Урок: Родство тональностей

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 27.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Как определить тот набор тональностей, который чаще всего используют при сочинении песен? В этой статье поговорим о родстве тональностей. Вообще все мажорные и минорные тональности образуют группы тональностей, которые находятся в гармоническом родстве. Родство тональностей Рассмотрим тональность До-мажор: Cdur Рисунок 1. Тональность до-мажор На схеме римскими цифрами обозначены ступени тональности. На этих ступенях построим трезвучия так, чтобы не использовать знаки альтерации, поскольку C-dur не имеет знаков альтерации: Трезвучия на ступенях Cdur Рисунок 2. Трезвучия на ступенях тональности до-мажор На VII ступени не получается построить без знаков альтерации ни мажорного, ни минорного трезвучия. Рассмотрим подробнее, какие трезвучия мы построили: До-мажор на I ступени. Фа-мажор на IV ступени. Эта тональность построена на главной ступени (IV). Соль-мажор на V ступени. Эта тональность построена на главной ступени (V). Ля-минор на VI ступени. Эта тональность является параллельной До-мажору. Ре-минор на II ступени. Параллельная тональности Фа-мажор, построенной на IV (главной) ступени. Ми-минор на III ступени. Параллельная тональности Соль-мажор, построенной на V (главной) ступени. В гармоническом мажоре на IV ступени будет Фа-минор. Эти тональности называются родственными До-мажору (не включая, конечно, сам До-мажор, с которого мы начали список). Таким образом, родственными тональностями называют те тональности, трезвучия которых находятся на ступенях исходной тональности. Каждая тональность имеет 6 родственных тональностей. Для Ля-минора вы можете попробовать найти родственные самостоятельно. Здесь должно получиться следующее: на главных ступенях: Ре-минор (IV ступень) и Ми-минор (V ступень); параллельная главной тональности: До-мажор (III ступень); параллельные тональностям главных ступеней: Фа-мажор (VI ступень) и Соль-мажор (VII ступень); тональность мажорной доминанты: Ми-мажор (V ступень в гармоническом миноре). Тут поясним, что рассматривается именно гармонический минор, в котором повышена VII ступень (в Ля-миноре это нота Соль). Поэтому и получится Ми-мажор, а не Ми-минор. Аналогично в примере с До-мажором мы получили на IV ступени как Фа-мажор (в натуральном мажоре), так и Фа-минор (в гармоническом мажоре). Трезвучия, которые мы с Вами получили на ступенях основных тональностей, являются тоническими трезвучиями родственных тональностей. Итоги Вы познакомились с понятием родственные тональности и научились определять их.
Иконка файла материала 6.docx
Как определить тот набор тональностей, который чаще всего используют при сочинении песен? В этой статье поговорим о родстве тональностей. Вообще все мажорные и минорные тональности образуют группы тональностей, которые находятся в гармоническом родстве. Родство тональностей Рассмотрим тональность До-мажор: Рисунок 1. Тональность до-мажор На схеме римскими цифрами обозначены ступени тональности. На этих ступенях построим трезвучия так, чтобы не использовать знаки альтерации, поскольку C-dur не имеет знаков альтерации: Рисунок 2. Трезвучия на ступенях тональности до-мажор На VII ступени не получается построить без знаков альтерации ни мажорного, ни минорного трезвучия. Рассмотрим подробнее, какие трезвучия мы построили:       До-мажор на I ступени. Фа-мажор на IV ступени. Эта тональность построена на главной ступени (IV). Соль-мажор на V ступени. Эта тональность построена на главной ступени (V). Ля-минор на VI ступени. Эта тональность является параллельной До- мажору. Ре-минор на II ступени. Параллельная тональности Фа-мажор, построенной на IV (главной) ступени. Ми-минор на III ступени. Параллельная тональности Соль-мажор, построенной на V (главной) ступени. В гармоническом мажоре на IV ступени будет Фа-минор. Эти тональности называются родственными До-мажору (не включая, конечно, сам До-мажор, с которого мы начали список). Таким образом, родственными тональностями называют те тональности, трезвучия которых находятся на ступенях исходной тональности. Каждая тональность имеет 6 родственных тональностей. Для Ля-минора вы можете попробовать найти родственные самостоятельно. Здесь должно получиться следующее:     на главных ступенях: Ре-минор (IV ступень) и Ми-минор (V ступень); параллельная главной тональности: До-мажор (III ступень); параллельные тональностям главных ступеней: Фа-мажор (VI ступень) и Соль-мажор (VII ступень); тональность мажорной доминанты: Ми-мажор (V ступень в гармоническом миноре). Тут поясним, что рассматривается именно гармонический минор, в котором повышена VII ступень (в Ля- миноре это нота Соль). Поэтому и получится Ми-мажор, а не Ми-минор. Аналогично в примере с До-мажором мы получили на IV ступени как Фа- мажор (в натуральном мажоре), так и Фа-минор (в гармоническом мажоре). Трезвучия, которые мы с Вами получили на ступенях основных тональностей, являются тоническими трезвучиями родственных тональностей. Итоги Вы познакомились с понятием родственные тональности и научились определять их.