Урок русского языка 3 класс
Составитель:., Клевцова Н.В. учитель начальных классов
МБОУ «ООШ №3» г. Мариинск, Кемеровская область
Тема: Сложные слова и их правописание.
Цели: 1. Формировать у учащихся представление о словах, которые имеют 2 корня (сложных словах), умение правильно писать в таких словах соединительные гласные о или е; знакомить со способами образования сложных слов, расширять знания о составе слова.
2. Развивать творческую активность, прививать интерес к русскому языку.
3. Воспитывать чувства взаимовыручки, товарищества, умение работать в группе.
Оборудование: карточки с заданиями для групп, толковые словари Ушакова, таблица «Способы образования слов», ребусы, мультимедийный комплекс.
Этапы урока
|
Ход урока |
Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
I. Актуали зация знаний
|
Урок русского языка. Открываем тетради. Что надо записать? ( дату). Комментированная запись числа. Какую запись должны сделать дальше? Напишите слова « Классная работа». 4 5. 1. Минутка чистописания. А сейчас уделите несколько минут чистописанию. У . На одной красивой клумбе живут очень дружные жители. Догадались, кто они? Правильно, удвоенные согласные. Запишите эти буквы в тетрадь (слайд №1) бб жж кк лл мм нн пп сс Хотите узнать, кто посадил эту клумбу? Отгадайте ребус. Какая орфограмма? Запишите эти слова (слайд №2) Алла, Геннадий, Инна 2. Словарная работа. На этой волшебной клумбе живут слова с удвоенными согласными. а какие, мы узнаем, выполнив следующее задание. - Запишите одним словом. • Группа дружных детей (коллектив) • Помещение в школе, где идёт урок (класс) • Шестой день недели (суббота) • Исконный житель России (русский) • Дорога, уложенная асфальтом (шоссе) • Дорога, вдоль которой растут клёны, липы (аллея). Какая орфограмма? Когда удвоенная согласная в корне слова?
|
Познавательные УУД 1.Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3.Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
|
II. Формули рование проблемы, планиро вание деятельности и поиск решения
|
3,5,1. -Какую тайну слова мы узнали на прошлом уроке? 3. Работа в группах. Карточки для каждой группы. 1,2,4,1,2,4. 1. Разобрать слова по составу. 2. Определить, как оно образовано: от какого корня, с помощью чего? Подготовить ответ Группа №1 Группа №2 Группа№3 Группа №4 (лесник пробег походный мухоловка) Как же могут образовываться слова? Ответ групп. на Д. появляется: 1. Приставка отвечает 2,1,4,3 2. Суффикс 3. Приставка и суффикс 4. ? .Дети делают вывод. 4. Физминутка. Звучит музыка. Под музыку дети выполняют упражнения.
|
Регулятивные УУД 1.Развиваем умение высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника.
2.Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу. 4.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
|
III. Развитие умений- примене ние знания.
|
5. Работа в парах. А сейчас вы самостоятельно в парах постарайтесь найти новый способ образования новых слов. 2,3,1,4,2,1,2. 1 задание. А). Прочитать слово. Б). Найти его в словаре В). Подумать, как оно образовано: от каких слов, записать их. какую часть у слов взяли для образования каким способом получили слово? 2. Подготовить выступление. (водопад универмаг медсестра птицелов) Выслушали ответы ребят. Каким же способом образуются слова? Как же называют такие слова? - Что вы узнали? (бывают сложные слова, они образуются сложением двух корней) Дополним схему образования слов: 4-сложением двух корней.. 1 3 4 1 6.Работа с определением.(стр.106) Сравните свой вывод с авторским
При помощи чего соединяются сложные слова? Как эти гласные называются? (соединительные). Молодцы! Что мы сейчас делали?
Какие умения формировали? ( умения работать с информацией) А сейчас вам предстоит узнать когда пишется соединительная о, когда е. 7.Работа в группах. 1,4,3,3,2. 1. Снегокат, зверолов, самолёт 2. Камнепад, пылесос, мореход 3. Птицеферма, мышеловка, лежебока. 4. Водопровод, сороконожка, паровозик. Внимательно прочитайте слова, подумайте от каких слов образованы, выделить корни, подчеркните соединительную гласную. Сделайте вывод. - Соединялись ли слова какими-нибудь буквами кроме «о» и «е»? Какую же новую тайну слова мы узнали? (слова образовываются сложением корней при помощи соединительных гласных о-е). 1,3,4,1 7.Работа с определением.(стр.106) Сравните свой вывод с авторским.
8. Самостоятельная работа. А сейчас мы проверим как вы усвоили тему. Выполните задание карточки в тетрадь.( по уровням) А). Выпишите сложные слова. Угощает, домосед, называет, хлебосольный, трудиться, лежебока, трудолюбивый. Б). Выпишите слова, в которых соединительная гласная «е». пут_шественник, рыб_лов, овощ_хранилище, вод_росль, пут_водитель, сад_вод, част_кол, нов_стройка
В). Заменить словосочетания сложными словами. Чай пить, снег убирать, кашу варить, землю копать. Г). Вставьте пропущённые буквы. Запишите слова в 2 столбика. Земл_ройка, камн_дробилка, больш_глазый, нов_сёл, пул_мётчик, неб_склон, гром_отвод, круг_ворот Проверка.
|
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре и группе.
Личностные результаты 1. Развиваем умения высказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
|
IV. Итог урока.
|
4,2,4. .: 1. Какие тайны слова вы узнали на уроке? (существуют сложные слова. Они образуются сложением двух корней. 2. А для чего, по-вашему, нужны сложные слова? 3. Что на уроке показалось наиболее интересным? 4. У кого появилось желание глубже изучать русский язык, открывать его тайны? _ Что у вас получилось сегодня лучше всего? _ В чем испытали затруднения? _ Кто доволен сегодня своей работой? _ Какую бы отметку вы себе поставили? _ Кто сегодня получил отметку в дневник? _ За что?
|
|
V. Домаш нее задание |
1. Н. Стр. 115, упр.1 2. П. написать сочинение на тему «Они облегчают жизнь человека» ( о технике). Употребить сложные слова.
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.