Урок русского языка на тему "Нарушение лексических норм" (10 класс)
Оценка 4.9

Урок русского языка на тему "Нарушение лексических норм" (10 класс)

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
10 кл
09.04.2017
Урок русского языка  на тему "Нарушение лексических норм" (10 класс)
Урок содержит все основные нарушения лексических норм, проверяемые в рамках ЕГЭ по русскому языку и итоговому сочинению по литературе в 11 классе. Материал представлен на разных уровнях лексических нарушений как в устной, так и в письменной форме. Рекомендован для профильных классов.
урок мой 10 р.я..docx
Тема урока «Нарушения лексических норм»  Цель урока: закрепление понятия лексические ошибки, анализ наиболее  часто встречающихся в речи ошибок и неточностей. Задачи урока:  обучающие: повторить классификацию речевых ошибок; на конкретных  примерах неправильного словоупотребления рассмотреть типы речевых  ошибок и причины их появления в речи;  ­развивающие: развивать навыки совершенствования речевого высказывания  (способность определять и исправлять речевые недочеты, связанные с  нарушением лексических норм употребления слов); ­воспитательные: воспитывать культуру речи учащихся, чувство  ответственности по отношению к слову. Оборудование:  презентация, ученический словарь­справочник, раздаточный  материал, толковый словарь русского языка, словарь синонимов, паронимов. Ход урока I  .  Организационный момент ­Здравствуйте, ребята! Садитесь. II   .  Мотивация учебной деятельности ­При встрече мы часто спрашиваем друг у друга: «Как дела?»  И в  большинстве случаев слышим ответ: «Нормально». На ваш взгляд, как это –  «нормально»?  ­Что такое  норма?   (с.17) ( слайд 1) ( Норма – относительно устойчивые  правила употребления языковых единиц, принятые в обществе в качестве  образцовых.).  Нормы пронизывают все уровни языка.   ­Какие  языковые нормы  вы знаете? (орфоэпические, лексические,  морфологические и синтаксические, орфографические и пунктуационные) ­Послушайте отрывок из стихотворения Аркадия Хайта. Что напоминает? Люблю я майскую грозу в начале мая, Когда весной весенний первый гром, Как бы резвяся и в игру играя, Грохочет громко в небе голубом. Но более всего предпочитаю осень, Когда плодами все плодоносит, И в сенокос косою сено косят, И масло масляное на столе стоит.  . Целеполагание  ­Нарушения  каких норм вы услышали? Назовите тему сегодняшнего урока. ­  Проверим по слайду  (на слайде2).  III  ­А как бы вы  сформулируйте цель нашего урока? (  Цель урока сегодня – учиться не допускать в своей речи нарушения  лексических норм). ­ Что вы понимаете под лексическими нормами?  (Правильность выбора слова или фразеологизма  и уместность его употребления )  ­Действительно. Чтобы предупредить неправильное употребление слов и  словосочетаний,  мы обратим внимание на типичные речевые ошибки.  Именно их допускают в речи чаще всего (69% всех ошибок). IV   .  Актуализация опорных знаний. ­На предыдущем уроке вы изучали речевые недочеты. Результатом вашей  работы стала заполненная таблица. В случае затруднения вы можете ей  пользоваться.  ­ Что  ещё у вас на партах? ( словарь паронимов,  карточки­задания ). ­ Итак, повторим виды речевых ошибок ( по таблице.) ВИД ОШИБКИ ПРИМЕРЫ ПРАВИЛЬНЫЙ ВАРИАНТ 1.Употребление слова в  несвойственном ему  значении. 2.Нарушение лексической сочетаемости слова. 3.Смешение паронимов. 4.Употребление  многозначных слов или  омонимов, приводящее к  двусмысленности  высказывания. Всю ЧЕТВЕРТУЮ декаду  апреля было холодно. Всю ПОСЛЕДНЮЮ декаду  апреля было холодно. У Ирины КАРИЕ волосы. В ЕЛОЧНОМ лесу зеленки  обычно не растут. На олимпиаде по русскому  языку я потерял ОЧКИ из­за  невнимательности. У Ирины КАШТАНОВЫЕ  волосы. В ЕЛОВОМ лесу зеленки обычно  не растут. На олимпиаде по русскому языку я потерял БАЛЛЫ из­за  невнимательности. 5.Неудачный выбор  одного из синонимов. Адвокат добивался, чтобы его  подзащитного ОБЕЛИЛИ. Адвокат добивался, чтобы его  подзащитного ОПРАВДАЛИ. 6.Употребление лишнего  слова (речевая  избыточность­ плеоназм). 7.Пропуск необходимого  слова, приводящий к  искажению мысли. 8.Неуместное повторение  одних и тех же либо  однокоренных слов  (тавтология). 9.Неуместное  употребление  диалектной,  просторечной лексики. 10.Смешение лексики  разных исторических  эпох. 11.Двусмысленность  высказывания при  неудачном использовании местоимений. Моя бабушка любит  НАРОДНЫЙ фольклор. В читальный зал в одежде не  входить! В РАССКАЗЕ А.П.Чехова  «ИОНЫЧ»  РАССКАЗЫВАЕТСЯ ОБ  ИОНЫЧЕ. Своевременная и качественная  прополка БУРАКОВ  способствует хорошему  урожаю. Петр Первый снял пиджак,  засучил рукава и принялся за  работу. Профессор сказал ассистенту,  что его предположение  оказалось правильным. Моя бабушка любит фольклор  (фольклор – «народное  творчество»). В читальный зал в ВЕРХНЕЙ  одежде не входить! В рассказе А.П.Чехова «Ионыч»  говорится – (повествуется, идет  речь) о враче… Своевременная и качественная  прополка СВЕКЛЫ способствует хорошему урожаю. Слово ПИДЖАК появилось в  русском языке только в 19 веке. Профессор сказал, что  предположение ассистента  оказалось правильным. ­­Сегодня на уроке мы будем на практике применять знания о самых  распространенных НЛН.  А вы знаете, какая норма самая нарушаемая?  (Употребление слова в несвойственном ему значении ). ­Да,  когда может возникнуть это нарушение?  (когда человек не знает  значения слова, либо не принимает это значение во внимание.).  ­Исправьте ошибку ( предложения записаны на доске ) : Татьяна  противопоказана Онегину (вместо: противопоставлена). Татьяна любит  няню – эту седобородую старушку (вместо : седовласую или седую).  ­ Помните о необходимости точного понимания значения слова ­ Куда можно  обратиться в случае затруднения?  (к толковому   словарю,  словарю  синонимов, словарю паронимов) или ищите замену данного слова  известным вам эквивалентом.  ­Для чего нужно уметь устранять речевые ошибки? ( Такие задания есть в  ЕГЭ) (Слайд №3­5 с ЕГЭ  демо­версия, 3,5,25) ­ Как вы думаете, что или кто  оказывает влияние на речевую культуру?  ­ Особое влияние оказывают на состояние речевой культуры средства  массовой информации. Качество этой речи вызывает непосредственный  эмоциональный отклик.  Но, прислушиваясь к голосу СМИ, с горечью  осознаёшь  :  мы живём в век речевого бескультурия.  В предложениях  из  СМИ определите вид  речевых ошибок  и исправьте их.  (Примеры –на экране  Слайд№6, проверка устно  по слайду  №7). Работа ведётся фронтально  :  ученики устно исправляют ошибки. 1. 1. «Растёт число заболеваемостей гриппом» (заболеваний). ( паронимы) 2. 3. Он прозябал вечерами в театре (употребление слова в несвойственном   «Пожар возник на очень высокой высоте» (тавтология) ему значении).  4. Совершив оплошку, директор завода сразу же стал ее исправлять. ( Неудачный выбор синонима ) 5. Раскольников сидел в  баре Раскольников сидел в  баре ( Смешение  лексики разных исторических эпох – анахронизм ).  ­Допишите это слово в колонку таблицы под №10) . ­Молодцы, справились!  2. ­К сожалению, ошибки допускают не только публичные люди, но и вы,  современные школьники, особенно при выполнении творческих работ. Я  «коллекционирую» такие ошибки и на сегодняшний урок приготовила  несколько примеров.  Задание: определите тип  речевой ошибки,  исправьте  ­3­4  минуты   (Самостоятельно проверка по слайду№8) І вариант  Благодаря пожару, вспыхнувшему от костра, сгорел большой участок  леса. (Двусмысленность высказывания при неудачном  использовании местоимений).   В глубоком детстве я так не поступал. ( Неправильное употребление  многозначных слов )   Вчера мне было печально.  (синонимы)  Изготовление пимов­ трудоёмкий процесс. (Неуместное употребление  диалектной, просторечной лексики)  Одержать поражение. (употребл. слова в несвойств.знач.)  ІІ вариант       ­Папа сказал сыну, что он совершенно прав. (Двусмысленность  высказывания при неудачном использовании местоимений)    ­Упал вниз .  ( плеоназм)       ­Вороны делают свои гнезда на деревьях. (употребл. слова в  несвойств.знач.)  ­Онегин тусовался на балах. ( Смешение лексики разных исторических  эпох ­ анахронизм) ­ В зал театра в одежде не входить. (Пропуск необходимого слова,  приводящий к искажению мысли)   Кто не допустил ни одной ошибки? Молодцы!   Следующее задание у вас на карточке под номером 3   Выберите из слов в скобках необходимые  (с учетом лексической  сочетаемости слов ­ на карточке обвести нужное)  1 вариант.  (Облокотиться, опереться) спиной, заклятый (друг, враг),  вороной (конь, цвет), стоимость (высокая, дорогая), цена (низкая,  дешевая), играть  (значение, роль), (оказывать, производить) впечатление,  отъявленный (лодырь, умница), обречен (на успех, на провал), неминуемый  (успех, провал), (наступила, началась) война. 2 вариант .Утолить (жажду, голод, печаль, страх), плеяда (талантливых   ученых, сквернословящих хулиганов), стая (ворон, зайцев, волков),  глубокая (старость, юность, ночь), ранний (вечер, день, утро), оказать  (помощь, внимание, содействие), одержать (победу, поражение, успех,  удачу). (проверка по образцу) ­­Ребята,  у нас в таблице осталась одна незаполненная строчка. Как  называется  троп, используемый в выражении горячий снег? (оксИморон). ­Это РО?  ( Нет. Это образ,  умышленное авторское  объединение, казалось бы,  несочетаемых между собой слов живой труп, обыкновенное чудо). ­А страшно красивая? (это речевая ошибка).Запишите в таблицу. Физминутка  упражнение «Бинокль»    ­Посмотрите по сторонам, займите место в своей группе. 3. Групповая работа V   .Групповая работа Повторите правила работы в группах (на слайде)  Слайд №9 1. В группе  есть  лидер, фиксатор, спикер. 2. Группы не соревнуются. 3. Все должны проявлять активность и вносить вклад в общее дело. 4. Ответственность за конечный результат несут все члены группы. ­Ребята, вы хорошо справились с ошибками в предложениях  и   знаете,  что  речевые  ошибки могут допускать ученики, СМИ.  Их допускали даже наши  классики?  Давайте поработаем с текстом Л.Н. Толстого, в котором автор  допустил ЛН (задание 4). ­Разве может классик допускать ошибки? (во времена  Толстого они не  считались нарушениями). ­За 5 правильно найденных ошибок­5!                                                  Лев Толстой  ЧЕРЕПАХА    Один раз я пошел с Мильтоном на охоту. Подле леса он начал искать,  вытянул хвост, поднял уши и стал принюхиваться. Я приготовил ружье и  пошел за ним. Я думал, что он ищет куропатку, фазана или зайца. Но  Мильтон не пошёл в лес, а в поле. Я шёл за ним и глядел вперед. Вдруг   я увидал то, что он искал. Впереди его бежала небольшая черепаха  величиною с шапку. Голая темно­серая голова на длинной шее была  вытянута как пестик; черепаха широко перебирала голыми лапами, а  спина ее вся была покрыта корой. Когда она увидала собаку, она спрятала ноги и голову и опустилась на  траву, так что видна была только одна скорлупа. Мильтон схватил ее и  стал грызть, но не мог прокусить ее, потому что у черепахи на брюхе  такая же скорлупа, как и на спине. Только спереди, сзади и с боков  есть отверстия, куда она пропускает голову, ноги и хвост.      Я отнял черепаху у Мильтона и рассмотрел, как у нее разрисована  спина, и какая скорлупа, и как она туда прячется. Когда держишь ее в  руках и смотришь под скорлупу, то только внутри как в подвале, видно  что­то черное и живое. Я бросил черепаху на траву и пошел дальше, но  Мильтон не хотел её оставить, а нес в зубах за мною. Вдруг Мильтон  взвизгнул и пустил её. Черепаха у него во рту выпустила лапу и  царапнула ему рот. Он так рассердился на неё за это, что стал лаять и  опять схватил её и понес за мною. Я опять велел бросить, но Мильтон  не слушался меня. Тогда я отнял у него черепаху и бросил. Но он не  оставил её. Он стал торопиться лапами подле нее рыть яму. И когда  вырыл яму, то лапами завалил в яму черепаху и закопал землёю.      Черепахи живут и на земле, и в воде, как ужи и лягушки. Детей они  выводят яйцами, и яйца кладут на земле, и не высиживают их, а яйца  сами, как рыбья икра лопаются ­ и выводятся черепахи. Черепахи бывают  маленькие, не больше блюдечка, и большие, в три аршина длины и весом  в 20 пудов. Большие черепахи живут в морях.   .Домашнее задание.        Одна черепаха в весну кладет сотни яиц. Скорлупа черепахи ­ это её  рёбра. Только у людей и других животных ребра бывают каждое отдельно,  а у черепахи рёбра срослись в скорлупу. Главное же то, что у всех  животных рёбра бывают внутри, под мясом, а у черепахи рёбра сверху, а  мясо под ними.  ­Проверка (вычеркивайте те ошибки, которые уже назвали ) .    VII    ­ Домашняя работа дифференцированного характера:  1)Закончить работу с этим текстом (выписать из текста предложения,  которые содержат речевые ошибки, рядом записать правильный вариант и вид допущенного  нарушения.  2)упр.22  (из учебника Грекова).  3) карточка №3  (если не успели).  4) Составить задания на нарушения ЛН для учеников 10 класса .   Рефлексия  СЛАЙД№    ?­ остались вопросы, …­есть над чем поразмышлять,  .­ теперь все   ). Поднимите вверх, покажите  нашим гостям. В цифровом  VIII  . Итог     ­ Давайте подведем итог урока.  Достигли ли цели, поставленной  в начале  урока? ­Как может  пригодиться знание лексических норм в будущем? ­Оцените свою работу на уроке при помощи знаков препинания:  (   10)   знаю по теме    значении какие бы оценки поставили себе в журнал? (согласна , не  согласна)Оценка будет занесена в журнал. ­ «Двух слов связать не может», ­ так характеризуют человека,  испытывающего затруднения в речи. «За словом в карман не полезет», ­  говорят о человеке, свободно владеющем языком. Но ни тот, ни другой не  застрахованы от лексических ошибок, связанных со словоупотреблением. Эти  ошибки нужно знать, чтобы их избегать и не допускать в речи.       На слайде №11  ­Сегодняшний урок я хотела бы закончить словами Л.Толстого (На  слайде №11):  «Единственное средство умственного общения людей  есть слово… Если же  можно употреблять слова как попало и под словами разуметь что нам  вздумается, то лучше уж не говорить, а показывать знаками» (читает ученик). ­ Как вы понимаете слова Л.Н.Толстого?   ( Работа с эпиграфом). Когда ты хочешь молвить слово, Мой друг, подумай, не спеши: Оно бывает то свинцово, То рождено теплом души. Оно то жаворонком в выси, То медью траурной поет, Покуда слово сам не взвесил, Не выпускай его в полет. Им можно радости прибавить И ядом радость отравить. Им можно лед зимой расплавить, И камень в крошку превратить. Оно ограбит иль одарит, Пусть ненароком, пусть любя, Подумай, как бы не ударить. Того, кто слушает тебя.     (Ф. Васильев, перевод с удмуртского В. Соложина)  ­Спасибо за понимание и сотрудничество ! Я вам ставлю за урок ! ПРО ЗАПАС ­Ребята,  у нас в таблице осталась одна незаполненная строчка. Как   называется троп, используемый в выражении горячий снег? (оксИморон). ­Это РО?  ( Нет. Это образ,  умышленное авторское  объединение, казалось  бы, несочетаемых между собой слов живой труп, обыкновенное чудо). ­ А «страшно красивая»? (это речевая ошибка) ­Давайте запишем этот вид РО в таблицу. ­ Есть ещё одно НЛН, которое называется  Ляпалиссиада ( слайд№ 7) –  утверждение очевидной истины: «За десять минут до готовности суп был ещё  не готов».. V . Самостоятельная работа Задание 1. . Выберите подходящие паронимы к выделенным словам. Запишите  исправленные предложения. 1. Работа написана простым языком, сразу уясняется сущность вопроса.  2. Паровоз, натужно дыша, протащился по платформе, состав встал. Задание 2. Подберите синонимы к словам: гуманный, бездонный, замаскировать. Задание 3. В каком предложении допущена ошибка, связанная с лексической  сочетаемостью слов? 1.Человека и жирафа можно считать «вертикальными» животными, у которых  давление крови на уровне сердца и головы различно. 2.Основной причиной горной болезни считается гипоксия – недостаток  кислорода. 3.Многие предприятия в результате неправильной политики потерпели ущерб. 4.Отношение государства к раскольникам несколько смягчилось в 1864 году. Задание 4. Укажите ряд словосочетаний, где нет тавтологии. 1.Сатирическая карикатура, местный абориген 2.Ладонь руки, соединить воедино 3.Коллеги по работе, мемориальный памятник 4.Подарить сувениры, оправданный риск Задание 5. В каком ряду соблюдены лексические нормы (словосочетания  употреблены без ошибок) 1.Гарантийный талон, эффективное средство 2.Дефективный костюм, сытный завтрак 3.Болотистая местность, доверчивая беседа 4.Сытый пес, болотный участок ­Кто не допустил ошибок? Оцените себя. Слайд№9 5­нет ошибок, 4­1 ошибка, 3­2 ошибки  6.­А      что вот это за нарушение, определите его и исправьте ошибку   «Она старается показаться добродетельной и несколько праведной  женщиной» (НАРУШЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СОЧЕТАЕМОСТИ) …….  .    ­что нужно помнить, чтобы не нарушать лексической сочетаемости? (Нужно помнить, что далеко не все слова могут сочетаться друг с другом.  Сочетаемость определяется смысловыми признаками, лексическими  значениями слов, а также традицией их употребления). 7.­Что нужно учитывать при употреблении синонимов?   ­Приведите пример НЛН, при котором  употребление многозначных слов  или омонимов, приводит к двусмысленности высказывания со словом  глубокий(  в значении «имеющий большую глубину» легко сочетается со всеми  словами, подходящими по смыслу:глубокий колодец, глубокое озеро, глубокая  река и т.д. Однако в значении «достигший предела, полный, совершенный» это  слово имеет уже ограниченную сочетаемость: можно сказать глубокой ночью, но  не глубоким днём, в глубокой старости, но не в глубоком детстве). 8.Употребление омонимов. Благодаря контексту омонимы, как правило,  понимаются верно. Но все же в определенных речевых ситуациях омонимы не могут быть поняты однозначно. Докажите, что в предложении есть НЛН: Экипаж находится в отличном состоянии.     тест 1.Найдите лишнее слово в синонимическом ряду. Обоснуйте ответ. 1) Писать, выводить, выписывать, создавать, строчить. 2) Колебание, колыхание, сомнение, нерешительность, неуверенность. 3) Опомниться, очнуться, образумиться, очухаться, очувствоваться. 2.. Определите, в каких предложениях допущены ошибки, связанные со смешением  паронимов. 1) Свернув у огромного валуна, мы прошли по открытой каменной долине к устью реки. 2) Он действовал всегда осторожно, так как был опасливым человеком. 3) Мы и не заметили, как поднялся ветер и по небу поползла темная дождливая туча. 3. Найдите лексические ошибки, связанные с нарушением норм сочетаемости. 1) Он говорит это с убежденностью человека, которому уже довелось переоценить в жизни  кое­какие ценности. 2) Незадолго до конца встречи греческие футболисты сквитали результат. 3) Один святой будет возвышаться в полный рост, а второй, Мефодий, по задумке автора,  коленопреклоненный, должен придерживать огромный крест. 4.Исправьте ошибки в употреблении фразеологизмов. 1) Трудиться в поту лица. 2) Положив руку на сердце тебе говорю. 3) Работать  спустив рукава.  5. В каком предложении слово употреблено в  несвойственном ему  значении? 1) Для реализации этого проекта нам предстоит решить несколько проблем. 2) Эта аксиома уже доказана математиками. 3) Во время ремонта мастера тщательно аннулировали неровности стен.

Урок русского языка на тему "Нарушение лексических норм" (10 класс)

Урок русского языка  на тему "Нарушение лексических норм" (10 класс)

Урок русского языка на тему "Нарушение лексических норм" (10 класс)

Урок русского языка  на тему "Нарушение лексических норм" (10 класс)

Урок русского языка на тему "Нарушение лексических норм" (10 класс)

Урок русского языка  на тему "Нарушение лексических норм" (10 класс)

Урок русского языка на тему "Нарушение лексических норм" (10 класс)

Урок русского языка  на тему "Нарушение лексических норм" (10 класс)

Урок русского языка на тему "Нарушение лексических норм" (10 класс)

Урок русского языка  на тему "Нарушение лексических норм" (10 класс)

Урок русского языка на тему "Нарушение лексических норм" (10 класс)

Урок русского языка  на тему "Нарушение лексических норм" (10 класс)

Урок русского языка на тему "Нарушение лексических норм" (10 класс)

Урок русского языка  на тему "Нарушение лексических норм" (10 класс)

Урок русского языка на тему "Нарушение лексических норм" (10 класс)

Урок русского языка  на тему "Нарушение лексических норм" (10 класс)

Урок русского языка на тему "Нарушение лексических норм" (10 класс)

Урок русского языка  на тему "Нарушение лексических норм" (10 класс)

Урок русского языка на тему "Нарушение лексических норм" (10 класс)

Урок русского языка  на тему "Нарушение лексических норм" (10 класс)

Урок русского языка на тему "Нарушение лексических норм" (10 класс)

Урок русского языка  на тему "Нарушение лексических норм" (10 класс)

Урок русского языка на тему "Нарушение лексических норм" (10 класс)

Урок русского языка  на тему "Нарушение лексических норм" (10 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.04.2017