Технологическая карта учебного занятия по русскому языку в 5 классе "Разбор словосочетания"
Оценка 4.7

Технологическая карта учебного занятия по русскому языку в 5 классе "Разбор словосочетания"

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русский язык
5 кл
13.04.2019
Технологическая карта учебного занятия по русскому языку в 5 классе "Разбор словосочетания"
Как сделать урок насыщенным, интересным и результативным как для учителя, так и для обучающихся? Крайне важной считаю работу по тщательной подготовке учебного занятия с определением этапов, видов деятельности как учителя, так и учеников; а также с подбором заданий для учащихся, выполнение которых приведѐт к достижению запланированных результатов, и, что не менее важно, с описанием формируемых (универсальных учебных действий): личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных. Данный материал включает в себя Технологическую карту учебного занятия по теме 5 класса "Разбор словосочетания".
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РЯ 5 КЛ.doc
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ  ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 5 КЛАССЕ  ПО ТЕМЕ «Разбор словосочетания»                                                                                                                       МБОУ СОШ №46                                                                                                        Негатина О.А. Разработала: учитель русского языка и литературы Предмет: русский язык. Класс: 5. Тип урока: урок открытия нового знания. Технологии:   проблемного   обучения,   коллективной   деятельности,   исследовательской   деятельности,   поэтапного формирования умственных действий, дифференцированного подхода в обучении, самодиагностики результатов. УМК: Ладыженская, Т. А. Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др.  Русский язык. 5 класс. Тема: Разбор словосочетания Цели: ­  содержательная  (образовательная): формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д.); ­ деятельностная: закрепление и при необходимости коррекция изученных понятий, алгоритмов и т. д. Задачи:  предметные  – повторить и закрепить знания о словосочетании как предмете синтаксиса; познакомить с видами словосочетаний;   формировать   умение   выделять   словосочетание   из   предложения;   учить   разбирать   словосочетание   по образцу в устной и письменной форме; рефлексивные  –   научить   приемам   самостоятельной   работы;   активизировать   мыслительную   деятельность; коммуникативная – развивать письменную и устную речь;  воспитательные – формировать культуру речи; воспитывать бережное отношение к русскому языку. Основные   понятия:  словосочетание,   именное   словосочетание,   глагольное     словосочетание,   грамматическая основа, подлежащее, сказуемое. Планируемые образовательные результаты:  Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать порядок разбора словосочетания; уметь разбирать словосочетание по образцу в устной и письменной форме. Метапредметные (компоненты культурно­компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность извлекать   информацию   из   различных   источников,   включая   средства   массовой   информации,   компакт­диски   учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях. Личностные:  осознание   эстетической   ценности   русского   языка;   уважительное   отношение   к   родному   языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию. Межпредметные связи: с предметами эстетического цикла. Ресурсы:  ­ основные: используемые учебники и учебные пособия:  Русский язык 5класс, Ладыженская Т. А. Баранов М.Т.,  Тростенцова Л.А. и др. изд. «Просвещение»».  Используемая методическая литература:  Пособие для учителя. Русский  язык. Методические рекомендации. Ладыженская Т.А. Образовательные ресурсы:  http://www.uroki.net http://www.intergu.ru  http://festival.1september.ru/subjects http://www.zavuch.info http://akademius.narod.ru/vibor­rus.html   ­  дополнительные: используемое оборудование:   интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор.  аудиозапись   «Осенней   песни»   П.   И.   Чайковского, Используемый     наглядно­демонстрационный   материал: мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся. Формы контроля: творческая работа – сочинение по данному началу с включением изучаемого явления, сочинение­ миниатюра на тему «Осень». Организация образовательного пространства урока Этап урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся Задания для учащихся, выполнение которых приведѐт к достижению запланированных результатов Формируемые (универсальные  учебные действия): личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные I.  Организационный  (мотивационный). Цель:  эмоциональная,  психологическая и  мотивационная  подготовка  обучающихся к  усвоению  изучаемого  Вступительное слово: – Наш сегодняшний урок мне  хочется начать с «Осенней  песни» Петра Ильича  Чайковского.  – Предлагаю вам совершить  прогулку по осеннему парку:  полюбуемся красотой родной  природы, ее богатством и  щедростью, а также повторим те  Слушают учителя,  участвуют в диалоге  с учителем.  Размещают учебные  материалы на  – Послушайте  фрагмент этого  произведения и  скажите, какие мысли и чувства вызвала у  Личностные:  положительное  отношение к учению,  познавательной  деятельности. Познавательные:  осознание учебно­ познавательной задачи. Регулятивные:  планирование (в материала. сведения о русском языке, с  которыми вы познакомились в  начальной школе, продолжим  работу над понятиями  «словосочетание» и  «предложение». рабочем месте,  демонстрируют  готовность к уроку. вас музыка? – Как вы думаете,  почему чувства  грусти, печали? Упр. 133 –  словарный диктант. II. Актуализация  предметных,  метапредметных и  личностных  результатов. Цель:  воспроизведение  ранее изученного,  установление  преемственных  связей прежних и  новых знаний и  применение их в  новых ситуациях. Проверка домашнего задания. – Вспомните, что вы знаете о  словосочетании? – Какие бывают словосочетания  по главному слову? (Делается вывод о том, что  словосочетания могут быть с  главным словом – существительным и главным  словом глаголом). Отвечают на  вопросы. Строят  понятные для  партнера  высказывания. Осваивают  лингвистические  термины.  Учитель сообщает учащимся,  что словосочетания с главным  словом существительным называется и м е н н ы м,  глаголом — г л а г о л ь н ы м.  – Чем словосочетание отличается Обдумывают ответы  на вопросы и  осознают, что знаний  недостаточно для  полных ответов. сотрудничестве с  учителем и  одноклассниками или  самостоятельно)  необходимых  действий, операций. Личностные:  Адекватная оценка  своих возможностей  достижения цели  определенной  сложности в  различных сферах  самостоятельной,  парной и  коллективной  деятельности. Познавательные:  выполнение учебно­ познавательных  действий в от предложения? – У вас на партах лежат карточки со стихотворением А. С.  Пушкина. Прочитайте его. – Может, кто­то желает  прочитать наизусть? Смотрят  презентацию,  осваивают  лингвистические  термины.  1­й вариант Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная  краса – Люблю я пышное природы  увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее  дыханье,  И мглой волнистою покрыты  небеса, И редкий солнца луч, и первые  морозы, И отдаленные седой зимы  угрозы. 2­й вариант Октябрь уж наступил – уж роща  отряхает Последние листы с нагих своих  Выразительное  чтение.  Просмотр  мультимедийной  презентации  «Осенний лес». материализованной и  умственной форме;  осуществление  для  решения учебных  задач операций  анализа, синтеза,  сравнения,  классификации,  установление  причинно­ следственных связей.  Регулятивные:  принятие и сохранение учебной задачи.  Коммуникативные:  задавание вопросов,  ответы на вопросы  других,  формулирование  собственных мыслей,  высказывание и  обоснование своей ветвей; Дохнул осенний хлад – дорога  промерзает. Журча еще бежит за мельницу  ручей, Но пруд уже застыл; сосед мой  поспешает В отъезжие поля с охотою своей, И страждут озими от бешеной  забавы, И будит лай собак уснувшие  дубравы. Эвристическая беседа: – Какие словосочетания могут  быть в речи средством  выразительности? – Как называют такие  прилагательные, которые ярко,  образно передают чувства? – Будут ли словосочетаниями  слова приятна краса; покрыты  небеса; октябрь наступил?  Почему?  III. Выявление  места и причины  затруднения. Цель: первичная  рефлексия  (фиксирование  индивидуальных  затруднений в  пробном  действии):  контроль в форме  сличения способа  точки зрения. Формулируют  собственные мысли,  высказывают и  обосновывают свою  точку зрения.  В сотрудничестве с  учителем и  одноклассниками  делают выводы. –  Ребята, задание по рядам. Выпишите по 4 словосочетания из  стихотворений  согласно схемам:  сущ. + сущ., сущ. +  прил.,  гл. + сущ. Выборочный  диктант. – Нет, не будут, это подлежащее и  сказуемое в  – Подчеркните  грамматические  основы во всех  Личностные:  осознают свои  трудности и стремятся к их преодолению;  проявляют  способность к  самооценке своих  действий, поступков.  Познавательные:  установление  причинно­ следственных связей, предложениях, они  выражают  основную мысль  предложения. действия и его  результата с  заданным эталоном с целью  обнаружения  отклонений и  отличий от  эталона, то есть  постановка  проблемы  исследования. IV. Целеполагание  и открытие  учащимися нового  знания. Формулирует цель учебной  деятельности вместе с  обучающимися, принимающими  ее на себя. Формулируют цель  учебной  деятельности в  диалоге с учителем.  Цель: постановка  цели учебной  деятельности на  основе соотнесения того, что уже  известно и усвоено, Организует и сопровождает  деятельность обучающихся,  подводит к формулировке  вывода.  –Обратите внимание на эпиграф  урока, давайте его запишем:  Записывают эпиграф.  Выписывают – Выпишите все  словосочетания,  предложениях. выводы.  Регулятивные:  осознание  недостаточности своих знаний. Коммуникативные:  задавание вопросов с  целью получения  необходимой для  решения проблемы  информации. Коммуникативные:  построение небольших монологических  высказываний,  осуществление  совместной  деятельности  в парах  и рабочих группах с  учетом конкретных  учебно­ познавательных задач. Раскрытие сущности  новых понятий,  усвоение новых  способов учебной и  умственной  деятельности  обучающихся. Беседа по вопросам. Работа с учебными пособиями. и того, что  неизвестно: выбор  (проектирование)  способов и средств ее реализации. Составление памятки. Познавательные:  поиски способов  решения проблемы. Регулятивные: в  сотрудничестве с  учителем ставить  учебную задачу. Люблю я пышное природы  увяданье. А. С. Пушкин. словосочетания, составляют   к   ним схемы. которые найдете в  этом предложении.  Составьте их схемы. Выделяют   главное, устанавливают причинно­ следственные   связи между   отдельными языковыми явлениями.  Составляют в группе ответы.   Знакомят   с – Ребята, задание по  группам.  Пользуясь  материалом  учебника,  подготовьте рассказ о том, что мы называем словосочетанием.  Предложением? Чем  они отличаются друг  от друга? Коллективно  таблица  заполняется  3—4  примерами.  Разбор   2—3  словосочетаний  (сначала под  руководством  учителя, затем  Объясняет правила организации работы в группе. результатами   работы группы,   слушают   и обсуждают   ответы товарищей. самостоятельно,  используя образец  разбора на с. 51  учебника). При составлении таблицы  «Виды словосочетаний по  строению» проводится беседа.  – На какое слово надо обратить  внимание, когда мы делим  словосочетания на группы по строению? (На главное слово.) – Что мы должны узнать о  главном слове? (Какой частью  речи оно выражено.) – Следовательно, по какому  признаку делятся словосочетания на виды? (По тому, какой частью речи выражено главное  слово.) – Какие виды словосочетаний по  строению можно выделить?  (Именные и глагольные.) Физкультминутка  По дорожке, по дорожке  Скачем  мы на правой ножке.  И по этой же дорожке скачем Мы на левой ножке,  По тропинке побежим,  До лужайки добежим.  На лужайке, на лужайке  Мы попрыгаем, как зайки.  Стоп. Немного отдохнем, и  домой пешком пойдѐм.  V. Первичное  закрепление.  – Ребята, а сейчас вам предстоит  работа в парах.  Цель: построение, фиксация и  применение  нового знания;  включение нового в систему  усвоенного;  закрепление нового при выполнении  практических  заданий; первичное проектирование  индивидуального  Составьте словосочетания с  данными словами, используя  прилагательные, которые:  1. сообщат какие­то сведения о  предмете; 2. могут придать  тексту, если использовать их в  нем, образность и  выразительность. Осина (возможные варианты:  прямая, голая, трепетная,  нарядная, серебристая, горькая  и др.);   туча (большая, темная,  Выполняют  элементарные  физические  упражнения. Формулируют собственные мысли,  высказывают и обосновывают свою точку зрения. В  сотрудничестве с  учителем и  одноклассниками  делают выводы. Выполняют задание,  отвечают на вопросы. Работа в парах. Подбор своих  примеров,  иллюстрирующих  природу изучаемой  проблемы. Составление  словосочетаний. Регулятивные:  оценивание  правильности  выполнения задания. Познавательные:  умение  структурировать  знания, выбор  наиболее  эффективных  способов решения  задания, умение  осознанно и  произвольно строить  речевое высказывание. маршрута  восполнения  проблемных зон в  изученной теме, в  формировании  метапредметных и  личностных  результатов. свинцовая, угрюмая, снежная,  грозная и др.). – Прочитайте текст. Назовите его тему и основную мысль. Назовите грамматические основы  предложений. Наступила   осень.   Стоит отличная   погода.   Все   деревья, кустарники   и   травы   стали желтыми и разноцветными. На пруду   в   воде   плавают   осенние листья. Ах, как красиво! Вот   стройные   косяки журавлей   потянулись   над полями, лесами и горами. Так   и   хочется   крикнуть: «Возвращайтесь к нам весной!» Читают текст:  сначала  самостоятельно, «про себя», затем один  учащийся читает  текст вслух,  передавая интонацию. Работают над  частичным  лингвистическим  анализом текста. Выделяют главное,  устанавливают  причинно­ следственные связи  между отдельными  языковыми  явлениями. Чтение текста,  который  проецируется на  интерактивную  доску. Работа над  смысловым чтением  текста с элементами  лингвистического  анализа. Коммуникативные: управление  поведением партнёра  ­контроль, коррекция,  оценка действий  партнёра. VI. Диагностика  (самодиагностика), – И, наконец, ребята, вам  предстоит поработать творчески.  Личностные:  освоение новых видов рефлексия  предметных,  метапредметных и  личностных  результатов. Цель:  самопроверка  умений применять  новое в типовых  условиях –  выделение и  осознание того,  что уже усвоено и  что еще нужно  усвоить; осознание  качества и уровня  усвоения; оценка  результатов  работы. Задание по группам:  1. Составьте предложения об  осени, используя словосочетания, которые мы записывали в течение урока.  2. Составьте свой рассказ об  осени по данному началу.  Дни становятся короче, и  все реже проглядывает солнце.  Деревья все в разноцветных  одеждах. Золотые, багряные,  бордовые листья медленно  опадают и шуршат под ногами,  словно мягкий ковер. Перелетные птицы  готовятся в дальнюю дорогу… 3. Напишите сочинение­ миниатюру об осени. У этой  группы  нет «помощников». Выполнение  разноуровневых  упражнений  –  написание  творческих работ. Работают в группах – выполняют задание  уровневой  дифференциации. Формулируют  собственные мысли,  высказывают и  обосновывают свою  точку зрения. В  сотрудничестве с  учителем и  одноклассниками  делают выводы. Читают выполненные  работы – по группам. Чтение работ  обучающихся.  Обобщение  полученных  деятельности, участие  в творческом  созидательном  процессе.  Познавательные:  выполнение учебно­ познавательных  действий в  материализованной и  умственной форме;  осуществление для  решения учебных  задач операции  анализа, синтеза,  сравнения,  классификации,  установление  причинно­ следственных связей,   обобщения, выводы.  Регулятивные:  адекватно оценивают  свои достижения, сведений, оценивание результатов работы.  – Ребята, что значит «пышное  природы увяданье»? – Действительно ли осень  приносит с собой только грусть и печаль? Участвуют  в  обсуждении.   VII. Рефлексия.  – Что нового узнали на уроке? Цель: осознание  учащимися своей  учебной  деятельности,  самооценка  результатов своей  деятельности и  деятельности всего – Какое сочинение вам кажется  наиболее выразительным и  интересным? Почему? – Какие трудности у вас  появлялись в процессе работы?  Как вы их преодолевали? – Понравилось ли вам на уроке?  Какое настроение у вас сейчас? Организуют  рефлексию.   Организуют  самооценку учебной  деятельности.  осознают возникающие трудности, ищут их  причины и пути  преодоления.  Коммуникативные:  формулирование  собственных мыслей,  высказываний и  обоснование своей  точки зрения. Коммуникативные:  умение с достаточной  полнотой и точностью  выражать свои мысли;  быть терпимым к  другим мнениям,  учитывать их в  совместной работе Познавательные:  рефлексия способов и класса. – Дайте оценку нашей работе:  выберите одну из предложенных  на вашем столе карточек и  покажите мне. Урок понравился  – карточку с улыбающимся  лицом, нет – карточку с грустным лицом. VIII.  Проектирование  дифференцированн ого домашнего  задания. Цель: Составление индивидуального  маршрута  выполнения  домашнего  задания как части  – Домашнее задание у всех  разное. Распределимся на группы и получим его. Для этого каждый подойдет к моему столу и  возьмет у меня красные, синие и  желтые жетоны. 1. § 25, 26, упр. 134.  2. Составить связный рассказ о  видах словосочетаний. 3. Написать лингвистическую  сказку о словосочетании.  Записывают  домашнее задание. условий действий Регулятивные:  оценивание  достигнутых  результатов общей и  собственной  деятельности;  удерживание учебной  задачи  на всем  протяжении урока. Познавательные:  использование  практических умений  ознакомительного,  изучающего,  просмотрового  способов чтения в  соответствии с  поставленной  коммуникативной  задачей. Коммуникативные: коллективного  проекта в  соответствии с  индивидуальными  возможностями и  предметной  подготовленностью учащегося. участие в  коллективном  обсуждении проблем;  умение с достаточной  полнотой и точностью  выражать свои мысли  в соответствии с  задачами и условиями  коммуникации. Регулятивные:  самостоятельный  контроль своего  времени и способность его распределять. Личностные:  самоанализ  результатов и  самооценка  готовности к  выполнению заданий  разного уровня  сложности.

Технологическая карта учебного занятия по русскому языку в 5 классе "Разбор словосочетания"

Технологическая карта учебного занятия по русскому языку в 5 классе "Разбор словосочетания"

Технологическая карта учебного занятия по русскому языку в 5 классе "Разбор словосочетания"

Технологическая карта учебного занятия по русскому языку в 5 классе "Разбор словосочетания"

Технологическая карта учебного занятия по русскому языку в 5 классе "Разбор словосочетания"

Технологическая карта учебного занятия по русскому языку в 5 классе "Разбор словосочетания"

Технологическая карта учебного занятия по русскому языку в 5 классе "Разбор словосочетания"

Технологическая карта учебного занятия по русскому языку в 5 классе "Разбор словосочетания"

Технологическая карта учебного занятия по русскому языку в 5 классе "Разбор словосочетания"

Технологическая карта учебного занятия по русскому языку в 5 классе "Разбор словосочетания"

Технологическая карта учебного занятия по русскому языку в 5 классе "Разбор словосочетания"

Технологическая карта учебного занятия по русскому языку в 5 классе "Разбор словосочетания"

Технологическая карта учебного занятия по русскому языку в 5 классе "Разбор словосочетания"

Технологическая карта учебного занятия по русскому языку в 5 классе "Разбор словосочетания"

Технологическая карта учебного занятия по русскому языку в 5 классе "Разбор словосочетания"

Технологическая карта учебного занятия по русскому языку в 5 классе "Разбор словосочетания"

Технологическая карта учебного занятия по русскому языку в 5 классе "Разбор словосочетания"

Технологическая карта учебного занятия по русскому языку в 5 классе "Разбор словосочетания"

Технологическая карта учебного занятия по русскому языку в 5 классе "Разбор словосочетания"

Технологическая карта учебного занятия по русскому языку в 5 классе "Разбор словосочетания"

Технологическая карта учебного занятия по русскому языку в 5 классе "Разбор словосочетания"

Технологическая карта учебного занятия по русскому языку в 5 классе "Разбор словосочетания"

Технологическая карта учебного занятия по русскому языку в 5 классе "Разбор словосочетания"

Технологическая карта учебного занятия по русскому языку в 5 классе "Разбор словосочетания"

Технологическая карта учебного занятия по русскому языку в 5 классе "Разбор словосочетания"

Технологическая карта учебного занятия по русскому языку в 5 классе "Разбор словосочетания"

Технологическая карта учебного занятия по русскому языку в 5 классе "Разбор словосочетания"

Технологическая карта учебного занятия по русскому языку в 5 классе "Разбор словосочетания"

Технологическая карта учебного занятия по русскому языку в 5 классе "Разбор словосочетания"

Технологическая карта учебного занятия по русскому языку в 5 классе "Разбор словосочетания"

Технологическая карта учебного занятия по русскому языку в 5 классе "Разбор словосочетания"

Технологическая карта учебного занятия по русскому языку в 5 классе "Разбор словосочетания"

Технологическая карта учебного занятия по русскому языку в 5 классе "Разбор словосочетания"

Технологическая карта учебного занятия по русскому языку в 5 классе "Разбор словосочетания"

Технологическая карта учебного занятия по русскому языку в 5 классе "Разбор словосочетания"

Технологическая карта учебного занятия по русскому языку в 5 классе "Разбор словосочетания"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.04.2019