Урок русского языка на тему " Звонкие и глухие согласные"
Оценка 4.8
Работа в классе
doc
русский язык
5 кл
28.02.2017
Тип урока: объяснение нового материала
Цели урока:
Образовательные:
- дать понятие о звонких и глухих согласных, формирование умения их различать;
- совершенствовать умение слышать и анализировать звучащую речь, звуки русского языка;
- совершенствовать речевую и письменную грамотность учащихся.
Развивающие:
- развивать речевой слух школьников;
- формировать умение мыслить, выделять главное, обобщать изученное;
- развивать навыки работы учащихся в коллективе.
Воспитательные:
- поддерживать стремление учащихся высказывать свои мысли;
- формировать интерес к предмету.
Задачи:
- продолжить работу над созданием базы для усвоения основ русской орфографии и грамматики;
- познакомить учащихся со звуковыми повторами как средством выразительности русской речи.
Звонкие и глухие согласные.doc
Звонкие и глухие согласные
Учитель русского языка и литературы Елбаева Л.Т.
Класс: 5
Тип урока: объяснение нового материала
Цели урока:
Образовательные:
дать понятие о звонких и глухих согласных, формирование умения их различать;
совершенствовать умение слышать и анализировать звучащую речь, звуки русского
языка;
совершенствовать речевую и письменную грамотность учащихся.
Развивающие:
развивать речевой слух школьников;
формировать умение мыслить, выделять главное, обобщать изученное;
развивать навыки работы учащихся в коллективе.
Воспитательные:
поддерживать стремление учащихся высказывать свои мысли;
формировать интерес к предмету.
Задачи:
продолжить работу над созданием базы для усвоения основ русской орфографии и
грамматики;
познакомить учащихся со звуковыми повторами как средством выразительности
русской речи. Структура урока
I Организационный момент.
II Проверка домашнего задания.
III Сообщение целей и задач урока.
IV Объяснение нового:
1. работа с учебником;
2. сообщение сведений об образовании глухих и звонких согласных;
3. закрепление знаний (игра «Рыбалка») и формирование умений различать
звонкие и глухие согласные;
4. знакомство с парными и непарными по глухости/звонкости согласными
(работа с учебником);
5. закрепление знаний ( выборочный диктант с фонетическим заданием);
6. определение функции звонких и глухих согласных звуков;
7. знакомство с фонетическими явлениями (озвончение, оглушение),
наблюдения с использование наглядного материала – плакатов);
8. закрепление знаний и формирование умения различать в речи явления
оглушения и озвончения (выполнение упражнений);
9. совершенствование навыков грамотного письма (игра «Куда причалят
парусники?»);
10. формирование произносительных норм устного литературного языка у
учащихся;
11. знакомство учащихся со звуковыми повторами как средством
выразительности русской речи.
V Подведение итогов урока.
1. беседа;
2. тест.
VI Домашнее задание.
2 Звонкие и глухие согласные
I. Организационный момент.
II Проверка домашнего задания.
Вопросы по упр. 261.
Дома вы работали над темой «Мягкие согласные», выполняли упр.261.
В каких из выделенных слов имеются только твёрдые согласные? (Игрушек,
лучше, воздуху, мотор). Одни мягкие согласные? (Видеть, вещей). Твёрдые и мягкие
? (Модели, планёр, мачтами, жестяными).
По какому признаку согласные звуки могут образовывать пары? (По
твёрдости/мягкости).
Какие твёрдые согласные звуки не имеют пар? ( [ ж] , [ш] , [ц] )
Какие мягкие согласные не образуют пар? ( [ч’] , [ щ’ ] , [й ’] )
III. Сообщение целей и задач урока.
Представьте, что к нам в класс вошли два приятеля (они часто входят к нам
на уроки парой), два знакомых нам согласных. Они очень похожи друг на друга,
одинаково сложены, одинаково ходят, смотрят. Но когда один говорит – его
слышно, а другого очень трудно услышать, даже когда он старается говорить
громко.
Что же это за согласные? (Парные по глухости – звонкости согласные)
IV. Объяснение нового.
Объявление и запись темы урока.
Сегодня на уроке мы рассмотрим особенности образования звонких и
глухих согласных, остановимся на произносительных нормах русского
литературного языка, определим функции звонких и глухих согласных звуков,
повторим написание звонких и глухих согласных в корне слова.
1. Работа с учебником
Откройте учебник на странице 114, материал для наблюдений, прочитайте
задание (чтение учся).
Какие предметы изображены на картинках? (Стол, шкаф, журнал)
В каком из названных слов имеются только звонкие согласные звуки?
(Журнал)
3 В каком – только глухие? (Шкаф)
В каком слове присутствуют звонкие и глухие? (Стол)
Как вы узнавали, где звонкий, а где глухой согласный?
2. Сообщение учащимся сведений об образовании глухих и звонких
согласных.
Различие глухих и звонких согласных связано с особенностями их
образования.
Вы уже знакомы с тем, что звуки речи образуются при помощи специальных
органов речи, они показаны на рисунке ( слайд ). Из лёгких по дыхательному горлу
воздушная струя идёт в гортань, проходит через щель между голосовыми связками,
а затем попадает в ротовую полость.
В ротовой полости в образовании звуков речи принимают участие язык, губы,
зубы, нёбная занавеска, отделяющая полость рта от полости носа. От работы
органов речи, их различного положения и зависят различия в звуках.
Звуки могут состоять или из голоса, который образуется в результате работы
напряжённых голосовых связок, или из шума, который образуется в полости рта,
или из голоса и шума одновременно.
Рассмотрим, как образуются звонкие и глухие согласные. Например, звук [п]
состоит только из шума. Струя воздуха свободно проходит через щель между
ненапряжёнными голосовыми связками (они при этом не дрожат), но в полости рта
встречает преграду – сжатые губы. Воздух размыкает их, и при этом образуется
шум.
Звук [б] отличается от звука [п] тем, что в его образовании участвуют
голосовые связки. Он состоит из шума и голоса. Голос создаётся в гортани при
прохождении воздушной струи между натянутыми голосовыми связками (они
начинают дрожать). Шум возникает в ротовой полости, когда воздушная струя
размыкает сомкнутые губы (как при образовании звука [п].
При образовании большинства звуков русского языка нёбная занавеска
бывает приподнята. Однако при произнесении звуков [л], [м], [н] она опускается, и
воздух проходит через полость носа.
Как вы поняли, из чего состоят глухие согласные? (Из шума)
Звонкие? (Из голоса и шума)
3. Закрепление знаний.
Игра « Рыбалка» (слайд, раздаточный материал)
Представьте, что вы на рыбалке. Вам необходимо за 2 минуты «наловить»
как можно больше рыбы и распределить её по вёдрам: в 1е ведро вы наполняете
рыбой, в названии которой только звонкие согласные, 2ое – только глухие, 3е –
звонкие и глухие.
Проверка.
4 4. Знакомство с парными и непарными по глухости/звонкости
согласными (работа с учебником).
Большинство звонких и глухих согласных образуют пары, в которых один
звук отличается от другого только глухостью – звонкостью.
Найдите на стр.114 учебника и назовите согласные звуки, которые образуют
пары.
[б б’ в в’ г г’ д д’ ж з з’] * 11 пар
[ п п’ ф ф’ к к’ т т' ш с с’]
Некоторые согласные могут быть только глухими, то есть они не имеют
парных по звонкости. Это непарные глухие согласные . Произнесите эти звуки.
( [ х ], [ х’ ], [ц ], [ ч’ ], [ щ’ ] 5 )
Некоторые согласные могут быть только звонкими, это непарные звонкие
согласные. Назовите их.
( [ й'], [ л ], [л’ ], [м], [ м’ ], [ н ], [ н’ ], [р ], [ р’ ] 9 )
Как вы понимаете, что звук [ л ] не имеет парного глухого? (Это значит, что
нет такого согласного, который произносился бы так же, как [ л ], но без голоса.
5. Тренировочные упражнения.
1. Потренируемся в определении парных и непарных по глухостизвонкости
согласных.
Запись в тетрадях.
Выборочный диктант (с фонетическим заданием).
Из диктуемых слов выбрать и записать в 1й столбик слова, на конце
которых произносится непарный по глухостизвонкости согласный, во 2ой –
парный. Данные звуки записать в транскрипции.
Герой, зонт, борец, капитан, бланк, успех, корабль, рост, помощь, парус,
восемь.
Охарактеризуйте согласные звуки в слове борец.
( [ б ] согл., твёрдый парный, звонкий парный
[ р’ ] согл., мягкий парный, звонкий непарный
[ ц ] согл., твёрдый непарный, глухой непарный.)
Какими буквами на письме обозначаются данные звуки?
6. Определение функции звонких и глухих согласных звуков.
Мы знаем, что согласных звуков в русском языке больше, чем гласных.
Поэтому, слов с повторяющимися согласными очень мало (мама, папа, боб), но
много слов, которые различаются только одним согласным звуком.
5 Эта особенность языка отражена в стихотворных строках, с которыми мы
сейчас поработаем. Ваша задача: прочитать строки и найти слова, в которых
вместо одного парного согласного произносится другой.
1. Пальчик я порезал малость…
Проявите ко мне шалость.
2. В предложении про кочку
Я в конце поставлю дочку.
3. Подложил я в печь дровишки,
Чтобы шар испёк коврижки.
4. Я под солнышком хожу,
За собою день ношу.
5. Вырос том многоэтажным,
Стал в квартале самым важным.
6. Голос во поле стоит,
Голос золотом горит.
7. Ничто Серёже не поможет,
Его доска сегодня гложет!
8. «Ура! Весна! сказала дочка. –
На ветвях набухли бочки!»
9. После школы весь народ
Корка ледяная ждёт.
10. Чтоб для маленькой сестрёнки
Грушу спелую достать,
Уверяю, что не стоит
Балку с дерева ломать.
Какое значение имеют слова горка и корка?
Горка – возвышенность, сделанная из снега, для катания с неё на санках.
Корка – верхний затвердевший слой чегонибудь.
Сделайте вывод о том, какую функцию выполняют парные согласные?
(Смыслоразличительную)
6 7 . Знакомство с фонетическими явлениями, которые могут наблюдаться в
речи.
Сейчас мы понаблюдаем, какие фонетические явления могут происходить в
слове.
Представьте, что иногда два разных звука (при этом один звонкий, а другой
глухой) оказываются в слове рядом. Тогда второй так влияет на первый, что
первый становится тоже звонким (и тогда учёныелингвисты говорят :
«Произошло озвончение»), или как и второй, глухим (тогда учёныелингвисты
говорят : «Произошло оглушение»).
Например, у нас два разных звука: звонкий [ д ] и глухой [ ш ]. Сделаем так,
чтобы они оказались рядом.
Рисунок
Что мы слышим? Да, именно глухой [т ] и глухой [ ш ].
Что же произошло? (Оглушение)
Рисунок
Что мы слышим? Звонкий [з’] и звонкий [б].
Что произошло? (Озвончение)
Итак, как вы поняли, когда звонкий согласный становится глухим, а глухой
звонким?
Назовите ещё одну позицию, находясь в которой звонкий согласный оглушается?
(Позиция на конце слова)
8. Закрепление знаний и формирование умения различать в речи
явления оглушения и озвончения (выполнение упражнений).
Тренировочные упражнения.
7 1. Выполним упражнение. Вам необходимо записать слова под диктовку,
определить, какое фонетическое явление происходит при произнесении слова,
сделать выборочную транскрипцию так, как это представлено на рисунках.
Молотьба моло[д'б ]а, сказка ска[ ск]а, женитьба жени[д' б ]а, просьба
про[з' б ]а, труд тру[т], сбежать [ з]бежать, дождь[ ш т'].
Из записанных примеров видно, что написание слова чаще всего не
соответствует его произношению.
9. Совершенствование навыков грамотного письма (игра «Куда
причалят парусники?»).
Игра «Куда причалят парусники?».
Посмотрите на экран. (Слайд № 2) ????????
На рисунке в бинокле видны две лодки, на их парусах можно прочитать
буквы ж и ш. Определите название каждой лодки? («Морж», «Крепыш»). Как вы
догадались? (Формулирование правила)
Какие звуки (звонкие или глухие) обозначаются последними буквами этих
слов? (Глухие).
Парусники могут подходить только к своим словам. К каким словам
причалят лодки?
Запись в тетради в два столбика. Обозначение орфограммы.
ча…ка
ло…ка
кни..ка
клю…ка
кры…ка
обло…ка
кату…ка
варе…ка
10. Работа над произносительными нормами устного литературного
языка.
Понаблюдаем над произношением некоторых согласных звуков.
Запись предложения. Объяснение постановки знака препинания в
предложении. Составление схемы.
Я всегда удивлялся, что снег так сильно изменяет природу. [ ], (что ).
На схеме мы обозначили союз что. В чём особенности произношения этого
слова? ( На месте буквенного сочетания чт произносится звуковое [ шт ] )
На экране записаны слова (Слайд)
8 что
чтобы
конечно
пустячный
скворечник
яичница
Некоторые ребята получили задание составить небольшой текст, используя
данные слова. Проследите за тем, как они произносятся.
Чтение миниатюр.
В чём особенность произношения выделенных буквосочетаний? ( На месте
буквенного сочетаний чт, шн произносятся звуковые [ шт ] , [ шн ] ).
Чтение слов (учитель произносит, дети хором повторяют).
Эти слова помещены в учебнике на стр.124. Дома вы запишите их в раздел
ученического словаря «Говори правильно!» и запомните произношение.
11. Работа над звуковыми повторами как средством выразительности
речи.
Мы уже отметили, что согласные выполняют смыслоразличительную
функцию. Какую же ещё роль могут играть звонкие и глухие согласные?
Вы знаете, что слова создаются при помощи звуков. Звуки, если они не
являются словами (союзами, предлогами,…) , ничего не значат. Однако иногда
смысл слова закрепляется за отдельным звуком, входящим в это слово. Так
случилось, например, со звуком [р], который входит в слова гром, гроза, раскаты,
грохот, и теперь слова со звуком [р] используются для передачи этих явлений
природы.
Так, поэт Ф.И. Тютчев в стихотворении «Весенняя гроза» намеренно
включает слова, содержащие этот звук:
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые…
Повторение звуков [р], [з], сочетания звуков [гр] помогают воспроизвести
звучание громовых раскатов, создают звуковой образ начинающейся грозы.
Как называется художественный приём, который использует автор?
(Звукоподражание, аллитерация – повторение согласных, создающих звуковой
образ, усиливающих выразительность поэтической речи)
Великие писатели всегда добиваются музыкального звучания своих
произведений, стремясь с помощью звуков изобразить то, о чём пишут.
Они сознательно подбирают слова с повторяющимися шипящими,
свистящими, дрожащими звуками. В стихотворениях А.С. Пушкина, М.Ю.
9 Лермонтова, А.А. Блока и других поэтов мы находим большое количество
звукописи.
Нужно помнить, что звукопись – одно из свойств выразительной речи.
V.
Подведение итогов.
Беседа
Что сегодня нового вы узнали на уроке?
Тест (слайд)
1. Звонкие согласные звуки состоят из
A. голоса;
Б. шума;
В. шума и голоса.
2. Какой согласный звук не имеет пары по глухости / звонкости?
А. [ ц ];
Б. [ф’];
В. [ ж ].
3. Найдите слово, в котором наблюдается такое фонетическое явление, как
озвончение глухого согласного:
А. салазки;
Б. гардероб;
В. сделать.
4. В каком слове на месте буквосочетания чн произносится [ шн ]?
А. кирпичный;
Б. скворечник;
В. дачный (участок).
5. Какое средство художественной выразительности используется в
скороговорке?
От топота копыт пыль по полю летит.
А. эпитет;
Б. сравнение;
В. звукоподражание.
VI Домашнее задание.
П. 44; упр. 266 или составить 23 предложения о природе, употребив в них
шуршащие звуки.
10
Урок русского языка на тему " Звонкие и глухие согласные"
Урок русского языка на тему " Звонкие и глухие согласные"
Урок русского языка на тему " Звонкие и глухие согласные"
Урок русского языка на тему " Звонкие и глухие согласные"
Урок русского языка на тему " Звонкие и глухие согласные"
Урок русского языка на тему " Звонкие и глухие согласные"
Урок русского языка на тему " Звонкие и глухие согласные"
Урок русского языка на тему " Звонкие и глухие согласные"
Урок русского языка на тему " Звонкие и глухие согласные"
Урок русского языка на тему " Звонкие и глухие согласные"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.