Урок-подготовка к экзамену по русскому языку
Оценка 5

Урок-подготовка к экзамену по русскому языку

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
10 кл
01.03.2018
Урок-подготовка к экзамену по русскому языку
Задачами данного урока являются: повторить и обобщить изученный за курс средней школы материал по русскому языку, проверить уровень усвоения знаний с помощью системы заданий разного типа; продолжить знакомство студентов с типами речевых и грамматических ошибок и дать тренировочные упражнения на их исправление.
Урок подготовки к экзамену.docx
Подготовка к экзамену по русскому языку  на 1 курсе Урок­практикум Белгородского правоохранительного колледжа имени Героя России Бурцева В.В. Цели урока: Познавательный аспект:  повторить и обобщить изученный за  курс средней школы   материал   по   русскому   языку,   проверить   уровень   усвоения   знаний   с   помощью системы заданий разного типа; продолжить знакомство   студентов с типами речевых   и грамматических ошибок и дать тренировочные упражнения на их исправление   Развивающий   аспект:  развивать   ключевые   компетенции,   речь,   внимание,   память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы; развивать умения самоконтроля, взаимоконтроля,   умение   работать   во   времени,   развитие   творческих   способностей студентов. Воспитательный аспект: совершенствование навыков этичного межличностного общения, воспитание   сознательного   отношения   к   языку   как   явлению   культуры;   формирование навыков контроля и самоконтроля, активизация познавательной деятельности в коллективе и   формирование   навыков   сотрудничества   в   решении   поисковых   задач,   воспитание   у студентов морально­ценностных чувств.  Методические цели:  ­ индивидуализация и дифференциация процесса обучения;  ­осуществление   контроля   с   обратной   связью,   с   диагностикой   ошибок   и   оценкой результатов деятельности;  ­осуществление   самоконтроля   и   самокоррекции;   осуществление   в   процессе   усвоения учебного материала тренировки и самоподготовки студентов. Цели  обучения   русскому   языку  определяются   через   формирование   коммуникативной компетенции:  ­ понимать читаемый текст,  ­ определять тему и основную мысль текста, ­ формулировать основную мысль своего высказывания, развивать высказанную мысль,  ­ аргументировать свою точку зрения,  ­   строить   композицию   письменного   высказывания,   обеспечивая   последовательность   и связность изложения, ­ отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи,   ­ соблюдать при письме нормы литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные. .   лингвистическая компетенция, т.е. умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;  ­  языковая компетенция, т. е. практическое владение родным языком, его словарем и грамматическим строем, соблюдением языковых норм;   ­  коммуникативная компетенция, т.е.  умение  воспринимать  чужую  речь и  создавать собственные высказывания;  ­ интеллектуальная компетенция, т.е. умение осуществлять анализ, синтез, обобщение и систематизацию языковых и текстовых единиц. ­информационная   компетенция  проявляется   при   создании   слайдовой   презентации   по теме урока или при подготовке одного из его этапов. Задачи урока:     актуализировать и систематизировать теоретические знания по развитию речи, по основным разделам русского языка: орфографии, орфоэпии, лексике, синтаксису и т.д.; исследовать синтаксические конструкции через их сравнительный анализ; обобщить представления об экспрессивных возможностях данных синтаксических конструкций и показать необходимость их использования; развивать умение работать с заданиями; умение грамотно проводить комплексный анализ текста. Методы работы:        по   характеру   познавательной   деятельности­  репродуктивный,   проблемный (проблемная  ситуация  возникает   при  столкновении  студентов  с необходимостью использовать   ранее   усвоенные   знания   в   новой   учебной   ситуации),   частично­ поисковый; по степени активности учащихся: продуктивные, творческие; по источнику знаний: словесные, практические; стимулирования и мотивации: познавательные, эмоциональные; интеллектуальные:   индуктивные,   дедуктивные,   сравнения,   классификации материала; контроля и самоконтроля: устный, письменный, самоконтроль и взаимоконтроль; по организации деятельности: индивидуальные, групповые, парные, фронтальные. Прогнозируемый результат:  предполагается       понимание     студентами   практической значимости грамотной речи, формирование видения речевых и грамматических ошибок и умения их исправлять, продуктивная подготовка к экзамену. Оборудование: Рабочий лист урока), слайдовая презентация, медиапроектор или интерактивная доска для  демонстрации, оценочный лист, карточки, эпиграф к уроку, задания, слайд – диктант,  раздаточный материал. Ход урока I. Организационный момент. Вступительное слово учителя. Работа с эпиграфом в виде беседы. Постановка учебной задачи. ­Здравствуйте. Садитесь. Откройте тетради и запишите тему нашего урока: Грамотная речь как   показатель   культуры   человека.   Давайте   начнем   нашу   работу   с   чтения   эпиграфа. «Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык »,­ писал А.Н.Толстой.  ­ Как вы понимаете  слова известного русского писателя? ­ Как вы считаете,  какие виды культуры нужно формировать, чтобы о колледже сложилось приятное впечатление, а имидж был позитивным? (Культуру поведения, речи, одежды и.п.). ­Отрадно, что в первую очередь вы назвали культуру речи.   Как вы считаете, для чего нужно говорить правильно? ­     Исправите   ли   вы   собеседника,   если   он   допустит   речевую   ошибку?   Свой   ответ аргументируйте.   II. Орфоэпическая минутка.  Задание: расставить в словах ударение Договор ­ договорный,  асимметрия, квартал,  документ, досуг,  газопровод, жалюзи,  километр, дремота,  звонят – созвонимся,  апостроф, гастрономия,  инструмент, средства,  завидно, эксперт –  экспертный, ходатайство  магазин, каталог,  красивее, пуловер,  столяр, щавель, статуя,  творог, свекла, торты,  хаос, звонит – звонишь – – ходатай, диспансер,  обеспечение, намерение,  иконопись, сваты, туфля,  начался, созыв,  вероисповедание, каучук, христианин, кулинария,  мастерски, ракушка,  умерший, завороженный,  блокированный,  квашение, завсегдатай,  форзац III. Актуализация знаний морфологических норм.  Задания, направленные на повторение морфологических норм (Задания с комментариями  выполняются коллективно) 1. Укажите примеры с ошибкой в образовании формы слова.  1) полутораста книгам 2) опытные инженера 3) трех восьмых 4) наименее удобный 5) всех милее 6) двести килограммов 7) подошел к ему 8) жарких пустынь 9) курсантских погонов 10) несколько платьев 11) с восемьюстами семьюдесятью 12) лягте на пол 13) более честнее 14) обоим подругам 15) много претензий 16) двум третьих стакана 2. Укажите примеры, в которых нормы формообразования не нарушены 1.семь килограмм баклажан 2.наиболее удобным способом 3.новые драйвера 4.пятеро учениц 5.наиболее удачно  3. больная мозоль 4.делав что нужно 5. положите на стол 3.Исправьте ошибки, допущенные при формообразовании.  Не едьте поездом. Не ихними детьми Не пятидесятью метрами,  Задания, направленные на повторение морфологических норм (Задания  выполняются самостоятельно, после чего даётся комментарий) Укажите примеры с ошибкой в образовании формы слова 1.пара сапог 2.пара носков 3.салат из помидоров 4.занавески из тюли  Укажите пример, в котором нормы формообразования не нарушены 1) трое подруг 2) в двух тысяча тринадцатом году 3) более красивый 4) несколько пар джинс IV. Актуализация знаний синтаксических норм (построение предложений с  деепричастиями). Задание: укажите  грамматически правильное продолжение предложения.  Находясь в пути, 1) мне приснился сон. 2) всегда думаешь о доме. 3) нам приносили свежие газеты. 4) всегда вспоминается дом. Изображая любой предмет, 1) на картине запечатлевается мироощущение художника. 2) художником создаётся точная его копия. 3) художник передаёт своё представление о мире. 4) для художника важно его собственное мироощущение. Перелистывая страницы, 1) книга показалась мне интересной. 2) на меня нахлынули воспоминания. 3) я на минутку задумался. 4) мне внезапно стало весело. V. Актуализация знаний синтаксических норм (норм согласования, норм управления,  норм построения предложений с однородными членами, норм построения СПП).  1. Заполнение таблицы “Типичные ошибки в построении предложений” 1) Использование таких  однородных сказуемых, которые  требуют разного падежа  дополнений. 2) Употребление в качестве  однородных причастного оборота  и придаточного предложения. 3) Нарушение порядка слов при  двойных союзах. 4) Замена одной части двойного  союза на инородное слово. Скоро будет заселён дом, выросший на глазах за  несколько месяцев и который приняла комиссия. Он не переставал любить и вспоминать о Родине. Мы не только получили учебник, но и сборник задач. Созданы благоприятные условия не только для  опубликования научных работ, а также для внедрения  их в практику. Существуют три основных группы качеств человека,  благодаря которых можно повысить уровень личного  обаяния: коммуникабельность, рефлексия, красноречие. Пушкин бросает вызов обществу, говоря, что “в свой  жестокий век восславил я свободу”. 5) Нарушение норм управления  (неверное использование  падежных форм). 6) Недочёты в употреблении  прямой и косвенной речи. 2. Работа в группах.  Задание по группам: распределите предложения в зависимости от типа грамматической  ошибки (нарушения синтаксической нормы) по группам. Заполнив таблицу. А. Согласно приказа ректора студенты прошли повторное тестирование в формате ЕГЭ. Б. Нужно оплатить за проезд. В. Поезд прибыл согласно расписания. Г. Комиссия установила о причинах аварии. Д. Такое поведение не свойственно для образованного человека. Е. В посёлке интересовались и верили всему необычному. Ж. Ученик спросил, что можно ли ему присоединиться к обсуждению. З. Формула используется не только для решения задач, а также для проверки. И. Книга, интересующая нас и которую мы хотели купить. И М, С Ж К. Благодаря пожарных огонь был быстро локализован. Л. Он любил и увлекался чтением. М. Следует уделять большое внимание на развитие образного мышления. Н. Следует уделять большое внимание на развитие образного мышления. О. Успех в соревновании зависит не только от сноровки, а от знания технологии. П. Украшения не только раскупались участниками фестиваля, но и музеями России. Р. Мы уже давно выписываем журнал “Природу”. С. Гонцов поднимает проблему о формировании личности человека. 1) Использование таких однородных сказуемых, которые требуют разного  падежа дополнений. 2) Употребление в качестве однородных причастного оборота и  придаточного предложения. 3) Нарушение порядка слов при двойных союзах. 4) Замена одной части двойного союза на инородное слово. 5) Нарушение норм управления (неверное использование падежных форм). А, Б, В, Г, Д, К,  П З, О Е, Л, Н 6) Недочёты в употреблении прямой и косвенной речи. Исправляем грамматические ошибки в предложениях.  Согласно приказа ректора студенты прошли  повторное тестирование в формате ЕГЭ. Нужно оплатить за проезд. Поезд прибыл согласно расписания. Комиссия установила о причинах аварии. Такое поведение не свойственно для  образованного человека. В посёлке интересовались и верили всему  необычному. Ученик спросил, что можно ли ему  присоединиться к обсуждению. Формула используется не только для  решения задач, а также для проверки. Книга, интересующая нас и которую мы  хотели купить. Благодаря пожарных огонь был быстро  локализован. Он любил и увлекался чтением. Следует уделять большое внимание на  развитие образного мышления. Успех в соревновании зависит не только от  сноровки, а от знания технологии. Украшения не только раскупались  участниками фестиваля, но и музеями  России. Мы уже давно выписываем журнал  “Природу”. Гонцов поднимает проблему о формировании личности человека. Согласно приказу ректора студенты прошли  повторное тестирование в формате ЕГЭ. Нужно оплатить проезд. Поезд прибыл согласно расписанию. Комиссия установила причины аварии. Такое поведение не свойственно  образованному человеку. В посёлке интересовались всем необычным и  верили во всё необычное. Ученик спросил, можно ли ему  присоединиться к обсуждению. Формула используется не только для  решения задач, но и для проверки. Книга, которая интересует нас и которую мы  хотели купить. Благодаря пожарным огонь быстро был  локализован. Он любил читать и увлекался чтением. Следует уделять большое внимание развитию образного мышления. Успех в соревновании зависит не только от  сноровки, но и от знания технологии. Украшения раскупались не только  участниками фестиваля, но и музеями  России. Мы узе давно выписываем журнал “Природа” Гонцов поднимает проблему о формировании личности человека. VI. Актуализация знаний синтаксических норм (замены придаточного  определительного обособленным определением, выраженным причастным оборотом) Разбор задания  В   каком   предложении   придаточную   часть   сложноподчинённого   предложения   нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом? 1)Художественные   средства,   которые   были   использованы   при   написании   «Деревни», тяготеют к классицистической традиции. 2)     Ручная художественная роспись тканей — своеобразный вид оформления текстильных изделий, который уходит своими корнями в глубокую   древность.   3)     Спор   —   это   способ   коллективного   решения   проблемы,   при котором каждая из сторон претендует на установление истины. 4)    Художественный мир Мастера   характеризуется   рядом   предметных   деталей,   которые   приобретают символическое значени Делаем вывод, анализируя предложения. 2. Заполняем таблицу  Замена придаточного определительного причастным оборотом.  Придаточные с союзным словом который заменить  можно, если... 1. слово который стоит в форме  именительного или винительного падежа без предлога. 2. сказуемое придаточного предложения стоит в  форме настоящего или прошедшего времени  изъявительного наклонения 3. в главном предложении нет указательного  местоимения (ТОТ, ТОГО, ТОМУ, ТЕ, ТЕХ, ТЕМ И Т.  Д.), которое обязательно требует в качестве  продолжения придаточного предложения с союзным  словом который. Придаточные с союзным  словом который заменить нельзя,  если... 1. слово который стоит в форме  косвенного падежа (кроме  винительного падежа без предлога). 2. сказуемое в придаточном  предложении стоит в форме  будущего времени или  сослагательного (условного)  наклонения. 3. в главном предложении есть  указательное местоимение (ТОТ,  ТОГО, ТОМУ, ТЕ, ТЕХ, ТЕМ И  Т.Д.), которое обязательно требует  в качестве придаточного  предложения с союзным словом  который. 1. В придаточном вместо союзного слова который употреблены слова ГДЕ, КУДА,  ОТКУДА, КОГДА ? 2. В придаточном союзное слово КОТОРЫЙ употреблено в косвенном падеже (кроме  винительного без предлога)? 3. Сказуемое в придаточном предложении стоит в форме будущего времени или  в условном наклонении? 4. В главном предложении есть указательные местоимения ТОТ, ТОГО, ТЕ, ТЕМ,ТЕХ и  т.д.? В работе над данным заданием можно применять алгоритм.  Если хотя бы на один из вопросов вы отвечаете “ДА”, то придаточное заменить  причастным оборотом нельзя. Если же на все четыре вопроса даёте ответ “НЕТ”, то  придаточное заменить можно. 3. Работа по карточкам (с взаимопроверкой)  Задание:   Укажите   предложения,   в   которых   придаточную   часть можно заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом. 1. Княжна Марья посмотрела на Ростова своим лучистым взглядом, который заставлял забывать некрасивость её лица. 2.   Среди   присутствующих   Маргарита   сразу   узнала Азазелло,   который   стоял   у   спинки кровати. 3.   Камни, из   которых слагаются   ныне   вершины   Альп   или   Гималаев,   когда   –   то формировались под водой. 4. Громко шелестит под сапогами сухая, ломкая трава, которую ещё не тронул иней. 5. Как показали исследования учёных, кислорода, которым мы дышим, в составе первичной атмосферы Земли не было. 6. Так как мы не смогли отменить ту нашу встречу в Лондоне, которая состоится завтра, то было принято решение обменять билеты. 7. Сестра постоянно была занята своими какими ­то делами, которые частенько брали верх над учёбой. 8. Вечером мы были на туристической базе, которая стояла на берегу моря и занимала почти полпарка. 9. В приёмную вошёл человек, которого я видел ещё в Лондоне, и сразу направился в  кабинет. 1.Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки  препинания не расставлены.)  1)Литературе нужны как талантливые писатели так и талантливые читатели. 2)На уроке­зачёте или устном экзамене стремитесь построить свой ответ в форме связного  высказывания. 3)На первом снегу в осиновых и берёзовых рощах попадаются заячьи и беличьи следы. 4)Лес   и   поле   и   цветущий   луг   залиты   солнцем.Как   объяснить   постановку   двоеточия   в приведённом   ниже   предложении?   Трудно   пришлось   павлоградским   гусарам   в Шенграбенском бою 4 ноября 1805 года: полк был окружён и отрезан от своих, гусарам пришлось пробиваться к армии Кутузова сквозь вражеские ряды. 1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части. 2Обобщающее   слово   стоит   перед   однородными   членами   предложения. 3)Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части. 4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.0. Есть люди, которые как­то по­особенному чувствуют природу. РЕДАКТИРОВАНИЕ  ТЕКСТОВ. 1 группа.   Задание:  Вы   учитель   русского   языка.   Вам   на   проверку   попала   тетрадь   нового    студента  , которого   вы   не   знаете.     Проверьте   тетрадь,   исправьте   ошибки.   Определите   вид ошибки.. КАРТОЧКА – ТЕТРАДЬ (на проекторе для всех) 1. Впереди лидирует команда наших спортсменов.(употребление лишнего слова). 2. На   примере   конкретных   примеров     покажите   своеобразие   чеховского   пейзажа (употребление рядом однокоренных слов). 3. Чтобы быть грамотным и с большим жаргоном слов, надо много читать  ( употребление слова в несвойственном ему значении). 4. Провожая   меня,   лицо   его   выражало   сожаление.     (неправильное   употребление Д.О.). 5. Родители   хотели   устроить   праздник   более   пышнее.(неправильное   образование форм прилагательных). II  группа.  Задание: Прочитайте   выразительно     предложения.   Определите   вид   ошибки.   Намеренно   ли допускает эти ошибки писатель? С какой целью использует этот приём писатель? Карточка – текст / на проекторе для всех/ 1) Как только я выдержала экзамены,  то сейчас  же поехала с  маменькой, мебелью   и братом… на дачу.      (А.П.Чехов)    / Отсутствие логики/ 2)  Взять жену без состояния я в состоянии,  но входить в долги из­за тряпок я не в  состоянии.  (А.С.Пушкин).  / Каламбур, словесная шутка/ 3) Вдруг какой – нибудь  эдакой, можете себе представить себе, Невский проспект, или  там, знаете, какая – нибудь  Гороховая,  чёрт возьми, или там эдакая какая – нибудь  Литейная;  там шпиц эдакой какой – нибудь  в  воздухе; мосты там висят эдаким чёртом…  ( Н.В. Гоголь ).   / Повтор слов, ругательные слова/. ВЫВОД:  Подобные нарушения логики высказывания используются как  стилистический  приём создания комического эффекта 5)Группы представляют результаты своей работы (3­5 мин). Комментарии учителя.   ­Так что же имел в  виду  Пушкин, сказав: «… без грамматической ошибки я русской речи не люблю»?      Вспомним слова Н.В.Гоголя:  «Никто из наших поэтов не был так скуп на слова и  выражения, как Пушкин, так не смотрел осторожно  за самим собой, чтобы не сказать  неумеренного и лишнего»       Пушкин прекрасно знал нормы литературного языка, тщательно редактировал свои  рукописи, внимательно относился к тем критикам, которые отмечали  немногочисленные  неправильности его стихов. ­   В языке художественной литературы нарушения нормы вполне возможны. Лев  Владимирович Щерба (1880­1944), русский языковед, утверждал: «…Авторов, вовсе не   отступающих  от нормы, конечно, не существует – они были бы невыносимо скучны.  Когда чувство нормы воспитано у человека, тогда – то он начинает чувствовать всю прелесть  обоснованных отступлений от  неё у разных хороших писателей». ­   Итак, к какому же выводу мы пришли?  Нужно ли говорить правильно? Кто имеет право  на ошибку? VIII. Рефлексия.  Я справился (не справился)....  Я смог (не смог)....  У меня получилось (не получилось)...  Я доволен (не доволен) собой ...  Мне было трудно...  Мне было легко...  Мне необходимо поработать над...

Урок-подготовка к экзамену по русскому языку

Урок-подготовка к экзамену по русскому языку

Урок-подготовка к экзамену по русскому языку

Урок-подготовка к экзамену по русскому языку

Урок-подготовка к экзамену по русскому языку

Урок-подготовка к экзамену по русскому языку

Урок-подготовка к экзамену по русскому языку

Урок-подготовка к экзамену по русскому языку

Урок-подготовка к экзамену по русскому языку

Урок-подготовка к экзамену по русскому языку

Урок-подготовка к экзамену по русскому языку

Урок-подготовка к экзамену по русскому языку

Урок-подготовка к экзамену по русскому языку

Урок-подготовка к экзамену по русскому языку

Урок-подготовка к экзамену по русскому языку

Урок-подготовка к экзамену по русскому языку

Урок-подготовка к экзамену по русскому языку

Урок-подготовка к экзамену по русскому языку
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.03.2018