящимся   в   культуре;   научиться правилам поведения в храме. ­ познавательные: самостоятельное выделение и  формулирование познавательной цели; развитие навыков  продуктивного чтения; ­ коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог;  участвовать в коллективном обсуждении проблем; строить  речевые высказывания в устной и письменной форме; ­ личностные: умение соотносить события с принятыми  этическими принципами. Храм, священник, кадило, канун, панихидный столик,  поминальные записки, икона, иконостас, алтарь, Царские  врата.( Приложение 2)  учебник А.В. Кураев «Основы православной культуры», М. 2010 г.; компьютер, проектор, мультимедийная  презентация, электронное приложение к учебному пособию. фронтальная   работа,  беседа,   работа   в   группах,   работа   с иллюстративным   материалом,   самостоятельная   работа   с источником информации, участие в учебном диалоге. схема храма, слова чудотворца Иоанна Шанхайского  «Храмы нужны не Богу, престол которого небо и подножие  земля. Храмы нужны людям». Технологическая карта урока. Основные  понятия урока: Оборудование:  Формы  организации  работы: Оформление  доски:  Этап урока Деятельность  Деятельность  Источники учителя учащихся Актуализация  Учитель  Учащиеся отвечают  Учебник  знаний формулирует  задание. на вопросы учителя Постановка и  формулирование  Учитель  организует мини­ Учащиеся выбирают  одно из  Слова чудотворца  Иоанна Шанхайского  проблемы дебаты.  предложенных  (Чудотворец Иоанн высказываний,  объясняют свою  Шанхайский сказал  такие слова: «Храмы  точку зрения.  Формулируют цель  нужны не Богу,  престол которого –  урока. Процессное  планирование  деятельности Учитель  организует работу  Ученики выбирают  карточки и  учащихся,  планирует работу. составляют план  урока. небо и подножие  земля. Храмы нужны  людям»). Памятка­план урока Процесс решения  проблемы 1.Учитель  показывает  1. Дети слушают  рассказ учителя,  презентация презентацию и  рассказывает о  отвечают на вопросы. *учебник внешнем облике  православных  2. Дети читают по  цепочке текст в  храмов.  учебнике и  рассказывают о  2. Учитель  контролирует  понятиях: храм,  священник, кадило,  чтение учащихся,  слушает  канун, икона,  иконостас, алтарь,  определение  понятий,  расширяет  информацию о  Царские врата.  Составляют  глоссарий. прочитанных  Дети отвечают на понятиях. вопросы. Применение  Учитель  В группах Карточки. знаний и умений организует работу  в парах. Рефлексия Учитель  организует  рефлексию  учащихся, Дети формулируют  свои фразы. Фразы записаны на  доске * Мне понравилось… * Мне запомнилось… * Я узнал… * Мне бы хотелось… Подведение  Учитель проводит  Дети отвечают на  итогов блиц­опрос. вопросы. Оценивание Учитель  Дети раскрашивают  Домашнее  задание символы. Дети выбирают своё  задание и  записывают. организует  самооценку  учебной  деятельности  учащихся. Учитель   даёт задание по выбору. Общее:   ­   рассказать родителям   о том, что запомнил   на уроке ­   узнать,   какие храмы   есть   в нашем округе   прочитать ­ стр.48­51 учебника ­   ответить   на вопросы стр.51 1. Пословицы,  поговорки,  загадки о храмах. 2. Рисунок храма. 3. Подготовить  сообщение об  одном из храмов. 1.Организационный момент. Ход урока Учитель:Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, пожелайте  хорошего настроения. Нет перехода к следующему уроку, улыбнитесь и на прошлом уроке  познакомились? 2. Актуализация знаний учащихся. (проверка домашнего задания, повторение пройденного материала) Учитель:    На   прошлом   уроке   вы   познакомились   с   золотым   правилом этики. Повторим его хором.  Слайд 1.     (На экране слайд с правилом) «Во всём, как хотите, что бы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Учитель: Чему же учит золотое правило этики? Ответ на этот вопрос вы должны были найти в пословицах и поговорках. (Дети читают свои пословицы и поговорки. Например: «Не рой другому яму: сам в нее попадешь», «Живи так, чтоб ни от Бога греха, ни от людей стыда», «Как аукнется, так и откликнется», «Что посеешь, то и пожнешь» и т.д.) Учитель: Какой же вывод можно сделать из всего этого? (Ответы  учащихся.Прежде, чем сделать что либо, нужно оценить последствия поступка и задать себе вопрос: каково было бы мне, если бы так поступили со мной?) Учитель: Я надеюсь, что это правило вы будете применять в своей жизни.  Введение в тему урока. Показ видеоролика "Православные храмы". Учитель настраивает детей на восприятие видеоряда. ­ Сейчас вы увидите фрагмент видеоролика, услышите красивое песнопение.  Откройте свои сердца. Всмотритесь. Вслушайтесь. Учитель показывает видеоролик на мультимедийном проекторе, подключенном  к компьютеру. Видеоролик сопровождается песнопением иеромонаха Романа  "Спешите в храмы Божии". Учитель: ­ Как вы думаете, о чем мы с вами будем сегоня говорить?                                                     Слайд 2 Храмы  Попробуйте  дать определение слову «храм». Иллюстрации помогут вам в этом. (учащиеся дают определения слову «храм») ­  Храм ­ это здание, куда  люди ходят молиться Богу, ставят свечи. ­ В храме происходят таинства венчания, крещения, отпевания. ­ В храме много икон. Учитель: –Слово храм означает «здание», «дом». Учитель:  ­ Подберите  слова синонимы к слову храм (церковь, собор). Учитель: Церковь — слово греческое, означает всех верующих в Иисуса  Христа людей и Дом Божий. Поэтому храм часто называют церковью, то есть  домом Божиим, где собирается церковь — Божия семья. Учитель:–По   каким   признакам   мы   отличаем   православный   храм   от   других зданий?  Учащиес: У него есть купол, на котором находится крест. Учитель:–Для чего люди посещают  храмы? Учитель:–Были ли вы когда­нибудь в православном храме? Учитель:–Что особенно вас удивило, что запомнили? Чем заняты люди в храме? Тихо ли в храме? Везде ли можно ходить?  (Высказывания детей) Учитель: В храме человек приближается к Богу, благодарит его или просит о чём­то. 3. Постановка и формулирование проблемы  Учитель:­ Чудотворец Иоанн Шанхайский сказал такие слова: «Храмы нужны  не Богу, престол которого – небо и подножие земля. Храмы нужны людям».  Учитель:­ Действительно ли человеку нужны храмы?  Какую точку мнения вы поддерживаете?  Выберите одно из высказываний и объясните свою точку зрения: * Я считаю, что человеку нужны храмы….. * Я считаю, что человеку храмы не нужны….. Учитель:­ Нам нужны знания о православных храмах, чтобы мы познакомились  с историческим наследием и культурой русского народа. Учитель:–Ваши ответы верны.   И сегодня на уроке мы подробно разберем с вами устройство православного храма и узнаем как правильно себя вести в храме. 4.Процессное планирование деятельности Слайд 3 Учитель:– А ответить на все вопросы нам помогут карточки подсказки,  которые лежат у вас на столах. Выберите те, которые понадобятся нам на уроке, по вашему мнению. Изображения храмов термины Памятки о том как себя вести в храме 5.Процесс решения проблемы Слайд 4 Воды тихой речки отражают Окруженный деревцами Храм. Годы и столетья пролетают – Каждый день молитвы слышны там. Свечи здесь пылают и лампады, Блики их на образах горят, Девы Пресвятой святые взгляды Прямо в душу ласково глядят. Учитель:– На   Руси   всегда   было   много   храмов. Храмы   поражают   своей красотой,   величием,   убранством.   22­х   главая   Преображенская   церковь, сделанная без единого гвоздя. Кижи. Карелия. Храм   Христа   Спасителя   в   Москве   считается   главным   православным   храмом нашей страны. Здесь служит Патриарх Московский и всея Руси ­ Кирилл. Издавна храмы строили в самых красивых местах. Как вы уже сказали, что храм отличается от других зданий тем, что унего есть купол, на котором находится крест.    Часто на храме строят не одну, а несколько глав. Учитель:– ­ Знает ли кто из вас, что символизирует разное количество куполов? (предположения детей) Учитель:–  ­две   главы   означают   два   естества   (Божеское   и   человеческое)   в Иисусе Христе; ­три главы (три Лица Святой Троицы); ­пять глав (Иисуса Христа и четырех евангелистов); ­семь глав (семь Таинств и семь Вселенских Соборов); ­девять глав (девять чинов Ангельских); ­тринадцать   глав   (Иисуса   Христа   и   двенадцать   апостолов).  Иногда   строят   и большее количество глав.  Учитель:–  Купола   (или   глава) –   символ   устремленности   к   миру   Горнему, соединение земного и небесного. Форма куполов может быть различной. Первоначально   купола   были   в   виде   воинского   шлема,   а  храм   был   похож   на русского богатыря.                             Позже купол стал походить на пламя свечи. А с 17 века купола стали делать в виде вазонов.   Над   входом   в   храм,   а   иногда   рядом   с   храмом,   строится   колокольня,   или звонница, т. е. башня, на которой висят колокола. Картина И.Левитана «Вечерний звон»                                                                          Вечерний звон, вечерний звон!                                    Как много дум наводит он                                    О юных днях в краю родном,                                    Где я любил, где отчий дом,                                    И как я с ним, навек простясь,                                    Там слушал звон в последний раз!… Учитель:– Какие чувства вызывает у вас колокольный звон? (Ответы детей) Учитель:– Раньше колокольным звоном созывали народ на собрание. Колокола звонили во время пожаров, набегов недругов, чтобы собрать всех. Сейчас колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву, к богослужению, и чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы.  Звон в один колокол называется «благовест» (благостная, радостная весть о  богослужении).  Звон во все колокола, выражающий христианскую радость по поводу  торжественного праздника и т.п., называется «трезвон».  Звон колоколов по поводу печального события называется «перезвон».    Колокольный звон напоминает нам о вышнем, небесном мире.   Слайд 5 Храм – корабль, плывущий к Богу. Учитель:– Храмы обычно  сравнивают с кораблем, на котором верующие  спасаются среди бушующего моря страстей и грехов. Поэтому  храмы  православные христиане чаще всего строят в форме кораблей. Посмотрите на  этот храм – вот и мачта­колокольня, вот наполненные ветром паруса­купола. И  на фоне плывущих облаков кажется, что это сам храм плывет в небесах.   (Заочная экскурсия в храм.)  Работа в группах по учебнику (У каждой группы на столе карточки с написанными на них словами. Дети   ищут   в   тексте   стр.   48­51     объяснение   каждого   понятия, подчеркивают. Готовят выступление.) 1­я группа – «кадить», «икона», «иконостас», 2­я группа – «Царские врата», «алтарь», «благословение», 3­я группа – «свеча», «священник», «канун», Слайд 6 Храм в разрезе Учитель:– –Мир храма совсем не похож на мир за его стенами. Давайте на некоторое время совершим   виртуальную экскурсию по храму.  Учитель:– –Мы поднимаемся по ступенькам и останавливаемся на площадке, которая   называется   папертью.   В   прежние   времена   на   паперти   молились кающиеся грешники. Также на паперти бедные просят милостыню –Православный храм делится на три части: притвор, сам храм  и алтарь. Учитель:–Давайте пройдём в притвор.  Притвор ­  славянское слово, которое означает «перед дверями»  В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлученные   от   причастия.   Притворы   в   монастырских   храмах   часто использовались   также   в   качестве   трапезных.   В   настоящее   время   притвор сравнительно небольшой. Над притвором обычно строится колокольня. Вторая самая большая часть – сам храм, место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение. В центре стоит аналой с иконой праздника.  Аналóй   В православном храме людей встречают иконы, свечи.  Слайд 7. Священник.       это небольшой высокий четырёхугольный столик       с покатым верхом. Учитель:– В храме не обойтись без  священников. Они здесь служат литургии,  молебны, проводят таинства крещения, венчания. Основными повседневными одеяниями духовенства являются подрясник и ряса. Подрясник – нижнее одеяние, представляет собою длинное, до пят, с наглухо  застегнутым воротом одеяние с узкими рукавамиСвященник носит на груди  крест. Ряса – верхнее одеяние с длинными, ниже ладоней, широкими рукавами. Слайд 8. Свеча. Учитель:–  Посмотрите  на эту свечу. Ее огонёк тянется вверх, но свой свет и тепло свеча отдает тем, кто рядом с ней. Вот такой должна быть жизнь человека: душой тянуться к Небу, а своими делами помогать ближним. Слайд 9 Кадило Учитель:– Во время службы священник совершает каждение. Слова  кадить  и  чадить  в древности не отличались. Но сейчас  чадить означает   производить   едкий   и  вонючий   дым,  а  кадить  –  напротив,   означает наполнять воздух дымом благоуханным. Каждение  напоминает о том же, что и свечи ­  дым возносится кверху, но его благоухание радует окружающих.  Покадить кому­то означает выразить почтение. Поэтому священник кадит и перед иконами, и перед вами. Посмотрите, это Кадило, в котором на раскаленных углях тлеет ладан ­ ароматическая смола с приятным запахом. Вы видите, что священник с кадилом пошел к квадратному столику, на котором зажжено множество свечей. Слайд 10 Канун. Учитель:– Это «панихидный столик», прихожане его называют «канун». Там ставят свечи и молятся о людях, уже ушедших из земной жизни. Переживание   неразрывной   связи   с   умершими   родными   –   важная   черта православной культуры. Молитвенная память называется «поминание».  Живых поминают в молитвах  «за здравие». А умерших ­ «за упокой». Это молитва о том, чтобы Бог принял их души в Царство Небесное. Учебник   Найдите на стр.49 на полях стихотворение. Прочитайте его Учащиеся:  «Поминальные  записки»  с именами тех,  кого просят  «помянуть» (вспомнить) в молитвах, передаются священнику. А во всех других местах храма, кроме кануна, люди ставят свечи, молясь за себя и за других живых людей. Слайд 11 икона Учитель:–   Православные   христиане   молятся   Христу,   ангелам   и   святым, которые изображены на иконах. В храме эти  иконы развешаны повсюду. Учебник  На стр.49  найдите и прочитайте, что такое икона. Учащиеся: Икона – это картина, на которой изображено то или иное лицо или событие из Библии или церковной  истории. Можно молиться и без иконы. Но икона помогает собраться с мыслями.Можно молиться о людях и о  животных. О друзьях и о врагах.  Слайд 12 Физминутка для глаз Мы с вами устали, давайте отдохнём и проведём гимнастику для глаз.     Слайд 13 . Крестное знамение. Учитель:–   В   русских   былинах   и   сказках   такое   присловье   –   «встанем, перекрестясь, и пойдем, помолясь»? При   молитве   христиане   как   бы   рисуют   на   себе   невидимый   крест.   Это означает, что этот человек христианин и молится Христу. Если же человек кладет крест не на себя, а на другого человека или на предмет – значит, он его «благословляет» во имя Христа. Учебник  Прочитайте в учебнике, что такое благословение на  стр.50 Учащиеся: Благословение ­ это такое пожелание добра для себя, для людей и для всего мира, которое сочетается с молитвой к Богу о том, чтобы это добро     осуществилось.   При   этом   христиане   обычно   говорят   –   «Именем Христа…», «Во имя Христа…», «Бог да благословит….». Благословлять   может   любой   христианин.   Мама   может   благословить ребенка перед уходом в школу. Он сам может благословить свою еду. Водитель может благословить предстоящую дорогу, садясь в машину. Слайд 14. Иконостас. Учитель:–   Ну,   а   впереди   вы   видите   целую   стену   из   икон.   Она   называется иконостас. В центре иконостаса ­   двери. Они называются  Царские врата(ворота). Через них к людям выносят Евангелие и  через них никто, кроме священнослужителей не проходит. Справа от Царских врат всегда икона Христа. Слева – всегда икона Божией Матери. Слайд 15. Богоматерь. Учитель:–  ­ Мы говорим о Матери Христа. Христос – это не просто Бог. Он ­ Бог, ставший человеком. И свою земную, человеческую жизнь Христос получил от   Своей   Матери.   Как   Бог   Он   создал   Марию.   А   как   Сын   Человеческий   – родился от нее. Вот и получается, что Мария ­ Богоматерь. Имейте в виду, что как Иисус Христос один, так и Мать у Него одна. Люди   часто   говорят   «Владимирская   Богоматерь»,   «Смоленская Богоматерь»,   «Казанская   Богоматерь»…   Не   надо   думать,   будто   в   каждом городе своя Богоматерь. Она одна. Это названия разных ее икон. Одна и та же Богоматерь почитается в разных своих изображениях. Мария, Мать Христа, за чистоту своей души и жизни называется еще и Пресвятой Девой.  Поэтому самая известная молитва к Матери Христа звучит так: Слайд 16. Богородица. (песня «Богородице Дево, радуйся!»)   «Богородице   Дево,   радуйся!   Благодатная   Марие,   Господь   с   Тобою! Благословенна Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших». (Дево – звательный падеж слова Дева; в женах ­ среди женщин; плод чрева твоего ­ младенец Иисус; Спас ­ Спаситель).  Эту молитву можно услышать на самых разных языках. Знаменитая «AveMaria» ­ это та же молитва, только на латыни. За иконостасом находится   алтарь,       главнейшая часть храма, место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвященным.  Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм — землю.  Слайд 17. Алтарь. Учитель:– За иконостасом находится алтарь – важнейшая часть храма. Алтарь символизирует   рай,   область   бытия   Бога.   (В   алтаре   обычно   молятся священнослужители,   и   без   благословения   никто   не   имеет   права   туда входить.Первый луч солнца попадает именно в алтарь.) 6.Применение знаний и умений Учитель:– В течение нашей работы мы говорили о храме, его устройстве и назначении; посмотрим, насколько вы были внимательны. Работа с карточками в парах. Приложение 1 Ответы к 1 приложению Слайд 18 Слайд 19 церковный этикет Учитель:–   В   разных   местахчеловек   соблюдает   определенные   правила поведения. В автобусе – одни, в театре – другие, в школе – третьи и т.д.  Храм – Дом Божий. Как вы думаете, существуют ли правила поведения в храме? Если да, то какие? Действительно,   в   храме   должна   быть   тишина   и   спокойствие;   каждый прихожанин сосредоточивается на том, для чего и с чем он пришел в храм.  К священнику следует обращаться «батюшка» или «отец (имя)», а затем излагать суть своего обращения. Есть определенные требования и к внешнему виду.     В храме существуют особые правила поведения, называющиеся церковный этикет.  ( дети на листочках выбирают правила для мальчиков и девочек) Памятка мальчику: Прежде чем зайти в собор,  Головной сними убор,  Злые мысли отгони:   Не нужны тебе они... Памятка девочке: Скромную надень одежду, В брюках в храм идёт невежда, Голову платком покрой И тихонько в храме стой. Никого не осуждай, Помощь нищему подай,  Поставь свечку и потом  Осени себя крестом.       Мальчику и девочке: Учитель:– О чём необходимо помнить мальчику, заходя в храм? Как должны выглядеть девочки, приходящие на службу в церковь?  Как мы заходим в храм?  Как мы стоим во время богослужения?  6.Подведение итогов урока. Рефлексия. Учитель:– ­ Что такое храм?  Для чего он нужен?  Зачем люди ходят в храм?  Назови правила поведения в храме.  ­   Закончи   урок   фразой,   которая   вам   больше   понравилась: Наш урок подходит к концу. Мне хотелось, чтобы вы оценили   нашу работу сегодня с помощью «Радуги успеха». Спасибо за урок. Открыл новое:                                  Все получилось:   Было трудно:                                   Надо тренироваться:   ­ Дети, путь к храму начинается с семьи. Послушайте заповедь для вас: Слайд 20 заповедь ЗАПОВЕДЬ ДЛЯ ТЕБЯ «Слушаясь папу, слушаясь маму, Ты начинаешь дорогу ко храму. Заповедь эта – к Богу ступень, Нужно ей следовать каждый день»! Учитель:– – Сегодня мы многое узнали о строении православного храма, его внутренних особенностях.  Вы,   наверное,   заметили,   что   в   храме   нет   ничего   лишнего,   всё   находится   в строгом   порядке,   имеет   свой   символический   смысл   и   служит   одной   цели   – спасению души человека. Поэтому человек свою душу тоже должен освободить от   всего   лишнего,   ненужного,   всего   того,   что   мешает   добрым   помыслам   и поступкам. В душе человека тоже должно быть всё в строгом порядке. Отсюда среди православных христиан бытует выражение  «храм души». Я желаю вам, чтобы и вы начали строить храм в своей душе, избавляясь от всего негативного и умножая добро и любовь.    6.Оценивание         Учитель:– ­ Дайте оценку своей деятельности, отвечая на вопросы:  ( смайлики) 7. Домашнее задание. Общее: ­ рассказать родителям о том, что запомнил на уроке ­ узнать, какие храмы есть в нашем округе ­ прочитать стр.48­51 учебника ­ ответить на вопросы стр.51 Выбери своё задание. 1.Подобрать свои пословицы, поговорки, загадки о храмах и колокольном звоне, колоколах. 2. Нарисуй свой храм, который вы бы хотели построить, если бы были  архитектором. 3. Подготовить сообщение о храме. Сделай подписи к картинкам. Приложение 1 Слова   –  подсказки:  Царские   врата,   канун,   икона,   алтарь,   свеча,   иконостас, кадило, икона, священник. Приложение 2 Свеча ­ символ молитвы верующего, огонек тянется вверх, но свет и тепло  отдает тем, кто рядом Икона ­ это картина, на которой изображено то или иное лицо или событие  из Библии или церковной  истории.  Канун ­ панихидный столик  Иконостас ­стена, на которой размещаются иконы  Царские врата ­ это двери в алтарь  Алтарь ­комната, где молится священник, и без благословения никто не  имеет право туда входить Кадить – означает наполнять воздух дымом благоуханным. Благословение ­ это такое пожелание добра для себя, для людей и для всего  мира, которое сочетается с молитвой к Богу о том, чтобы это добро   осуществилось. Священник ­ служитель церкви, исполняющий церковные службы и требы Приложение 3 1­я группа  «кадить» «икона» «иконостас» __________________________________ 2­я группа «Царские врата» «алтарь»  «благословение» __________________________________ 3­я группа  «свеча» «священник» «канун»

Урок «Православный храм»

Урок «Православный храм»

Урок «Православный храм»

Урок «Православный храм»

Урок «Православный храм»

Урок «Православный храм»

Урок «Православный храм»

Урок «Православный храм»

Урок «Православный храм»

Урок «Православный храм»

Урок «Православный храм»

Урок «Православный храм»

Урок «Православный храм»

Урок «Православный храм»

Урок «Православный храм»

Урок «Православный храм»

Урок «Православный храм»

Урок «Православный храм»

Урок «Православный храм»

Урок «Православный храм»

Урок «Православный храм»

Урок «Православный храм»

Урок «Православный храм»

Урок «Православный храм»

Урок «Православный храм»

Урок «Православный храм»

Урок «Православный храм»

Урок «Православный храм»

Урок «Православный храм»

Урок «Православный храм»

Урок «Православный храм»

Урок «Православный храм»

Урок «Православный храм»

Урок «Православный храм»

Урок «Православный храм»

Урок «Православный храм»

Урок «Православный храм»

Урок «Православный храм»

Урок «Православный храм»

Урок «Православный храм»

Урок «Православный храм»

Урок «Православный храм»

Урок «Православный храм»

Урок «Православный храм»

Урок «Православный храм»

Урок «Православный храм»

Урок «Православный храм»

Урок «Православный храм»

Урок «Православный храм»

Урок «Православный храм»

Урок «Православный храм»

Урок «Православный храм»

Урок «Православный храм»

Урок «Православный храм»

Урок «Православный храм»

Урок «Православный храм»

Урок «Православный храм»

Урок «Православный храм»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2017