Урок предназначен для учащихся 5-8 классов. Основополагающий вопрос
С чего начинается Россия ?
Проблемные вопросы
1. Что такое Родина?
2. С чего начинается Россия для русских поэтов?
3. Какой образ Родины возникает в стихах русских поэтов?
Диагностика выявление значения слова «Родина» для учащихся, их отношения к Родине.
Дидактические цели проекта
После завершения проекта учащиеся смогут: составлять тезисы для выступления, дискутировать.
Учитель русского языка и литературы, МБОУ Краснооктябрьская
СОШ
Котляренко Екатерина Ивановна
Урокпроект «Как услышу слово родина…»
Участники
в рамках заданной темы, обрабатывать информацию, оперировать новыми
социокультурными знаниями, расширят свой словарный запас Проект
предназначен для учащихся 58 классов.
Основополагающий вопрос
С чего начинается Россия ?
Проблемные вопросы
1. Что такое Родина?
2. С чего начинается Россия для русских поэтов?
3. Какой образ Родины возникает в стихах русских поэтов?
Диагностика выявление значения слова «Родина» для учащихся, их отношения
к Родине.
Дидактические цели проекта
После завершения проекта учащиеся смогут: составлять тезисы для
выступления, дискутировать.
Методические задачи
Образовательные
совершенствовать умение самостоятельно анализировать
художественное произведение, оценить авторскую позицию;
выявить особенности отношения к окружающему миру у обучающихся.
Развивающие
Использовать в речи лексическое богатство языка через проектную
деятельность; развивать умение творчески мыслить, последовательно рассуждать и
представлять свои идеи;
развивать умение получать,
информацию.
обрабатывать и использовать
Воспитательные
воспитание любви к Родине
Минипроекты учащихся
«Любимый уголок родной земли» (минипроекты)
«С чего начинается Родина?» (рассуждениеразмышление)
«Муза земли родной!» (поэтические этюды о родине собственного
сочинения)
«Ладошки» (Родина начинается с….)
Тип урока: совершенствования знаний, умений и навыков
Вид урока: комбинированный.
Метод: проектноисследовательский.
Оформление:
1. Презентация «РоссияРодина моя!».
2. Стихи русских поэтов
ХОД УРОКА:
1.Эмоциональный настрой. Звучит песня «Родная земля»(Лещенко)
2.Объявление темы.
О чём поётся в только что прозвучавшей песне?
ВЫВОД: значит, о чём мы сегодня будем говорить? ( о Родине)
Тема нашего урока: « Как услышу слово родина…»
Что значит Родина? Как вы понимаете смысл этого слова?
Предлагается закончить предложение(учащиеся на цветных листах записывают определение слова, называя его
вслух, приклеивают свой лист на доску)
РОДИНА – это…
3.Литературная страничка.
Во все времена многие поэты писали о своей Родине. Писали разное: о
прекрасной стране, о бедной стране, но все, все без исключения, любили
Родину, восхищались ею. Сегодня мы послушаем несколько стихотворений, в
которых поэты пытаются найти ответ на вопрос: «Откуда начинается
Россия?»
Стихотворение В.Бокова ОТКУДА НАЧИНАЕТСЯ РОССИЯ?
Откуда начинается Россия?
С Курил? С Камчатки? Или с Командор?
О чем грустят глаза ее степные
Над камышами всех ее озер?
Россия начинается с пристрастья
к труду,
к терпенью,
к правде,
к доброте.
Вот в чем ее звезда. Она прекрасна!
Она горит и светит в темноте.
Отсюда все дела ее большие,
Ее неповторимая судьба.
И если ты причастен к ней
Россия
Не с гор берет начало, а с тебя!
1962 © Виктор Боков
Откуда начинается Россия
Валерий Россиянин
Откуда начинается Россия?
Быть может от кремлевских древних стен?
Откуда в нас уверенность и сила?
Ну это просто! Это ясно всем!
Россия начинается с деревни,
Где мы росли, где пили молоко...
А Кремль наш славный, каменный и древний,
Он в глубине России – далеко!
Россия начинается с проулков,
С ручьев, речушек, с наших матерей
И с бабушек, бранящих шустрых внуков,
Со школьной парты старенькой твоей…А сила и уверенность – врожденны!
От наших прадедов, от дедов и отцов!
Россия не бывает побежденной!
Россия расцветет, в конце концов!
Подобно Волге, Оби, Енисею,
Амуру, Лене, Родина моя
(Я утверждаю это! Знаю! Смею!)
Берет начало там, где вырос я!
Как реки эти – с малого ручья
Россия начиналась не с меча
Россия начиналась не с меча,
Она с косы и плуга начиналась.
Не потому, что кровь не горяча,
А потому, что русского плеча
Ни разу в жизни злоба не касалась...
И стрелами звеневшие бои
Лишь прерывали труд ее всегдашний.
Недаром конь могучего Ильи
Оседлан был хозяином на пашне.
В руках, веселых только от труда,
По добродушью иногда не сразу
Возмездие вздымалось. Это да.
Но жажды крови не было ни разу.
А коли верх одерживали орды,
Прости, Россия, беды сыновей.
Когда бы не усобицы князей,
То как же ордам дали бы по мордам!
Но только подлость радовалась зря.
С богатырем недолговечны шутки:
Да, можно обмануть богатыря,
Но победить вот это уже дудки!
Ведь это было так же бы смешно,
Как, скажем, биться с солнцем и луною.
Тому порукой озеро Чудское,
Река Непрядва и Бородино.
И если тьмы тевтонцев иль Батыя
Нашли конец на родине моей,
То нынешняя гордая РоссияСтократ еще прекрасней и сильней!
И в схватке с самой лютою войною
Она и ад сумела превозмочь.
Тому порукой городагерои
В огнях салюта в праздничную ночь!
И вечно тем сильна моя страна,
Что никого нигде не унижала.
Ведь доброта сильнее, чем война,
Как бескорыстье действеннее жала.
Встает заря, светла и горяча.
И будет так вовеки нерушимо.
Россия начиналась не с меча,
И потому она непобедима!
(Э. А. Асадов )
В заключение звучит песня Бернеса «С чего начинается Родина?»
Итак, ребята, как отвечают поэты на вопрос «Откуда начинается Россия?» и «С чего
начинается Родина?» (вернуться к стихотворениям);
А с чего начинается Родина для вас?
Ответы ребят.
4.Работа в группах:
Родина – это место где ты живешь, где ты родился. Это родная и любимая
земля, воспетая поэтами, музыкантами и художниками. Давайте и мы с вами
попробуем выразить свои чувства через силу искусства.
1) группа – поэты «Муза земли родной»
составить стихотворение о Родине используя слова: Родина, страна, поля,
леса, небеса, земля, реки, горы, просторы, косогоры…
2) группа – художники «Рисунок»
Нарисовать любимый уголок своей родной земли.
На доске вывешивается плакат с изображением любимых уголков родной
земли, и учащиеся зачитывают стихотворения о Родине.
Родина…
особенное слово.
Родина
у каждого одна.
Родина –
всему первооснова,
Жизни этой –
высь и глубина.
Павел Ефремов.Составить стихотворение о Родине, используя слова: Родина, страна, поля,
леса, небеса, земля, реки, горы, просторы, косогоры…
Петр Синявский РИСУНОК
На моём рисунке
Поле с колосками,
Церковка на горке
Рядом с облаками.
На моём рисунке
Мама и друзья,
На моём рисунке
Родина моя.
На моём рисунке
Лучики рассвета,
Рощица и речка,
Солнышко и лето.
На моём рисунке
Песенка ручья,
На моём рисунке
Родина моя.
На моём рисунке
Выросли ромашки,
Вдоль по тропке скачет
Всадник на коняшке,На моём рисунке
Радуга и я,
На моём рисунке
Родина моя.
На моём рисунке
Мама и друзья,
На моём рисунке
Песенка ручья,
На моём рисунке
Радуга и я,
На моём рисунке
Родина моя.
4. Итоги урока. Слово учителя. Ребята, человек должен с детства помнить, на какой
земле он родился, помнить, что у него есть обязанности перед этой великой
красивейшей землей в мире, которую зовут Родиной. И она у человека одна. Есть
такое выражение «руку отдаю на отсечение», оно означает, что вы говорите с
полной убежденностью о чемлибо. Мы отдадим свои ладошки нашей Родине
«Ладошки»
5. Ребята вырезают свои ладошки и прикрепляют к карте России под песню
С.Ротару «Я,ты,он,онавместе целая страна….»