Урок русского языка 7 класс "Междометие как часть речи"

  • Разработки уроков
  • ppt
  • 13.10.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала Презентация по русскому языку. Междометие как часть речи.ppt
Для чего необходимы служебные части речи?
Запишите предложение. Определите синтаксическую роль междометия бай - бай: Плачет ребенок, трудно матери, “бай-бай” не помогает. А ребенку ведь давно пора бай-бай.
1) ­ Познакомиться с новой частью речи – междометиями и ее  грамматическими особенностями; 2) – формировать умения находить междометия в текстах, определять  роль междометий и конструировать предложения, включая в них  междометия; ­ правильно и уместно употреблять междометия для выражения  эмоций, этикетных формул, команд, приказов; ­ распознавать междометия различных семантических разрядов; ­ развивать внимание, память, коммуникативные способности учащихся;       3) ­  наблюдать за использованием междометий и  звукоподражательных слов в разговорной речи и языке             художественной литературы;          ­ воспитывать интерес к предмету.
Ах! Ох! Ай! Эх! Фу! Увы! Ой – ой – ой! Восторг, восхищение, досада, раздражение, страх, боязнь, испуг, боль. Решимость, досада, упрек! Недовольство, отвращение! Сожаление! Боль!
Междометия   выражают чувства (Ах! Ох! Эх!) побуждают к действию (Алло! Ау! Кыш! Цыц!)
Добрые слова не лень Добрые слова не лень Добрые слова не лень Добрые слова не лень Повторять мне трижды в день. Повторять мне трижды в день. Повторять мне трижды в день. Повторять мне трижды в день. Только выйду за ворота, всем, Только выйду за ворота, всем, Только выйду за ворота, всем, Только выйду за ворота, всем, идущим на работу, идущим на работу, идущим на работу, идущим на работу, Кузнецу, ткачу, врачу, Кузнецу, ткачу, врачу, Кузнецу, ткачу, врачу, Кузнецу, ткачу, врачу, «С добрым утром!» - я кричу. «С добрым утром!» - я кричу. «С добрым утром!» - я кричу. «С добрым утром!» - я кричу. «Добрый день!» - кричу я вслед «Добрый день!» - кричу я вслед «Добрый день!» - кричу я вслед «Добрый день!» - кричу я вслед «Добрый вечер!» - так встречаю «Добрый вечер!» - так встречаю «Добрый вечер!» - так встречаю «Добрый вечер!» - так встречаю Всех, домой спешащих к чаю. Всех, домой спешащих к чаю. Всех, домой спешащих к чаю. Всех, домой спешащих к чаю. Всем, идущим на обед. Всем, идущим на обед. Всем, идущим на обед. Всем, идущим на обед.
до свидания пожалуйста извините спасибо
Междометия   выражают чувства (Ах! Ох! Эх!) Этикетные слова побуждают к действию (Алло! Ау! Кыш! Цыц!)
Междометия   производные (Батюшки! Ужас! Брось!) непроизводн (ну, эх, увы, ые ой!)
­ Определите, какой частью речи и каким членом  предложения является слово «Ну!» в данном  контексте.  Шли однажды Ну и Ну Через речку по бревну.  ­ Ну, скорей! – сказало Ну, ­  А не то я утону! ­ Не спеши! – сказало Ну, ­ Я и так тебя тяну. Разгорелась перебранка,  И какая – то гражданка Головою покачала  И сказала: «Ну и Ну!».                                                            (Р.Сеф)
В один столбик выпишите слова, называющие чувства  (знаменательные части речи), в другой – слова,  выражающие их (междометия). Какими знаками  препинания выделены в тексте междометия? На дворе у нас Барбос вдруг лизнул Наташу в нос. Охватил Наташу страх – громко закричала: «Ах!» От испуга вся в слезах, повторяет: «Ах – ах – ах!» А в лесу в восторг пришла: «Ах! Я белый гриб нашла!» Оказался он гнилой: «Фу! Какой же он плохой!» Отшвырнула и с досадой закричала: «Ах, не надо!»
1.Это неизменяемые слова. 2.Они не выражают эмоций, чувств, побуждений. 3.Состоят из одного слова (бе и др.) или повторяющихся, которые пишутся через дефис (ква – ква и т.д). 4.Служат для образования новых слов: мяуканье, мяукать, кваканье, квакать и т.д. 5. Звукоподражательные слова выступают в роли различных членов предложения..
Удивление                                      (ах, ай, ура, браво, о) Восторг                                          (гм, э, эге) Страх, испуг                                  (ба, о, ну, ого) Сожаление                                     (увы, ах, ох) Недовольство, досаду                   (уф, ух) Побуждение, призыв, запрет        (эй, ау, шабаш, цыц, тсс) Недоумение                                    (да ну, ну  и ну) Замешательство                             (эх, тьфу, у) Облегчение                                     (ай, ой, ух, ужас,  кошмар)
Что узнали? • Особая часть речи; • Выражает, но не называет чувства, побуждения; • Неизменяемая часть речи; • Имеет род; • Производные, непроизводные; • Пишутся через дефис; • Отделяются запятой; • В предложении является дополнением; • Отвечает на вопрос какой? ______________________________________________________________________________________ ___________________________________ _______________________________________________________________________
Информация о домашнем задании: 1.Для всех: Параграф 70, упражнение 416. 2.Индивидуальное: Подготовить сообщение о происхождении междометий баю – бай, здравствуй, спасибо, пожалуйста. http://znanija.com/task/297959
- По условным схемам составьте предложения с междометиями. 1. [ Ау!... ] 2. [ Гав - гав!... ] 3. [ Эй!... ] 4. [ Алло!... ] 5. [ Мяу!... ] 6. [ Здравствуйте, ... ] 7. [ Ох!... ]
Ах! Как красиво! (С восхищением, с восторгом!) Ох! Как плохо! ( С досадой и раздражением!) Ай! Не надо! ( Боязливо, испуганно!) Эх! Пойду потанцую! (Решительно!) Фу! Как грязно! ( С недовольством, с отвращением!) Увы! Все пропало! ( С досадой, с раздражением!) Ой – ой – ой! Больно! (Чувство боли и неприятного ощущения!)
Ах, как трудно жить на свете, Не усвоив междометий! Сердце так и гложет страх. Ах! Эх, ведь спросят как назло! Эх! Ох, беда уже близка! Ох! Ух, захватывает дух! Ух! Ах, Эх, Ох, Ух…Не вызвали!

Посмотрите также