Данный урок предусматривает воспитание мотивации к родному слову, любви к природе и умение видеть прекрасное в нашей жизни. Через музыкальные произведения Чайковского, стихотворения известных поэтов дети учатся слышать и предавать свои мысли и чувства. Итогом работы становится маленькое сочинение-миниатюра, которая доступна для написания абсолютно каждого ребенка.
урок.doc
Урок развития речи «Снегэто зимнее чудо»
Цели урока:
умение прогнозировать тему и
основную мысль, структуру будущего текста;
создать условия для развития чувства прекрасного,
для возможности обогатить свои восприятия и ощущения зимней природы;
создать условия для развития устной и письменной речи через: формирование
коммуникативных и речевых умений, направленных на восприятие и
воспроизведение речевого высказывания;
ХОД УРОКА.
I. Организационный момент.
Звучит музыка Вивальди А. из цикла «Времена года» «Зима»
Учитель читает отрывок из стихотворения И. Сурикова «Зима».
Учитель: Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
Стали дни короче.
Солнце светит мало.
Вот пришли морозы –
И зима настала.
II. Введение в тему урока.
1. Эмоциональный настрой учащихся.
Учитель:
Ребята, сегодня на уроке мы с вами совершим путешествие в прекрасное
время года.
Учитель «превращается» в Фею, надевая ажурную белую шаль.
Феяучитель:
Я приглашаю Вас в своё царство. В моем царстве среди пушистых
снежинок есть и самая необычная, моя помощница. Она приглашает Вас в
путешествие.
Учитель читает Приглашение:
«Дорогие, ребята!
Приглашаю вас в Зимнее царство.
Представьте красоту зимней природы.
Вспомните ваши наблюдения за снегом в разное время суток.
Проявите свою творческую фантазию.
В путь, друзья мои!»
1 2. УчительФея:
Наша зима воспета русскими поэтами, композиторами, художниками.
Нигде в мире нет такой зимы, как у нас, в России.
УчительФея:
Вспомните слова А.С. Пушкина «Мороз и солнце; день чудесный!»
Как передал поэт свое описание к зиме в этой строке?
Дети:
Через словосочетание «день чудесный», т.е. красивый.
В конце фразы стоит восклицательный знак, значит, предложение
эмоционально окрашено.
УчительФея:
Какие ещё отрывки вы можете вспомнить, где говорится о зиме?
Какие чувства вызывают у вас эти строки?
Дети зачитывают отрывки из произведений Н.А.Некрасова, И. Бунина, Ф.И.Тютчева…
и выражают своё отношение к ним и к зимней природе.
УчительФея:
Посмотрите на картин И.Левитана «Зима».
Как, каким образом передал художник своё отношение к русской зиме?
Дети:
Художник нарисовал иней на деревьях, сделав их красивыми.
Передал красками искристое сияние снега.
«Играл» красками.
УчительФея:
С какими воспоминаниями, событиями ассоциируется снег у вас?
Каким вы его видели?
Выслушиваются ответы детей.
УчительФея:
Послушайте отрывок из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского «Вальс
цветов». Представьте, что это снежинки. Опишите их.
Подумайте, как, каким образом композитор передает своё отношение к
русской зиме ?
Дети:
Музыка П.И. Чайковского радует сердце, она нежная, лирическая.
УчительФея:
Что вы чувствуете, слушая этого произведения?
Какие чувства вызывают у вас зима, снег, зимняя природа?
Дети выражают свое собственное отношение к зиме.
Учитель:
Ах, этот снег… В его душе
Всегда какаянибудь тайна.
Он весь как музыка. Он – весть.
Его безудержность бескрайна.
Ах, этот снег… Не зря в нем есть
Всегда какаянибудь тайна.
Учитель –Фея снимает ажурную шаль, «превращается»обратно в учителя.
2 III. Подготовка к сочинению.
1. Проверка домашнего задания.
Учитель:
Какие словосочетания и предложения вы составили со словом «снег»
Дети:
Снег – это настоящее чудо.
Белый пушистый снег покрыл всю землю.
Когда наступает зима, дети радуются снегу.
Учитель:
Вы составили предложения, где употребили слово «снег» в прямом значении.
А какими словами в переносном значении его можно заменить в
предложении?
Дети: На земле лежит снежный покров.
Снежное покрывало окутало землю.
На деревьях лежат охапки белого снега.
Мягкий белый ковер укрыл всю землю.
Отрывок из сказки В.И. Даля «Мороз Иванович»: «… перинку снежную
поднял…»
Учитель:
Молодцы!
2. Беседа о снеге.
Учитель:
Каким бывает снег?
Дети:
Холодный, мокрый, грязный, белый, пушистый, серебристый, липкий и т.д.
Учитель:
Какого цвета снег?
Дети: Белый…
Учитель:
Давайте посмотрим, всегда ли снег белый.
Учитель:
Что мы увидели?
Дети:
В разное время суток, даже в разные зимние месяцы снег бывает разным
по цвету.
3. Оттенки снега. (Словорноорфографическая работа)
А) Снег утром.
Учитель:
Давайте откроем тайну снега и поговорим о его оттенках.
Каким снег бывает утром?
Дети:
Белый, желтый, пушистый…
Он искрится, серебрится…
Учитель:
От чего зависит оттенок снега?
3 Когда бывает розовый снег?
Дети:
Розовый снег бывает утром, когда восходит солнце.
Ученик:
Ночью вьюга снежная
Заметала след.
Розовое, нежное
Утро будит свет.
Встали зори красные,
Озаряя снег.
Яркое и страстное
Всколыхнуло брег.
А.А. Блок.
Учитель:
Скажите, какое открытие для себя сделал М. Пришвин.
Ученик:
«… Как хорошо в предрассветный час полуодетому прямо с постели открыть
дверь, выйти во тьму, захватить пригоршню пушистого, только что
вылетевшего из облаков снега, потереть им лицо, шею и вернуться в теплый
дом: какой у снега в этот утренний час бывает аромат!»
Дети:
Снег может пахнуть, у него есть аромат.
Учитель:
Чем может еще пахнуть снег?
Дети:
Свежестью, холодом, морозцем.
Орфографическая работа:
Плакат с опорными словами составляется на доске по итогам беседы:
Белый
Ж…лтый
Пуш…стый
Роз...вый
Ар…матный
СНЕГ
УТРОМ
Искри[ ца]
Серебри[ца]
Пахн…т
( свежестью, холодом,
морозцем)
Б) Снег днем.
Учитель:
А каким бывает снег днем?
Дети:
Белый, голубой, светлосиний… Блестит на солнце…
Яркобелый, ослепительно белый, сверкающий…
Учитель:
Когда так говорят: «Режет глаза»?
4 Дети:
В морозную ясную погоду.
Учитель:
Что хочется делать детям в такую зимнюю погоду?
Дети:
Играть в снежки, строить снежные крепости, кататься на санках и лыжах…
Учитель:
Какое настроение у вас вызывает пейзаж ясного зимнего дня?
Дети:
Веселое, радостное, приятное, сказочное…
Орфографическая работа:
Плакат с опорными словами:
Белый
Г…лубой
Светлосин...й
Яркобелый
…слепительнобелый
Св…ркающий
СНЕГ
ДНЕМ
Бл…стит
Слепит
«Режет глаза»
Играть в сне…ки
Строить крепости
Катат…ся на …
Настроение:
сказочное, радос…ное,
веселое …
В) Снег вечером.
Учитель:
Какие прилагательные вы бы использовали при описании снега вечером?
Дети:
Синий, серый, фиолетовый, темный…
Подготовленный ребенок читает отрывок из рассказа С. Аксакова «Снег»
Ученик:
«…Великолепен был вид зимней природы. Мороз начал сдавать, померкла
ясность синего неба, потянул западный ветер, и белая туча, незаметно
надвигаясь, заволокла со всех сторон горизонта.
Наступили длинные зимние сумерки; падающий снег начинал закрывать
все предметы и бело – синим покрывалом одевал землю…»
Учитель:
Какое настроение вызывает у вас это описание зимнего вечера?
Дети: Задумчивое, грустное, печальное…
Орфографическая работа:
Плакат с опорными словами:
Син…й
Фиолетовый
Темный
Серый
СНЕГ
ВЕЧЕРОМ
Настроение:
задумчивое
грус…ное
печ...льное …
5 1. Физ.минутка.
5. Заключительная беседа.
Учитель:
Теперь обобщим все наши наблюдения. Что нового вы узнали?
Дети:
В природе не бывает чистобелого снега…
В разное время суток снег может быть разных оттенков…
Снег обладает своим ароматом…
Учитель:
Закройте глаза. Представьте себе, что мы в Зимнем царстве. Пусть каждый из
вас перенесется в то время суток, которое ему понравилось. Попробуйте
представить и передать словами увиденное.
6.Выслушиваются короткие словесные зарисовки детей.
IV. Запись сочинения – миниатюры учащимися.
V. Итог урока.
Чтение готовых сочиненийминиатюр.
Учитель:
Урок прошел необычно. Мы путешествовали по Зимнему царству, слушали
музыку русских композиторов из цикла «Времена года», рассматривали
картину художника, читали стихи и отрывки из произведений известных
поэтов и писателей, делились впечатлениями о зимней природе.
VI. Рефлексия.
Учитель:
Что вам понравилось на уроке?
Какие трудности вы испытывали?
Какое настроение у вас вызвал этот урок?
6
Урок развития речи "Снег-зимнее чудо" (2-3 кл)
Урок развития речи "Снег-зимнее чудо" (2-3 кл)
Урок развития речи "Снег-зимнее чудо" (2-3 кл)
Урок развития речи "Снег-зимнее чудо" (2-3 кл)
Урок развития речи "Снег-зимнее чудо" (2-3 кл)
Урок развития речи "Снег-зимнее чудо" (2-3 кл)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.