Урок родного языка проводится 21 февраля. данная разработка Урока родного языка позволяет создать условия для
- расширения знаний учащихся о роли языка в жизни человека,
- развития творческого и образного мышления,
- патриотического воспитания.
При этом на уроке мы знакомим детей с историей Дня родного языка, работаем с текстом Сказки о немой принцессе, используем активные формы организации учебной деятельности на уроке.разработка урока родного языка с использлванием легенды об Эзопе, Сказки о немой принцессе
урок родного языка в5 кл.doc
Дата: 21.02.2018
Класс: 5
Предмет: русский язык
Тема : Урок родного языка.
Цель : создание условий для
расширения знаний учащихся о роли языка в жизни человека,
развития творческого и образного мышления,
патриотического воспитания.
Задачи : познакомить с историей Дня родного языка,
расширить знания учащихся о роли языка в жизни человека,
обратить внимание на необходимость изучения родного языка,
учить работать с текстом,
развивать творческое и образное мышление,
воспитывать любовь к родному языку.
Тип урока : урок новых знаний.
Компетенции : языковая, языковедческая, социокультурная.
Оформление: мяч, распечатки
Структура урока.
I. Оргмомент
Тема.
Прием «Ожидание» что вы ждете от урока? Что вы можете узнать на уроке с такой
темой?
Записываем на доске.
Разогрев Упражнение «для меня»
Учитель. Тот, у кого в руках оказывается мяч, должен продолжить фразу «Для меня
родной язык это...» и бросить мяч любому другому человеку.
Что же значит для нас язык?
2 . Легенда.
Однажды богатый грек Ксанф приказал своему рабу знаменитому баснописцу Эзопу
купить самую лучшую вещь в мире. Эзоп пошёл на базар и принёс…язык.
Ксанф.
Почему ты принёс язык? Неужели ты считаешь, что это самая лучшая вещь в мире?
Эзоп.
Конечно. Разве может быть в мире чтонибудь лучше, чем язык?
Ксанф.
Хорошо. Иди опять на базар и принеси самую худшую в мире вещь.
Автор.
Эзоп ушёл и принёс…язык.
3 . Беседа
Почему Эзоп считает, что язык – самая лучшая и самая худшая вещь в мире. О каком
языке идёт речь? Сегодня на нашем уроке мы поговорим о том, какую роль в нашей жизни
играет язык и почему родному языку посвящен день 21 февраля.
II . Наблюдение.
1. Прочитайте выразительно стихотворение В. Шефнера «Слова» (распечатка).
Много слов на земле. Есть дневные слова,
В них весеннего неба сквозит синева.
Есть слова словно раны, слова словно суд,
С ними в плен не сдаются и в плен не берут. Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам в языке у нас есть:
Слова «Родина, верность, свобода и честь».
Пусть разменной монетой не служат они,
Золотым эталоном их в сердце храни,
И не делай их слугами в мелком быту
Береги изначальную их чистоту.
2 . Ответьте на вопросы:
Почему слова могут быть ранами, судом?
Как можно спасти, убить, продать, предать, купить словом? Приведите примеры.
3. В пословицах и поговорках русский народ говорил о том, как надо обращаться с
языком. Вспомните пословицы и поговорки и закончите их. В случае затруднения
пользуйтесь словами для справок
1) Глупые слова жить мешают, а разумные во всём….2) Не давши слова – крепись, а
давши ….3) Будь слову своему ….4) Слово не воробей, вылетит ….5) Словам болтуна
не велика….6) Больше дела, меньше….
Слова для справок: цена, не поймаешь, слов, помогают, держись, хозяин. РАБОТА В
ПАРАХ
Какую роль играет язык в нашей жизни?
Какой, на ваш взгляд, должна быть наша речь? А какой не должна быть?
Молодцы! Вы правильно и быстро справились со всеми заданиями,
доказали, что вы умеете трудиться.
Язык – это важнейшее средство общения. Это клад, это достояние, переданное нам
нашими предшественниками. Но чтобы воспользоваться всеми его сокровищами, нужно
хорошо его знать, нужно уметь владеть им. Поэтому изучение и охрана русского языка
является насущной необходимостью. Ежегодно 21 февраля отмечается Международный
день родного языка.
История праздника имеет трагическое начало. Дата 21 февраля выбрана неслучайно:
именно в этот день в 1952 году погибли пять студентов, которые принимали участие в
демонстрации за предоставление родному им бенгальскому языку статуса
государственного в тогдашнем Пакистане, часть которого позже стала независимым
государством Бангладеш. Прошло почти полвека, и Генеральная конференция ЮНЕСКО
провозгласила, что ежегодно, начиная с 2000 года, 21 февраля будет отмечаться
Международный день родного языка.
Этот день был установлен, чтобы способствовать признанию и использованию именно
родного языка, особенно это касается языков национальных меньшинств. А ведь именно
родной язык — основной признак нации, потому что формирует национальный
менталитет, является живым свидетелем истории народа, хранит его культурные
достижения, является определяющим фактором жизни человека и общества. Родной язык
— это одновременно и культура, и оформление мысли.
По данным ЮНЕСКО в мире существует 6000 живых языков
СКАЗКА О НЕМОЙ ПРИНЦЕССЕ
Давно это было. В некотором царстве, в некотором государстве 21 февраля родила
королева красавицудочь. Долго ждал король этого подарка — 7 лет не было у него детей.
Возрадовались король и королева: не налюбуются, не насмотрятся на доченьку. Да вот
беда: не говорила принцесса ни слова — немой была. А королю перед рождением дочери приснилась волшебница, которая поведала: молчать принцессе ровно 21 год, до 21
февраля, а потом, коли найдется смелый рыцарь да отгадает тайну ее молчания —
заговорит дочь, а нет — молчать ей до конца жизни.
Быстро сказка сказывается, да медленно годы тянутся. Вот и срок подходит назначенный,
расцвела принцесса, словно аленький цветочек, краше ее во всем свете не сыскать, только
радости в глазах ее карих никто никогда не прочитывал. Раз увидел принцессу храбрый
рыцарь, удалой, с красивым голосом. В самую его душу глянули глаза дочери короля, и с
той минуты ни на миг не забывал рыцарь глаз тех прекрасных.
Молва о королевской дочери да о красоте ее неземной весь свет облетела, а гонцы
придворные огласили указ короля: кто 21 февраля разгадает тайну молчания принцессы
— тот и жених ей, с кем заговорит принцесса в этот день — тот ее суженый.
Со всего бела света женихи понаехали: одни золотом осыпали — молчит принцесса,
другие драгоценными камнями одаривали — молчит красавица, третьи наряды парчовые
показывали — молчит дочь короля, четвертые сладостями заморскими все столы царские
завалили — молчит королевна: не в том была разгадка ее души живой.
Прискакал на вороном коне и храбрый рыцарь…
Как вы думаете, что было дальше?
… известить короля, что видел самолично на дороге возле границ королевства, как
заморский ЗмейГорыныч, стаи воронов собираючи, гимны злобные распеваючи, идет на
землю королевскую, чтобы истребить народ, королевский двор с землей сровнять, а
принцессу полонить — взмолится, говорит, королевна, заговорит, пощады запросит, коли
жить захочет. И молвил рыцарь: «Необъятны просторы королевства, но и пядь земли
родной не отдадим. Собрал я войско храброе да пришел к тебе, король, поклониться, да с
принцессою нашею проститься. Клянусь: костьми ляжем, а врага заморского на землю
твою не пустим. И коль придется голову сложить, то пред смертью позволь на принцессу
глянуть разок да песню душевную ей спеть, что поют люди в твоем королевстве и на земле
твоей и невестам, и женам, в бой за них отправляючись».
Запел отважный рыцарь свою песню сердечную, песню геройскую. О любви своей к
принцессе пел он и о жизни честной, о земле родной. Слова песни той были народные, и
волшебные были, дивные. Оттого песня всем и полюбилась.
Отозвались любовью в сердце принцессы слова песни той, что пел на прощанье рыцарь.
Чудо чудное тут свершилося: заговорила королевна и душой прозрела, когда не
придворные речи, а голос песни народной услышала, душу народную поняла и правду
народную приняла, а песня эта за сердце взяла.
Красавица принцесса песней ответила храброму рыцарю: «Возвращайся с победой, мой
суженый, буду ждать тебя верно, преданно, твои песни помогут нам выстоять».
С песней в бой пошли отважные воины и с победою воротились. Отыграли тут свадьбу
славную, рыцарь с принцессой стали житьпоживать да все королевство прославлять. А 21
февраля с тех пор король объявил днем родного языка, слова родного, что и в бой ведет, и
силы жить дает, и о любви поет. И праздник тот и по сей день люб и дорог каждому: ведь
язык родной — душа народа.
Сегодня все наречия планеты
Идут единой поступью под марш,
Неся в себе культуру милой речи,
И уникальность среди равных масс.
Родной язык – богатое наследство,
Пришедшее из глубины веков.
Ты отражаешь мысли человека,
Ты помогаешь выразить любовь.
Ты создаешь из букв стихотворенья. Храня в запасах сотни тысяч слов.
Спустившееся к нам благословенье –
Родной язык, проникший в нашу кровь.
В день родного языка
Мы станем ценить каждое слово,
Участь его была не легка,
Но мы сохраним наследье живое!
Прадеды наши и наши отцы
Нам передали красу неземную
Русского слова из русской души,
Что задевает всех нас за живое.
С праздником Вас, весь российский народ
Мы поздравляем и смело желаем
Освободиться от бренных забот.
И пусть страна зацветет, процветает!
Мы гордимся своим языком,
Он богат на глаголы, наречья!
В нем живет тайна древних веков,
Мы ее сохраним, это точно!
Мы конечно же будем искать
В каждом слове сокровища мира,
Тайны предков повествовать
И беречь свой язык от погибели!
Родной язык. Он впитан с молоком.
Звучит как музыка, нам сердце услаждая
В международный день родного языка
На языке родном тебе мы пожелаем:
Люби язык, храни на день и на века!
Не забывай мелодию родного языка.
Я надеюсь, что вы будете бережно относиться к своему родному языку и с интересом
познавать его тайны.
Возвращение к ожиданиям.
А в заключение мы напишем с вами синквейн – пятистишие.
Язык – 1 сущ.
Какой? 2 прилаг.
Что делает? – 3 глагола
Короткая фраза – отношение
1 слово синоним
IV. Домашнее задание
Синквейн
1 строка одно слово (существительное или местоимение), которое обозначает
предмет о котором пойдёт речь;
2 строка два слова, (прилагательные или причастия) раскрывающие тему,
описывающие признаки и свойства выбранного в синквейне предмета;
3 строка 3 глагола, описывающие совершаемые действия по теме предметом;
4 строка фраза из четырёх слов или короткая фраза, выражающая личное отношение
автора к предмету;
5 строка 1 словорезюме, которое характеризует суть предмета.
Главный принцип – выражение собственного смысла через описание, действие, отношение
Напишите миниатюру (35 предложений) на тему «Значение слова в жизни
Урок родного языка в 5 классе
Урок родного языка в 5 классе
Урок родного языка в 5 классе
Урок родного языка в 5 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.