ГБОУ ООШ села Севрюкаево
2 класс
Программа:
«Школа России». –М.: «Просвещение», 2011г.,
автор А.А. Плешаков «Окружающий мир»
Учебник: «Окружающий мир». 2 класс.
Автор: А.А.Плешаков. М.:Просвещение. 2015.
Подготовила и провела:
Учитель начальных классов
Первой квалификационной категории
Чупрынина Ольга Алексеевна
Тема урока: «Волшебница Вода»
Цели урока:
1) образовательные:
- формирование представлений о состояниях воды;
-ввести понятия «метель», «вьюга», «лёд», «снегопад».
-дать понятие о способах загрязнения воды, о пользе её в жизни человека.
-учить наблюдать, делать выводы и обобщать.
2) развивающие:
-развивать кругозор детей;
-развивать логическое мышление и коммуникативные умения у учащихся.
3)воспитывающие:
-воспитывать любовь к природе и бережное отношение к её ресурсам;
-воспитывать чувство прекрасного;
-прививать навыки личной гигиены;
-обучение рефлексии учебной деятельности.
Оборудование:
- компьютер, интерактивная доска, жетоны, костюмы для Бастинды, Волшебницы-Воды, Снежной Королевы, зеркало, картинки солнышка, радуги.
Тип урока: урок-путешествие.
Ход урока:
1)Организационный момент.
Учитель. Доброе утро, ребята! Сегодня у меня отличное настроение, я рада встрече с вами.
А какое настроение у вас? Покажите своё настроение, выбрав на парте карточку, соответствующую вашему настроению. Передайте улыбкой своё хорошее настроение одноклассникам, гостям.
2) Постановка цели урока.
Учитель. Чтобы узнать тему урока вам нужно отгадать загадку:
Чего в гору не выкатить,
В решете не унести
И в руках не удержать? (Вода)
3) Проверка знаний:
Учитель. Сегодня мы продолжим знакомство с тем, без чего невозможна жизнь живой природы.
- Ребята, интересуетесь ли вы прогнозом погоды? (Да, интересуемся)
- А от чего зависит погода?
Ответы детей:
-От температуры воздуха.
- От осадков.
-От ветра.
- От облачности.
- А что такое температура воздуха, осадки, ветер, облачность? ( Это основные явления погоды)
- Расскажите о значении воздуха для всего живого? (Воздухом дышат люди, животные и растения).
- А какой воздух нам нужен?( Чистый воздух)
-Отчего же он загрязняется? ( Из труб заводов, фабрик, домов, из выхлопных труб машин в воздух попадают вредные вещества и он загрязняется)
- А что же нужно делать, чтобы воздух был чистым? (Нужно строить очистительные сооружения)
4) Изучение нового материала.
Звучит спокойная инструментальная музыка.
Учитель: У нас сегодня необычный урок – праздник волшебной воды. Почему волшебной? Вода бывает разной, она как и любой волшебник, маг, чародей, владеет искусством превращения: может быстро бежать в ручейке, плескаться – в море, сверкать холодными льдинками, носиться в воздухе – горячими капельками пара. Значит, вода – волшебница. Слышите? Это к нам в гости идет Волшебница Вода.
Волшебница Вода. Здравствуйте! Наконец-то я добралась до вас! Столько работы у меня каждый день… Ребята, а вы можете найти меня в природе?
Ответы детей:
- В реке, в море, в озере, в пруду.
-Мама варит суп из воды.
-Из крана бежит вода.
-Дождик.
Учитель: Молодцы, ребята. А теперь предлагаю вам попутешествовать вместе с моими Капельками и их мамой. А как ее зовут, отгадайте!
Над тобою надо мною
Пролетел мешок с водою.
Наскочил на дальний лес –
Прохудился и исчез. Что это? ( Туча)
Появляется Туча.
Туча. Где тут мои Капельки? Пора моим деткам в путь отправляться. Посылаю вас, Капельки, на землю – пролейтесь дождиком. А затем ко мне возвращайтесь. Да смотрите, не балуйтесь: прохожим за воротник не залезайте, не брызгайтесь.
Звучит музыка. Проходит физминутка.
В небе гром, гроза. Закрывай глаза!
Дождь прошёл. Трава блестит.
В небе радуга стоит.
Поскорей, поскорей выбегай из дверей,
По траве босиком,
Прямо в небо прыжком.
Ладушки, ладушки!
По радуге, по радужке,
По цветной дуге на одной ноге.
Вниз по радуге верхом
И на землю кувырком!
Учитель: Полетели Капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками.
Капельки взявшись за руки, образуют ручейки.
Однажды встретившись, ручейки стали большой рекой. (Слайд1)
|
Волга» в исполнении Л.Зыкиной.
Дети соединяются в один поток, образуя реку.
Текла-текла река и попала в большой океан.
Дети перестраиваются в хоровод и ходят по кругу.
Поплавали Капельки в океане и вдруг вспомнили,
что мама Туча наказывала домой вернуться. А тут как
раз Солнышко пригрело. Стали Капельки легкие, поднялись вверх, вернулись к маме.
Слышен стук, грохот. Появляется злая волшебница Бастинда.
|
Звучит музыка. Появляется Бабушка Вьюга.
В руках у нее подушечка и волшебная
палочка-выбивалока. (Слайд 2)
Учитель. Здравствуйте, бабушка Вьюга! Извините,
но тебя на праздник мы не приглашали…
Вьюга. Ребята, а вы меня узнали? Я же говорила,
что я волшебница.
Учитель. Ребята, да ведь это Волшебница Вода! Но теперь она превратилась в бабушку Вьюгу из сказки. Помните, в ее царстве было много перин, подушек, из которых она выбивала снег.
Вьюга бьет палочкой по подушке и разбрасывает бумажные снежинки.
Вьюга. У меня перинка есть –
Перьев в ней не перечесть.
|
Есть в периночке снежинки,
Непоседы и смешинки.
По подушке хлопочу я,
И снежинок вся семья
Дружно в танце закружит,
Заметелит, завьюжит.
Ну-ка, милые Снежинки,
Вылетайте из перинки! (Слайд 3)
Появляются Снежинки. Танцуют под песню «Мы белые снежинки»
(1 куплет).
Вьюга (во время танца)
Вот как Снежинки окружаться,
Тихо на землю ложатся,
Землю зимою укрывают.
Летайте, Снежинки, летайте,
Ребятам привет передайте!
После танца бабушка Вьюга опять превращается в Волшебницу Воду.
Волшебница вода. А вот и опять я! Показалось мне, что злая грязнуля Бастинда к нам на праздник пожаловала. Чему она вас учила? Знаете что, а давайте уговорим ее умыться. Пойду поищу ее.
Волшебница Вода уходит. Звучит музыка. Появляется Снежная Королева. (Слайд 4)
|
Снежная Королева. Здравствуйте, здравствуйте! Меня обычно узнают сразу – стоит только мне появиться.
Учитель. Дорогая Королева! Нам, конечно, приятно вас видеть, но к нам вы, по-моему, забрели случайно. Здесь сегодня праздник Волшебницы Воды.
Снежная королева. А, проговорились! Значит, праздник Воды? Разве я не имею к воде отношения? А из чего сделаны мои сверкающие замки, из чего сотканы белоснежные ковры? Правильно, из снега и льда! (Слайд 5).
А что такое снег и лед? Ну, догадались? Значит, кто же я?
|
Снежная королева.
В царстве дальнем, в царстве белом Среди снега, среди льдин Я живу, как королева. Холод – спутник мой один! Снег искриться, снег сверкает, Радуя меня красой, Никогда он не растает, Даже летом и весной. |
Льдинки замок украшают, Как кристаллики звенят, А прозрачные сосульки Так приятно леденят! В моем царстве всюду стужа, Я владею царством льда, И везде снежинки кружат. Лед, снежинки – все вода! |
(На середину зала быстро выбегают капельки.)
Снежная королева. (возмущенно) Это что еще за безобразие? Почему в моем присутствии жидкая вода бегает? Терпеть этого не могу!
Дотрагивается до каждой капельки своей волшебной сосулькой, та замирает, превращается в сосульку.
Снежная королева. Вот теперь можете танцевать!
Капельки-сосульки танцуют медленно, немного скованно. Во время танца появляется Солнце. (На доску вывешивается солнышко).
Снежная королева. Кто впустил сюда солнце? Почему меня не предупредили? Я же растаю! Приходите ко мне в гости, я вас всех заморожу, превращу в ледышки, накормлю сосульками. Только солнце с собой не приводите!
Учитель. Ну, кажется Волшебница Вода достаточно нас за нос водила. Наверное, она уже ни в каком новом виде не появится. И снег мы уже видели, и лед, и капли. А может ли вода еще во что-нибудь превратиться, как вы думаете? (Ответы детей)
Под музыку появляется дядюшка Самовар.
|
У меня внутри – вода.
На вопрос вам отвечаю:
Без воды не выпить чаю;
Я – блестящий самовар,
Из-под крышки вьется пар.
Пар – водичка или нет?
Ну-ка дайте мне ответ! (Слайд 6).
Учитель. Ну как, дети, пар – это вода или нет? ( Да, пар – это тоже вода.)
Учитель. А где вы видели пар? ( В бане. Из чайника, самовара. Когда варят кушать. Когда долго было жарко, вдруг прошел дождик и выглянуло солнышко - от земли идёт пар.)
Вода. Нашла я наконец, Бастинду. Сейчас будем ее перевоспитывать.
Бастинда. Терпеть не могу, когда меня перевоспитывают! Все равно не буду умываться. Хочу быть грязнулей. Да здравствуют самые грязные грязнули! Всем чистюлям – стыд и срам!
Вода. Перестань кричать, а лучше посмотри на себя в зеркало!( даёт зеркало).
Бастинда. Забери свое кривое зеркало. Там чудище какое-то сидит! Ну и физиономия!
Вода. Чудище?! Это же ты и есть! Косматая, грязная… ты когда последний раз мылась?
Бастинда. Быть такого не может! Наверное, в зеркале кто-то из ребят отражается: вон та девочка или тот мальчик.
Вода. (хлопает в ладоши, подзывая Капельки). Капельки, подарите Бастинде мыло, полотенце и умойте ее.
Капельки уводят Бастинду. Звучит музыка. Появляется чистая Бастинда.
Вода. Бастинда, ты ли это? Да красавица какая!
Бастинда. Я теперь злой не буду, ну, может быть только иногда. Не могу же я сразу хорошей стать?
Учитель. В природе путешествует вода,
|
То в снег превратится, то в лёд.
Растает - и снова в поход
По горным вершинам,
Широким равнинам.
Вдруг в небо взовьётся,
Дождями вернётся.
Вокруг оглянитесь,
В природу вглядитесь…
Все вместе. Нас окружает везде и всегда
Эта Волшебница, чудо – Вода! (слайд 8)
6) Закрепление знаний
Учитель:
- Так где же можно увидеть воду? (В реке, в ручейке. Дождик. Метель и вьюга. Лёд. Пар. Снег.)
- А какая вода нужна людям? ( Чистая.)
- А всегда ли она бывает чистая? (Нет.)
- А кто же загрязняет воду? (Люди)
- Как же её загрязняют? ( Выбрасывают всякий мусор в реку.)
Учитель:
- О том как ещё загрязняют воду , вы узнаете из домашнего задания.
7) Итог урока:
На этом наше путешествие подходит к завершению. Мне хотелось бы узнать, какое настроение у вас сейчас? Поднимите карточку с изображением вашего настроения. А теперь покажите своё настроение с помощью мимики.
Посмотрите друг на друга, на гостей. Поделитесь своим хорошим настроением.
Давайте соберём жетоны и поставим в дневник оценки.
- Выставление оценок.
8) Домашнее задание.
Стр.42 – 45. Нарисуйте схемы загрязнения воды.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.