Технологическая карта учебного занятия по русскому языку в 5 классе "Разбор словосочетания"
Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русский язык
5 кл
13.04.2019
Как сделать урок насыщенным, интересным и результативным как для учителя, так и для обучающихся?
Крайне важной считаю работу по тщательной подготовке учебного занятия с определением этапов, видов деятельности как учителя, так и учеников; а также с подбором заданий для учащихся, выполнение которых приведѐт к достижению запланированных результатов, и, что не менее важно, с описанием формируемых (универсальных учебных действий): личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных.
Данный материал включает в себя Технологическую карту учебного занятия по теме 5 класса "Разбор словосочетания".
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РЯ 5 КЛ.doc
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 5 КЛАССЕ
ПО ТЕМЕ
«Разбор словосочетания»
МБОУ СОШ №46
Негатина О.А.
Разработала: учитель русского языка и литературы Предмет: русский язык.
Класс: 5.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Технологии: проблемного обучения, коллективной деятельности, исследовательской деятельности, поэтапного
формирования умственных действий, дифференцированного подхода в обучении, самодиагностики результатов.
УМК: Ладыженская, Т. А. Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 5 класс.
Тема: Разбор словосочетания
Цели:
содержательная (образовательная): формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний
(понятий, способов действий и т. д.);
деятельностная: закрепление и при необходимости коррекция изученных понятий, алгоритмов и т. д.
Задачи:
предметные – повторить и закрепить знания о словосочетании как предмете синтаксиса; познакомить с видами
словосочетаний; формировать умение выделять словосочетание из предложения; учить разбирать словосочетание по
образцу в устной и письменной форме;
рефлексивные – научить приемам самостоятельной работы; активизировать мыслительную деятельность;
коммуникативная – развивать письменную и устную речь;
воспитательные – формировать культуру речи; воспитывать бережное отношение к русскому языку. Основные понятия: словосочетание, именное словосочетание, глагольное словосочетание, грамматическая
основа, подлежащее, сказуемое.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать порядок разбора словосочетания; уметь
разбирать словосочетание по образцу в устной и письменной форме.
Метапредметные (компоненты культурнокомпетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность
извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компактдиски учебного
назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе
и на электронных носителях.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку,
гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к
речевому самосовершенствованию.
Межпредметные связи: с предметами эстетического цикла.
Ресурсы:
основные: используемые учебники и учебные пособия: Русский язык 5класс, Ладыженская Т. А. Баранов М.Т.,
Тростенцова Л.А. и др. изд. «Просвещение»». Используемая методическая литература: Пособие для учителя. Русский
язык. Методические рекомендации. Ладыженская Т.А. Образовательные ресурсы:
http://www.uroki.net http://www.intergu.ru
http://festival.1september.ru/subjects http://www.zavuch.info http://akademius.narod.ru/viborrus.html
дополнительные: используемое оборудование: интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор.
аудиозапись «Осенней песни» П. И. Чайковского,
Используемый
нагляднодемонстрационный материал:
мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся.
Формы контроля: творческая работа – сочинение по данному началу с включением изучаемого явления, сочинение
миниатюра на тему «Осень». Организация образовательного пространства урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность
обучающихся
Задания для
учащихся,
выполнение
которых приведѐт к
достижению
запланированных
результатов
Формируемые
(универсальные
учебные действия):
личностные,
познавательные,
регулятивные,
коммуникативные
I.
Организационный
(мотивационный).
Цель:
эмоциональная,
психологическая и
мотивационная
подготовка
обучающихся к
усвоению
изучаемого
Вступительное слово:
– Наш сегодняшний урок мне
хочется начать с «Осенней
песни» Петра Ильича
Чайковского.
– Предлагаю вам совершить
прогулку по осеннему парку:
полюбуемся красотой родной
природы, ее богатством и
щедростью, а также повторим те
Слушают учителя,
участвуют в диалоге
с учителем.
Размещают учебные
материалы на
– Послушайте
фрагмент этого
произведения и
скажите, какие мысли
и чувства вызвала у
Личностные:
положительное
отношение к учению,
познавательной
деятельности.
Познавательные:
осознание учебно
познавательной задачи.
Регулятивные:
планирование (в материала.
сведения о русском языке, с
которыми вы познакомились в
начальной школе, продолжим
работу над понятиями
«словосочетание» и
«предложение».
рабочем месте,
демонстрируют
готовность к уроку.
вас музыка?
– Как вы думаете,
почему чувства
грусти, печали?
Упр. 133 –
словарный диктант.
II. Актуализация
предметных,
метапредметных и
личностных
результатов.
Цель:
воспроизведение
ранее изученного,
установление
преемственных
связей прежних и
новых знаний и
применение их в
новых ситуациях.
Проверка домашнего задания.
– Вспомните, что вы знаете о
словосочетании?
– Какие бывают словосочетания
по главному слову?
(Делается вывод о том, что
словосочетания могут быть с
главным словом –
существительным и главным
словом глаголом).
Отвечают на
вопросы. Строят
понятные для
партнера
высказывания.
Осваивают
лингвистические
термины.
Учитель сообщает учащимся,
что словосочетания с главным
словом существительным
называется и м е н н ы м,
глаголом — г л а г о л ь н ы м.
– Чем словосочетание отличается
Обдумывают ответы
на вопросы и
осознают, что знаний
недостаточно для
полных ответов.
сотрудничестве с
учителем и
одноклассниками или
самостоятельно)
необходимых
действий, операций.
Личностные:
Адекватная оценка
своих возможностей
достижения цели
определенной
сложности в
различных сферах
самостоятельной,
парной и
коллективной
деятельности.
Познавательные:
выполнение учебно
познавательных
действий в от предложения?
– У вас на партах лежат карточки
со стихотворением А. С.
Пушкина. Прочитайте его.
– Может, ктото желает
прочитать наизусть?
Смотрят
презентацию,
осваивают
лингвистические
термины.
1й вариант
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная
краса –
Люблю я пышное природы
увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее
дыханье,
И мглой волнистою покрыты
небеса,
И редкий солнца луч, и первые
морозы,
И отдаленные седой зимы
угрозы.
2й вариант
Октябрь уж наступил – уж роща
отряхает
Последние листы с нагих своих
Выразительное
чтение.
Просмотр
мультимедийной
презентации
«Осенний лес».
материализованной и
умственной форме;
осуществление для
решения учебных
задач операций
анализа, синтеза,
сравнения,
классификации,
установление
причинно
следственных связей.
Регулятивные:
принятие и сохранение
учебной задачи.
Коммуникативные:
задавание вопросов,
ответы на вопросы
других,
формулирование
собственных мыслей,
высказывание и
обоснование своей ветвей;
Дохнул осенний хлад – дорога
промерзает.
Журча еще бежит за мельницу
ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой
поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной
забавы,
И будит лай собак уснувшие
дубравы.
Эвристическая беседа:
– Какие словосочетания могут
быть в речи средством
выразительности?
– Как называют такие
прилагательные, которые ярко,
образно передают чувства?
– Будут ли словосочетаниями
слова приятна краса; покрыты
небеса; октябрь наступил?
Почему?
III. Выявление
места и причины
затруднения.
Цель: первичная
рефлексия
(фиксирование
индивидуальных
затруднений в
пробном
действии):
контроль в форме
сличения способа
точки зрения.
Формулируют
собственные мысли,
высказывают и
обосновывают свою
точку зрения.
В сотрудничестве с
учителем и
одноклассниками
делают выводы.
– Ребята, задание по
рядам. Выпишите по
4 словосочетания из
стихотворений
согласно схемам:
сущ. + сущ., сущ. +
прил., гл. + сущ.
Выборочный
диктант.
– Нет, не будут, это
подлежащее и
сказуемое в
– Подчеркните
грамматические
основы во всех
Личностные:
осознают свои
трудности и стремятся
к их преодолению;
проявляют
способность к
самооценке своих
действий, поступков.
Познавательные:
установление
причинно
следственных связей, предложениях, они
выражают
основную мысль
предложения.
действия и его
результата с
заданным эталоном
с целью
обнаружения
отклонений и
отличий от
эталона, то есть
постановка
проблемы
исследования.
IV. Целеполагание
и открытие
учащимися нового
знания.
Формулирует цель учебной
деятельности вместе с
обучающимися, принимающими
ее на себя.
Формулируют цель
учебной
деятельности в
диалоге с учителем.
Цель: постановка
цели учебной
деятельности на
основе соотнесения
того, что уже
известно и усвоено,
Организует и сопровождает
деятельность обучающихся,
подводит к формулировке
вывода.
–Обратите внимание на эпиграф
урока, давайте его запишем:
Записывают эпиграф.
Выписывают
– Выпишите все
словосочетания,
предложениях.
выводы.
Регулятивные:
осознание
недостаточности своих
знаний.
Коммуникативные:
задавание вопросов с
целью получения
необходимой для
решения проблемы
информации.
Коммуникативные:
построение небольших
монологических
высказываний,
осуществление
совместной
деятельности в парах
и рабочих группах с
учетом конкретных
учебно
познавательных задач.
Раскрытие сущности
новых понятий,
усвоение новых
способов учебной и
умственной
деятельности
обучающихся. Беседа
по вопросам. Работа с
учебными пособиями. и того, что
неизвестно: выбор
(проектирование)
способов и средств
ее реализации.
Составление памятки.
Познавательные:
поиски способов
решения проблемы.
Регулятивные: в
сотрудничестве с
учителем ставить
учебную задачу.
Люблю я пышное природы
увяданье. А. С. Пушкин.
словосочетания,
составляют к ним
схемы.
которые найдете в
этом предложении.
Составьте их схемы.
Выделяют главное,
устанавливают
причинно
следственные связи
между отдельными
языковыми
явлениями.
Составляют в группе
ответы. Знакомят с
– Ребята, задание по
группам. Пользуясь
материалом
учебника,
подготовьте рассказ о
том, что мы называем
словосочетанием.
Предложением? Чем
они отличаются друг
от друга?
Коллективно
таблица
заполняется 3—4
примерами.
Разбор 2—3
словосочетаний
(сначала под
руководством
учителя, затем
Объясняет правила организации
работы в группе. результатами работы
группы, слушают и
обсуждают ответы
товарищей.
самостоятельно,
используя образец
разбора на с. 51
учебника).
При составлении таблицы
«Виды словосочетаний по
строению» проводится беседа.
– На какое слово надо обратить
внимание, когда мы делим
словосочетания на группы по
строению? (На главное слово.)
– Что мы должны узнать о
главном слове? (Какой частью
речи оно выражено.)
– Следовательно, по какому
признаку делятся словосочетания
на виды? (По тому, какой
частью речи выражено главное
слово.)
– Какие виды словосочетаний по
строению можно выделить?
(Именные и глагольные.)
Физкультминутка
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке скачем Мы на левой ножке,
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем, как зайки.
Стоп. Немного отдохнем, и
домой пешком пойдѐм.
V. Первичное
закрепление.
– Ребята, а сейчас вам предстоит
работа в парах.
Цель: построение,
фиксация и
применение
нового знания;
включение нового в
систему
усвоенного;
закрепление нового
при выполнении
практических
заданий; первичное
проектирование
индивидуального
Составьте словосочетания с
данными словами, используя
прилагательные, которые:
1. сообщат какието сведения о
предмете; 2. могут придать
тексту, если использовать их в
нем, образность и
выразительность.
Осина (возможные варианты:
прямая, голая, трепетная,
нарядная, серебристая, горькая
и др.);
туча (большая, темная,
Выполняют
элементарные
физические
упражнения.
Формулируют
собственные мысли,
высказывают
и обосновывают
свою точку зрения. В
сотрудничестве с
учителем и
одноклассниками
делают
выводы.
Выполняют задание,
отвечают
на вопросы.
Работа в парах.
Подбор своих
примеров,
иллюстрирующих
природу изучаемой
проблемы.
Составление
словосочетаний.
Регулятивные:
оценивание
правильности
выполнения задания.
Познавательные:
умение
структурировать
знания, выбор
наиболее
эффективных
способов решения
задания, умение
осознанно и
произвольно строить
речевое высказывание. маршрута
восполнения
проблемных зон в
изученной теме, в
формировании
метапредметных и
личностных
результатов.
свинцовая, угрюмая, снежная,
грозная и др.).
– Прочитайте текст. Назовите его
тему и основную мысль. Назовите
грамматические основы
предложений.
Наступила осень. Стоит
отличная погода. Все деревья,
кустарники и травы стали
желтыми и разноцветными. На
пруду в воде плавают осенние
листья. Ах, как красиво!
Вот стройные косяки
журавлей потянулись над
полями, лесами и горами.
Так и хочется крикнуть:
«Возвращайтесь к нам весной!»
Читают текст:
сначала
самостоятельно, «про
себя», затем один
учащийся читает
текст вслух,
передавая интонацию.
Работают над
частичным
лингвистическим
анализом текста.
Выделяют главное,
устанавливают
причинно
следственные связи
между отдельными
языковыми
явлениями.
Чтение текста,
который
проецируется на
интерактивную
доску.
Работа над
смысловым чтением
текста с элементами
лингвистического
анализа.
Коммуникативные:
управление
поведением партнёра
контроль, коррекция,
оценка действий
партнёра.
VI. Диагностика
(самодиагностика),
– И, наконец, ребята, вам
предстоит поработать творчески.
Личностные:
освоение новых видов рефлексия
предметных,
метапредметных и
личностных
результатов.
Цель:
самопроверка
умений применять
новое в типовых
условиях –
выделение и
осознание того,
что уже усвоено и
что еще нужно
усвоить; осознание
качества и уровня
усвоения; оценка
результатов
работы.
Задание по группам:
1. Составьте предложения об
осени, используя словосочетания,
которые мы записывали в течение
урока.
2. Составьте свой рассказ об
осени по данному началу.
Дни становятся короче, и
все реже проглядывает солнце.
Деревья все в разноцветных
одеждах. Золотые, багряные,
бордовые листья медленно
опадают и шуршат под ногами,
словно мягкий ковер.
Перелетные птицы
готовятся в дальнюю дорогу…
3. Напишите сочинение
миниатюру об осени. У этой
группы нет «помощников».
Выполнение
разноуровневых
упражнений –
написание
творческих работ.
Работают в группах –
выполняют задание
уровневой
дифференциации.
Формулируют
собственные мысли,
высказывают и
обосновывают свою
точку зрения. В
сотрудничестве с
учителем и
одноклассниками
делают выводы.
Читают выполненные
работы – по группам.
Чтение работ
обучающихся.
Обобщение
полученных
деятельности, участие
в творческом
созидательном
процессе.
Познавательные:
выполнение учебно
познавательных
действий в
материализованной и
умственной форме;
осуществление для
решения учебных
задач операции
анализа, синтеза,
сравнения,
классификации,
установление
причинно
следственных связей,
обобщения, выводы.
Регулятивные:
адекватно оценивают
свои достижения, сведений, оценивание
результатов работы.
– Ребята, что значит «пышное
природы увяданье»?
– Действительно ли осень
приносит с собой только грусть и
печаль?
Участвуют в
обсуждении.
VII. Рефлексия.
– Что нового узнали на уроке?
Цель: осознание
учащимися своей
учебной
деятельности,
самооценка
результатов своей
деятельности и
деятельности всего
– Какое сочинение вам кажется
наиболее выразительным и
интересным? Почему?
– Какие трудности у вас
появлялись в процессе работы?
Как вы их преодолевали?
– Понравилось ли вам на уроке?
Какое настроение у вас сейчас?
Организуют
рефлексию.
Организуют
самооценку учебной
деятельности.
осознают возникающие
трудности, ищут их
причины и пути
преодоления.
Коммуникативные:
формулирование
собственных мыслей,
высказываний и
обоснование своей
точки зрения.
Коммуникативные:
умение с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли;
быть терпимым к
другим мнениям,
учитывать их в
совместной работе
Познавательные:
рефлексия способов и класса.
– Дайте оценку нашей работе:
выберите одну из предложенных
на вашем столе карточек и
покажите мне. Урок понравился
– карточку с улыбающимся
лицом, нет – карточку с грустным
лицом.
VIII.
Проектирование
дифференцированн
ого домашнего
задания.
Цель: Составление
индивидуального
маршрута
выполнения
домашнего
задания как части
– Домашнее задание у всех
разное. Распределимся на группы
и получим его. Для этого каждый
подойдет к моему столу и
возьмет у меня красные, синие и
желтые жетоны.
1. § 25, 26, упр. 134.
2. Составить связный рассказ о
видах словосочетаний.
3. Написать лингвистическую
сказку о словосочетании.
Записывают
домашнее задание.
условий действий
Регулятивные:
оценивание
достигнутых
результатов общей и
собственной
деятельности;
удерживание учебной
задачи на всем
протяжении урока.
Познавательные:
использование
практических умений
ознакомительного,
изучающего,
просмотрового
способов чтения в
соответствии с
поставленной
коммуникативной
задачей.
Коммуникативные: коллективного
проекта в
соответствии с
индивидуальными
возможностями и
предметной
подготовленностью
учащегося.
участие в
коллективном
обсуждении проблем;
умение с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли
в соответствии с
задачами и условиями
коммуникации.
Регулятивные:
самостоятельный
контроль своего
времени и способность
его распределять.
Личностные:
самоанализ
результатов и
самооценка
готовности к
выполнению заданий
разного уровня
сложности.
Технологическая карта учебного занятия по русскому языку в 5 классе "Разбор словосочетания"
Технологическая карта учебного занятия по русскому языку в 5 классе "Разбор словосочетания"
Технологическая карта учебного занятия по русскому языку в 5 классе "Разбор словосочетания"
Технологическая карта учебного занятия по русскому языку в 5 классе "Разбор словосочетания"
Технологическая карта учебного занятия по русскому языку в 5 классе "Разбор словосочетания"
Технологическая карта учебного занятия по русскому языку в 5 классе "Разбор словосочетания"
Технологическая карта учебного занятия по русскому языку в 5 классе "Разбор словосочетания"
Технологическая карта учебного занятия по русскому языку в 5 классе "Разбор словосочетания"
Технологическая карта учебного занятия по русскому языку в 5 классе "Разбор словосочетания"
Технологическая карта учебного занятия по русскому языку в 5 классе "Разбор словосочетания"
Технологическая карта учебного занятия по русскому языку в 5 классе "Разбор словосочетания"
Технологическая карта учебного занятия по русскому языку в 5 классе "Разбор словосочетания"
Технологическая карта учебного занятия по русскому языку в 5 классе "Разбор словосочетания"
Технологическая карта учебного занятия по русскому языку в 5 классе "Разбор словосочетания"
Технологическая карта учебного занятия по русскому языку в 5 классе "Разбор словосочетания"
Технологическая карта учебного занятия по русскому языку в 5 классе "Разбор словосочетания"
Технологическая карта учебного занятия по русскому языку в 5 классе "Разбор словосочетания"
Технологическая карта учебного занятия по русскому языку в 5 классе "Разбор словосочетания"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.