Урок русского языка на тему "Правописание корней с чередованием гласных А-О" (5 класс)
Оценка 4.7

Урок русского языка на тему "Правописание корней с чередованием гласных А-О" (5 класс)

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русский язык
5 кл
15.02.2018
Урок русского языка на тему "Правописание корней с чередованием гласных А-О" (5 класс)
Это урок повторения, обобщения и систематизации изученного о правописании корней с чередованием гласных А – О с использованием технологии РКМЧП. На уроке используются различные приемы, методы и формы работы: игра "Ромашка", комментированное письмо, упражнения-размышления "Есть ли в записанных предложениях слова, в корнях которых происходит чередование А – О" , эстафета и др.
Правописание корней с чередованием гласных А -О, открытый урок.doc
Правописание корней с чередованием гласных А – О. Предмет:  русский язык. Класс:       5. Цель –  повторение,  обобщение  и  систематизация  изученного  о правописании   корней  с чередованием гласных А – О.  Задачи:   1) развивать у учащихся орфографическую зоркость, сообразительность; 2) совершенствовать умения и навыки самостоятельной работы; 3) формировать умение монологического высказывания. Технология: Развитие критического мышления посредством чтения и письма. Оборудование и наглядность:  учебники,   словарики,   таблица  «Правописание   корней  с чередованием А – О». Урок разработали: Никитина Н.П., Полеканова Ю.Н. Ход урока. I. Оргмомент.   1) Сообщение темы и цели урока. Запись в тетради. 2) Фонетическая разминка. Задание: В слове «шестое» определите количество букв и звуков (6 букв и 7 звуков, т. к. буква Е даёт 2 звука [й’э]. II. Основная часть урока. 1. Вызов.  – Ребята, какие группы корней с чередованием гласных А – О вы знаете? 1) Составление кластера.                                                                                                                                                                 Корни с  чередованием гласных А ­ О                                                                                                                                                                                                                                                                     ­Лаг­ – ­лож­  ­Кас ­ –  ­ кос­ ­раст­ (­ращ­) –  ­рос­ ­Гор­ – ­гар­ ­Зор­ – ­зар­ ­Клон­ – ­клан­ 2 . Осмысление. 1) Игра   «Ромашка».    Цель   –   повторение   правила   правописания   корней   с чередованием гласных А – О. – У меня на столе лежит ромашка, у неё 4 лепестка по количеству корней с чередованием гласных   А  –   О.  «Оторвать»  лепесток   и   рассказать   правило   о  правописании   указанных корней.  2) Комментированное письмо. Задание. Записать словосочетания, обозначая орфограммы корня в словах с чередованием гласных. Лёгкое прикосновение, разложить костёр, тебя не касается, предлагать помощь, склоне ´ние существительных, посадить росточек (искл.), лёгкий зага´р, утренние зо´ри, южное растение,   встречать   зарю´,   очень   повзрослеть,   накло´н   головы,   выращенный   урожай, газовая горелка, непринуждённо кла´няться.  3) Этимологическая страничка. Знаете ли вы, что… Тала(cid:8) нт.  Первоначально   в   греческом   языке   слово  talanton  означало   «55   фунтов»   или «денежная единица стоимостью примерно в 26 килограммов серебра». Затем у европейских народов слово стало означать «одарённость», «способность». Видимо, толчком к этому послужил нравоучительный рассказ­притча. Некий хозяин, уезжая надолго, оставил двум рабам по таланту золота. Пока господин отсутствовал, один из рабов, человек энергичный, пустил хозяйские деньги в оборот и немало получил прибыли.  Другой же, лентяй, зарыл свой талант в землю и по возвращении владыки с гордостью вернул ему его, не прибавив к нему ни драхмы (копейки). Хозяин похвалил первого и не одобрил второго… Разумеется, под деньгами («талантами») здесь подразумевались душевные силы и способности людей, погибающие от лени и безделья: ведь всякая притча – это иносказание. Благодаря этой притче   слово   «талант»   сначала   стало   употребляться   в   смысле   «способность»   в   виде художественного образа, а затем и просто вошло в язык в новом значении  «одарённость».   – Запишите слово в словарики. 4) Запись и разбор предложения. Голубым хрусталём загорается на заре Венера. (Повеств., невоскл., простое, распр.) 5) Буквенный диктант.  Задание. Рядом с номером слова записать только букву А или О. 1 – а расти    2 – о гореть    3 – а касаться   4 – о росток  5 – а располагаться   6 – о расположиться  7 – а отрасль  8 – о коснуться                        1 – а касание 2 – а вырасти 3 – а предполагать 4 – о предположение 5 – о пригореть         6 – о горящий                     7 – а растение 8 – а прикасаться 1 – о водоросли 2 – о склонение 3 – а растительный 4 – а заря 5 – а наклоняться 6 – о Ростов 7 – а горящий 8 – о ростовщик 6) Физкультминутка. Мы топаем ногами. Топ, топ, топ (ходьба на месте). Мы хлопаем руками. Хлоп, хлоп, хлоп (хлопки в ладоши). Качаем головой (наклоны головы влево, вправо). Мы руки поднимаем (руки вверх). Мы руки опускаем (руки вниз). Мы руки разведем (руки в стороны). И побежим кругом (бег на месте) 7) Упражнение­размышление: «Есть ли в записанных предложениях слова, в корнях которых происходит чередование А – О». (Карточки) 1)  Заметались, почти касаясь воды, ласточки. 2)  День за днём, год за годом росла черешня. Сначала она выпросталась из травы, потом коснулась веткою окна, потом выглянула из­под обвисшей кровли. 3)  Лошадь косится на меня одним глазом. 4)  В саду горит костёр рябины красной. 5)  Лесные болота не богаты растительностью.  8) «Эстафета». С последней парты передаётся по рядам листочек с примерами на правило:  1­й ряд в столбик пишет слова с корнем ­гор­ – ­гар­;  2­й ряд в столбик пишет слова с корнем ­кос­ – ­кас­;  3­й ряд в столбик пишет слова с корнем ­лаг­ – ­лож­. Выигрывает   тот,   кто   1)   быстрее   вручит   учителю   листок   и   2)   с   меньшим   количеством ошибок в записанных словах. 3. Рефлексия.   1) Подведение итогов урока.  – Что мы сегодня повторяли на уроке? 2) Оценивание. Обращаюсь по очереди к каждому ряду и спрашиваю: «Ребята, кому со своего ряда за работу вы поставили бы сегодня оценку «5», а кому – «4»?» III. Домашнее задание. *Написать сочинение­миниатюру по опорным словам: 1) Касается травы, высокие заросли, недалеко озеро, прибрежные камыши, горящее солнце, предутренний туман и др. 2) Разгорается,   разжигать   костёр,   расположиться   в   палатке,   собирать   растения, касаться воды, в лодках и шлюпках, пригрело солнце и д. д. Кто ничего не изучает,  Тот вечно хнычет и                                  скучает. Повторяем то, что                                знаем, Вспоминаем, что                              забыли.

Урок русского языка на тему "Правописание корней с чередованием гласных А-О" (5 класс)

Урок русского языка на тему "Правописание корней с чередованием гласных А-О" (5 класс)

Урок русского языка на тему "Правописание корней с чередованием гласных А-О" (5 класс)

Урок русского языка на тему "Правописание корней с чередованием гласных А-О" (5 класс)

Урок русского языка на тему "Правописание корней с чередованием гласных А-О" (5 класс)

Урок русского языка на тему "Правописание корней с чередованием гласных А-О" (5 класс)

Урок русского языка на тему "Правописание корней с чередованием гласных А-О" (5 класс)

Урок русского языка на тему "Правописание корней с чередованием гласных А-О" (5 класс)

Урок русского языка на тему "Правописание корней с чередованием гласных А-О" (5 класс)

Урок русского языка на тему "Правописание корней с чередованием гласных А-О" (5 класс)
Скачать файл