Родословная арфы продолжается уже более 5 тыщ лет. И это только официальная её история, другими словами совокупа фактов, подтверждённых документами, рисунками, другими упоминаниями.
Арфа – один из самых прекрасных инструментов. Похоже, она и задумана была такой. Взять, например, древную шумерскую арфу-лодку, которая и сейчас встречается в Юго-Восточной Азии под именованием Саунг-гаук.
Существует поверье, что и арфистки как-то необычно неплохи собой. И вправду: образ музыкантши, как будто прядущей тонкими, музыкальными пальцами свою прозрачную музыкальную пряжу, – одно из увлекательнейших и утончённых зрелищ для современного гостя концертов. А ведь ещё совершенно не так давно игра на арфе числилась извечно мужским занятием.
Родословная Арфы
Родословная арфы продолжается уже более 5 тыщ лет. И это
только официальная её история, другими словами совокупа
фактов, подтверждённых документами, рисунками, другими
упоминаниями.
Арфа – один из самых прекрасных инструментов. Похоже, она
и задумана была такой. Взять, например, древную
шумерскую арфу-лодку, которая и сейчас встречается в Юго-
Восточной Азии под именованием Саунг-гаук.
Существует поверье, что и арфистки как-то необычно
неплохи собой. И вправду: образ музыкантши, как будто
прядущей тонкими, музыкальными пальцами свою
прозрачную музыкальную пряжу, – одно из
увлекательнейших и утончённых зрелищ для современного
гостя концертов. А ведь ещё совершенно не так давно игра на
арфе числилась извечно мужским занятием.
В XVII – XVIII веках арфа ещё оставалась инвентарем,
созданным для сольного исполнительства, театральной и
любительской сцены. В числе более значимых событий –
театральный дебют арфы в опере Монтеверди «Орфей» (1607)
и калоритные ансамблевые сочинения, инструментальные
концерты К. Ф. Э. Баха и В. А. Моцарта.
1-ый случай использования арфы в составе симфонического
оркестра – «Умопомрачительная симфония» Берлиоза (1830).
С расцветом романтичного стиля и программно-
симфонических жанров в XIX веке арфа совсем укоренилась в
огромных оркестрах.
Развитые партии для арфы бытуют в почти всех партитурах
Листа, Вагнера, Сибелиуса, Малера, Р. Штрауса и других
создателей.
В конце XIX – начале XX веков ведущее положение в арфовом
исполнительстве занимала французская школа; значимый
вклад в расширение репертуара инструмента занесли Сен-
Санс, Форе, Дебюсси, Равель. В XX веке благодаря броским
тестам композиторов авангарда был существенно расширен
арсенал «ударных» эффектов.
Совершенный образ инструмента, полное заглавие которого
концертная арфа с педальным механизмом двойного деяния,
сложился к 1810 году. Вот тогда она была патентована
французским мастером Себастьеном Эраром (1752-1831).
У этого инструмента 47 струн и семь педалей для
конфигурации опции. Любая из педалей может занимать два
положения (не считая начального). Отсюда и так называемое«двойное действие». Справедливости ради нужно отметить,
что европейские мастера и исполнители обучили арфу
перестраиваться по ходу игры лет за двести до изобретения
Эрара. Ему удалось сделать работу всех устройств и узлов
инструмента сравнимо бесшумной, четкой и действенной.
Ворачиваясь в область четких определений, отметим что
«арфа» – родовое заглавие щипковых инструментов, струны
которых натянуты перпендикулярно резонатору.
По форме современная арфа – это треугольная рама с
изогнутой верхней стороной (дугой, либо шеей), на которой
размещаются настроечные колки. Две другие стороны рамы –
резонатор и колонна, замыкающая всю конструкцию. На
ученических инструментах колонна производится крепкой и
полностью многофункциональной, лишённой излишеств. На
концертных арфах она богато декорирована и украшена
шикарной короной. Снутри рамы вертикально натянуты
струны. На шее размещены диски педального механизма,
связанные с педалями системой рычагов, находящихся в
колонне меж шеей и резонатором. Сам педальный механизм
вмонтирован в основание резонатора. Число педалей – 7 (по
числу ступеней диатонического звукоряда). Нажатие педали
уменьшает рабочую длину струн данной ступени во всех
октавах. При переходе педали в 1-ое положение струны
перестраиваются на полтона ввысь, при полном нажатии – на
тон ввысь.
Начальная настройка арфы – Ces-dur (до-диез мажор). Спектр
инструмента – от C' до g (четыре с половиной октавы). Размер
концертного инструмента – около 1,7 метра в высоту. Все
верхние струны, начиная от до первой октавы, сейчас
делаются из нейлона, другие – из жил, при этом одиннадцать
самых низких имеют проволочную навивку. Чтоб исполнитель
мог просто ориентироваться в таком количестве струн,
необвитые струны до окрашиваются в красноватый цвет, а
струны фа – в голубий.
Струны, обычно, защипываются восемью пальцами (без роли
мизинцев); посреди других приемов игры – удары по струнам,
бряцание, удары пальцами либо ладонью по резонатору. При
защипывании струны поблизости резонатора звук
приобретает железный колер. При игре на арфе обширно
употребляются флажолеты, которые в её выполнении звучат
в особенности лаского.
Глиссандо – один из соответствующих приёмов арфовой
техники, невзирая на нередкое злоупотребление им,
превращающее глиссандо на арфе в одну из худшихмузыкальных банальностей. Но по эффективности с этим
приёмом не достаточно что сравнится. Ни у 1-го из
инструментов такового глиссандо нет, ну и быть не может!
Глиссандо исполняется одной либо обеими руками и может
обхватывать весь спектр инструмента, основываясь как на
политре либо аккорде, так и на любом ином принципе
последовательности 7 тонов звукоряда. В выполнении
глиссандо могут употребляться все семь педалей
инструмента.
Применительно к ландшафтной и программной музыкальной
изобразительности – вместе с клавесином и фортепьяно –
арфа прекрасна в передаче стихии воды, её холодных
прозрачных струй; свежести, чистоты… ясности мысли и
чувства.