Внеклассное занятие по русскому языку
Оценка 4.8

Внеклассное занятие по русскому языку

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русский язык
5 кл
12.02.2018
Внеклассное занятие по русскому языку
Данное мероприятие знакомит учащихся с разными проектами создания всеобщего языка. На уроке применяется раздаточный материал, иллюстрации произведений, а также портреты известных деятелей. Рассказывается о трех проектах, представленных на конференции. Учащимся предлагается путешествие в мир интересных проектов о возникновении родного языка. Дети активно принимают участие во время внеклассного мероприятия.
Внеклассное занятие по русскому языку.doc
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ г­к КИСЛОВОДСКА МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 14 Внеклассное занятие по русскому языку  для учащихся 5 – 6 классов (Разработка рекомендаций для «Школы молодого учителя») Из опыта работы Низиволик Т.Г., учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ № 14 г.­к. Кисловодска   Г. Кисловодск, 2016 г. Час  занимательной  грамматики    Тема: «Многозначные слова»  Цель:  ­:показать учащимся  роль контекста в установлении значения           слова, разграничении прямого и переносного значений.  ­  научить учащихся понимать слово в том значении, в каком оно употреблено,                  ­  уметь объяснять это значение, учитывая контекст,                   ­использовать слова в разных значения,                         ­выделять переносное значение.                         ­ повторение теоретического материала  и закрепление умения                             определять семантику слова, устанавливать его переносное                           значение, употреблять слова с переносным значением в речи.                              Использование заданий повышенной трудности     Оборудование:раздаточный материал с заданиями ,                                          Репродукции,                                          Слайды  Занятие проводится после изучения темы «Многозначные слова». Школьникам  предложено решить, что, по их мнению, является важным в  этом разделе. С этой целью им предлагается несколько заданий. I. Определите значение слова красный в отрывках из стихотворений  С. Михалкова и русских народных сказках. 1)  Не расскажешь даже в сказке       Ни словами, ни пером,      Как с врагов летели каски      Под Москвой и под Орлом.      Как, на Запад наступая,      Бились красные бойцы —      Наша армия родная,      Наши братья и отцы. 2) Здравствуй, воин­победитель,        Мой товарищ, друг и брат,            Мой защитник, мой спаситель ­            Красной Армии солдат. 3) Вдруг находит на небо туча черная, встает гроза страшная. ­ Пойдемте, красные девицы, домой, ­ говорит Иван­царевич       4)  Красная шапочка, красный свитер, красный цветок. II. В предложенных ниже текстах выделите многозначные        слова, употребленные в разных значениях. 1) Колышет березоньки ветер весенний,       Веселой капели доносится звон,            Как будто читает поэму Есенин                                                                         Про землю, в которую был он влюблен.                                            О. Милявский                           2)  Мне кажется порою, что солдаты,            С кровавых не пришедшие полей,           Не в землю нашу полегли когда­то,            А превратились в белых журавлей.                                            Р. Гамзатов                                                  3)   С детства помню аромат каравая, только что испеченного бабушкой.  Пышный такой, с картинно красивой корочкой. Ничего никогда не пробовал  вкуснее, чем ломоть бабкиного хлеба с кружкой холодного молока. И есть хлеб в поле: не только не выпеченный, но даже еще не собранный, не  обмолоченный, не довезенный до элеваторов... Хлеб, подверженный всем кап­ ризам природы, зависимый от людской расторопности. Такой хлеб — моя  работа. комбайнера колхоза «Рассвет» Оренбургской области   Из воспоминаний Г.  Чердинцева, 4) Хлеб, он — не волшебник, но все может. Мы еще спим в своих постелях, а  машины с крытыми кузовами, на которых крупными буквами написано вот это самое слово «хлеб», развозят его по магазинам. В утреннюю свежесть воздуха  вплетается непередаваемо живительный и сладостный запах теплого хлеба. В урожайный год он приходит на наш стол особенно многоликим. И все это  зависит прежде всего от хлебороба.                                         Поклонимся же ему и будем честны и совестливы перед его великим под­ вигом, великим и скромным одновременно; перед тем как выйти из булочной  с батоном или кирпичиком теплого хлеба, еще и еще раз вспомним с  благоговейным сердечным участием о руках, посеявших, вырастивших этот  хлеб и положивших нам его на стол. А заодно будем всегда помнить мудрое изречение, пришедшее к нам из глубин веков, рожденное народным опытом: «Да отсохнет рука, бросившая под ноги  хотя бы крошку хлеба».                                                                            М. Алек III. Распределите примеры со словом петь по группам таким  образом, чтобы в каждой группе это слово имело одно и то же  значение. Укажите прямое и переносное значения глагола петь. 1)   Вот солдаты идут по степи опаленной,        Тихо песню поют про березки да клены,        Про задумчивый сад, про плакучую иву,        Про родные леса да широкую ниву.                                                   С. Львов 2)   Стелются черные тучи,       Молнии в небе снуют,                                     В облаке пыли летучей       Трубы тревогу поют.                                               А. Сурков .3) Люблю мое Отечество,      Пою мое Отечество —        Надежду человечества        И славу человечества.                                          А. Прокофьев 4)  Я — русский человек, и русская природа      Любовна мне, и я ее пою.      Я  — русский человек, сын своего народа,      Я с гордостью гляжу на Родину свою.   В. Гусев .IV. Сравните выделенные метафоры в текстах С. Есенина и А.  Фета. Проследите, как поэты помогают нам правильно понять эти  метафоры.                                   1) Белая береза                                                                          Под моим окном                                                                    Принакрылась снегом,                                                           Точно серебром...                                          А заря, лениво                                       Обходя кругом                                       Обсыпает ветки                                   Новым серебром.                                                               С. Есенин                             .     2) Сегодня вдруг исчезло лето;                                       Бело, безжизненно кругом.                                        Земля и небо — все одето                                        Каким­то тусклым серебром.                                                                  А. Фет V. Найдите олицетворения; пронаблюдайте,      как автор подготавливает к ним читателя. Все то, чего коснется человек,                         Приобретает нечто человечье.                         Вот этот дом, нам послуживший век,                         Почти умеет пользоваться речью.                         Мосты и переулки говорят.                        Беседуют между собой балконы.                        И у платформы, выстроившись в ряд,                         Так много сердцу говорят вагоны...                        Все то, чего коснется человек,                        Озарено его душой живою.                               С. Маршак. VI. Выделите слова с переносным значением.      Скажите, какой образ они создают.   1)  Отбуйствует сентябрь богатством плодов и красок; слиняет, будто выго­ рев от солнца, небо; частые холодные дожди смоют краски с полей и лесов;  октябрьские ветры пройдут по уже открытым далям.  Л. Васильева 2)  Умывает красно солнышко        Руки теплые в росе,            И Россия, как Аленушка,       Предстает во всей красе.                                                                                 И. Шаферан  3)  Сентябрь шагал,         Дожди частили,        И мне представилось с земли,         Что, улетая из России,          Роняют слезы журавли.                                                А. Богданович На следующем этапе работы детям было предложено два творческих задания. 1. Прочитайте текст. Выделите слова с переносным  значением. ДЕРЕВЬЯ В ЛЕСУ ... Снежная пороша. В лесу очень тихо и так тепло, что только вот не тает.  Деревья окружены снегом, ели повесили громадные тяжелые лапы, березы  склонились, и некоторые даже согнулись макушками до самой земли и стали  кружевными арками... Ель царствует со своей мутовкой, а береза плачет. ­                                                                                  М. Пришвин Передайте содержание этого текста, сохранив слова с переносным  значением. 2. Один из признаков художественного описания любого предмета,  явления — употребление слов в переносном значении. Укажите,  какие слова с переносным значением можно использовать в  художественном описании цветов: незабудки, розы, ландыша,  ромашки, тюльпана  При выполнении задания используются репродукции и художественные открытки.  Подведение итогов  Домашнее задание: напишите сочинение на лингвистическую тему  «Почему мы говорим «нос корабля», «крыло самолета», «золотые  руки»

Внеклассное занятие по русскому языку

Внеклассное занятие по русскому языку

Внеклассное занятие по русскому языку

Внеклассное занятие по русскому языку

Внеклассное занятие по русскому языку

Внеклассное занятие по русскому языку

Внеклассное занятие по русскому языку

Внеклассное занятие по русскому языку

Внеклассное занятие по русскому языку

Внеклассное занятие по русскому языку

Внеклассное занятие по русскому языку

Внеклассное занятие по русскому языку

Внеклассное занятие по русскому языку

Внеклассное занятие по русскому языку
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.02.2018