Урок русского языка по теме: "Правописание собственных имён существительных. Заглавная буква в географических названиях." На данном уроке ребята закрепляют правила написания имён собственных. При составлении урока использовался краеведческий материал о Кемеровской области. Ученики знакомятся с названиями городов, а также их историей.
Урок русского языка 2 класс Имена собственные..docx
Урок русского языка во 2 классе
Тема: Правописание собственных имён существительных.
Заглавная буква в географических названиях.
Тип урока: Изучение нового материала
Цели урока:
• формировать умения отличать собственные и нарицательные имена
существительные, подбирать примеры таких слов самостоятельно;
• формировать навыки правописания заглавных букв в именах собственных;
проверить знание изученных словарных слов;
• развивать орфографическую зоркость.
Задачи:
Углубление знаний о написании с заглавной буквы названий населённых пунктов, рек,
морей; уточнение представлений учащихся о собственных именах существительных.
Продолжение развития умения различать имена собственные и нарицательные.
Формирование патриотического сознания учащихся, пробуждение интереса к
культурным ценностям своего региона.
Оборудование:
Карта Кемеровской области, раздаточный материал ( карточки – конверты)
Планируемые результаты:
Личностные:
формировать способность к самооценке на основе наблюдения за собственной
деятельностью;
формировать коммуникативные умения детей;
Предметные:
научатся различать имени существительные собственные и нарицательные;
использовать специальную терминологию при определении части речи;
находить и исправлять орфографические ошибки.
Ход урока:
I. Организационный момент
Здравствуйте, ребята.
II. Чистописание
Сегодня на уроке мы повторим написание букв «г , к».
Дайте характеристику этим буквам.
( Согласные, парные, « г» звонкая, « к» глухая, бывают твёрдыми и мягкими)
Прочитайте слово на второй строке . Какое значение имеет слово « город»?
( Крупный населённый пункт, административный, торговый, промышленный и
культурный центр) Какая орфограмма встретилась вам в этом слове?
( Парная согласная на конце слова, словарное слово)
III. Актуализация раннее полученных знаний
Давайте вспомним, как нужно проверить парную согласную?
(Чтобы проверить парную согласную в конце слова надо изменить слово так,
чтобы после согласной стояла гласная)
Подберите однокоренные слова к слову « город».
( Городок, городище, городской, пригород и.т.д)
Кто знает пословицы, в которых встречается слово «город»?
( Москва – всем городам мать. ; Смелость города берёт.)
Ребята, посмотрите на карту Кемеровской области. Что вам известно об этом
городе, возле которого стоит флажок.
( Город Кемерово областной центр. Кемеровская область имеет второе
название Кузбасс, потому что в самом её центре расположен Кузнецкий
каменноугольный бассейн, принёсший славу и известность нашему краю)
А знаете ли вы, чем славится наш край, какого его богатство?
(Наш край богат подземными ископаемыми. Главное богатство Кузнецкой
земли – каменный уголь, а также железная руда )
Почему « Кемерово» написано с заглавной буквы?
(Названия населённых пунктов( городов, посёлков, деревень, улиц, бульваров,
проспектов) рек, озёр пишутся с большой буквы)
А в каких ещё случаях пишется заглавная буква?
( Имена, фамилии, отчества людей, клички животных)
IV. Введение в тему урока
(Чтение стихотворения заранее подготовленным учеником.)
Е. Измайлова «Большая буква»
Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше буквподруг Смотрят с почтеньем на букву подруги.
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти, не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее.
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города!
Буква большая – совсем не пустяк:
В букве большой уважения знак!
Как вы думаете, чему мы сегодня будем учиться?
Сегодня на уроке мы будем учиться выделять из речи имена собственные,
обозначающие города, посёлки и.т.д , то есть географические названия.
Ребята, предлагаю вам совершить заочную экскурсию по Кемеровской области.
V. Изучение нового материала
Составьте предложение о г. Кемерово.
( В городе Кемерово красивые скверы и парки. Кемерово главный город
области).
Давайте запишем самое красивое предложение.
Вам даны слова, из которых нужно составить предложение и выполнить полный
разбор по членам предложения.
На доске:
Сохранились, от, города, древнего, рисунки, человека, Кемерово, недалеко
( Недалеко от города Кемерово сохранились рисунки древнего человека).
Что такое имя существительное, имя прилагательное, глагол? Какая часть речи
членом предложения не является?
Запишем предложения под диктовку.
На берегу реки Томь сейчас находится заповедник «Томская писаница», где
можно увидеть рисунки первобытных людей.
Цель: познакомить детей с историей нашей области, учить разбирать предложение по
членам, Повторить части речи. Ребята, назовите названия рек, которые протекают по территории нашей области?
(Кондома, Мрассу, Уса, Чумыш, Бельсу, Малая Терсь, Большая Терсь …)
Упражнения в написании имён собственных:
На доске написаны слова, их нужно записать через запятую.
ДЕРЕВНЯ. МАЛИНОВКА. РЕКА. ТОМЬ. УЛИЦА. КИРОВА. СЕЛО.
СОСНОВКА
Фронтальная проверка. На какие две группы можно разделить слова?
( Собственные – Малиновка, Томь, Сосновка, Кирова. Нарицательные – деревня,
река, село)
Ребята, а в каком городе мы с вами живём? (В Новокузнецке)
А знаете ли вы, что наш город самый старший из всех городов области. Посмотрите
на эту таблицу. В каком году он был образован?
Белово
Гурьевск
Кемерово
Киселёвск
Междуреченск
Мыски
Новокузнецк
Осинники
1726г.
1816г.
1701г.
1917г.
1946г.
1826г.
1618г.
1926г.
(Он образован в 1618году)
Сколько ему лет? ( 399л.)
Ребята, как называют жителей Новокузнецка? (Новокузнечане)
Давайте напишем в тетради названия городов Кемеровской области, в которых
проживают эти жители.
( Учащиеся выходят по цепочке и записывают название города)
Прокопчане – Калтанцы
Междуреченцы Топкинцы
Беловчане Юргинцы
Как записывали названия городов? Почему? (Названия городов, посёлков, сёл и деревень пишут с заглавной буквы это имена
собственные)
А какие ещё города вы знаете? (Салаир, АнжероСудженск,Калтан и.т.д )
VI. Физминутка
Мы шагаем, мы шагаем.
Никогда не устаём,
Руки кверху поднимаем,
Приседаем и встаём.
Работа с учебником.
Ребята, посмотрите на таблицу. Какой город самый молодой в Кемеровской
области?
В нашей стране много молодых городов, давайте прочитаем о них в учебнике.
Откройте упр.403 на странице 151. Прочитайте задание. Спишите предложения,
укажите части речи.
(Много прекрасных городов и сёл в России. Есть древние города: Москва, Новгород,
Псков, Владимир, Тюмень)
Проверим, какими частями речи являются имена собственные?
Посмотрите упр. 405. Это ваше домашнее задание. Прочитайте, всё ли понятно?
А сейчас я предлагаю вам немножко поиграть.
Игра: « Города»
Собери цепочку слов. Например: Киселёвск – продолжайте на букву «к».
Киселёвск Калтан Новокузнецк Кемерово Осинники – Ижморка Анжеро
Судженск –
VII. Первичное закрепление
Индивидуальная работа по карточкам
Ребята, представьте, что вам нужно написать письмо и отправить по почте . Что для
этого вам понадобится? (Конверт)
У каждого из вас на парте лежит конверт. Напишите на нём свой адрес.
Куда:__________________________область
город_________________________________ посёлок_______________________________
улица________________ дом____кв.______
Кому:_________________________________
VIII. Обобщение знаний
Какие имена существительные мы относим к именам собственным? Что помним о
их написании?
IX. Рефлексия
Вот и подошёл к концу наш урок. Понравился он вам?
Что нового вы узнали сегодня на уроке?
( Сегодня мы учились различать и правильно записывать имена собственные
Узнали много нового о своём родном крае).
X. Итог
Спасибо за урок. Выставление оценок.
Домашнее задание.
Урок русского языка 2 класс "Имя собственное"
Урок русского языка 2 класс "Имя собственное"
Урок русского языка 2 класс "Имя собственное"
Урок русского языка 2 класс "Имя собственное"
Урок русского языка 2 класс "Имя собственное"
Урок русского языка 2 класс "Имя собственное"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.