Урок развития речи в 5 классе "Изложения прочитанного текста"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 02.06.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель урока: закрепить понятия подробное изложение текста. Совершенствование умения раскрывать тему и основную мысль повествовательного текста. Планируемые результаты Предметные: • Знать: основные принципы построения сжатого текста, воспринимаемого на слух; • Уметь: излагать текст сжато; составлять план сжатого текста с помощью опорных записей в ходе первичного слушания. Личностные: самостоятельно достигать планируемые результаты – создавать свой собственный текст. Метапредметные: поиск и извлечение необходимой информации из своей памяти в соответствии с накопленным жизненным опытом.
Иконка файла материала Урок 82. Р.р. Изложение прочитанного текста.docx
5 класс, 03.02.19. Урок 82 Р.р. Изложение прочитанного текста Цель   урока:   закрепить   понятия   подробное   изложение   текста.   Совершенствование   умения раскрывать тему и основную мысль повествовательного текста. Планируемые результаты Предметные:  Знать: основные принципы построения сжатого текста, воспринимаемого на слух;  Уметь: излагать текст сжато; составлять план сжатого текста с помощью опорных записей в ходе первичного слушания. Личностные: самостоятельно достигать планируемые результаты – создавать свой собственный   текст. Метапредметные: поиск и извлечение необходимой информации из своей памяти в соответствии с  накопленным жизненным опытом. Оборудование: тетради. Ход урока  Этапы урока 1.Организационн ый момент.  2. Постановка  задачи урока. 3. Вступительная  беседа. Содержание деятельности учителя Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Создает эмоциональный настрой на урок. Учитель сообщает о том, что предстоит письменно пересказать текст, который будет прочитан, т.е. написать изложение. Текст надо пересказать подробно, последовательно, полно раскрыть его тему и основную мысль. ­ Что значит подробно пересказать текст?  (Подробно пересказать текст – значит полно, со всеми подробностями, последовательно изложить содержание текста; понять и использовать слова и выражения автора, чтобы лучше раскрыть тему и основную мысль текста.) ­   В   тексте,   по   которому   вы   будете   писать   подробное   изложение,   рассказывается   о маленьком пингвинёнке. Что вы знаете о пингвинах? Каков их внешний вид? Где они живут? 4. Чтение текста. Предлагается прослушать текст и подумать, как лучше  его озаглавить:  “Как  купался пингвиненок”, “Отважный пингвиненок”, “Маленький пингвиненок”. (Учитель не читает название текста). Отважный пингвинёнок. Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвинёнка. У него ещё только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик. Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Остальные птенцы стояли у нагретых солнцем камней. Долго стоял на скале пингвинёнок: страшно ему было броситься в море. Наконец он решился и подошёл к краю скалы. Маленький голый пингвинёнок стоял на высоте трёхэтажного дома. Его сносил ветер. От страха пингвинёнок закрыл глаза и… бросился вниз. Вынырнул, закружился на одном месте, быстро вскарабкался на камни и удивлённо посмотрел на море. Это был самый отважный пингвинёнок. Он первый искупался в холодном зелёном 5. Анализ текста. море.      О чем говорится в тексте (его тема)? Как вы думаете, какую основную задачу поставил автор: сообщить и объяснить точные   факты   или   словами   нарисовать   увиденную   картину,   вызвать   у   читателя определенные чувства? Какой   из   предложенных   выше   заголовков   отражает   основную   мысль   текста? Докажите. От   какого   лица   ведется   повествование?   Как   начинается   повествование? (“Однажды я…”) Опишите внешний вид пингвиненка. (Маленький, голый, три пушинки на голове ималенький хвостик.) Как вы понимаете выражение голый пингвиненок? Какие   слова   и   выражения   использует   автор   для   описания   состояния   и последовательности действий пингвиненка? Обратите внимание на то, что все глаголы употреблены в прошедшем времени. При   пересказе   следите   за   тем,   чтобы   не   нарушать   последовательности повествования. Как автор связывает предложения? (Он, пингвиненок, ему…) Подберите синонимы к слову пингвиненок. (Пингвиненок – птенец – малыш) Как   оценивает   автор   поступок   маленького   пингвиненка?   (Это   был   самый отважный пингвиненок. Он первый искупался в холодном зеленом море.) Прослушайте пересказ этого текста. Можно ли этот пересказ назвать подробным?         Докажите свой ответ. Маленький пингвиненок от страха закрыл глаза и бросился вниз. Он быстро вынырнул и закружился   на   одном   месте.   А   потом   малыш   быстро   вскарабкался   на   камни   и   с удивлением посмотрел на зеленое море. ­ Это изложение нельзя назвать подробным, так как пересказывается не весь текст, со всеми   деталями,   а   воспроизводится   только   та   его   часть.   В   которой   говорится,   как искупался пингвиненок. Вспоминаем   с   учениками,   как   составляется   план   текста.   Затем   коллективно   текст делится   на   смысловые   части,   определяется   тема   каждой   части   и   дается   ей   заглавие. Наиболее удачные заголовки учитель записывает на доске. Первый – третий пункты плана оформлены своими словами (это простые повествовательные предложения). Коллективно решается,  что  последнюю  часть  можно  озаглавить   словами из  текста,  так  ярче будет выражена   главная   мысль   всего   изложения.   Обращается   внимание   на   пунктуационное оформление плана и на то, что слова из текста, взятые без изменения, заключаются в кавычки. Примерный план     Перед написанием изложения учитель напоминает, что повествование идет от 1­го лица (Я   спускался…увидел…).   Слова   с   неизученными   орфограммами   заранее   записаны учителем на доске. Обращается внимание на постановку двоеточия в пятом предложении (предложение зачитывает учитель и выделяет в нем две части основы). Маленький пингвиненок. Птенец смотрел, как купаются взрослые пингвины. Наконец малыш решился и бросился в море. “Это был самый отважный пингвиненок”. Упражнение 347 6. Работа над  планом.  7. Повторное  чтение текста. Написание  изложения. 8. Итоги уроки.  Рефлексия.  9. Домашнее  задание.