Урок риторики в 1-м классе "Умей благодарить"
Петрова Ольга Геннадьевна, учитель начальных классов
Разделы: Преподавание в начальной школе
Цель урока: учить детей употреблять слова благодарности в зависимости от разных жизненных ситуаций.
Задачи:
Образовательные: учить употреблять различные средства выражения благодарности; учить выбирать уместное для данной ситуации средство выражения благодарности.
Развивающие: развивать речь детей, мышление, пополнять словарный запас.
Воспитательные: воспитывать культуру общения и речи.
Оборудование: учебник “Детская риторика в рассказах и рисунках”, 1 класс, Т.А. Ладыженская, рассказ Е. Фроловой «Кто вырастил яблочко?», карточки со словами благодарности, листы бумаги, фломастеры или цветные карандаши.
Урок риторики в 1.docx
Урок риторики в 1-м классе "Умей благодарить"
Петрова Ольга Геннадьевна, учитель начальных классов
Разделы: Преподавание в начальной школе
Цель урока: учить детей употреблять слова благодарности в зависимости от
разных жизненных ситуаций.
Задачи:
Образовательные: учить употреблять различные средства выражения
благодарности; учить выбирать уместное для данной ситуации средство
выражения благодарности.
Развивающие: развивать речь детей, мышление, пополнять словарный запас.
Воспитательные: воспитывать культуру общения и речи.
Оборудование: учебник “Детская риторика в рассказах и рисунках”, 1 класс,
Т.А. Ладыженская, рассказ Е. Фроловой «Кто вырастил яблочко?», карточки со
словами благодарности, листы бумаги, фломастеры или цветные карандаши.
ХОД УРОКА
I. Организационная часть
– Долгожданный дан звонок. Начинается урок риторики. Давайте создадим
на нашем уроке хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь мне и
друг другу.
II. Речевая гимнастика
– Как всегда подготовим наши органы, участвующие в речи, к работе.
Проведем дыхательную гимнастику.
1) Упражнения в постановке правильного речевого дыхания
«Глубокий вдох – на выдохе чётко произносим гласные звуки АОУЫЭ»
2) Артикуляционная гимнастика.
а) «Губы в улыбке – губы в трубочку» – надо чередовать
б) Круговые движения языком по часовой и против часовой стрелки.
в) «Лошадка» (звукоподражание)
3) Упражнения для дикции
а) Произнесение скороговорки.
Мама мыла Милу мылом.
– Прочитайте скороговорку. – Произнесите хором:
медленно – быстрее – быстро;
тихо – громче – громко.
1 ряд – произнесите спокойно
2 ряд – произнесите с интонацией вопроса
3 ряд – произнесите с интонацией восторга
б) Работа над пословицей
– Прочитайте пословицу.
Доброе слово лечит, а худое – калечит.
– Объясните смысл.
III. Объявление темы урока
– Сегодня мы с вами совершим путешествие в страну Вежливости. Мы будем
говорить об особых, волшебных словах.
– Послушайте стихи Ирины Токмаковой и хором произносите пропущенные
слова:
Маша знала слов немало,
Но одно из них пропало.
А оно-то, как на грех,
Говорится чаще всех.
Это слово ходит следом
За подарком, за обедом,
Это слово говорят,
Если вас... (благодарят).
Но она молчит, как рыба,
Вместо каждого... (спасибо).
– Почему и зачем вы говорите «спасибо»? (Словом «спасибо» мы выражаем
свою признательность, благодарность.)
– Как вы думаете, о каких словах мы будем говорить на уроке? (О словах
благодарности.)
– Давайте обратимся к толковому словарю и прочитаем значение слова
благодарность.
Благодарность (от «благо дарить») – чувство признательности за сделанное
добро, например за оказанное внимание или услугу, а также различные
способы выражения этого чувства.
Человеку необходимо научиться быть благодарным. Искать то, за что можно
быть благодарным. Каждый день стремитесь задавать себе вопрос: «За что я
могу быть благодарным сегодняшнему дню?» Попробуйте ответить на этот
вопрос сейчас. (Ответы детей). – Вы правильно думаете. Человек должен быть благодарным сегодняшнему
дню за доброе утро, за мирное небо, за возможность прийти в школу и
учиться…
IV. Работа над материалом урока
– Послушайте рассказ Е. Фроловой «Кто вырастил яблочко?»
Мама принесла домой большие румяные яблоки. Взяв одно яблоко, она
протянула его своей дочке Настеньке. Обрадовалась девочка и говорит:
– Ой, какое красивое яблоко! Спасибо, мама.
– Не меня благодари, Настенька, – ответила мама, – а дерево, которое
вырастило такие вкусные плоды.
Побежала девочка в сад поблагодарить яблоньку, прошелестела в ответ
яблонька:
– Спасибо, Настенька, за твою благодарность, но без заботы садовника я
никогда не вырастила бы такие вкусные яблоки.
Садовник как раз работал неподалеку. – Дедушка, – сказала Настенька, –
спасибо тебе за то, что ты заботился о яблоньке.
– Не меня благодари, девочка, а солнышко, – улыбнулся садовник, – без его
теплых лучиков, яблоки никогда не созрели бы.
«Так вот, кого нужно благодарить», – обрадовалась Настенька и обратилась к
солнышку:
– Спасибо, милое солнышко, за такие вкусные яблоки!
Солнечные лучи ласково прошептали Настеньке:
– И мама, и яблоня, и садовник, – все мы старались, Настенька, чтобы яблочки
сочные да сладкие тебя радовали и помогали тебе расти.
– Кого и за что благодарила Настенька в этом рассказе?
– Должны ли мы быть благодарными не только людям, делающим для нас
добро, но и природе?
– Как вы думаете, слышит ли природа благодарность человека?
– Перечислите, чему в природе вы благодарны больше всего, и объясните
почему.
V. Физкультминутка
VI. Закрепление изученного материала
– Какие слова благодарности вы знаете (обычно дети называют 2-3 слова)
– Давайте почитаем, какие слова благодарности можно использовать в своей
речи. (Работа с карточкой)
Благодарность
Спасибо (тебе, вам)
Я благодарен вам (за что)
Благодарю вас
От всей души благодарю
Я вам очень (крайне, чрезвычайно) признателен У меня нет слов выразить вам свою благодарность
Разрешите (позвольте) вас поблагодарить
Позвольте (разрешите) выразить вам свою благодарность
Я хотел(а) бы поблагодарить вас
Я вам так признателен!
Я вам так обязан!
– А можно поблагодарить жестом, улыбкой?
– Давайте разыграем сценку. Даша у нас будет именинницей. К ней пришли
друзья с подарками. Именинница должна поблагодарить каждого, не
повторяя слова благодарности.
VII. Работа с учебником
– Откройте учебник на с.55-56.
– Кто изображен на рисунках?
– За что Буратино мог благодарить Тортилу, Мальвину, папу Карло, Пьеро?
– Какие слова произносил Буратино, что ему отвечали?
Ребята разыгрывают 2-3 из предложенных ситуаций, используя разные
способы выражения благодарности. Проводится конкурс, кто сможет более
вежливо выразить свою благодарность, учитывая, кого и за что он
благодарит.
VIII. Рефлексия деятельности.
– Какими словами человек выражает благодарность и признательность?
– Как вы понимаете пословицу: «Благодарностью сердце украшается».
– Давайте нарисуем контуры сердца, а внутри этого сердца можно
нарисовать все, о чем ваши сердца вспоминают с благодарностью.
Литература:
Ладыженская Т. А., Ладыженская Н. В. и др. "Детская риторика в рассказах и
рисунках: 1 класс. Методические рекомендации", Баласс, 2004
http://joymylife.org.ua/uroki/index.php?postid=49
Урок риторики в 1-м классе "Умей благодарить"
Урок риторики в 1-м классе "Умей благодарить"
Урок риторики в 1-м классе "Умей благодарить"
Урок риторики в 1-м классе "Умей благодарить"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.