Урок русского языка на тему " Звонкие и глухие согласные"
Оценка 4.8

Урок русского языка на тему " Звонкие и глухие согласные"

Оценка 4.8
Работа в классе
doc
русский язык
5 кл
28.02.2017
Урок русского языка на тему " Звонкие и глухие согласные"
Тип урока: объяснение нового материала Цели урока: Образовательные: - дать понятие о звонких и глухих согласных, формирование умения их различать; - совершенствовать умение слышать и анализировать звучащую речь, звуки русского языка; - совершенствовать речевую и письменную грамотность учащихся. Развивающие: - развивать речевой слух школьников; - формировать умение мыслить, выделять главное, обобщать изученное; - развивать навыки работы учащихся в коллективе. Воспитательные: - поддерживать стремление учащихся высказывать свои мысли; - формировать интерес к предмету. Задачи: - продолжить работу над созданием базы для усвоения основ русской орфографии и грамматики; - познакомить учащихся со звуковыми повторами как средством выразительности русской речи.
Звонкие и глухие согласные.doc
Звонкие и глухие согласные Учитель русского языка и литературы Елбаева Л.Т. Класс: 5 Тип урока: объяснение нового материала  Цели урока: Образовательные: ­ дать понятие о звонких и глухих согласных, формирование умения их различать; ­ совершенствовать умение слышать и анализировать звучащую речь, звуки русского языка; ­ совершенствовать речевую и письменную грамотность учащихся. Развивающие: ­ развивать речевой слух школьников; ­ формировать умение мыслить, выделять главное, обобщать изученное; ­ развивать навыки работы учащихся в коллективе. Воспитательные: ­ поддерживать стремление учащихся высказывать свои мысли; ­ формировать интерес к предмету. Задачи: ­ продолжить работу над созданием базы для усвоения основ русской орфографии и грамматики; ­ познакомить учащихся со звуковыми повторами как средством выразительности  русской речи. Структура урока I             Организационный момент. II            Проверка домашнего задания. III           Сообщение целей и задач урока. IV           Объяснение нового: 1. работа с учебником;  2. сообщение сведений об образовании глухих и звонких согласных; 3. закрепление знаний (игра «Рыбалка») и формирование умений различать звонкие и глухие согласные; 4. знакомство с парными и непарными по глухости/звонкости согласными  (работа с учебником); 5. закрепление знаний ( выборочный диктант с фонетическим заданием); 6. определение функции звонких и глухих согласных звуков; 7. знакомство с фонетическими явлениями (озвончение, оглушение),  наблюдения с использование наглядного материала – плакатов);  8. закрепление знаний и формирование умения различать в речи явления  оглушения и озвончения (выполнение упражнений); 9. совершенствование навыков грамотного письма (игра «Куда причалят  парусники?»); 10.  формирование произносительных норм устного литературного языка у  учащихся; 11.  знакомство учащихся со звуковыми повторами как средством  выразительности русской речи. V             Подведение итогов урока. 1. беседа; 2. тест. VI           Домашнее задание. 2 Звонкие и глухие согласные I. Организационный момент. II Проверка домашнего задания.      Вопросы по упр. 261. ­ Дома вы работали над темой «Мягкие согласные», выполняли  упр.261. ­  В каких из выделенных слов имеются только твёрдые согласные? (Игрушек, лучше, воздуху, мотор). Одни мягкие согласные? (Видеть, вещей). Твёрдые и мягкие ? (Модели, планёр, мачтами, жестяными). ­ По какому признаку согласные звуки могут образовывать пары? (По  твёрдости/мягкости). ­Какие твёрдые согласные звуки не имеют пар? ( [ ж] , [ш] , [ц]   ) ­ Какие мягкие согласные не образуют пар? ( [ч’] ,  [ щ’ ] , [й ’]  ) III. Сообщение целей и задач урока. ­ Представьте, что к нам в класс вошли два приятеля (они часто входят к нам  на уроки парой), два знакомых нам согласных. Они очень похожи друг на друга,  одинаково сложены, одинаково ходят, смотрят. Но когда один говорит – его  слышно, а другого очень трудно услышать, даже когда он старается говорить  громко.  ­ Что же это за согласные? (Парные по глухости – звонкости согласные) IV. Объяснение нового. Объявление и запись темы урока. ­ Сегодня на уроке мы рассмотрим особенности образования звонких и  глухих согласных, остановимся  на произносительных нормах русского  литературного языка, определим функции звонких и глухих согласных звуков,  повторим написание звонких и глухих согласных в корне слова. 1. Работа с учебником ­ Откройте учебник на странице 114, материал для наблюдений, прочитайте  задание (чтение уч­ся). ­ Какие предметы изображены на картинках? (Стол, шкаф, журнал) ­ В каком из названных слов имеются только звонкие согласные звуки?   (Журнал) 3 ­ В каком – только глухие? (Шкаф) ­ В каком слове присутствуют звонкие и глухие? (Стол) ­ Как вы узнавали, где звонкий, а где глухой согласный? 2. Сообщение учащимся сведений об образовании глухих и звонких  согласных. ­ Различие глухих и звонких согласных связано с особенностями их  образования.     Вы уже знакомы с тем, что звуки речи образуются при помощи специальных  органов речи, они показаны на рисунке ( слайд ). Из лёгких по дыхательному горлу  воздушная струя идёт в гортань, проходит через щель между голосовыми связками,  а затем попадает в ротовую полость. В ротовой полости в образовании звуков речи принимают участие язык, губы,  зубы, нёбная занавеска, отделяющая полость рта от полости носа. От работы  органов речи, их различного положения и зависят различия в звуках. Звуки могут состоять или из голоса, который образуется в результате работы  напряжённых голосовых связок, или из шума, который образуется в полости рта,  или из голоса и шума одновременно. Рассмотрим, как образуются звонкие и глухие согласные.  Например, звук [п]  состоит только из шума. Струя воздуха свободно проходит через щель между  ненапряжёнными голосовыми связками (они при этом не дрожат), но в полости рта  встречает преграду – сжатые губы. Воздух размыкает их, и при этом образуется  шум. Звук [б] отличается от звука [п] тем, что в его образовании участвуют  голосовые связки. Он состоит из шума и голоса. Голос создаётся в гортани при  прохождении воздушной струи между натянутыми голосовыми связками (они  начинают дрожать). Шум возникает в ротовой полости, когда воздушная струя  размыкает сомкнутые губы (как при образовании звука [п]. При образовании большинства звуков русского языка нёбная занавеска  бывает приподнята. Однако при произнесении звуков [л],  [м],  [н] она опускается, и  воздух проходит через полость носа. ­ Как вы поняли, из чего состоят глухие согласные? (Из шума) ­ Звонкие? (Из голоса и шума) 3. Закрепление знаний. Игра « Рыбалка» (слайд, раздаточный материал) ­ Представьте, что вы на рыбалке. Вам необходимо за 2 минуты «наловить»  как можно больше рыбы и распределить её по вёдрам: в 1­е ведро вы наполняете  рыбой, в названии которой только звонкие согласные, 2­ое – только глухие,  3­е –   звонкие и глухие.   Проверка.  4 4. Знакомство с парными и непарными по глухости/звонкости  согласными (работа с учебником). ­ Большинство звонких и глухих согласных образуют пары, в которых один  звук отличается от другого только глухостью – звонкостью.   Найдите на стр.114 учебника и назовите согласные звуки, которые образуют  пары. [б    б’       в    в’       г   г’       д   д’        ж       з    з’]     * 11 пар            [ п    п’      ф    ф’      к   к’      т    т'         ш      с   с’] ­ Некоторые согласные могут быть только глухими, то есть они не имеют  парных по звонкости. Это непарные глухие согласные . Произнесите эти звуки.  ( [ х ],  [ х’ ],  [ц ],  [ ч’ ],  [ щ’ ]  ­ 5 )   Некоторые согласные могут быть только звонкими, это непарные звонкие  согласные. Назовите их. ( [ й'],  [ л ],  [л’ ],  [м],  [ м’ ], [ н ],  [ н’ ],  [р ],  [ р’ ]  ­ 9 )   ­ Как вы понимаете, что звук [ л ] не имеет парного глухого? (Это значит, что  нет такого согласного, который произносился бы так же, как [ л ], но без голоса. 5. Тренировочные упражнения. 1. ­ Потренируемся в определении парных и непарных по глухости­звонкости  согласных. Запись в тетрадях. Выборочный диктант (с фонетическим заданием). ­ Из диктуемых слов выбрать и записать в 1­й столбик слова, на конце  которых произносится непарный по глухости­звонкости согласный, во 2­ой –  парный. Данные звуки записать в транскрипции.  Герой, зонт, борец, капитан, бланк, успех, корабль, рост, помощь, парус,   восемь. ­  Охарактеризуйте согласные звуки в слове борец. (  [ б  ] ­ согл., твёрдый парный, звонкий парный               [ р’ ]  ­ согл., мягкий парный, звонкий непарный               [ ц  ]  ­ согл., твёрдый непарный, глухой непарный.) ­ Какими буквами на письме обозначаются данные звуки?           6. Определение функции звонких и глухих согласных звуков. ­ Мы знаем, что согласных звуков в русском языке больше, чем гласных.  Поэтому, слов с повторяющимися согласными очень мало (мама, папа, боб), но  много слов, которые различаются только одним согласным звуком. 5 Эта особенность языка отражена в стихотворных строках, с которыми мы  сейчас поработаем. Ваша задача: прочитать строки и найти слова, в которых  вместо одного парного согласного произносится другой. 1.   Пальчик я порезал малость…       Проявите ко мне шалость. 2.   В предложении про кочку       Я в конце поставлю дочку. 3.   Подложил я в печь дровишки,       Чтобы шар испёк коврижки. 4.   Я под солнышком хожу,       За собою день ношу. 5.   Вырос том многоэтажным,       Стал в квартале самым важным. 6.    Голос во поле стоит,        Голос золотом горит. 7.    Ничто Серёже не поможет,        Его доска сегодня гложет! 8.     «Ура! Весна!­ сказала дочка. –         На ветвях набухли бочки!» 9.    После школы весь народ        Корка ледяная ждёт. 10.  Чтоб для маленькой сестрёнки        Грушу спелую достать,        Уверяю, что не стоит        Балку с дерева ломать. ­ Какое значение имеют слова горка и корка? Горка – возвышенность, сделанная из снега, для катания с неё на санках. Корка – верхний затвердевший слой чего­нибудь. ­ Сделайте вывод о том, какую функцию выполняют парные согласные?  (Смыслоразличительную) 6 7 .  Знакомство с фонетическими явлениями, которые могут наблюдаться в  речи. ­ Сейчас мы понаблюдаем, какие фонетические явления могут происходить в  слове. Представьте, что иногда два разных звука (при этом один звонкий, а другой  глухой) оказываются в слове рядом. Тогда второй  так влияет на первый, что  первый становится тоже звонким (и тогда учёные­лингвисты говорят :  «Произошло озвончение»), или как и второй, ­ глухим (тогда учёные­лингвисты  говорят : «Произошло оглушение»). Например, у нас два разных звука: звонкий [ д ] и глухой [ ш ]. Сделаем так,  чтобы они оказались рядом. Рисунок ­ Что мы слышим? Да, именно глухой [т ] и глухой [ ш ]. ­ Что же произошло? (Оглушение) Рисунок ­ Что мы слышим? Звонкий [з’] и звонкий [б]. ­ Что  произошло? (Озвончение) ­ Итак, как вы поняли, когда звонкий согласный становится глухим, а глухой  звонким? ­ Назовите ещё одну позицию, находясь в которой звонкий согласный оглушается?  (Позиция на конце слова) 8. Закрепление знаний и формирование умения различать в речи  явления оглушения и озвончения (выполнение упражнений). Тренировочные упражнения. 7 1. ­ Выполним упражнение. Вам необходимо записать слова под диктовку,  определить, какое фонетическое явление происходит при произнесении слова,  сделать выборочную транскрипцию так, как это представлено на рисунках.            Молотьба ­  моло[д'б ]а, сказка ­ ска[ ск]а, женитьба ­ жени[д' б ]а, просьба ­  про[з' б ]а, труд ­ тру[т], сбежать ­ [ з]бежать, дождь[ ш т']. ­ Из записанных примеров видно, что написание слова чаще всего  не  соответствует его произношению. 9. Совершенствование навыков грамотного письма (игра «Куда  причалят парусники?»).  Игра «Куда причалят парусники?». ­ Посмотрите на экран. (Слайд № 2) ???????? ­ На рисунке в бинокле видны две лодки, на их парусах можно прочитать  буквы ж и ш. Определите  название каждой лодки? («Морж», «Крепыш»). Как вы  догадались? (Формулирование правила) ­Какие звуки (звонкие или глухие) обозначаются последними буквами этих  слов? (Глухие).  ­ Парусники могут подходить только к своим словам. К каким словам  причалят лодки?             Запись в тетради в два столбика. Обозначение орфограммы.             ча…ка ло…ка кни..ка  клю…ка кры…ка обло…ка кату…ка варе…ка 10. Работа над произносительными нормами устного литературного  языка. ­ Понаблюдаем над произношением некоторых согласных звуков. Запись предложения. Объяснение постановки знака препинания в  предложении. Составление схемы. Я всегда удивлялся, что снег так сильно изменяет природу. [      ], (что  ). ­ На схеме мы обозначили союз что. В чём особенности произношения этого  слова?    (  На месте буквенного сочетания чт произносится звуковое [   шт   ]  ) ­ На экране записаны слова (Слайд)  8 что чтобы конечно пустячный скворечник яичница Некоторые ребята получили задание составить небольшой текст, используя  данные слова. Проследите за тем, как они произносятся.             Чтение миниатюр. ­ В чём особенность произношения выделенных буквосочетаний? (  На месте  буквенного сочетаний чт, шн  произносятся звуковые [   шт   ] , [   шн  ]  ).         Чтение слов (учитель произносит, дети хором повторяют). ­Эти слова помещены в учебнике на стр.124. Дома вы запишите их в раздел  ученического словаря «Говори правильно!» и запомните произношение. 11. Работа над звуковыми повторами как средством выразительности  речи.           ­ Мы уже отметили, что согласные выполняют смыслоразличительную  функцию. Какую же ещё роль могут играть звонкие и глухие согласные? Вы знаете, что слова создаются при помощи звуков. Звуки, если они не  являются словами (союзами, предлогами,…) , ничего не значат. Однако иногда  смысл слова закрепляется за отдельным звуком, входящим в это слово. Так  случилось, например, со звуком [р], который входит в слова гром, гроза, раскаты,  грохот, и теперь слова со звуком [р] используются для передачи этих явлений  природы. Так, поэт Ф.И. Тютчев в стихотворении «Весенняя гроза» намеренно  включает слова, содержащие этот звук: Люблю грозу в начале мая,  Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. Гремят раскаты молодые… ­ Повторение звуков [р], [з], сочетания звуков [гр] помогают воспроизвести  звучание громовых раскатов, создают звуковой образ начинающейся грозы. ­Как называется художественный приём, который использует автор?  (Звукоподражание, аллитерация – повторение согласных, создающих звуковой  образ, усиливающих выразительность поэтической речи) ­ Великие писатели  всегда добиваются музыкального звучания своих  произведений, стремясь с помощью звуков изобразить то, о чём пишут. Они сознательно подбирают слова с повторяющимися шипящими,  свистящими, дрожащими звуками. В стихотворениях А.С. Пушкина,                 М.Ю.  9 Лермонтова, А.А. Блока и других поэтов мы находим большое количество  звукописи. Нужно помнить, что звукопись – одно из свойств выразительной речи. V. Подведение итогов.  Беседа ­ Что сегодня нового вы узнали на уроке?             Тест (слайд) 1.  Звонкие согласные звуки состоят из A. голоса; Б.   шума; В.   шума и голоса. 2.  Какой согласный звук не имеет пары по глухости / звонкости?  А.  [ ц ];   Б.   [ф’];   В.  [ ж ]. 3.  Найдите слово, в котором наблюдается такое фонетическое явление, как  озвончение глухого согласного:           А. салазки;           Б.  гардероб;           В.  сделать. 4.  В каком слове на месте буквосочетания чн произносится [ шн ]?           А. кирпичный;           Б. скворечник;           В. дачный (участок). 5.  Какое средство художественной выразительности используется в  скороговорке?                   От топота копыт пыль по полю летит.              А. эпитет;              Б.  сравнение;              В.  звукоподражание. VI           Домашнее задание.                  П. 44; упр. 266 или составить 2­3 предложения о природе, употребив в них шуршащие звуки. 10

Урок русского языка на тему " Звонкие и глухие согласные"

Урок русского языка на тему " Звонкие и глухие согласные"

Урок русского языка на тему " Звонкие и глухие согласные"

Урок русского языка на тему " Звонкие и глухие согласные"

Урок русского языка на тему " Звонкие и глухие согласные"

Урок русского языка на тему " Звонкие и глухие согласные"

Урок русского языка на тему " Звонкие и глухие согласные"

Урок русского языка на тему " Звонкие и глухие согласные"

Урок русского языка на тему " Звонкие и глухие согласные"

Урок русского языка на тему " Звонкие и глухие согласные"

Урок русского языка на тему " Звонкие и глухие согласные"

Урок русского языка на тему " Звонкие и глухие согласные"

Урок русского языка на тему " Звонкие и глухие согласные"

Урок русского языка на тему " Звонкие и глухие согласные"

Урок русского языка на тему " Звонкие и глухие согласные"

Урок русского языка на тему " Звонкие и глухие согласные"

Урок русского языка на тему " Звонкие и глухие согласные"

Урок русского языка на тему " Звонкие и глухие согласные"

Урок русского языка на тему " Звонкие и глухие согласные"

Урок русского языка на тему " Звонкие и глухие согласные"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.02.2017