Урок русского языка на тему "«Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными»"
Оценка 4.8

Урок русского языка на тему "«Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными»"

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русский язык
9 кл
27.03.2017
Урок русского языка на тему "«Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными»"
Данный урок можно использовать для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе. Материал по лексике, синтаксису, грамматике подобран с опорой на задания ОГЭ -2017 . При работе с текстом отрабатываются навыки преобразования предложений с прямой речью в косвенную, а также приёмы компрессии текста.
СПП с придаточным изъяснительным.doc
«Сложноподчиненные Тема: изъяснительными» Цели урока:   предложения   с   придаточными  повторить опознавательные признаки СПП;  познакомиться   со   строением   и   значением   СПП   с   придаточными изъяснительными;  понять способы отличия СПП с придаточными изъяснительными от СПП других видов.  совершенствовать умения давать синтаксическую характеристику СПП по его схеме; отличать СПП с придаточными изъяснительными от  других СПП;  формировать   умение конструировать СПП по данному началу (заданной модели);  преобразовывать прямую речь в косвенную  подготовка к сдаче ОГЭ.  Оборудование: презентация, карточки. ХОД УРОКА Оргмомент. Слово учителя. «Как приятно знать, что ты что­то узнал», ­ говорил английский учёный Генри Боль, который верил в безграничную силу разума. Очень хочется, чтобы сегодняшний   урок   и   был   приятным   временем   познания   и     принёс   вам   новые знания. Оформление записи в тетради. Актуализация знаний. ­  Какие сложные предложения мы изучаем? ­       О   каких     видах   сложноподчинённых   предложений   мы   говорили   на предыдущем уроке? ­ Чтобы идти дальше, нам необходимо повторить теоретический материал.  Я буду читать вопросы, а вы запишите     своё согласие или несогласие словами «Да» или «Нет». 1 I.Верно ли, что … 1) В сложноподчинённом предложения предикативные части независимы? (нет) 2) К союзному слову можно задать вопрос? (да) 3)   В   главном     части   сложноподчинённого   предложения   могут   употребляться указательные слова? (да) 4)   Сложноподчинённые   отвечают на вопросы КАКОЙ? КОТОРЫЙ? ЧЕЙ? (да) 5) Придаточные  определительные относятся к глаголу? (нет) 6) К главной части   придаточные определительные присоединяются при помощи союзов и  союзных слов?   предложения   с   придаточными   определительными ­   Прочитайте   все   верные   утверждения,   «Действительно…». ­ Все согласны с данными утверждениями? ­ Прочитайте неверные утверждения, исправьте их, аргументируйте свой выбор.   начиная   свой   ответ   со   слов: Лингвистическая разминка. ­ А теперь  послушайте притчу. Чтение притчи об осле  (учитель) ПРИТЧА ОБ ОСЛЕ (1)Однажды   осел     упал   в   колодец   и   стал   громко  вопить,   призывая   на помощь. (2)На крики прибежал хозяин и развел руками – ведь вытащить осла из колодца было невозможно. (3) Тогда хозяин подумал: “Осел мой уже стар, и ему недолго осталось, а я все равно хотел купить молодого осла. (4) Этот колодец уже совсем высох, и я уже давно хотел его  засыпать и вырыть новый» . :(5 ) И он  рассудил так: «Почему бы сразу не убить двух зайцев – засыплю­ка я старый колодец, да и ослика заодно закопаю”. (6) Недолго думая, он пригласил своих соседей – все дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец. (7) Осел сразу же понял, что к чему, и начал громко вопить.   (8)Но люди не обращали   внимания на его вопли и молча продолжали работать. (9)   Однако   очень   скоро   ослик   замолчал.   (10)Когда   хозяин   заглянул   в колодец, он увидел следующую картину ( остолбенел) . (11) Каждый кусок 2 земли, который падал на спину ослика, он стряхивал и приминал ногами. (12) Через некоторое время, к всеобщему удивлению, ослик оказался наверху и выпрыгнул из колодца! ­ Что такое притча? ­ О чём эта притча? Чему она учит? ­    В вашей жизни вы   тоже можете столкнуться с       трудностями    и неприятностями.  И всякий раз, когда на вас упадет очередной ком проблем, помните, что вы можете стряхнуть его и именно благодаря этому кому подняться   немного   выше.   Таким   образом,     вы   постепенно   сможете выбраться из самого «глубокого колодца». ­   Выполните   грамматические   задания,   подобные   заданиям,   которые встречаются в вариантах ОГЭ. ­  Замените слово ВОПИТЬ   стилистически нейтральным словом. ­ В первом и во  втором абзацах  найдите фразеологизмы. ­  Назовите грамматическую основу в первом предложении. ­ В предложениях   3­5 найдите слово, в котором правописание приставки определяется правилом «Если после приставки следует глухой согласный, на конце её пишется буква С­ »  ­   Замените   словосочетание   НА   СПИНУ   ОСЛА   из   предложения   11, построенном   на   подчинительной   связи     управление,   синонимичным словосочетанием со связью СОГЛАСОВАНИЕ. Переход к новой теме. ­ Укажите номера сложноподчинённых предложений.(7,  11) ­ Взаимопроверка. Работа у доски (2 человека) ­ Начертите схемы этих предложений и определите вид придаточного. ­ Что вы можете сказать об этих предложениях? Чем они отличаются по своему строению? 3 ­   Запишите   тему   урока: придаточным  изъяснительным  Сложноподчинённые   предложения   с III. 1.  Самостоятельное изучение п. 12. ­   Что   ещё   вы   узнали   о   сложносочинённом   предложении   с   придаточным изъяснительным?       (в   качестве   поясняемых   слов   могут   выступать   разные   части   речи, соединяются  с  помощью  союзов  и  союзных   слов,   многие  предложения имеют  в своём составе указательные слова, передают косвенную речь). ­ Для вас очень важно умение преобразовывать прямую речь  в  косвенную. Этот навык вам пригодится при написании сжатого изложения. ­ Чем отличается прямая речь от косвенной? 2. Упражнение 119. Преобразование  прямой речи в косвенную. ­ Первое предложение выполняется коллективно. ­ 3­4 предложение – самостоятельно. Физкультминутка. 3. Работа с текстом.  ­ Преобразуйте  предложения с прямой  речью из  2 абзаца притчи в косвенную, используя приёмы компрессии текста. ­ Вспомнить  виды компрессии: (обобщение, упрощение, исключение). 3. Ролевая игра «Умный корректор» (Упражнение выполняется устно.) ­ А в 11 классе вам пригодится умение исправлять грамматические ошибки при оформлении косвенной речи. Задание.  Попробуйте   объяснить,   что   неверно   в   предложениях,  включенных   в задание, с точки зрения грамматики. 1.Командир сказал, данное мне поручение было простым испытанием. 2.Он считал, что будто мы неправильно его поняли. 3.Во время беседы ребятам задали вопрос, что были ли подаренные книги им интересны. 4 4.Брат спросил меня, что зачем я взял с собой младшую сестру. Оценки за урок: Рефлексия. Закончите   предложения   (желательно   использовать   сложноподчинённые предложения с придаточным изъяснительным). МЫ      ­повторили….. ­ познакомились…..    ­ узнали…                                                                                                                       ­ установили….. 5 ПРИТЧА ОБ ОСЛЕ (1)Однажды   осел     упал   в   колодец   и   стал   громко  вопить,   призывая   на помощь. (2)На крики прибежал хозяин и развел руками – ведь вытащить осла из колодца было невозможно. (3) Тогда хозяин подумал: “Осел мой уже стар, и ему недолго осталось, а я все равно хотел купить молодого осла. (4) Этот колодец уже совсем высох, и я уже давно хотел его  засыпать и вырыть новый». (5 ) И он  рассудил так: «Почему бы сразу не убить двух зайцев – засыплю­ка я старый колодец, да и ослика заодно закопаю”. (6) Недолго думая, он пригласил своих соседей – все дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец. (7) Осел сразу же понял, что к чему, и начал громко вопить.  (8)Но люди не обращали  внимания на его вопли и молча продолжали работать. (9) Однако очень скоро ослик замолчал. (10) Хозяин заглянул в колодец и увидел следующую картину . (11) Каждый кусок земли, который падал на спину ослика,   он   стряхивал   и   приминал   ногами.   (12)   Через   некоторое   время,   к всеобщему удивлению, ослик оказался наверху и выпрыгнул из колодца! Задания:  Замените слово ВОПИТЬ   стилистически нейтральным словом.  В первом и во  втором абзацах  найдите фразеологизмы.   Назовите грамматическую основу в первом предложении.  В   предложениях     3­5   найдите   слово,   в   котором   правописание приставки   определяется   правилом   «Если   после   приставки   следует глухой согласный, на конце её пишется буква С­ ».    Замените   словосочетание   НА   СПИНУ   ОСЛА   из   предложения  11, построенном   на   подчинительной   связи     управление,   синонимичным словосочетанием со связью СОГЛАСОВАНИЕ.  Укажите номера сложноподчинённых предложений. 6

Урок русского языка на тему "«Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными»"

Урок русского языка на тему "«Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными»"

Урок русского языка на тему "«Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными»"

Урок русского языка на тему "«Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными»"

Урок русского языка на тему "«Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными»"

Урок русского языка на тему "«Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными»"

Урок русского языка на тему "«Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными»"

Урок русского языка на тему "«Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными»"

Урок русского языка на тему "«Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными»"

Урок русского языка на тему "«Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными»"

Урок русского языка на тему "«Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными»"

Урок русского языка на тему "«Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными»"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2017