Урок развития речи по русскому языку на тему "Искусство быть другим" (5 класс)
Оценка 4.9

Урок развития речи по русскому языку на тему "Искусство быть другим" (5 класс)

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
21.12.2017
Урок развития речи по русскому языку на тему "Искусство быть другим" (5 класс)
Урок по русскому языку ставит целью развитие устной и письменной монологической речи, формирование умения сочувствовать и сопереживать окружающим. Дети знакомятся с правилами общения, работают в парах. Задания творческие: предлагается представить себя на месте других живых существ или даже предметов (например, ""Представь, что ты снеговик. Наступила весна..." или "Представь, что ты ёжик..."урок развития речи по русскому языку "Искусство быть другим"
урок по теме Искусство быть другим.docx
Тема урока: «Искусство быть другим». Тип урока: урок-общение. Цели: 1. Развитие коммуникативной компетенции - овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной монологической речи; развитие умения определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения. обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся. 2. Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - Наглядность: стеклянный шар, презентация. Этапы урока 1 этап. Индуктор Нам не дано предугадать, Как слово наше отзовётся, Но нам сочувствие дается, Как нам даётся благодать. Ф.И. Тютчев. Содержание урока Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас. Новые лица, новые знакомства, новый круг общения. Что необходимо для того, чтобы общение было приятным? Надо, говорил французский писатель Антуан де Сент Экзюпери, «создавать узы». У меня в руке синий стеклянный шар. Вам приятен его цвет? Какие ассоциации он у вас вызывает? (небо, море…). Я беру его и согреваю теплом моих рук, мысленно желаю вам добра, удачного дня, вкладываю в него мою положительную энергетику и отправляю вам. Пусть каждый возьмет шар в руки, погладит его и подумает о хорошем. Вот мы с вами и создали узы, необходимые для теплого, доброжелательного общения. А теперь посмотрим, какое у нас настроение. Я посылаю вам «смайлики». Поднимите руки, если ваше настроение соответствует изображению. (слайд презентации) А теперь попробуем разбудить наше воображение. Закройте глаза и представьте: - какого цвета слово «общение»? - мысленно потрогайте это слово, что вы чувствуете? Какое оно наощупь? - положите слово в рот. Какое оно на вкус? - подбросьте в воздух. Какое оно на вес? - какие звуки оно издает? Деятельность учащихся Называют свои ассоциации. Передают шар другу. друг Делятся своими ассоциациями . 2 этап. Переход к теме урока 3 этап. Словарна я работа. Итак, наш урок называется «Искусство быть другим» (слайд). Почему так, вы поймете чуть позже. А сейчас подумаем и ответим на следующие вопросы: (слайд) 1. Что такое искусство общения? 2. Что такое дар общения? Вы считаете, что искусство общения – это умение общаться с людьми, а дар общения – это умение пользоваться речью: вести беседу, спорить… А между тем, психологи считают, что искусство общения – это искусство вживаться в образ другого человека. (слайд). Так ли это? Послушаем отрывок из романа Л.Н. Толстого «Война и мир» (т. 1, ч. 1, гл. 17) - можно ли сказать, что Наташа обладает даром общения? Вы видите, что дар общения – это не только владение речью. Это прежде всего чуткое сердце, способность понять другого человека, разделить с ним его радость и горе. Все это мы определяем одним словом эмпатия– умение видеть мир глазами других, понимать его так же, как они. (слайд) . запишем это слово в тетрадь. Итак, отчего зависит способность понимать других людей? Можно ли научиться сочувствию? (словарная работа) – это отзывчивое отношение к чужому чувству, участие. Разберите слово по составу. Что означает приставка СО-? Подберите синонимы к слову «сочувствие» (сопереживание, сострадание). Можно ли научиться сочувствию? Можно ли развить в себе способность к состраданию? Можно. И в этом нам помогут два правила: (слайд) Правило1: Научись ставить себя на место другого, видеть мир глазами других, понимать его так же, как они. Запишите это правило себе в тетрадь Слушают текст. Высказывают свое мнение Делают записи тетрадях в Выполняют задания по парам Предлагают свои варианты 4 этап. Творчески й. 5 этап. А сейчас мы с вами выполним необычные задания, которые помогут вам развить в себе способность к сочувствию. Задание 1: Представь себе, что ты – Снеговик. Наступила весна, солнце пригревает все сильнее, снег начинает потихоньку таять… Расскажи о своих чувствах (что ощущаешь, чего боишься, о чем тревожишься, чего хочешь) Задание 2: Представь себе, что ты – Ёжик. Ты вырос в лесу, у тебя есть уютное гнездышко, в котором ты можешь спрятаться при любой опасности. Тебя окружают высокие деревья, шелковая трава, ты можешь отыскать гриб, чтобы утолить голод. Но вдруг кто-то большой и сильный поймал тебя и привез в городскую квартиру с ее непонятными, чужими и огромными предметами, с незнакомыми запахами и пугающими звуками. Какие чувства ты будешь испытывать? О чем вспоминать? О чем мечтать? Задание 3: Представь себе, что ты – цветок. Растешь на зеленой лужайке, радуешься солнцу, играешь с ветерком. Рядом растут другие цветы. Тебе хорошо! Но вдруг ты видишь, что к тебе наклоняется человек… Вот он протягивает к тебе руку… Мгновенно в твоей голове проносятся разные мысли. Какие? Задание 4: Представь себе, что ты листочек. Выбери какой (весенний, летний, осенний) и расскажи, что ты видишь вокруг, какие звуки слышишь, что чувствуешь? Ученику, успешнее всех вошедшему в роль, - приз. Правило2. достоинства. Люби людей. - Как можно выразить свое доброе отношение к людям? (поступком, жестом, мимикой, словом). А вот какие правила предлагает нам известный американский психолог Дейл Карнеги: В каждом умей видеть его какие запахи ощущаешь, 1. Улыбайтесь. 2. Искренне интересуйтесь другими людьми. 3. Высказывайте свое доброе отношение к 4. Придерживайтесь дружелюбного тона. 5. Помните, что имя человека – самый людям. сладостный для него звук. Играют роли Ветра, Солнца и Путника. 6 этап. Игра- инсце- нировка Домашне е задание Рефлекси я Кто из вас самый артистичный? Я приглашаю трех артистов к доске. Мы покажем вам инсценировку басни Эзопа о ветре и солнце. Поспорили раз Ветер и Солнце, кто из них сильнее. Ветер сказал: «Я сильнее и докажу это. Видишь вон там старика в плаще? Бьюсь об заклад, что мне скорее удастся заставить его снять плащ, чем тебе». Итак, солнце зашло за тучу, а ветер начал дуть. Но чем сильнее дул ветер, тем плотнее старик запахивал на себе плащ. Ветер стих и прекратился. Тогда солнце выглянуло и, добродушно улыбаясь старику, направило на него свои лучи. Вскоре старику стало жарко, и он снял плащ. Так солнце выиграло в споре с ветром. Раскройте мораль этой басни. Итак, доброе отношение всегда пересилит ярость и принуждение. Еще один способ, предложенный психологом Владимиром Леви: Попробуйте добровольно войти в роль альтруиста. Кто это такой? Человек, готовый бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими личными интересами. Антоним к этому слову? (эгоист). Что вы должны сделать? Посвятите завтрашний день не себе, а своим близким. Не ждите ни благодарности, ни похвал – более того, действуйте незаметно, чтобы никто о вашем эксперименте не догадался. Это и будет вашим домашним заданием. Л.Н. Толстой сказал: «Милосердие начинается дома. Если для проявления милосердия нужно ехать куда-то, то это едва ли милосердие». Проявите милосердие дома и вы увидите, что отношение к вам ваших близких заметно изменится в лучшую строну. «Смайлики» пускаются по партам. Каждый пририсовывает лучик к тому изображению, которое соответствует его настроению к концу урока. Чтение эпиграфа: Нам не дано предугадать Как слово наше отзовется. Но нам сочувствие дается, Как нам дается благодать. Этими мудрыми словами поэта-философа Федора Ивановича Тютчева, вынесенными в эпиграф нашего урока, позвольте мне закончить наше общение. Спасибо! Выставле ние оценок

Урок развития речи по русскому языку на тему "Искусство быть другим" (5 класс)

Урок развития речи по русскому языку на тему "Искусство быть другим" (5 класс)

Урок развития речи по русскому языку на тему "Искусство быть другим" (5 класс)

Урок развития речи по русскому языку на тему "Искусство быть другим" (5 класс)

Урок развития речи по русскому языку на тему "Искусство быть другим" (5 класс)

Урок развития речи по русскому языку на тему "Искусство быть другим" (5 класс)

Урок развития речи по русскому языку на тему "Искусство быть другим" (5 класс)

Урок развития речи по русскому языку на тему "Искусство быть другим" (5 класс)

Урок развития речи по русскому языку на тему "Искусство быть другим" (5 класс)

Урок развития речи по русскому языку на тему "Искусство быть другим" (5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.12.2017