Урок родного языка в 5 классе
Оценка 5

Урок родного языка в 5 классе

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русский язык
5 кл
26.04.2018
Урок родного языка в 5 классе
Урок родного языка проводится 21 февраля. данная разработка Урока родного языка позволяет создать условия для - расширения знаний учащихся о роли языка в жизни человека, - развития творческого и образного мышления, - патриотического воспитания. При этом на уроке мы знакомим детей с историей Дня родного языка, работаем с текстом Сказки о немой принцессе, используем активные формы организации учебной деятельности на уроке.разработка урока родного языка с использлванием легенды об Эзопе, Сказки о немой принцессе
урок родного языка в5 кл.doc
Дата: 21.02.2018 Класс: 5 Предмет: русский язык Тема : Урок родного языка. Цель : создание условий для           ­ расширения знаний учащихся о роли языка в жизни человека,           ­ развития творческого и образного мышления,           ­ патриотического воспитания. Задачи : ­ познакомить с историей Дня родного языка,           ­  расширить знания учащихся о роли языка в жизни человека,           ­ обратить внимание на необходимость изучения родного языка,           ­ учить работать с текстом,           ­ развивать творческое и образное мышление,           ­ воспитывать любовь к родному языку. Тип урока : урок новых знаний. Компетенции : языковая, языковедческая, социокультурная. Оформление:   мяч, распечатки Структура урока. I. Оргмомент  Тема. Прием «Ожидание» ­ что вы ждете от урока? Что вы можете узнать на   уроке с такой  темой?                                                                                        Записываем на доске. Разогрев Упражнение «для меня» Учитель. Тот, у кого в руках оказывается мяч, должен продолжить  фразу «Для меня родной язык ­ это...» и бросить мяч любому другому человеку. Что же значит для нас язык? 2 .  Легенда.  ­ Однажды богатый грек Ксанф приказал своему рабу знаменитому баснописцу Эзопу  купить самую лучшую вещь в мире. Эзоп пошёл на базар и принёс…язык.  Ксанф.  ­ Почему ты принёс язык? Неужели ты считаешь, что это самая лучшая вещь в мире?  Эзоп.  ­ Конечно. Разве может быть в мире что­нибудь лучше, чем язык?  Ксанф.  ­ Хорошо. Иди опять на базар и принеси самую худшую в мире вещь.  Автор.  ­ Эзоп ушёл и принёс…язык. 3 . Беседа     ­ Почему Эзоп считает, что язык – самая лучшая и самая худшая вещь в мире. О каком  языке идёт речь? Сегодня на нашем уроке мы поговорим о том, какую роль в нашей жизни играет язык и почему родному языку посвящен день 21 февраля. II . Наблюдение. 1. Прочитайте выразительно стихотворение В. Шефнера «Слова» (распечатка).  Много слов на земле. Есть дневные слова,  В них весеннего неба сквозит синева.  Есть слова словно раны, слова словно суд,­  С ними в плен не сдаются и в плен не берут. Словом можно убить, словом можно спасти,  Словом можно полки за собой повести.  Словом можно продать, и предать, и купить,  Слово можно в разящий свинец перелить.  Но слова всем словам в языке у нас есть:  Слова «Родина, верность, свобода и честь».  Пусть разменной монетой не служат они,­  Золотым эталоном их в сердце храни,  И не делай их слугами в мелком быту­  Береги изначальную их чистоту. 2 . Ответьте на вопросы:  ­ Почему слова могут быть ранами, судом?  ­ Как можно спасти, убить, продать, предать, купить словом? Приведите примеры.   3. В пословицах и поговорках русский народ говорил о том, как надо обращаться с  языком. Вспомните пословицы и поговорки и закончите их. В случае затруднения  пользуйтесь словами для справок     1) Глупые слова жить мешают, а разумные во всём….2) Не давши слова – крепись, а  давши ­ ….3) Будь слову своему ….4) Слово не воробей, вылетит ­ ….5) Словам болтуна  не велика….6) Больше дела, меньше….  Слова для справок: цена, не поймаешь, слов, помогают, держись, хозяин.  РАБОТА В  ПАРАХ  ­ Какую роль играет язык в нашей жизни?  ­ Какой, на ваш взгляд, должна быть наша речь? А какой не должна быть?  ­Молодцы! Вы правильно и быстро справились со всеми заданиями,  доказали, что вы умеете трудиться.  Язык – это важнейшее средство общения. Это клад, это достояние, переданное нам  нашими предшественниками. Но чтобы воспользоваться всеми его сокровищами, нужно  хорошо его знать, нужно уметь владеть им. Поэтому изучение и охрана русского языка  является насущной необходимостью.    Ежегодно 21 февраля отмечается Международный день родного языка.  История праздника имеет трагическое начало. Дата 21 февраля выбрана неслучайно:  именно в этот день в 1952 году погибли пять студентов, которые принимали участие в  демонстрации за предоставление родному им бенгальскому языку статуса  государственного в тогдашнем Пакистане, часть которого позже стала независимым  государством Бангладеш. Прошло почти полвека, и Генеральная конференция ЮНЕСКО  провозгласила, что ежегодно, начиная с 2000 года, 21 февраля будет отмечаться  Международный день родного языка.   Этот день был установлен, чтобы способствовать признанию и использованию именно  родного языка, особенно это касается языков национальных меньшинств. А ведь именно  родной язык — основной признак нации, потому что формирует национальный  менталитет, является живым свидетелем истории народа, хранит его культурные  достижения, является определяющим фактором жизни человека и общества. Родной язык — это одновременно и культура, и оформление мысли.   По данным ЮНЕСКО в мире существует 6000 живых языков   СКАЗКА О НЕМОЙ ПРИНЦЕССЕ Давно это было. В некотором царстве, в некотором государстве 21 февраля родила  королева красавицу­дочь. Долго ждал король этого подарка — 7 лет не было у него детей. Возрадовались король и королева: не налюбуются, не насмотрятся на доченьку. Да вот  беда: не говорила принцесса ни слова — немой была. А королю перед рождением дочери приснилась волшебница, которая поведала: молчать принцессе ровно 21 год, до 21  февраля, а потом, коли найдется смелый рыцарь да отгадает тайну ее молчания —  заговорит дочь, а нет — молчать ей до конца жизни. Быстро сказка сказывается, да медленно годы тянутся. Вот и срок подходит назначенный,  расцвела принцесса, словно аленький цветочек, краше ее во всем свете не сыскать, только  радости в глазах ее карих никто никогда не прочитывал. Раз увидел принцессу храбрый  рыцарь, удалой, с красивым голосом. В самую его душу глянули глаза дочери короля, и с  той минуты ни на миг не забывал рыцарь глаз тех прекрасных. Молва о королевской дочери да о красоте ее неземной весь свет облетела, а гонцы  придворные огласили указ короля: кто 21 февраля разгадает тайну молчания принцессы  — тот и жених ей, с кем заговорит принцесса в этот день — тот ее суженый. Со всего бела света женихи понаехали: одни золотом осыпали — молчит принцесса,  другие драгоценными камнями одаривали — молчит красавица, третьи наряды парчовые  показывали — молчит дочь короля, четвертые сладостями заморскими все столы царские  завалили — молчит королевна: не в том была разгадка ее души живой. Прискакал на вороном коне и храбрый рыцарь…                  Как вы думаете, что было дальше?   … известить короля, что видел самолично на дороге возле границ королевства, как  заморский Змей­Горыныч, стаи воронов собираючи, гимны злобные распеваючи, идет на  землю королевскую, чтобы истребить народ, королевский двор с землей сровнять, а  принцессу полонить — взмолится, говорит, королевна, заговорит, пощады запросит, коли  жить захочет. И молвил рыцарь: «Необъятны просторы королевства, но и пядь земли  родной не отдадим. Собрал я войско храброе да пришел к тебе, король, поклониться, да с  принцессою нашею проститься. Клянусь: костьми ляжем, а врага заморского на землю  твою не пустим. И коль придется голову сложить, то пред смертью позволь на принцессу  глянуть разок да песню душевную ей спеть, что поют люди в твоем королевстве и на земле твоей и невестам, и женам, в бой за них отправляючись». Запел отважный рыцарь свою песню сердечную, песню геройскую. О любви своей к  принцессе пел он и о жизни честной, о земле родной. Слова песни той были народные, и  волшебные были, дивные. Оттого песня всем и полюбилась. Отозвались любовью в сердце принцессы слова песни той, что пел на прощанье рыцарь.  Чудо чудное тут свершилося: заговорила королевна и душой прозрела, когда не  придворные речи, а голос песни народной услышала, душу народную поняла и правду  народную приняла, а песня эта за сердце взяла. Красавица принцесса песней ответила храброму рыцарю: «Возвращайся с победой, мой  суженый, буду ждать тебя верно, преданно, твои песни помогут нам выстоять». С песней в бой пошли отважные воины и с победою воротились. Отыграли тут свадьбу  славную, рыцарь с принцессой стали жить­поживать да все королевство прославлять. А 21  февраля с тех пор король объявил днем родного языка, слова родного, что и в бой ведет, и силы жить дает, и о любви поет. И праздник тот и по сей день люб и дорог каждому: ведь  язык родной — душа народа.   Сегодня все наречия планеты Идут единой поступью под марш, Неся в себе культуру милой речи, И уникальность среди равных масс. Родной язык – богатое наследство, Пришедшее из глубины веков. Ты отражаешь мысли человека, Ты помогаешь выразить любовь. Ты создаешь из букв стихотворенья. Храня в запасах сотни тысяч слов. Спустившееся к нам благословенье – Родной язык, проникший в нашу кровь. В день родного языка Мы станем ценить каждое слово, Участь его была не легка, Но мы сохраним наследье живое! Прадеды наши и наши отцы Нам передали красу неземную Русского слова из русской души, Что задевает всех нас за живое. С праздником Вас, весь российский народ Мы поздравляем и смело желаем Освободиться от бренных забот. И пусть страна зацветет, процветает!   Мы гордимся своим языком, Он богат на глаголы, наречья! В нем живет тайна древних веков, Мы ее сохраним, это точно! Мы конечно же будем искать В каждом слове сокровища мира, Тайны предков повествовать И беречь свой язык от погибели!   Родной язык. Он впитан с молоком. Звучит как музыка, нам сердце услаждая В международный день родного языка На языке родном тебе мы пожелаем: Люби язык, храни на день и на века! Не забывай мелодию родного языка.  Я надеюсь, что вы будете бережно относиться к своему родному языку и с интересом  познавать его тайны.    Возвращение к ожиданиям.   А в заключение мы напишем с вами синквейн – пятистишие.  Язык – 1 сущ. Какой?   ­ 2 прилаг. Что делает? – 3 глагола Короткая фраза – отношение 1 слово ­ синоним  IV. Домашнее задание     Синквейн      1 строка­ одно слово (существительное или местоимение), которое обозначает  предмет о котором пойдёт речь;     2 строка­ два слова, (прилагательные или причастия) раскрывающие тему,  описывающие признаки и свойства выбранного в синквейне предмета;     3 строка­ 3 глагола, описывающие совершаемые действия по теме предметом;     4 строка­ фраза из четырёх слов или короткая фраза,   выражающая личное отношение  автора к предмету;     5 строка­ 1 слово­резюме, которое характеризует суть предмета. Главный принцип – выражение собственного смысла через описание, действие, отношение Напишите миниатюру (3­5 предложений) на тему «Значение слова в жизни

Урок родного языка в 5 классе

Урок родного языка в 5 классе

Урок родного языка в 5 классе

Урок родного языка в 5 классе

Урок родного языка в 5 классе

Урок родного языка в 5 классе

Урок родного языка в 5 классе

Урок родного языка в 5 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.04.2018