Урок развития речи с использованием инновационных технологий в 10 классе.
Оценка 4.9

Урок развития речи с использованием инновационных технологий в 10 классе.

Оценка 4.9
Работа в классе
doc
русский язык
10 кл
03.06.2017
Урок развития речи с использованием инновационных технологий в 10 классе.
Урок развития речи с использованием инновационных технологий в 10 классе.Урок помогает подготовиться к сочинению по тексту Даниила Гранина о милосердии.Презентации активны.Лучше проводить в десятом классе, когда только начинаем обучать созданию сочинений такого типа.работа с конкретным текстом особенно полезна на данном этапе.
Кривошеева Г.А. Урок развития речи. 20.01.08.doc
Урок развития речи с использованием инновационных технологий в 10 классе учителя русского языка и литературы СОШ №3 г. Моздока Кривошеевой Г.А. г. Моздок Урок развития речи с использованием инновационных технологий в 10 классе. Подготовка к ЕГЭ: обучение созданию  сочинения по предложенному тексту. Знакомство с  содержанием и особенностями проблемного  очерка. Оформление доски Эпиграф:  Сейте разумное, доброе, вечное Н.А. Некрасов Термины:    авторская позиция  проблематика проблемный очерк языковая компетенция Вступительное слово учителя: Пожалуй,   самым   трудным   заданием   ЕГЭ   является   создание   сочинения   на   основе предложенного   текста.   Значимость   3ей  части   в   структуре   текста   велика,   так   как   это   задание позволяет в достаточно полном объеме проверить и объективно оценить сформированность вашей языковой   компетенции,   знания     по   культуре   речи   и   практическую   грамотность.   Важнейшим условием успешного выполнения этого задания является понимание исходного текста, адекватное восприятие его тем, проблем, авторской позиции. Сегодня   в   качестве   исходного   текста   для   работы   я   хочу   вам   предложить   размышления писателя Даниила Гранина о милосердии. Через мультимедийный проектор текст  проецируется на экран: (1) Упражняется   ли   милосердие   в   нашей   жизни? (2)...Есть ли постоянная принуда для этого чувства? (3)Часто ли мы получаем призыв к нему?  (4)В «Памятнике», где так выношено каждое слово, Пушкин итожит заслуги своей поэзии  классической формулой: И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал. (5)   Как  бы   ни   трактовать  последнюю   строку,   в   любом   случае   она   есть   прямой   призыв   к милосердию.  (6) Стоило  бы  проследить,   как   в   поэзии   и   в   прозе   своей   Пушкин   настойчиво проводит   эту   тему.   (7)От   «Пира   Петра   Первого»,  от   «Капитанской   дочки»,   «Выстрела», «Станционного   смотрителя»   —   милость   к   падшим   становится   для   русской   литературы нравственным требованием, одной из высших обязанностей писателя.  (8) В течение  XIX  века русские   писатели   призывают   видеть   в   таком   забитом,   ничтожнейшем  чиновнике четырнадцатого   класса,   как   станционный   смотритель,   человека   с   душой   благородной, достойной любви и уважения. (9) Пушкинский завет милости к падшим пронизывает творчество Гоголя и Тургенева, Некрасова и Достоевского, Толстого и Короленко, Чехова и Лескова. (10)   Это   не   только   прямой   призыв   к   милосердию   вроде  «Муму»,   но   это   и   обращение писателей   к   героям   униженным   и   оскорблённым,   сирым,   убогим,   бесконечно   одиноким, несчастным, к падшим, как Сонечка Мармеладова, как Катюша Маслова. (11)Живое чувство сострадания, вины, покаяния в творчестве больших и малых писателей  России росло и ширилось, завоевав этим народное признание, авторитет. (12) Милость к падшим призывать — воспитание этого чувства, возвращение к нему, призыв к нему — необходимость настоятельная, труднооценимая. (13) Я убеждён, что  литература наша, тем более сегодня, не может отказаться от пушкинского завета. (Д. Гранин) Ученик выразительно читает его. Учитель: Ваше первое впечатление? Поделитесь. Готовясь к уроку, мы разбились на группы. I группа  познакомит нас со своей презентацией «Слово о писателе». (выносим на экран)   Д. А. Гранин ­ Герой Социалистического труда, лауреат Государственной премии, кавалер  двух орденов Ленина, орденов Красного Знамени, Трудового Красного Знамени, Красной  Звезды, двух орденов Отечественной войны II степени, ордена "За заслуги перед  Отечеством" III степени. Он ­ лауреат премии Генриха Гейне (ФРГ), член Немецкой    академии искусств, почетный доктор Санкт­Петербургского гуманитарного университета,  член Академии информатики, член Президентского Совета, президент Фонда Меншикова.      Д. Гранин создал первое в стране Общество милосердия и способствовал развитию этого  движения в стране. Его неоднократно избирали в правление Союза писателей Ленинграда,  потом России.    Романы Гранина: "Искатели" (1954), "После свадьбы" (1958) и "Иду на грозу" (1961),  "Картина" (1980), "Блокадная книга" (1980), повесть "Еще заметен след" (1984),  документальная повесть "Зубр" (1987), сери рассказов ­ "Затмение", "У окна", "Дилемма",  "Пепел" (1996), эссе "Страх" (1997). Чтобы написать сочинение хорошо, обратимся к тестовым заданиям после текста. Одно из них  предлагаем определить стиль и тип речи. На экран 1. разговорный стиль; повествование. 2. художественный стиль; рассуждение. 3. публицистический стиль; рассуждение. 4. публицистический стиль, рассуждение и повествование. II группа получила задание: Определить стилевую принадлежность и доказать. Примерно такое выступление: Это текст публицистического стиля, т.к. служит для воздействия на читателя, сочетает в себе   экспрессию   и   стандарт,   логичность   и   эмоциональность,   информационную насыщенность и экономию языковых средств. Главная задача автора – убедить читателя, доказать свою точку зрения. Этому соответствуют языковые средства (на экран) a. широкое использование общественно­политической лексики, а также лексики,  обозначающей понятия морали: принуда для чувства, призыв к милосердию,  обращение писателей, живое чувство сострадания и др. b. употребление слов торжественной лексики: трактовать, пушкинский завет, милость  к падшим призывать. c. средства эмоционального воздействия в тексте многообразны:        эпитеты: живое чувство, забитый, ничтожнейший чиновник; метафоры: чувство росло и ширилось, выношено каждое слово; риторические вопросы:  ­Упражняется   ли   милосердие   в   нашей   жизни? Есть ли постоянная принуда для этого чувства? Для синтаксиса характерно использование однородных членов, деепричастных оборотов, сложных  предложений. Вопрос классу: ­ На какие языковые средства вы обратили внимание еще? ТЕСТ 1.          а) ирония; В предложении 10 используется такой художественный прием, как           б) ряд однородных членов;          в) риторическое обращение; 2. в тексте – рассуждении вывод содержится в предложении   а) 5    б)10    в)12­13   Учитель:  Перед вами таблица (проецируем на экран) «Изобразительно­выразительные средства языка». а) Найдите такой прием, как антитеза. Можем ли мы утверждать, что в основе композиции текста лежит антитеза. Подтвердите  примерами. (предложения 8, 10, 11) б) Найдите такое лексическое средство, как повтор. Найдите  в тексте Д. Гранина  подобные  примеры.(призыв, призывают) Сколько раз повторяется это слово или однокоренные к нему?   Почему? Учитель:   Публицистику   иногда   называют   летописью   современности,   так   как   она   обращена   к актуальным   проблемам   общества   (политическим,   социальным,   культурным,   бытовым). Публицистика активно вмешивается в жизнь и формирует общественное мнение. ­ Какие наиболее распространенные жанры публицистики вы знаете? (устное выступление, доклад, дискуссия, очерк, эссе) Сегодня мы знакомимся с таким жанром, как проблемный очерк. Работа с учебником (стр. 262) Власенков, Рыбченков  «Русский  язык, 10­11» ­ Можно ли считать проблемным очерком текст Д. Гранина? Почему? ­ Совокупность проблем, поднятых в тексте – это проблематика 3ая группа получила задание: определить проблематику текста и сформулировать её двумя  способами: Автора текста волнуют такие проблемы, как ­ проблемы милосердия в жизни и художественной литературе. ­ проблема истинного содержания понятия милосердия. ­ проблема сохранения и воспитания милосердия во все времена. Эти проблемы можно сформулировать в виде вопросов: Что   такое   милосердие?   Необходимо   ли   современному   человеку   это   понятие?   Не подменяется ли сегодня это понятие другими? Почему милость к падшим становиться для русской литературы   нравственным   требованием?   Должна   ли   современная   литература   следовать   этому пушкинскому завету? ­ Насколько актуальны эти проблемы? Попробуем разобраться в авторской позиции. В чем убежден автор? (Милосердие необходимо в жизни. Русская литература сильна именно призывом к  милосердию, это её главный завет.) Перед написанием собственного текста уточним свой замысел, ваше отношение к позиции автора. Если вы эту позицию разделяете, подберите примеры – доказательства в защиту выбранной позиции.   Думаю,   вам   помогут  ребята   4  группы,   получившие   задание:   «Подобрать   примеры   из художественной литературы, живописи, кино, иллюстрирующие проблематику текста, авторский призыв к милосердию». Презентация «Русская литература и искусство выполняют пушкинский завет». ­ А какие произведения вы могли  бы привлечь в качестве аргументации вашей позиции? (вопрос  классу) Слово 5 группе. Она готовила презентацию – ответ на вопрос Д. Гранина «Упражняется ли  милосердие в нашей жизни?» (примеры, основанные на личном опыте, по материалам прессы, в том числе газеты «Моздокский вестник») 1 Классу: Знаете ли вы, ребята, что, аргументируя свою собственную позицию, вы опираться на свой пусть небольшой, но все­таки имеющийся у вас жизненный опыт. Какими примерами из вашей жизни, жизни семьи, школы, класса, города вы можете дополнить презентацию группы? Помните, что вы пишете именно сочинение, а не изложение, интерпретируя  проблемы,  затронутые  в исходном тексте, убедительно аргументируя свою позицию. Очень   важно   подобрать   заключительные   фразы   сочинения.   Послушайте  несколько вариантов   заключения  и   дайте   им   оценку   (слушаем   учащихся,   получивших   индивидуальное задание). Работая   над   сочинением,   помните,   что   бедная   речь   снижает   впечатление   от   работы. Пользуясь   разнообразными   синтаксическими   средствами,   слова   старайтесь   употреблять   в соответствии с их смыслом и лексической сочетаемостью. Некоторые рекомендации по языковому оформлению сочинения: Тема Текст посвящен такому актуальному вопросу, как….. Текст посвящен решению вопроса…. В тексте рассматривается (что?), говорится (о чем?), дается оценка, анализ (чего?), обобщается  (что?) Проблема В центре внимания автора находятся… На первый план автора выдвигаются…. Актуальность проблемы Данная проблема представляет особую актуальность, так как… Данная проблема чрезвычайно актуальна в последние годы… Данная проблема привлекает внимание многих… В современном мире особенную остроту приобретает проблема…. Тест (итоговый) I Какое утверждение противоречит точке зрения автора? 1) Пушкинский призыв к милосердию в дальнейшем нашел отражение в русской литературе. 2) Художественная литература способствует воспитанию в людях милосердия. 3) Русская литература смогла завоевать народное признание выражением сострадания к  человеку. 4) Милосердие унижает человеческое достоинство. II  В каком значении употребляется в предложении № 10 слово, падший: 1) погибший, убитый 2) побежденный 3) утративший доброе имя и достойное положение 4) утративший душевную энергию и ожесточившийся III   Продолжи мысли: Одна из высших обязанностей писателя – IV  «Благородная душа» 1) эпитет 2) метафора 3) гипербола 4) литота V В каком предложении вместо проблемным нужно употреблять проблематичным: 1) Предложенное в статье решение кажется проблемным 2) Появление проблемной статьи Д. Гранина вызвало оживленную дискуссию. VI Укажите словосочетание с грамматической ошибкой: 1) коснуться  о теме милосердия; 2) указать на недостатки; 3) согласно размышлениям; 4) предостеречь от опасности. VII Укажите пример с ошибкой : 1) уделять внимание  проблеме; 2) различать добро от зла; 3) установить мотивы; 4) описывать детство. Подводя итог сегодняшней работы, хочется верить, что она была небесполезной и в плане тех умений и навыков в создании  сочинений, которые вы приобрели, и в плане духовном, а писатель Д. Гранин     станет   вашим   добрым   советчиком   в   активном   стремлении   к   добру,   красоте,   правде, милосердии, в поисках идеала. Д/з: создание сочинения по тексту Д. Гранина. Удачи!

Урок развития речи с использованием инновационных технологий в 10 классе.

Урок развития речи с использованием инновационных технологий в 10 классе.

Урок развития речи с использованием инновационных технологий в 10 классе.

Урок развития речи с использованием инновационных технологий в 10 классе.

Урок развития речи с использованием инновационных технологий в 10 классе.

Урок развития речи с использованием инновационных технологий в 10 классе.

Урок развития речи с использованием инновационных технологий в 10 классе.

Урок развития речи с использованием инновационных технологий в 10 классе.

Урок развития речи с использованием инновационных технологий в 10 классе.

Урок развития речи с использованием инновационных технологий в 10 классе.

Урок развития речи с использованием инновационных технологий в 10 классе.

Урок развития речи с использованием инновационных технологий в 10 классе.

Урок развития речи с использованием инновационных технологий в 10 классе.

Урок развития речи с использованием инновационных технологий в 10 классе.

Урок развития речи с использованием инновационных технологий в 10 классе.

Урок развития речи с использованием инновационных технологий в 10 классе.

Урок развития речи с использованием инновационных технологий в 10 классе.

Урок развития речи с использованием инновационных технологий в 10 классе.

Урок развития речи с использованием инновационных технологий в 10 классе.

Урок развития речи с использованием инновационных технологий в 10 классе.

Урок развития речи с использованием инновационных технологий в 10 классе.

Урок развития речи с использованием инновационных технологий в 10 классе.

Урок развития речи с использованием инновационных технологий в 10 классе.

Урок развития речи с использованием инновационных технологий в 10 классе.

Урок развития речи с использованием инновационных технологий в 10 классе.

Урок развития речи с использованием инновационных технологий в 10 классе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.06.2017