Как определить тот набор тональностей, который чаще всего используют при сочинении песен?
В этой статье поговорим о родстве тональностей. Вообще все мажорные и минорные тональности образуют группы тональностей, которые находятся в гармоническом родстве.
Родство тональностей
Рассмотрим тональность До-мажор:
Cdur
Рисунок 1. Тональность до-мажор
На схеме римскими цифрами обозначены ступени тональности. На этих ступенях построим трезвучия так, чтобы не использовать знаки альтерации, поскольку C-dur не имеет знаков альтерации:
Трезвучия на ступенях Cdur
Рисунок 2. Трезвучия на ступенях тональности до-мажор
На VII ступени не получается построить без знаков альтерации ни мажорного, ни минорного трезвучия. Рассмотрим подробнее, какие трезвучия мы построили:
До-мажор на I ступени.
Фа-мажор на IV ступени. Эта тональность построена на главной ступени (IV).
Соль-мажор на V ступени. Эта тональность построена на главной ступени (V).
Ля-минор на VI ступени. Эта тональность является параллельной До-мажору.
Ре-минор на II ступени. Параллельная тональности Фа-мажор, построенной на IV (главной) ступени.
Ми-минор на III ступени. Параллельная тональности Соль-мажор, построенной на V (главной) ступени.
В гармоническом мажоре на IV ступени будет Фа-минор.
Эти тональности называются родственными До-мажору (не включая, конечно, сам До-мажор, с которого мы начали список). Таким образом, родственными тональностями называют те тональности, трезвучия которых находятся на ступенях исходной тональности. Каждая тональность имеет 6 родственных тональностей.
Для Ля-минора вы можете попробовать найти родственные самостоятельно. Здесь должно получиться следующее:
на главных ступенях: Ре-минор (IV ступень) и Ми-минор (V ступень);
параллельная главной тональности: До-мажор (III ступень);
параллельные тональностям главных ступеней: Фа-мажор (VI ступень) и Соль-мажор (VII ступень);
тональность мажорной доминанты: Ми-мажор (V ступень в гармоническом миноре). Тут поясним, что рассматривается именно гармонический минор, в котором повышена VII ступень (в Ля-миноре это нота Соль). Поэтому и получится Ми-мажор, а не Ми-минор. Аналогично в примере с До-мажором мы получили на IV ступени как Фа-мажор (в натуральном мажоре), так и Фа-минор (в гармоническом мажоре).
Трезвучия, которые мы с Вами получили на ступенях основных тональностей, являются тоническими трезвучиями родственных тональностей.
Итоги
Вы познакомились с понятием родственные тональности и научились определять их.
6.docx
Как определить тот набор тональностей, который чаще всего
используют при сочинении песен?
В этой статье поговорим о родстве тональностей. Вообще все мажорные
и минорные тональности образуют группы тональностей, которые
находятся в гармоническом родстве.
Родство тональностей
Рассмотрим тональность До-мажор:
Рисунок 1. Тональность до-мажор
На схеме римскими цифрами обозначены ступени тональности. На этих
ступенях построим трезвучия так, чтобы не использовать знаки
альтерации, поскольку C-dur не имеет знаков альтерации:
Рисунок 2. Трезвучия на ступенях тональности до-мажор
На VII ступени не получается построить без знаков альтерации
ни мажорного, ни минорного трезвучия. Рассмотрим подробнее, какие
трезвучия мы построили:
До-мажор на I ступени.
Фа-мажор на IV ступени. Эта тональность построена на главной
ступени (IV).
Соль-мажор на V ступени. Эта тональность построена на главной
ступени (V).
Ля-минор на VI ступени. Эта тональность является параллельной До-
мажору.
Ре-минор на II ступени. Параллельная тональности Фа-мажор,
построенной на IV (главной) ступени.
Ми-минор на III ступени. Параллельная тональности Соль-мажор,
построенной на V (главной) ступени.
В гармоническом мажоре на IV ступени будет Фа-минор.
Эти тональности называются родственными До-мажору (не включая,
конечно, сам До-мажор, с которого мы начали список). Таким образом,
родственными тональностями называют те тональности, трезвучия
которых находятся на ступенях исходной тональности. Каждая
тональность имеет 6 родственных тональностей.
Для Ля-минора вы можете попробовать найти родственные
самостоятельно. Здесь должно получиться следующее:
на главных ступенях: Ре-минор (IV ступень) и Ми-минор (V ступень);
параллельная главной тональности: До-мажор (III ступень);
параллельные тональностям главных ступеней: Фа-мажор
(VI ступень) и Соль-мажор (VII ступень);
тональность мажорной доминанты: Ми-мажор (V ступень
в гармоническом миноре). Тут поясним, что рассматривается
именно гармонический минор, в котором повышена VII ступень (в Ля-
миноре это нота Соль). Поэтому и получится Ми-мажор, а не Ми-минор.
Аналогично в примере с До-мажором мы получили на IV ступени как Фа-
мажор (в натуральном мажоре), так и Фа-минор (в гармоническом
мажоре).
Трезвучия, которые мы с Вами получили на ступенях основных
тональностей, являются тоническими трезвучиями родственных
тональностей.
Итоги
Вы познакомились с понятием родственные тональности и научились
определять их.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с
договором-офертой сайта. Вы можете
сообщить о нарушении.
Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с политикой использования Cookies. Это файлы в браузере, которые помогают нам сделать ваш опыт взаимодействия с сайтом удобнее.