Урок риторики в 1-м классе "Умей благодарить"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 22.06.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок риторики в 1-м классе "Умей благодарить" Петрова Ольга Геннадьевна, учитель начальных классов Разделы: Преподавание в начальной школе Цель урока: учить детей употреблять слова благодарности в зависимости от разных жизненных ситуаций. Задачи: Образовательные: учить употреблять различные средства выражения благодарности; учить выбирать уместное для данной ситуации средство выражения благодарности. Развивающие: развивать речь детей, мышление, пополнять словарный запас. Воспитательные: воспитывать культуру общения и речи. Оборудование: учебник “Детская риторика в рассказах и рисунках”, 1 класс, Т.А. Ладыженская, рассказ Е. Фроловой «Кто вырастил яблочко?», карточки со словами благодарности, листы бумаги, фломастеры или цветные карандаши.
Иконка файла материала Урок риторики в 1.docx
Урок риторики в 1-м классе "Умей благодарить" Петрова Ольга Геннадьевна, учитель начальных классов Разделы: Преподавание в начальной школе Цель урока: учить детей употреблять слова благодарности в зависимости от разных жизненных ситуаций. Задачи: Образовательные: учить употреблять различные средства выражения благодарности; учить выбирать уместное для данной ситуации средство выражения благодарности. Развивающие: развивать речь детей, мышление, пополнять словарный запас. Воспитательные: воспитывать культуру общения и речи. Оборудование: учебник “Детская риторика в рассказах и рисунках”, 1 класс, Т.А. Ладыженская, рассказ Е. Фроловой «Кто вырастил яблочко?», карточки со словами благодарности, листы бумаги, фломастеры или цветные карандаши. ХОД УРОКА I. Организационная часть – Долгожданный дан звонок. Начинается урок риторики. Давайте создадим на нашем уроке хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь мне и друг другу. II. Речевая гимнастика – Как всегда подготовим наши органы, участвующие в речи, к работе. Проведем дыхательную гимнастику. 1) Упражнения в постановке правильного речевого дыхания «Глубокий вдох – на выдохе чётко произносим гласные звуки АОУЫЭ» 2) Артикуляционная гимнастика. а) «Губы в улыбке – губы в трубочку» – надо чередовать б) Круговые движения языком по часовой и против часовой стрелки. в) «Лошадка» (звукоподражание) 3) Упражнения для дикции а) Произнесение скороговорки. Мама мыла Милу мылом. – Прочитайте скороговорку.– Произнесите хором: медленно – быстрее – быстро; тихо – громче – громко. 1 ряд – произнесите спокойно 2 ряд – произнесите с интонацией вопроса 3 ряд – произнесите с интонацией восторга б) Работа над пословицей – Прочитайте пословицу. Доброе слово лечит, а худое – калечит. – Объясните смысл. III. Объявление темы урока – Сегодня мы с вами совершим путешествие в страну Вежливости. Мы будем говорить об особых, волшебных словах. – Послушайте стихи Ирины Токмаковой и хором произносите пропущенные слова: Маша знала слов немало, Но одно из них пропало. А оно-то, как на грех, Говорится чаще всех. Это слово ходит следом За подарком, за обедом, Это слово говорят, Если вас... (благодарят). Но она молчит, как рыба, Вместо каждого... (спасибо). – Почему и зачем вы говорите «спасибо»? (Словом «спасибо» мы выражаем свою признательность, благодарность.) – Как вы думаете, о каких словах мы будем говорить на уроке? (О словах благодарности.) – Давайте обратимся к толковому словарю и прочитаем значение слова благодарность. Благодарность (от «благо дарить») – чувство признательности за сделанное добро, например за оказанное внимание или услугу, а также различные способы выражения этого чувства. Человеку необходимо научиться быть благодарным. Искать то, за что можно быть благодарным. Каждый день стремитесь задавать себе вопрос: «За что я могу быть благодарным сегодняшнему дню?» Попробуйте ответить на этот вопрос сейчас. (Ответы детей).– Вы правильно думаете. Человек должен быть благодарным сегодняшнему дню за доброе утро, за мирное небо, за возможность прийти в школу и учиться… IV. Работа над материалом урока – Послушайте рассказ Е. Фроловой «Кто вырастил яблочко?» Мама принесла домой большие румяные яблоки. Взяв одно яблоко, она протянула его своей дочке Настеньке. Обрадовалась девочка и говорит: – Ой, какое красивое яблоко! Спасибо, мама. – Не меня благодари, Настенька, – ответила мама, – а дерево, которое вырастило такие вкусные плоды. Побежала девочка в сад поблагодарить яблоньку, прошелестела в ответ яблонька: – Спасибо, Настенька, за твою благодарность, но без заботы садовника я никогда не вырастила бы такие вкусные яблоки. Садовник как раз работал неподалеку. – Дедушка, – сказала Настенька, – спасибо тебе за то, что ты заботился о яблоньке. – Не меня благодари, девочка, а солнышко, – улыбнулся садовник, – без его теплых лучиков, яблоки никогда не созрели бы. «Так вот, кого нужно благодарить», – обрадовалась Настенька и обратилась к солнышку: – Спасибо, милое солнышко, за такие вкусные яблоки! Солнечные лучи ласково прошептали Настеньке: – И мама, и яблоня, и садовник, – все мы старались, Настенька, чтобы яблочки сочные да сладкие тебя радовали и помогали тебе расти. – Кого и за что благодарила Настенька в этом рассказе? – Должны ли мы быть благодарными не только людям, делающим для нас добро, но и природе? – Как вы думаете, слышит ли природа благодарность человека? – Перечислите, чему в природе вы благодарны больше всего, и объясните почему. V. Физкультминутка VI. Закрепление изученного материала – Какие слова благодарности вы знаете (обычно дети называют 2-3 слова) – Давайте почитаем, какие слова благодарности можно использовать в своей речи. (Работа с карточкой) Благодарность Спасибо (тебе, вам) Я благодарен вам (за что) Благодарю вас От всей души благодарю Я вам очень (крайне, чрезвычайно) признателенУ меня нет слов выразить вам свою благодарность Разрешите (позвольте) вас поблагодарить Позвольте (разрешите) выразить вам свою благодарность Я хотел(а) бы поблагодарить вас Я вам так признателен! Я вам так обязан! – А можно поблагодарить жестом, улыбкой? – Давайте разыграем сценку. Даша у нас будет именинницей. К ней пришли друзья с подарками. Именинница должна поблагодарить каждого, не повторяя слова благодарности. VII. Работа с учебником – Откройте учебник на с.55-56. – Кто изображен на рисунках? – За что Буратино мог благодарить Тортилу, Мальвину, папу Карло, Пьеро? – Какие слова произносил Буратино, что ему отвечали? Ребята разыгрывают 2-3 из предложенных ситуаций, используя разные способы выражения благодарности. Проводится конкурс, кто сможет более вежливо выразить свою благодарность, учитывая, кого и за что он благодарит. VIII. Рефлексия деятельности. – Какими словами человек выражает благодарность и признательность? – Как вы понимаете пословицу: «Благодарностью сердце украшается». – Давайте нарисуем контуры сердца, а внутри этого сердца можно нарисовать все, о чем ваши сердца вспоминают с благодарностью. Литература: Ладыженская Т. А., Ладыженская Н. В. и др. "Детская риторика в рассказах и рисунках: 1 класс. Методические рекомендации", Баласс, 2004 http://joymylife.org.ua/uroki/index.php?postid=49

Посмотрите также