Предмет: окружающий мир
Класс: 2 класс
Учитель: Егорова Наталья Алексеевна
Дата проведения: 07.10.2016 г.
Место проведения: МАОУ «Лицей» г.Урюпинск Волгоградской области
Уровень: муниципальный
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Тема урока: Явления природы.
Цели учебного занятия
|
1) Познакомить с понятием «явления природы», «сезонные явления».
2) Формировать УУД: Личностные УУД: вызвать интерес к учебной деятельности; развивать доброжелательность, эмоциональную отзывчивость; Регулятивные УУД: предвидеть возможность получения конкретного результата при выполнении исследовательской деятельности; контролировать свои действия; формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; Познавательные УУД: применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов; использовать модели для объяснения природных явлений; обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую (принятую в словесной форме переводить в схематическую), наблюдать за природными явлениями с целью познания природы; Коммуникативные УУД: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, высказывать собственное мнение, формулировать своё отношении к чему-либо, уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтные ситуации при сотрудничестве;
|
Задачи урока |
1) Образовательные: - на основе наблюдений познакомить детей с явлениями природы; - понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнять, классифицировать объекты природы по существенным признакам, различать объекты неживой и живой природы 2) Развивающие: - развивать кругозор учащихся, наблюдательность и любознательность детей; развивать и совершенствовать изобразительные навыки. - развивать внимание, восприятие, мышление, умение объяснять свои действия. 3) Воспитательные: - способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, умения работать друг с другом; воспитывать культуру общения, чувство взаимопомощи, доброжелательные отношения при работе в команде. - способствовать воспитанию интереса к предмету, адекватно оценивать результат своей работы. |
Планируемые результаты |
1) Предметные (объём освоения и уровень овладения компетенциями): - научатся: описывать, характеризовать изученные природные явления, называя их существенные признаки, характеризовать признаки времён года, сезонные изменения в неживой природе; - получат возможность научиться: наблюдать за явлениями природы; анализировать и использовать модели для объяснения природных явлений; расширить и систематизировать свои знания о природе; формировать выводы на основе наблюдений; 2) Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта, приобретённая компетентность): - Познавательные – использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; освоения способов решения проблем творческого и поискового характера;
- Коммуникативные – готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; - Регулятивные – осуществляют пошаговый контроль своих действий, овладевают способностью понимать учебную задачу урока и стремятся её выполнять.
3) Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; овладение начальными навыками адаптации.
|
Основные понятия |
Явления природы, сезонные явления |
Межпредметные связи |
Изобразительное искусство |
Информационно-технологические ресурсы
|
1. УМК «Школа России», учебник «Окружающий мир» 2 класс, А.А.Плешаков.
2. Медиаресурсы: ноутбук, проектор, интерактивная доска, презентация к уроку.
3. ЭОР: - Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир», 2 класс, авт. А.А. Плешаков https://www.youtube.com/watch?v=FM6H6WfipMg 2:37 https://www.youtube.com/watch?v=zHRHOfBGG5w 1:01 |
Организация пространства: |
Фронтальная работа, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.
|
Технология проведения урока (этапы) |
Содержание |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин) Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
|
Заливистый школьный звонок
Ребята! На нашем дереве целей должны появиться листочки. Помогите, пожалуйста, определить, какие они будут. Выберите! · повторять то, что знаем · баловаться · узнавать новое · играть в умные игры · советоваться с другом · помогать другу · мешать другу · смеяться над неудачами · радоваться за себя и класс |
Организует деятельность учащихся на создание рабочей обстановки.
На доске - изображение дерева, на котором появляются «нужные» листочки.
Конкретизирует и подводит итог в определении целей. |
Принимают участие в постановке цели урока. Погружаются в рабочую атмосферу.
Дети выбирают листочки: · повторять то, что знаем · узнавать новое · играть в умные игры · советоваться с другом · помогать другу · радоваться за себя и класс (доказывают, почему выбрали эти цели) |
Регулятивные УУД: - волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии;
Личностные УУД: -развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству -формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательной деятельности |
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (5 мин) Цели: - организовать актуализацию умений учащихся; - организовать выполнение учащимися пробного учебного действия; - организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения. |
- Сегодня на уроке мы продолжим говорить о природе. А вот о чем именно, вам предстоит догадаться самим. - Что вы видите на фотографиях? (Слайды № 1-6. Природные явления). - Как все это можно назвать? Кто догадался? - И так тема нашего урока «Явления природы» - Какие задачи будем решать на уроке? - Что будем делать на уроке, чтобы реализовать поставленные задачи? - По ходу урока будем оценивать свою работу в листах самооценки. |
Создаёт проблемную ситуацию.
Помогает учащимся сформулировать цель урока и составить план деятельности, через которую будут получены недостающие знания и умения.
|
Вспоминают, что им известно по изучаемому вопросу, делают предположения, систематизируют информацию до изучения нового материала, задают вопросы. Комментарии детей: дождь, радуга, молния, торнадо, шторм, метель.
Высказывания детей |
Регулятивные УУД: - целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно. Коммуникативные УУД: - умение слушать и вступать в диалог, - умение выражать свои мысли полно и точно, - учёт разных мнений и умение обосновывать своё. |
III. Выявление места и причины затруднения (2 мин) Цели: - выявить место (шаг, операция) затруднения; - зафиксировать во внешней речи причину затруднения. |
– Ночью мне приснился сон, будто проснулась я, вышла на улицу и остолбенела. Слева от меня береза роняла свой яркий желтый наряд, справа – снеговик с носом-морковкой стоит среди сугробов, а прямо передо мной – огромная, яркая радуга раскинула свой мост, озорные мальчишки пускают кораблики по весёлому ручейку. От неожиданности я проснулась. – Что меня удивило? – Почему все это не может происходить в одно время? – От чего будет зависеть то, что происходит в природе?
|
Создаёт условия для организации деятельности по планированию.
Ставит учебные задачи, вопросы, моделирует ситуации, в ходе решения которых учащиеся приходят к осознанию нехватки определенных знаний и умений. |
Учащиеся обсуждают план по поиску решения проблемы.
Вспоминают, что им известно по изучаемому материалу, определяют «поле своего незнания». |
Познавательные УУД (общеучебные): - поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска. |
IV. Построение проекта выхода из затруднения (6 мин) Цели: - организовать постановку цели урока; - организовать составление совместного плана действий; - определить средства.
|
– Чтобы увидеть, какие природные явления встречаются в разные времена года, мы отправимся в заочное путешествие. И посмотрим небольшой сюжет, в котором возникла такая же проблема. https://www.youtube.com/watch?v=FM6H6WfipMg 2:37 - Все изменения в природе называются природными явлениями или явлениями природы. - Очень многие явления природы связаны со сменой времен года (сезонов), поэтому они называются сезонными. - Сколько времен года вы знаете? - Сейчас вы разобьетесь на 4 группы по временам года. Каждая группа выберет фотографию, по которой определим, каким временем года она будет. Затем вы дадите себе характеристику. (Слайды № 7-10. Времена года: лето, осень, зима, весна). Во время ответов детей на мультимедиа появляются по очереди те же фотографии. - Теперь, я думаю, мы справимся с проблемой, которая была у нас в начале урока? |
Организует просмотр видеоурока
Направляет деятельность обучающихся, консультирует, корректирует ход решения учебной задачи.
Создаёт условия для организации работы в группе.
|
Учащиеся смотрят отрывок видеоурока и знакомятся с явлениями природы
Знакомятся с творческим заданием и выполняют его. Ответы детей. По одному человеку подходят к столу учителя и вытягивают картинку. Дают краткую характеристику временам года. Рассматривают фотографии на мультимедиа и называют явления, которые они видят. |
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. -умение обмениваться мнениями, слушать другого ученика Личностные: -оценка своих поступков, действий, слов. Регулятивные: - в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи
|
Физкультминутка (1 мин) |
Выросли деревья в поле. Хорошо расти на воле! Каждое старается, К небу, к солнцу тянется. Вот подул веселый ветер, Закачались тут же ветки, Даже толстые стволы Наклонились до земли. Вправо-влево, взад-вперед – Так деревья ветер гнет. Он их вертит, он их крутит. Да когда же отдых будет? |
Показывает движения. |
Выполняют двихения. Потягивания – руки в стороны.
Потягивания – руки вверх
Машут руками. Наклоны вперед. Наклоны вправо-влево, назад-вперед. Вращение туловищем. |
Личностные УУД: - формирование установки на здоровый образ жизни. Коммуникативные УУД: - умение слушать и выполнять инструкцию учителя. |
V. Реализация построенного проекта (7 мин) Цели: - реализовать построенный проект в соответствии с планом; - зафиксировать новое знание в речи и знаках; - организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения.
|
Отгадайте зашифрованную загадку: Переставьте буквы в словах так, чтобы получились правильные слова и отгадайте загадку НЕСГ на полях, (Слайд 11) ДЁЛ на реках, ВГЮЬА гуляет, Когда это бывает? В каком царстве мы с вами очутились? В царстве зимы. (Слайд 12) А что вы знаете о снеге, вьюге и ледоставе? Рассматривали ли вы когда-нибудь снежинки? Какие они по форме? На что похожи? Ученые еще не могут объяснить, почему снежинки имеют такие правильные, чёткие линии. Но по их наблюдениям, в мире не существует двух снежинок, похожих друг на друга! Только представьте, миллионы, миллиарды снежинок – и все разные! (Слайд 13) • Как вы думаете, зачем нужен снег природе? (Снег укутывает землю, сохраняет тепло и влагу) Учитель: А что же происходит на реках? (В сильные морозы вода замерзает) Это явление называется ледостав. А теперь внимательно посмотрите на картины известных художников. Какое время года изображено на картинах? (Весна) (Слайд 14-15) По каким признакам вы это определили? • Какие явления природы происходят весной? Самое грозное и самое радостное явление весной – это гроза. Наблюдали ли вы когда-нибудь грозу? Прослушаем звуки грозы. |
Организует фронтальную работу. Учитель слушает ответы детей, выбирает правильные варианты.
Предлагает выстроить высказывание по модели.
Задает вопросы, вскрывающие ошибки обучающихся.
Организует прослушивание. |
Предпринимают попытки различными путями решить поставленную учебную задачу. Выявляют недостающие знания и умения, строят учебную модель
Составляют кластер
Учащиеся переносят полученные знания в ситуацию.
Дети рассматривают картины художников.
Отвечают на вопросы
Дополняют кластер: ледоход, гроза.
Прослушивают звуки грозы и дождя. |
Личностные УУД: - формирование установки на здоровый образ жизни.
Познавательные УУД: - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; - умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; - умение применять новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные УУД: - умение договариваться, находить общее решение, оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Регулятивные УУД: - умение работать по коллективно составленному плану. |
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (7 мин) Цель: - организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. |
Если
дует ветер теплый, хоть и с севера. – Что пришло, ребята? (Лето.) Что же летом происходит? – Рассмотрите фото, найдите объяснение в учебнике о летних явлениях природы. Что такое град? Что такое радуга, и как она образуется? А что же такое ветер? Какие ветры дуют летом? В какое время года мы наблюдаем сильный ветер? А что такое буря? Учитель: Мы нашли немало явлений природы. А впереди еще одна остановка. Посмотрите, что это зашифровано? (Слайд 16) ПЛИОТСАД, МАНУТ, СОРА (Листопад, туман, роса). В какое время года мы можем наблюдать это явление природы? (Осенью) В природе постоянно происходят различные изменения. Ночь сменяет день. Идет дождь, град, снег. Дует ветер, гремит гром, сверкает молния. Тает снег, замерзают реки и озера. Случаются землетрясения, наводнения, бураны. А теперь посмотрим ещё один небольшой видеоролик и познакомимся с другими явлениями природы. https://www.youtube.com/watch?v=zHRHOfBGG5w 1:01 |
Организует работу в парах.
Направляет деятельность обучающихся, консультирует, корректирует ход решения учебной задачи.
Организует просмотр видеоролика |
Дети контактируют друг с другом на уровне учебного сотрудничества, согласования действий с партнёром.
Соотносят материал с жизненным опытом. Выбирают учебную ситуацию в одной из форм.
Добавляют кластер: листопад, туман, роса.
Учащиеся смотрят отрывок видеоурока и знакомятся с явлениями природы: брайникл или «Палец смерти», гало, глория, огненная радуга, северное сияние, зелёный луч. |
Регулятивные УУД: - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Коммуникативные УУД: - взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. |
Физкультминутка с использованием тренажёра для глаз (1 мин) |
А теперь немного отдохнём и проведём минутку отдыха для глаз. На уроке мы читали, Глазки у ребят устали. Посмотрите все в окно. Солнце очень далеко. Мы глаза сейчас закроем, В классе радугу построим. Вверх по радуге пойдём, Вправо, влево повернём. А потом скатились вниз. Жмурься сильно, но держись. |
Учитель ведёт указкой по цветным линиям тренажёра в разных направлениях в соответствии с текстом. |
Дети следят глазами за движениями указки учителя по тренажёру, выполняя гимнастику для глаз. |
Личностные УУД: - формирование установки на здоровый образ жизни. Коммуникативные УУД: - умение слушать и выполнять инструкцию учителя. |
VII.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (8 мин) Цели: - организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; - выявить, у кого из учащихся есть затруднения в усвоении данной темы. |
Выполним самостоятельно в тетрадях задание по теме: «Явления природы» -Нарисуйте явление природы.
- А теперь предлагаю выполнить задания из электронного приложения к нашему учебнику: «Окружающий мир» 1 задание: К каждой фотографии различных явлений природы подбери подходящую подпись.
2 задание: Выбери рисунки, которые относятся к зимним явлениям в неживой природе. |
Учитель организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание.
Проводится работа по электронному приложению к учебнику. Учитель демонстрирует игру на экране, объясняет задание, помогает детям в выполнении задания на интерактивной доске. |
Дети самостоятельно выполняют упражнение после инструкции учителя.
Дети выполняют задания на интерактивной доске. Здесь же происходит проверка – при неправильном выполнении задания звучит сигнал-предупреждение.
|
Регулятивные УУД: - овладение пооперационными действиями, готовность взаимодействия со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности, выполнение учебных действий в сотрудничестве с учителем; Коммуникативные УУД: - овладение навыками речевого отображения содержания совершаемых действий, способностью с помощью вопросов, материалов учебника добывать и использовать недостающую информацию. Личностные УУД: - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (1мин) Цели: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. |
- Вы хорошо поработали! - О чем мы сегодня говорили на уроке? Что нового вы узнали? - Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться? - Оцените свои достижения на уроке. - Кто доволен своей работой, все ли было понятно? - Если вы работали с увлечением, вам было интересно, понятно, у вас всё получалось, то поднимите улыбающийся смайлик. - Если вы работали, но было не всё понятно, и вы допускали ошибки, то поднимите серьёзный смайлик. - Если вам было неинтересно и непонятно, то ваш смайлик – грустный.
- Спасибо за урок! |
Создаёт условия для рефлексии пройденного на уроке. |
Учащиеся отвечают на вопросы учителя, дают самооценку своей деятельности на уроке. |
Познавательные УУД : - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Регулятивные УУД: - умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные УУД: - формирование адекватной позитивной осознанной самооценки; - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика». |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.