Урок русского языка на тему "Стили речи" (5 класс)
Оценка 4.6

Урок русского языка на тему "Стили речи" (5 класс)

Оценка 4.6
Работа в классе
doc
русский язык
5 кл
05.02.2018
Урок русского языка на тему "Стили речи" (5 класс)
Урок развития речи № 3 на тему «Стили речи» Речь – образ души. Пубилий Сир Дата урока: Тип урока: изучение нового материала с элементами практической работы Форма урока: урок-заполнение таблицы Цели: 1. Закрепить понятие «стили речи»; • познакомить с понятием «официально-деловой стиль речи» • научить работать с текстами разных стилей речи; 2. Формировать умение находить характерные для каждого стиля признаки. 3. Воспитывать культуру умственного труда на основе таких мыслительных операций, как: анализ, синтез, группировка, обобщение Форма организации учебной деятельности: индивидуально-групповая. Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, рефлексия. Оборудование: раздаточные карточки, ноутбук, словари. ХОД УРОКА I. Организационный момент Слово учителя: - Добрый день, уважаемые ребята! Я рада Вас приветствовать на уроке русского языка, уверена, что сегодня каждый из Вас результативно и продуктивно будет работать на уроке! (Запись в тетрадях, определение цели и задач) – 3 минуты II. Организация восприятия и осмысления новой информации, т. е. усвоение исходных знаний. – Стадия вызова 1.«Солнышко ассоциаций» (1 сущ., 2 прил., 3 глаг., 1 предложение) – 2 минуты 2. Словарная работа - Орфоэпическая работа Разговор, учебник, публицистика, объявление, заявление, научный III. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений – Стадия осмысления 1. Слово учителя - Слово «стиль» происходит от греческого stilos и означает «палочка». В древности и в средние века писали стержнем из дерева, кости, металла. Один конец стержня был заострен, им и писали на сырых глиняных плитках, бересте, на вощеных дощечках; другой - -в виде лопаточки, им, повернув стержень - «стиль»,стирали написанное. Таким образом, автор совершенствовал свое сочинение. Отсюда выражение «часто перевертывай стиль», т.е. исправляй, перерабатывай свое произведение. Что можете рассказать о лексическом значении слова? В словаре С.И. Ожегова дается такое толкование слова стиль: 1) Характерный вид, разновидность чего-нибудь, выражающаяся в каких-нибудь особенных признаках, свойствах художественного оформления. Например: русский национальный стиль. Стиль одежды. Архитектурный стиль. 2) Метод, совокупность приемов какой-нибудь работы, деятельности, поведения. Например: стиль в работе. Стиль плавания. Этот поступок совершенно в его стиле(он всегда так поступает). 3) Совокупность приемов использования средств языка для выражения тех или иных идей, мыслей в различных условиях речевой практики. Например: стиль художественной литературы. Научный стиль. 2. Постановка учебной задачи - Какое определение подходит для нашего урока? Стили речи - это приемы и средства языка для выражения мыслей в зависимости от цели высказывания. А что такое цель высказывания? -разговор друзей -объяснение нового материала -ответ на уроке -пересказ художественного произведения -написание сочинения или изложения -написание заявления Вывод: для каждой цели высказывания существуют разные стили речи. В зависимости от устной или письменной речевой ситуации мы можем разделить стили речи на два основных стиля. Каких? (Разговорный и книжный) 3. Заполнение таблицы Название стиля речи Где употребляется данный стиль С какой целью употребляется данный стиль речи Особые слова, которые присущи только этому стилю речи Разговорный стиль в жизни люди делятся своими мыслями и чувствами разговорная лексика, эмоциональная речь Художественный стиль в художественной литературе Писатели передают образность и эмоциональность произведения Художественные приемы: метафора, эпитет, олицетворение и др. Публицистический В СМИ Передача информации Публицистическая лексика Научный стиль В науке, в школе научные статьи, тексты в учебниках Термины, определения Официально-деловой стиль Используется в документах, объявлениях, заявлениях, рекламе Общение граждан с учреждениями Слова в прямом значении Работа с текстами (читает учитель) Разговорный стиль Поделиться впечатленьем Если с другом захочу, То ему, без промедленья, По мобиле позвоню: «Ну, привет!..Я тут скучаю. Приходи-ка на чаёк! Поболтать с тобой мечтаю. Дивный нынче вечерок! Нет, не болен,- просто скука! Если хочешь, то хандра! Мне молчать - ох, это мука! Сплетен хватит до утра!» Художественный стиль «Неподвижные, как изваяния, сидели на камне охотники за сладкой клюквой. Солнце, такое горячее и чистое, вышло против них над болотными елочками. Но случилось на небе в это время одно облачко. Оно явилось как холодная синяя стрелка и пересекло собой пополам восходящее солнце. В то же время вдруг ветер рванул еще раз, и тогда нажала сосна, и ель зарычала». Публицистический стиль Взять пример из газеты «Зебра». Научный стиль Имя существительное - часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? Официально-деловой стиль Объявление 25 ноября в 14.00 на площади, возле школы, состоится собрание участников спортивной олимпиады. Явка обязательна! 15 ноября 2015 год Учитель физкультуры Физминутка «Бабочка» (снижает напряжение в области глаз) - 1 минута Спал цветок (Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.) И вдруг проснулся, (Поморгать глазами.) Больше спать не захотел, (Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки.) Встрепенулся, потянулся, (Руки согнуты в стороны (выдох). Взвился вверх и полетел. (Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.) 4. Работа в парах - Проведение эксперимента - Мы попробуем перевести разговорный стиль в официально-деловой (работа в парах) Вам будет дана речевая ситуация, некий набор информации, который вам предстоит преобразовать в объявление. Обсуждаем в паре, записываем, проверяем друг у друга, зачитываем классу. - Слышь, прикинь, завтра у нас в школе клевое мероприятие будет! - Да? А где? - Вроде в актовом зале, праздник какой-то, пойдешь? - Не знаю, а во сколько? - Вроде в три дня. Так мне наша классная сказала. IV. Итог урока, выставление оценок и их комментирование – Стадия рефлексии • Ребята, что нового Вы сегодня узнали на уроке? • Почему так важно знать стили речи и уметь их правильно использовать? Ответы учащихся. 1. «Синквейн» или дополнение «Солнышка» - 5 минут V. Домашнее задание – 1 минута • § 5, стр. 10-13 – прочитать; • Подобрать небольшие тексты разных стилей – письменно; • Написать статью в газету «Зебра» - по желанию.  «Снова в школу»  «Осень настала – холодно стало»  «Не обижайте животных!»  «Моя семья – мое богатство»
урок 3.doc
Урок развития речи № 3 на тему «Стили речи» Речь – образ души. Пубилий Сир Дата урока: Тип урока: изучение нового материала с элементами практической работы  Форма урока: урок­заполнение таблицы Цели: 1. Закрепить понятие «стили речи»; • познакомить с понятием «официально­деловой  стиль речи» • научить работать с текстами разных стилей речи; 2. Формировать умение находить характерные для каждого стиля признаки.  3. Воспитывать культуру умственного труда на основе таких мыслительных  операций, как: анализ, синтез, группировка, обобщение Форма организации учебной деятельности: индивидуально­групповая. Методы: объяснительно­иллюстративный, частично­поисковый, рефлексия. Оборудование: раздаточные карточки, ноутбук, словари. ХОД УРОКА I. Организационный момент Слово учителя: ­ Добрый день, уважаемые ребята! Я рада Вас приветствовать  на уроке русского языка,   уверена,   что   сегодня   каждый   из   Вас   результативно   и   продуктивно   будет работать на уроке! (Запись в тетрадях, определение цели и задач) – 3 минуты II. Организация восприятия и осмысления новой информации, т. е. усвоение исходных знаний. – Стадия вызова 1.«Солнышко ассоциаций» (1 сущ., 2 прил., 3 глаг., 1 предложение) – 2 минуты 2. Словарная работа  ­ Орфоэпическая работа Разговор, учебник, публицистика, объявление, заявление, научный III.   Творческое   применение   и   добывание   знаний,   освоение   способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений – Стадия осмысления 1. Слово учителя ­ Слово «стиль» происходит от греческого stilos и означает «палочка». В древности и в средние века писали стержнем из дерева, кости, металла. Один конец стержня был заострен, им и писали на сырых глиняных плитках, бересте, на вощеных дощечках; другой ­ ­в виде лопаточки, им, повернув стержень ­ «стиль»,стирали написанное. 1 значении     о лексическом Таким образом,  автор совершенствовал свое сочинение. Отсюда выражение «часто перевертывай стиль», т.е. исправляй, перерабатывай свое произведение. Что можете рассказать слова? В словаре С.И. Ожегова дается такое толкование слова стиль: 1)   Характерный вид, разновидность чего­нибудь, выражающаяся   в каких­нибудь особенных признаках, свойствах художественного оформления.  Например: русский национальный стиль. Стиль одежды. Архитектурный стиль. 2)   Метод,   совокупность   приемов   какой­нибудь   работы,   деятельности,   поведения. Например: стиль в работе. Стиль плавания. Этот поступок совершенно в его стиле(он всегда так поступает). 3) Совокупность приемов использования средств языка для выражения тех или иных идей,   мыслей   в   различных   условиях   речевой   практики.  Например:   стиль художественной литературы. Научный стиль.  2. Постановка учебной задачи ­ Какое определение подходит для нашего урока? Стили речи ­ это приемы и средства языка для выражения мыслей в зависимости от  цели высказывания. А что такое цель высказывания?                        ­разговор друзей                        ­объяснение нового материала                        ­ответ на уроке                        ­пересказ художественного произведения                         ­написание  сочинения или изложения                        ­написание заявления Вывод: для каждой цели высказывания существуют разные стили речи. В зависимости от устной или письменной речевой ситуации мы можем разделить  стили речи на два основных стиля. Каких? (Разговорный и книжный) 3. Заполнение таблицы Название стиля  речи Где  употребляется  данный стиль Разговорный стиль в жизни Художественный  стиль в  художественной  литературе 2 С какой целью  употребляется  данный стиль  речи люди делятся  своими мыслями  и чувствами Писатели  передают  образность и  эмоциональность  произведения Особые слова,  которые присущи  только этому  стилю речи разговорная  лексика,  эмоциональная  речь Художественные  приемы: метафора, эпитет,  олицетворение и  др. Публицистический В СМИ Передача  информации Научный стиль  В науке, в школе научные статьи,  тексты в  учебниках Общение граждан с учреждениями Официально­ деловой стиль Используется в  документах,  объявлениях,  заявлениях,  рекламе Публицистическая  лексика Термины,  определения Слова в прямом  значении  Работа с текстами (читает учитель) Разговорный стиль  Поделиться впечатленьем Если с другом захочу, То ему, без промедленья, По мобиле позвоню: «Ну, привет!..Я тут скучаю. Приходи­ка на чаёк! Поболтать с тобой мечтаю. Дивный нынче вечерок! Нет, не болен,­ просто скука! Если хочешь, то хандра! Мне молчать ­ ох, это мука! Сплетен хватит до утра!» Художественный стиль      «Неподвижные, как изваяния, сидели на камне охотники за сладкой клюквой. Солнце,  такое горячее и чистое, вышло против них над болотными елочками. Но случилось на небе в  это время одно облачко.  Оно явилось как холодная синяя стрелка и  пересекло собой пополам восходящее солнце.  В  то  же время вдруг ветер рванул еще раз, и тогда нажала сосна, и ель зарычала». Публицистический стиль Взять пример из газеты «Зебра». Научный стиль Имя   существительное   ­   часть   речи,   которая   обозначает   предмет   и   отвечает   на вопросы кто? что? Официально­деловой стиль 25   ноября   в   14.00   на   площади,   возле   школы,   состоится   собрание   участников спортивной олимпиады. Явка обязательна! 3 Объявление 15 ноября 2015 год Учитель физкультуры Физминутка «Бабочка» (снижает напряжение в области глаз) ­ 1 минута Спал   цветок  (Закрыть   глаза,   расслабиться,   помассировать   веки,   слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.) И вдруг проснулся, (Поморгать глазами.) Больше спать не захотел, (Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки.) Встрепенулся, потянулся, (Руки согнуты в стороны (выдох). Взвился вверх и полетел. (Потрясти кистями, посмотреть вправо­влево.)  4. Работа в парах ­ Проведение эксперимента  ­   Мы   попробуем   перевести   разговорный   стиль   в   официально­деловой (работа в парах) Вам будет дана речевая ситуация, некий набор информации, который вам предстоит преобразовать в объявление. Обсуждаем в паре, записываем, проверяем друг у друга, зачитываем классу. ­ Слышь, прикинь, завтра у нас в школе клевое мероприятие будет!  ­ Да? А где?  ­ Вроде в актовом зале, праздник какой­то, пойдешь?  ­ Не знаю, а во сколько?  ­ Вроде в три дня. Так мне наша классная сказала. IV. Итог урока, выставление  оценок и их комментирование – Стадия рефлексии  Ребята, что нового Вы сегодня узнали на уроке?  Почему   так   важно   знать   стили   речи   и   уметь   их   правильно   использовать? Ответы учащихся.     1. «Синквейн» или дополнение «Солнышка» ­ 5 минут V.  Домашнее задание – 1 минута  § 5, стр. 10­13 – прочитать;  Подобрать небольшие тексты разных стилей – письменно;  Написать статью в газету «Зебра» ­ по желанию.  «Снова в школу»  «Осень настала – холодно стало»  «Не обижайте животных!»  «Моя семья – мое богатство» 4 5

Урок русского языка на тему "Стили речи" (5 класс)

Урок русского языка на тему "Стили речи" (5 класс)

Урок русского языка на тему "Стили речи" (5 класс)

Урок русского языка на тему "Стили речи" (5 класс)

Урок русского языка на тему "Стили речи" (5 класс)

Урок русского языка на тему "Стили речи" (5 класс)

Урок русского языка на тему "Стили речи" (5 класс)

Урок русского языка на тему "Стили речи" (5 класс)

Урок русского языка на тему "Стили речи" (5 класс)

Урок русского языка на тему "Стили речи" (5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.02.2018