Урок русского языка на тему "Правописание корней с чередованием гласных А-О" (5 класс)
Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русский язык
5 кл
15.02.2018
Это урок повторения, обобщения и систематизации изученного о правописании корней с чередованием гласных А – О с использованием технологии РКМЧП.
На уроке используются различные приемы, методы и формы работы: игра "Ромашка", комментированное письмо, упражнения-размышления "Есть ли в записанных предложениях слова, в корнях которых происходит чередование А – О" , эстафета и др.
Правописание корней с чередованием гласных А -О, открытый урок.doc
Правописание корней с чередованием гласных А – О.
Предмет: русский язык.
Класс: 5.
Цель – повторение, обобщение и систематизация изученного о правописании корней с
чередованием гласных А – О.
Задачи:
1) развивать у учащихся орфографическую зоркость, сообразительность;
2) совершенствовать умения и навыки самостоятельной работы;
3) формировать умение монологического высказывания.
Технология: Развитие критического мышления посредством чтения и письма.
Оборудование и наглядность: учебники, словарики, таблица «Правописание корней с
чередованием А – О».
Урок разработали: Никитина Н.П., Полеканова Ю.Н.
Ход урока.
I. Оргмомент.
1) Сообщение темы и цели урока. Запись в тетради.
2) Фонетическая разминка. Задание: В слове «шестое» определите количество букв и
звуков (6 букв и 7 звуков, т. к. буква Е даёт 2 звука [й’э].
II. Основная часть урока.
1. Вызов.
– Ребята, какие группы корней с чередованием гласных А – О вы знаете?
1) Составление кластера.
Корни с
чередованием
гласных А О
Лаг – лож
Кас – кос
раст (ращ) –
рос
Гор – гар
Зор – зар
Клон – клан
2 . Осмысление.
1) Игра «Ромашка».
Цель – повторение правила правописания корней с
чередованием гласных А – О.
– У меня на столе лежит ромашка, у неё 4 лепестка по количеству корней с чередованием
гласных А – О. «Оторвать» лепесток и рассказать правило о правописании указанных
корней.
2) Комментированное письмо.
Задание. Записать словосочетания, обозначая орфограммы корня в словах с чередованием
гласных. Лёгкое прикосновение, разложить костёр, тебя не касается, предлагать помощь, склоне
´ние существительных, посадить росточек (искл.), лёгкий зага´р, утренние зо´ри, южное
растение, встречать зарю´, очень повзрослеть, накло´н головы, выращенный урожай,
газовая горелка, непринуждённо кла´няться.
3) Этимологическая страничка.
Знаете ли вы, что…
Тала(cid:8) нт. Первоначально в греческом языке слово talanton означало «55 фунтов» или
«денежная единица стоимостью примерно в 26 килограммов серебра». Затем у европейских
народов слово стало означать «одарённость», «способность». Видимо, толчком к этому
послужил нравоучительный рассказпритча. Некий хозяин, уезжая надолго, оставил двум
рабам по таланту золота. Пока господин отсутствовал, один из рабов, человек энергичный,
пустил хозяйские деньги в оборот и немало получил прибыли. Другой же, лентяй, зарыл
свой талант в землю и по возвращении владыки с гордостью вернул ему его, не прибавив к
нему ни драхмы (копейки). Хозяин похвалил первого и не одобрил второго… Разумеется,
под деньгами («талантами») здесь подразумевались душевные силы и способности людей,
погибающие от лени и безделья: ведь всякая притча – это иносказание. Благодаря этой
притче слово «талант» сначала стало употребляться в смысле «способность» в виде
художественного образа, а затем и просто вошло в язык в новом значении «одарённость».
– Запишите слово в словарики.
4) Запись и разбор предложения.
Голубым хрусталём загорается на заре Венера. (Повеств., невоскл., простое, распр.)
5) Буквенный диктант.
Задание. Рядом с номером слова записать только букву А или О.
1 – а расти
2 – о гореть
3 – а касаться
4 – о росток
5 – а располагаться
6 – о расположиться
7 – а отрасль
8 – о коснуться
1 – а касание
2 – а вырасти
3 – а предполагать
4 – о предположение
5 – о пригореть
6 – о горящий
7 – а растение
8 – а прикасаться
1 – о водоросли
2 – о склонение
3 – а растительный
4 – а заря
5 – а наклоняться
6 – о Ростов
7 – а горящий
8 – о ростовщик
6) Физкультминутка.
Мы топаем ногами. Топ, топ, топ (ходьба на месте).
Мы хлопаем руками. Хлоп, хлоп, хлоп (хлопки в ладоши).
Качаем головой (наклоны головы влево, вправо).
Мы руки поднимаем (руки вверх).
Мы руки опускаем (руки вниз).
Мы руки разведем (руки в стороны).
И побежим кругом (бег на месте)
7) Упражнениеразмышление: «Есть ли в записанных предложениях слова, в корнях
которых происходит чередование А – О». (Карточки)
1) Заметались, почти касаясь воды, ласточки.
2) День за днём, год за годом росла черешня. Сначала она выпросталась из травы, потом
коснулась веткою окна, потом выглянула изпод обвисшей кровли.
3) Лошадь косится на меня одним глазом.
4) В саду горит костёр рябины красной.
5) Лесные болота не богаты растительностью.
8) «Эстафета». С последней парты передаётся по рядам листочек с примерами на правило:
1й ряд в столбик пишет слова с корнем гор – гар;
2й ряд в столбик пишет слова с корнем кос – кас;
3й ряд в столбик пишет слова с корнем лаг – лож.
Выигрывает тот, кто 1) быстрее вручит учителю листок и 2) с меньшим количеством
ошибок в записанных словах.
3. Рефлексия.
1) Подведение итогов урока.
– Что мы сегодня повторяли на уроке?
2) Оценивание.
Обращаюсь по очереди к каждому ряду и спрашиваю: «Ребята, кому со своего ряда за
работу вы поставили бы сегодня оценку «5», а кому – «4»?»
III. Домашнее задание.
*Написать сочинениеминиатюру по опорным словам:
1) Касается травы, высокие заросли, недалеко озеро, прибрежные камыши, горящее
солнце, предутренний туман и др.
2) Разгорается, разжигать костёр, расположиться в палатке, собирать растения,
касаться воды, в лодках и шлюпках, пригрело солнце и д. д. Кто ничего не изучает,
Тот вечно хнычет и
скучает. Повторяем то, что
знаем,
Вспоминаем, что
забыли.
Урок русского языка на тему "Правописание корней с чередованием гласных А-О" (5 класс)
Урок русского языка на тему "Правописание корней с чередованием гласных А-О" (5 класс)
Урок русского языка на тему "Правописание корней с чередованием гласных А-О" (5 класс)
Урок русского языка на тему "Правописание корней с чередованием гласных А-О" (5 класс)
Урок русского языка на тему "Правописание корней с чередованием гласных А-О" (5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.