Урок развития речи "Снег-зимнее чудо" (2-3 кл)
Оценка 4.8

Урок развития речи "Снег-зимнее чудо" (2-3 кл)

Оценка 4.8
Аудио +1
doc
русский язык
3 кл
15.02.2018
Урок  развития речи "Снег-зимнее чудо" (2-3 кл)
Данный урок предусматривает воспитание мотивации к родному слову, любви к природе и умение видеть прекрасное в нашей жизни. Через музыкальные произведения Чайковского, стихотворения известных поэтов дети учатся слышать и предавать свои мысли и чувства. Итогом работы становится маленькое сочинение-миниатюра, которая доступна для написания абсолютно каждого ребенка.
урок.doc
Урок развития речи «Снег­это зимнее чудо»   Цели урока:                    ­ умение прогнозировать тему и                        основную мысль, структуру будущего текста;                     ­ создать условия для развития чувства прекрасного,                      для     возможности обогатить свои восприятия и ощущения зимней природы;                    ­ создать условия для развития устной и письменной речи через: формирование                        коммуникативных и речевых умений, направленных на восприятие и                        воспроизведение речевого высказывания;    ХОД  УРОКА.  I. Организационный момент.  Звучит  музыка Вивальди А. из цикла «Времена года» «Зима»   Учитель читает отрывок из стихотворения И. Сурикова «Зима».  Учитель: Белый снег пушистый                  В воздухе кружится                  И на землю тихо                  Падает,  ложится.                                     Стали дни короче.                                     Солнце светит мало.                                     Вот пришли морозы –                                     И зима настала. II. Введение в тему урока. 1. Эмоциональный настрой учащихся. Учитель:                ­ Ребята, сегодня на уроке мы с вами совершим путешествие в прекрасное                  время года.    Учитель «превращается» в Фею, надевая ажурную белую шаль. Фея­учитель:               ­ Я приглашаю Вас в своё царство. В моем царстве среди  пушистых                   снежинок есть и самая необычная, моя помощница. Она приглашает Вас в                    путешествие.   Учитель читает Приглашение:                           «Дорогие, ребята!           Приглашаю вас в Зимнее царство.           Представьте красоту зимней природы.            Вспомните ваши наблюдения за снегом в разное время суток.           Проявите свою творческую фантазию.           В путь, друзья мои!» 1 2. Учитель­Фея:               ­ Наша зима воспета русскими поэтами, композиторами, художниками.                       Нигде в мире нет такой зимы, как у нас, в России.   Учитель­Фея:               ­ Вспомните слова А.С. Пушкина «Мороз и солнце; день чудесный!»                 Как передал поэт свое описание к зиме в этой строке? Дети:              ­ Через словосочетание «день чудесный», т.е. красивый.              ­ В конце фразы стоит восклицательный знак, значит, предложение                  эмоционально окрашено. Учитель­Фея:              ­ Какие ещё отрывки вы можете вспомнить, где говорится о зиме?              ­ Какие чувства вызывают у вас эти строки? Дети зачитывают отрывки из произведений Н.А.Некрасова, И. Бунина, Ф.И.Тютчева… и выражают своё отношение к ним и к зимней природе.         Учитель­Фея:               ­ Посмотрите на картин И.Левитана «Зима».                   Как, каким образом передал художник своё отношение  к русской зиме?  Дети:              ­ Художник нарисовал иней на деревьях, сделав их красивыми.              ­ Передал красками искристое сияние снега.              ­ «Играл» красками. Учитель­Фея:              ­ С какими воспоминаниями, событиями ассоциируется снег у вас?              ­ Каким вы его видели? Выслушиваются ответы детей.         Учитель­Фея:              ­ Послушайте отрывок из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского «Вальс                  цветов». Представьте, что это снежинки. Опишите их.                 Подумайте, как, каким образом композитор передает своё отношение  к                  русской зиме ? Дети:              ­ Музыка П.И. Чайковского радует сердце, она нежная, лирическая. Учитель­Фея:                    ­ Что вы чувствуете, слушая этого произведения?              ­ Какие чувства вызывают у вас зима, снег, зимняя природа?       Дети выражают свое собственное отношение к зиме. Учитель:               ­ Ах, этот снег… В его душе                  Всегда какая­нибудь тайна.                  Он весь как музыка. Он – весть.                  Его безудержность бескрайна.                  Ах, этот снег… Не зря в нем есть                  Всегда какая­нибудь тайна.       Учитель –Фея снимает ажурную шаль, «превращается»обратно в учителя. 2 III. Подготовка к сочинению. 1. Проверка домашнего задания. Учитель:               ­ Какие словосочетания и предложения вы составили со словом «снег» Дети:               ­ Снег – это настоящее чудо.               ­ Белый пушистый снег покрыл всю землю.               ­ Когда наступает зима, дети радуются снегу. Учитель:               ­ Вы составили предложения, где употребили слово «снег» в прямом значении.                  А какими словами в переносном значении его можно заменить в                  предложении? Дети:  ­ На земле лежит снежный покров.             ­ Снежное покрывало окутало землю.            ­  На деревьях лежат охапки белого снега.            ­ Мягкий белый ковер укрыл всю землю.            ­ Отрывок из сказки В.И. Даля «Мороз Иванович»: «… перинку снежную               поднял…» Учитель:               ­ Молодцы!       2. Беседа о снеге. Учитель:               ­ Каким бывает снег? Дети:              ­ Холодный, мокрый, грязный, белый, пушистый, серебристый, липкий и т.д. Учитель:               ­ Какого цвета снег? Дети:    Белый… Учитель:               ­ Давайте посмотрим,  всегда ли снег белый.   Учитель:               ­ Что мы увидели? Дети:               ­ В разное время суток, даже в разные зимние месяцы снег бывает разным                 по цвету.  3. Оттенки снега. (Словорно­орфографическая работа) А) Снег утром. Учитель:               ­ Давайте откроем тайну снега и поговорим о его оттенках.               ­ Каким снег бывает утром? Дети:                ­ Белый, желтый, пушистый…               ­ Он искрится, серебрится…   Учитель:                ­ От чего зависит оттенок снега? 3 ­ Когда бывает розовый снег? Дети:                ­ Розовый снег бывает утром, когда восходит солнце. Ученик:              ­ Ночью вьюга снежная                Заметала след.                Розовое, нежное                Утро будит свет.                Встали зори красные,                Озаряя снег.                Яркое и страстное                Всколыхнуло брег.                                          А.А. Блок. Учитель:               ­ Скажите, какое открытие для себя сделал М. Пришвин. Ученик:               ­ «… Как хорошо в предрассветный час полуодетому прямо с постели открыть                  дверь, выйти во тьму, захватить пригоршню пушистого, только что                  вылетевшего из облаков снега, потереть им лицо, шею и вернуться в теплый                  дом: какой у снега в этот утренний час бывает аромат!» Дети:              ­ Снег может пахнуть, у него есть аромат. Учитель:              ­ Чем может еще пахнуть снег?       Дети:                    ­ Свежестью, холодом, морозцем. Орфографическая работа: Плакат с опорными словами составляется на доске по итогам беседы: Белый Ж…лтый Пуш…стый Роз...вый Ар…матный СНЕГ УТРОМ Искри[ ца] Серебри[ца] Пахн…т ( свежестью, холодом,  морозцем)          Б) Снег днем.       Учитель:              ­ А каким бывает снег днем?       Дети:                   ­  Белый, голубой, светло­синий… Блестит на солнце…                   ­ Ярко­белый, ослепительно ­ белый, сверкающий…         Учитель:               ­ Когда так говорят: «Режет глаза»? 4 Дети:              ­ В морозную ясную погоду.        Учитель:        ­Что хочется делать детям в такую зимнюю погоду?      Дети:        ­ Играть в снежки, строить снежные крепости, кататься на санках и лыжах…         Учитель:         ­ Какое настроение у вас вызывает пейзаж ясного зимнего дня?       Дети:               ­  Веселое, радостное, приятное, сказочное… Орфографическая работа: Плакат с опорными словами: Белый Г…лубой Светло­син...й Ярко­белый …слепительно­белый Св…ркающий  СНЕГ ДНЕМ Бл…стит Слепит «Режет глаза» Играть в сне…ки Строить крепости Катат…ся на … Настроение: сказочное, радос…ное, веселое …       В) Снег вечером.       Учитель:         ­ Какие прилагательные вы бы использовали при описании снега вечером?       Дети:                ­ Синий, серый, фиолетовый, темный…         Подготовленный ребенок читает отрывок из рассказа С. Аксакова «Снег»       Ученик:              ­  «…Великолепен был вид зимней природы. Мороз начал сдавать, померкла             ясность синего неба, потянул западный ветер, и белая туча, незаметно             надвигаясь, заволокла со всех сторон горизонта.                  Наступили длинные зимние сумерки; падающий снег начинал закрывать             все предметы и бело – синим покрывалом одевал землю…»        Учитель:         ­ Какое настроение вызывает у вас это описание зимнего вечера?       Дети: Задумчивое, грустное, печальное…   Орфографическая работа: Плакат с опорными словами: Син…й Фиолетовый Темный Серый СНЕГ ВЕЧЕРОМ Настроение: ­задумчивое ­грус…ное ­печ...льное … 5 1. Физ.минутка.                      5. Заключительная беседа.       Учитель:         ­ Теперь обобщим все наши наблюдения. Что нового вы узнали?       Дети:         ­ В природе не бывает чисто­белого снега…         ­ В разное время суток снег может быть разных оттенков…         ­ Снег обладает своим ароматом…       Учитель:         ­ Закройте глаза. Представьте себе, что мы в Зимнем царстве. Пусть каждый из            вас перенесется в то время суток, которое ему понравилось. Попробуйте             представить и передать словами увиденное.  6.Выслушиваются короткие словесные зарисовки детей.       IV. Запись сочинения – миниатюры учащимися.         V.  Итог урока.       Чтение  готовых сочинений­миниатюр.       Учитель:               ­ Урок прошел необычно. Мы путешествовали по Зимнему царству, слушали                  музыку русских композиторов из цикла «Времена года», рассматривали                 картину художника, читали стихи и отрывки из произведений известных                  поэтов и писателей, делились впечатлениями о зимней природе.       VI. Рефлексия. Учитель:               ­ Что вам понравилось на уроке?               ­ Какие трудности вы испытывали?               ­ Какое настроение у вас вызвал этот урок?                                               6

Урок развития речи "Снег-зимнее чудо" (2-3 кл)

Урок  развития речи "Снег-зимнее чудо" (2-3 кл)

Урок развития речи "Снег-зимнее чудо" (2-3 кл)

Урок  развития речи "Снег-зимнее чудо" (2-3 кл)

Урок развития речи "Снег-зимнее чудо" (2-3 кл)

Урок  развития речи "Снег-зимнее чудо" (2-3 кл)

Урок развития речи "Снег-зимнее чудо" (2-3 кл)

Урок  развития речи "Снег-зимнее чудо" (2-3 кл)

Урок развития речи "Снег-зимнее чудо" (2-3 кл)

Урок  развития речи "Снег-зимнее чудо" (2-3 кл)

Урок развития речи "Снег-зимнее чудо" (2-3 кл)

Урок  развития речи "Снег-зимнее чудо" (2-3 кл)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.02.2018