Однажды царь Алексей Михайлович издал указ, и народ несказанно удивился ему. А указ гласил: «Узнавши, что при дворах иных европейских государей в употреблении разные игры, танцы и прочие увеселения, царь приказал, чтобы все это было представлено и у нас во французской пляске».
Придворные игрища царя Алексея Михайловича
Далее
Главная
История музыки
0000000000Однажды царь Алексей Михайлович издал указ, и народ несказанно
удивился ему. А указ гласил: «Узнавши, что при дворах иных европейских
государей в употреблении разные игры, танцы и прочие увеселения, царь
приказал, чтобы все это было представлено и у нас во французской
пляске».
Заволновались стряпчие да приказные, бояре придворные. Как царев указ
исполнить, когда никто эти игры-танцы сроду не видывал?
Но тут вспомнили про боярина Артамона Матвеева. Слыл он великим
знатоком искусств, любил музыку, имел у себя дома органы, на которых
заезжие немцы устраивали концерты.
Пришли к Матвееву с челобитной бояре: — Помоги, Артамон Сергеевич,
царев указ исполнить!
Послал Артамон Матвеев своих людей в Немецкую слободу, чтоб позвали к
нему пастора Иоганна Грегори. Рассказывал ему как-то Грегори, что видел
на своей родине и театр, и игры придворные, а потому был единственным
человеком, который мог хоть что-то посоветовать. Отказываться от царева
приказа было делом НЕБЕЗОПАСНЫМ и пастор, правда без особой охоты,
взялся наладить для царя театр.
Артистов найти и обучить оказалось делом нехитрым. Трудность была в
другом. В театре в те времена между действием обязательно балет
показывали. Во Франции — законодательнице мод — эти балетныепредставления между сценами назывались высодами (entree), в России они
стали называться междусеньями. Как ни искал Грегори знатоков балета,
но их ни среди придворных, ни среди жителей Немецкой слободы не
оказалось. Тогда снарядили людей найти их.
Поехали гонцы в разные концы с царевым предписанием, чтоб явился во
дворец немедля тот, кто знаком с «французской пляской». Вскоре такой
нашелся. Звали его Николай Лим. Был он офицером инженерных войск.
Шотландец по происхождению, образование получил в военном училище
во Франции. Танцевал он отменно, потому что изучение танцев и этикета
для военных во Франции было обязательным.
Николай Лим с большой охотой взялся за новое дело. Уже через год он
обучил десять русских девушек и юношей тонкому искусству танца и даже
поставил балет «Орфей», в котором сам исполнил главную роль.
Юноши и девушки преуспели в танце изрядно и даже менуэт танцевали не
хуже заморских артистов.