Урок развития речи в 5-ом классе. Подготовка к сочинению - этюду «Здравствуй, зимушка - зима»

  • Презентации учебные
  • ppt
  • 15.01.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Авторский мультимедийный урок содержит все этапы поурочного плана по подготовке учащихся к написанию сочинения, разнообразный яркий материал и разные тренинги дают возможность проникнуться зимним настроением и обязательно пробуждает у детей желание к творчеству, к созданию собственного текста художественного стиля речи.
Иконка файла материала зима.ppt
с. Новосельское,МОУСОШ№12 Урок развития речи в 5- ом классе. Подготовка к сочинению - этюду «Здравствуй, зимушка - зима». Ширина Галина Александровна, учитель русского языка и Краснодарский край, Новокубанский район, литературы, МОУСОШ№12
Цель урока: 1.Сформировать и закрепить понятия о художественном стиле речи и основных изобразительно- выразительных средствах 2.Развивать наблюдательность и воображение, навыки написания сочинения – этюда. 3. Пробудить желание к творчеству, к созданию собственного текста художественного стиля речи.
Содержание : 1. Вдохновенное слово о зиме (поэтическая презентация) 2. Наши впечатления. 3. Наш словарь. 4. Лексическая разминка. 5. План сочинения. 6. Создание сочинения-этюда.
Здравствуй, русская молодка! Раскрасавица – душа! Белоснежная лебёдка, Здравствуй , матушка – зима! П. Вяземский
Вдохновенное слово о зиме (поэтическая презентация)
Пришла зима- красавица.
Нарядная, как девица.
Серёжки – льдинки светятся,
Метель фатою стелется.
Зима красою славится:
Она щедра,
И празднично богата:
Дала озябшим деревцам По шапочке из ваты.
И нас, И нас, детишек маленьких, зима не позабыла:
Надеть велела варежки, На санки посадила.
Наши 1.Что вы увидели? впечатления… 2. Вам эти картины понравились? Чем? 3. Что за вид текста сопровождал презентацию? 4. Что скажите об авторе этих стихов? 5. Какие образные слова и выражения вам запомнились?
Словарь изобразительно- К тропам относятся: выразительных средств. Тропы(от греч. «тропос», что значит образное выражение, оборот)- слова и выражения, употреблённые в переносном значении и создающие образ предмета или явления. Эпитет(от греч. «эпитетон» – приложение) – красочное образное определение, помогающее автору сделать предмет непохожим на другие, выделить его. Пример: «кружевные снега», «зима- красавица»
Сравнение - сопоставление одного предмета с другим с целью создания художественного описания. Пример: «Нарядная, как девица…», «Метель фатою Метафора(от греч. «метафора» – стелется…» перенос) – перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства по форме, цвету или характеру действия. Пример: «Серёжки-льдинки», «озябшим Олицетворение – наделение деревцам» неодушевлённых предметов признаками и свойствами человека. Пример: «Зима дала.., не позабыла.., надеть велела.., на санки посадила.»
К изобразительно-выразительным средствам относится оценочная лексика – эмоционально окрашенные слова, выражающие чувства, дающие оценку изображаемому. К оценочной лексике относятся: 1). Слова, определяющие предмет с положительной или отрицательной стороны (грубый, ласковый, чудесный). 2). Слова с «говорящими суффиксами»,делающими слова добрыми или злыми, милыми или страшными (чудище, детишки маленькие, тихонько, заинька).
Чтобы ваше сочинение о зиме получилось красивым и ярким, используйте данные изобразительно-выразительные средства: 1Эпитеты. 2. Сравнения. 3. Олицетворения. 4. Оценочная лексика.
Лексическая разминка. Составьте с данными словами словосочетания по теме: зима. От данных слов образуйте Алмазные бусинки Алмазный прилагательн Жемчужные Жемчужный ые: ожерелья Серебряный Алмаз – Посыпать серебром Кристальный Жемчуг – Кристально чистый Кружевной Серебро – Развесить кружева Шёлковый Кристалл – Праздничным Парчовый Кружево – шёлком Бархатный Шёлк – Парчовые платья Величественн Парча – Стелить бархатом ый Бархат – Величественная Торжественны Величие – Используйте эти слова и словосочетания в картина й Торжество - сочинении- для создания образа Зимы. Торжественная тишина
Сочинение – этюд. Здравствуй, зимушка Этюд – жанр небольшого по объёму сочинения, словесная образная зарисовка какого-нибудь предмета или явления. – зима. План сочинения – этюда. 4. Зима – замечательное время года (вывод).Пишите сочинение, следуя плану! 1.Вдохновенное слово о зиме (яркое вступление – восхищение). 2.Образное описание отдельных деталей зимнего пейзажа. 3. Зимние радости и забавы.
(яркое вступление – 1.Вдохновенное слово о зиме . Лексические средства: волшебница, красавица, хозяюшка, лебёдушка, восхищение). матушка).
Создайте тропы, используя данные словосочетания: 2.Образное описание отдельных деталей зимнего пейзажа. Жемчужные ожерелья Посыпать серебром Кристально чистый Развесить кружева Праздничным шёлком Парчовые платья Стелить бархатом Величественная картина Торжественная тишина
3. Зимние радости и забавы. Лексические средства: Яркий румянец, звонкий смех, весёлые игры, снежная крепость, крепкие снежки, быстрые санки…
4. Зима – замечательное время года (вывод). Используйте слова: бодрость, здоровье, веселье, задор, свежесть, удовольствие, счастье.
Желаем успеха!
Молодцы! У вас всё получится!