Урок "Проблематика текста. Преступность на почве межнациональной неприязни" (русский язык 10 класс)
Оценка 4.8

Урок "Проблематика текста. Преступность на почве межнациональной неприязни" (русский язык 10 класс)

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
10 кл
31.10.2018
Урок "Проблематика текста. Преступность на почве межнациональной неприязни"    (русский язык 10 класс)
Урок развития речи "Проблематика текста. Преступность на почве межнациональной неприязни" , при подготовке к ЕГЭ: написание сочинения, анализ текста, определение и комментарий проблемы, ключевых слов, работа со словарем, со средствами связи предложений в тексте. Использование дифференцированного подхода в творческой части работы.Урок развития речи "Проблематика текста. Преступность на почве межнациональной неприязни" , при подготовке к ЕГЭ: написание сочинения, анализ текста, определение и комментарий проблемы, ключевых слов, работа со словарем, со средствами связи предложений в тексте. Использование дифференцированного подхода в творческой части работы.
Урок. Русский язык. 10 класс..docx
10 класс. Урок русского языка. МАОУ «Школа №45». г. Нижний Новгород. Учитель Подковырина Н.М. Учебник «Русский язык 10-11 классы» Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мещерина, издательство Москва «Русское слово» , 2009г. Тема урока: Проблематика текста. Преступность на почве межнациональной неприязни. Цель: Уметь самостоятельно находить материал по данной проблеме; повторение основных речеведческих понятий, проведение многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств; развитие творческих способностей в построении собственного публицистического текста; воспитание толерантности, правовой грамотности. В результате ученик В предметном направлении Овладевает основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка; использовании их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний. Осознает и анализирует основные единицы языка, учится уместно употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения. Отбирает и систематизирует материал по определенной проблеме, ищет, анализирует и преобразует информацию, извлеченную из различных источников. Анализирует текст с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально- смысловому типу речи. Делит текст на смысловые части, находит ключевые слова. Анализирует языковые особенности текста, соблюдения норм построения текста Оценивает и редактирует устные и письменные речевые высказывания. В метапредметном направлении Овладевает способностью извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, ресурсы Интернета, свободно пользуется словарями различных типов, справочной литературой. Овладевает приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее отбора и анализа. Овладевает правовой грамотностью: знает законы, регулирующие межнациональные отношения; знает меру ответственности за совершение преступлений на почве национализма. Воспитывает в себе гражданскую позицию неприятия всякого рода насилия, независимо от того, какую идеологическую подоплеку оно имеет. Предварительная работа по сбору материала по проблеме преступности на почве межнациональной неприязни. 1группа: Работа со словарями. Дать комментарий следующих слов: Скинхеды. Ирод. Гуманизм. Ксенофобия. Человекофобия. Фашизм. Эпидемия. Толерантность. 2 группа: Найти примеры в СМИ по данной проблеме. 3 группа: Отношение общества к данной проблеме. (Интернет ресурсы.) 4 группа: Законы, регулирующие межнациональные отношения. Презентация. 5 группа: Рассуждение. «Толерантность. Это проблема или мышление нового века?» УРОК. Обсуждение собранного материала. Работа с текстом. Страшно. Мерзко. Чудовищно. В поезде Москва – Усово группа молодых парней набросилась на незнакомого парня, избила его до полусмерти. Этого им показалось мало, и на остановке они выбросили бесчувственного, но еще живого человека под колеса остановившегося поезда. Но, как известно, дьявол в деталях. А «детали» такие: их было двадцать три – он один. Они кричали: «Россия – для русских!» несчастный был киргизом. Мигрант и студенты столичных вузов (один школьник), одетые в дорогие куртки, аккуратно коротко стриженные, трезвые. Скинхеды, Киргиз, таджикская девочка, вьетнамский, конголезский студенты, таджикский, узбекский рабочие, евреи в синагоге – сколько их, виноватых лишь в цвете кожи, чертах лица, родном нерусском языке? Душегубы в Москве, Петербурге, Воронеже, Сургуте… Да что же это у нас происходит? Россия поражена тяжелейшей идеологической болезнью, которая более тяжела, чем водородная бомба 20 века. «Имя этой болезни – ксенофобия»,- таков приговор знатока проблемы, известного психолога Александра Асмолова. Скажете, преувеличение? Дескать, «отморозки» есть в любом обществе и в любые времена? Но эти-то «отморозки» особого рода – фашиствующие. А суды долгое время не замечали расовой ненависти – судили за обыкновенное хулиганство. Теперь стали бы вроде замечать, но присяжные-то оправдывают! Мерзко. Страшно. Чудовищно. Не принадлежу к тем, кто считает, что опасность русского фашизма преувеличена. А таких немало. Но сомневаюсь, что в стране, фашизм победившей, где нет семьи, от фашизма так или иначе пострадавшей, где само слово «фашист» все еще ругательство, любители свастики сумеют повести за собой людей. Но вот превосходство одних над другими, падение ценности человеческой жмзни, тупое мещански- обывательское сознание опускающей до внеморальной животности – человекофобия – есть питательная среда, из которой фашизм вырасти может. «Мы живем в эпоху прощания с гуманизмом»,- горько замечает известный артист и умный, совестливый человек Сергей Юрский. Не хочется верить, что это так. Но если так, то нам необходима гражданская солидарность против всякого попрания гуманистических начал жизни. Многие считают, что это дело правоохранительных органов. Ну а мы-то сами? Пешки, что ли? Щепки истории? Рабы времени и обстоятельств? Да ни один институт общества в одиночку с человекофобией, бесчеловечностью не справится – это задача нас всех. «Что делать с враждебностью, агрессией, насилием, которые захлестывают нас?» - спросили режиссера Адабашьяна. Он ответил: »Это эпидемия. А что можно противопоставить эпидемии? Личную гигиену». Ироды! – закричали женщины на платформе Усово. А мужчины помогли вызванной машинистом остановившегося поезда милиции скрутить двенадцать из двадцати трех этих иродов. Бог ты мой, может, это начало осознания нами, обычными людьми, той болезни, что страшнее водородной бомбы? Нетерпимым можно и надо быть лишь к нетерпимости. (По И. Руденко) 1. Выразительное чтение текста. 2. Лингвистический комментарий (скинхеды, Ирод, гуманизм, ксенофобия, человекофобия, фашизм, эпидемия, толерантность). 3. Какие мысли и чувства вызвал данный текст? 4. Сформулировать проблему текста. 5. Это нравственная или политическая проблема? 6. Оценка автором происходящего. Его позиция. 7. Найдите ключевые слова. 8. Почему слова «Страшно. Мерзко. Отвратительно» повторяются дважды? В первом и во втором случае они оценивают одно и то же или нет? 9. Определите тип речи. 10. Определите стиль речи, назовите стилевые черты. 11. Языковой анализ, отражающий характер выразительных средств языка лексического и синтаксического уровней; указать на их роль в тексте. Домашнее задание: Базовый уровень: Комментарий проблемы текста. Средний уровень: Сочинение-рассуждение «Да что же у нас происходит?» Высокий уровень: Национализм=фашизм? Возможно ли в нашей стране появление фашизма или это единичные случаи? Способно ли современное общество противостоять этой чуме? Ответить на вопросы в виде рассуждения.

Урок "Проблематика текста. Преступность на почве межнациональной неприязни" (русский язык 10 класс)

Урок "Проблематика текста. Преступность на почве межнациональной неприязни"    (русский язык 10 класс)

Урок "Проблематика текста. Преступность на почве межнациональной неприязни" (русский язык 10 класс)

Урок "Проблематика текста. Преступность на почве межнациональной неприязни"    (русский язык 10 класс)

Урок "Проблематика текста. Преступность на почве межнациональной неприязни" (русский язык 10 класс)

Урок "Проблематика текста. Преступность на почве межнациональной неприязни"    (русский язык 10 класс)

Урок "Проблематика текста. Преступность на почве межнациональной неприязни" (русский язык 10 класс)

Урок "Проблематика текста. Преступность на почве межнациональной неприязни"    (русский язык 10 класс)

Урок "Проблематика текста. Преступность на почве межнациональной неприязни" (русский язык 10 класс)

Урок "Проблематика текста. Преступность на почве межнациональной неприязни"    (русский язык 10 класс)

Урок "Проблематика текста. Преступность на почве межнациональной неприязни" (русский язык 10 класс)

Урок "Проблематика текста. Преступность на почве межнациональной неприязни"    (русский язык 10 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.10.2018