Урок русского языка на тему "Три типа склонения имён существительных" 4 класс
Оценка 4.9

Урок русского языка на тему "Три типа склонения имён существительных" 4 класс

Оценка 4.9
Работа в классе
docx
русский язык
4 кл
27.02.2017
Урок русского языка  на тему "Три типа склонения имён существительных" 4 класс
Дается понятие о трёх склонениях имён существительных в единственном числе. Учащиеся учатся распознавать три типа склонения по окончанию и роду имён существительных. На уроке развивается зрительная и слуховая память, обогащается словарный запас учащихся. Воспитывается прилежность, аккуратность и любовь к природе.
три склонения.docx
Тема: Три типа склонения имен существительных. Цели: Учебно­познавательные: Дать понятие о трех склонениях имен   существительных в  единственном числе. Научить распознавать три типа склонения по окончанию и роду. Развивающие: Развивать зрительную и слуховую память, обогащать словарный запас  детей. Воспитывающие: Воспитывать прилежность, аккуратность, любовь к природе. Тип урока: формирование новых знаний Форма урока: проблемный урок 1.Организационный момент.                      Ход урока Я сегодня молодец На уроке удалец Спинку ровненько держу Всё я знаю, всё скажу Всё красиво напишу. ­ Проверьте рабочие места, настройтесь на рабочий лад. Тихо сядьте. 2. Минутка чистописания. (На доске) ­ Откройте тетради, запишите число, "классная работа". ­Прочитайте слово , прописанное для показа. ­ Какая орфограмма в этом слове?  (Непроверяемая безударная гласная «а» в корне  слова) ­ Напишите слово до конца строки, поставьте ударение и подчеркните орфограмму. 3.Словарный диктант. ­ Переходим к повторению словарных слов. ­ Определите слово по его лексическому значению, запишите, поставьте ударение,  подчеркните безударные гласные.  1. Приём пищи в середине дня. (Обед) 2.Растение семейства бобовых с круглыми семенами­зёрнами. (Горох) 3.Одна из четырёх сторон света противоположная югу. (Север) 4.Многолетнее травянистое растение, дающее сладкие ягоды красного цвета.(Земляника) 5.Пространство между рядами домов для прохода и проезда. (Улица) 4. Повторение изученного материала. ­ К какой части речи относятся эти слова? ­ Что вы знаете об имени существительном? ­ Что называется именем существительным? ­ Какие признаки имен существительных вы знаете? (одуш.­неодуш., собств.­ нариц.,имеют роды,изм. по числам и падежам) ­ Что значит изменяется по падежам? (Изменяется по вопросам) ­ Как называется изменение имен существительных по падежам? (склонением) ­ Какая часть слова изменяется при изменении по падежам? ­ Сколько падежей в русском языке? ­ Назовите их с вопросами ­Послушайте интересные сведения ­Школьники Эстонии должны запомнить 14 падежей ­ Ученики в Финляндии 15 падежей ­ Дети в Венгрии 22 падежа ­ У китайцев существительные  не склоняются  и падежей в грамматике нет. ­ Каждый народ прекрасно справляется со своими падежами. А ваша задача – знать свои  шесть падежей, чтобы говорить  и писать легко, грамотно и красиво. 5. Побуждение к проблеме. ­ Прочитайте предложение. Найдите имена существительные в предложении. Автобус едет по улице Алтынсарина и по площади Мира.  ­ Определите падеж существительных и выделите окончания в словах по улице, по  площади. (Дательный падеж) ­ Почему в данных словах разные окончания, хотя стоят они в одном и том же падеже,  употреблены с одним предлогом? ­Какие у вас есть  предположения, гипотезы? ­ Может это зависит от рода?  Какого рода эти слова, определите. Но оба существительных женского рода. ­ Вижу, затрудняетесь. ­ Вот на этот вопрос нам предстоит ответить сегодня на уроке. 6. Поиск решения . Задание на формулировку темы урока. Конь, вода, Юра, земля, дочь, море, Витя, стол, окно, степь.   ­ Прочитайте слова, найдите общее.(Существительные в единственном числе, в  именительном падеже) ­ Разделите существительные на группы, ориентируясь на указания: ­ Назовите существительные женского рода с окончаниями ­ а, ­ я. (Вода, земля) ­ Назовите существительные мужского рода с окончаниями ­ а, ­ я. (Юра, Витя) ­ Прочитайте оставшиеся существительные мужского рода. (Стол, конь) ­ Выделите в них окончания. ­ Назовите существительные среднего рода и выделите у них окончания. ­ Вернёмся к решению той проблемы, которая была поставлена в начале урока: почему в  словах по улице, по площади разные окончания? (Существительное улица первого склонения, существительное площадь третьего  склонения) ­ От чего зависит правописание окончаний имён существительных? (от склонения имени  существительного)  Какого склонения бывают имена существительные? 7. Физкультминутка ( веришь или нет)  Верите ли Вы, что имя существительное отвечает на вопрос кто? Что?  Верите ли Вы, что все имена существительные всегда стоят в форме единственного  Верите ли Вы, что род­ это непостоянный признак?  Верите ли Вы, что в русском языке пять падежей?  Верите ли Вы, что дательный падеж имеет два предлога?  Верите ли Вы, что предложный падеж без предлога не употребляется?  Верите ли Вы, что в русском языке есть три типа склонения?  8.Работа по учебнику Стр52 упр. 137,139 Составление алгоритма действий при определении склонения имени  существительного.      9.Итог урока Вывод: К первому склонению относятся существительные женского и мужского рода с  окончаниями ­ а, ­ я в именительном падеже. Ко второму склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием  и среднего рода с окончаниями ­ о, ­е в именительном падеже. К третьему склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на  конце в именительном падеже. 10. Выставление оценок. Домашнее задание. Урок­ аукцион  знаний. Тема: « Части речи.» Цель:­ повторение материала по разделу « Части речи»           ­ развитие познавательной активности уч­ся.           ­ работать над развитием логического мышления,  речи, самостоятельности.                                                        Ход урока. 1. Оргмомент. 2.Актуализация знаний.      а) Минута чистописания. М м      б) Словарная работа. Накорми  меня бензином,                     Что за скрип, что за хруст?             На копытца дай резины,                        Это что ещё за куст? И тогда, поднявши пыль,                       Как же быть без хруста.     Побежит…( автомобиль).                      Если я…( капуста). Хитрая плутовка,                                    Тихо­ тихо снег идёт, Рыжая головка,                                        Белый снег, мохнатый. Пушистый хвост­ краса.                         Мы расчистим снег и лёд Кто же это?..( лиса).                                Во дворе…( лопатой). Он всю зиму в шубе спал,                      Он круглый и красный, Лапу бурую сосал,                                   Как глаз светофора. А проснувшись, стал реветь.                  Среди овощей Это зверь лесной…( медведь).               Нет сочней…( помидора). Смело в небе поплывёт,                          На краю деревни дом, Обгоняя птиц полёт,                                Под окном смородина. Человек им управляет.                            Я родился в доме том ­ Что такое?..( самолёт).                            Это моя…( Родина).  в)Работа в парах. Взаимопроверка тетрадей . 3. Основная часть. а) Вступительная беседа. ­ Сегодня у нас урок­ аукцион знаний. Кто из вас знает: что такое  аукцион? ­ Аукцион­ это торги, на которых разные предметы выставляют на продажу, а люди их  приобретают. ­  Сегодня на аукцион выставлены « вещи» ­ грамматических категорий: ­ имя существительное; ­ имя прилагательное; ­ глагол; ­ местоимение. А вы будете приобретать  знания о них. б) Предварительный « залог­ задание». На доске  два листа с заданием « Составить из букв слова.»                 октизна                          регмиота                          ( знатоки)                                        ( грамотеи) в) Открытие « Аукциона знаний». ­ Первая «вещь» на продажу­ имя существительное.                                            Существительное. ­Давно живу я в мире этом,  Даю название предметам. Я, имя существительное,­ самая представительная часть речи. Почти каждое второе слово  в нашей речи ­ имя существительное. Я наиболее самостоятельная часть речи. Уже от меня  образуются прилагательные. Первобытный человек, познавая природу, давал название  предметам, явлениям, поэтому я самая древняя часть речи. Ребята , помогите мне,  расскажите, почему я такая важная часть речи. Итак, знатоки и грамотеи, что вы знаете об имени существительном? ­что такое имя существительное; ­ на какие вопросы отвечает; ­ что обозначает; ­как изменяется( привести примеры); ­ чем может быть в предложении; ­ что такое склонение; Задание1: просклонять слова шмель, мышь ( по вариантам). Задание 2:­разобрать сущ. как часть речи ( под деревом).                                          Имя прилагательное. ­Определяю я предметы, Они со мной весьма приметны Я украшаю вашу речь, Меня вам надо знать, беречь! Родилось я с очень покладистым характером. Мне одной было скучно и грустно    и я подружилась с именем существительным. Вместе­ дружба, вместе ­служба. Слово « прилагательное» в переводе с греческого означает « эпитет», а с латинско­ го­ « прибавленное», « приложенное».А вы что знаете обо мне? ­что такое имя прилагательное; ­ на какие вопросы отвечает; ­ что обозначает; ­как изменяется( привести примеры); ­ чем может быть в предложении; Задание1: вставить пропущенные окончания прилагательных. В густ…  берез…  роще. К мохнат… зелён… ели. Ярк… весен…  солнце. Нет зимн… стужи. Задание2: разобрать слова по составу: берёзовый, придорожный, жёлтенький. 4. Физминутка. 5. Продолжение  аукциона.                                                  Глагол. ­ Что без меня предметы? Лишь названья. А я приду­ всё в действие придёт: Летит река, люди строят здания, цветут сады, и хлеб растёт. ­ Я настоящий богатырь среди частей речи. Никакая часть речи не имеет столько форм. Я  хороший работник, всегда при деле, всегда с кем­то связан.Дружу с существительным,  местоимением и числительным. По частоте употребления глагол занимает второе место. А  что вы обо мне знаете?  ­что такое глагол; ­ на какие вопросы отвечает; ­ что обозначает; ­как изменяется( привести примеры); ­ чем может быть в предложении; Задание:­ из текста выписать глаголы, поставить в неопределённую форму, определить  спряжение. Заяц­ русак прибежал зимой  к  деревне. Наступила ночь. Он  поднял одно ухо,  послушал , поводил  усами, понюхал и сел на задние лапы. Заяц огляделся. Снег лежал волнами и блестел, как сахар.                                             Местоимение. Я о себе такого мнения: Огромна роль местоимения! Я делу отдаюсь сполна: Я заменяю имена. ­ Мой мир широк и разнообразен. Без местоимений нет языков. Я заменяю  существительное. А что вы знаете обо мне.  ­что такое местоимение; ­ на какие вопросы отвечает; ­ что обозначает; ­как изменяется ( привести примеры); Задание: ­ карандашом зачеркнуть существительные и написать подходящие по смыслу  местоимения.                                                         Лиса. Про лису дурная слава ходит, будто лиса кур таскает. Но на деле редко лисе это  удаётся. Чаще всего лиса охотится за мышками. У лисы чуткий слух. Только пискнет  мышонок, лиса тут как тут. 6. Рефлексия. ­ Аукцион завершился. Я благодарю всех участников аукциона за четкую и быструю  работу. А сейчас самое приятное­ награждение оценками  самых активных уч­ся. 7. Домашнее задание.

Урок русского языка на тему "Три типа склонения имён существительных" 4 класс

Урок русского языка  на тему "Три типа склонения имён существительных" 4 класс

Урок русского языка на тему "Три типа склонения имён существительных" 4 класс

Урок русского языка  на тему "Три типа склонения имён существительных" 4 класс

Урок русского языка на тему "Три типа склонения имён существительных" 4 класс

Урок русского языка  на тему "Три типа склонения имён существительных" 4 класс

Урок русского языка на тему "Три типа склонения имён существительных" 4 класс

Урок русского языка  на тему "Три типа склонения имён существительных" 4 класс

Урок русского языка на тему "Три типа склонения имён существительных" 4 класс

Урок русского языка  на тему "Три типа склонения имён существительных" 4 класс

Урок русского языка на тему "Три типа склонения имён существительных" 4 класс

Урок русского языка  на тему "Три типа склонения имён существительных" 4 класс

Урок русского языка на тему "Три типа склонения имён существительных" 4 класс

Урок русского языка  на тему "Три типа склонения имён существительных" 4 класс

Урок русского языка на тему "Три типа склонения имён существительных" 4 класс

Урок русского языка  на тему "Три типа склонения имён существительных" 4 класс

Урок русского языка на тему "Три типа склонения имён существительных" 4 класс

Урок русского языка  на тему "Три типа склонения имён существительных" 4 класс

Урок русского языка на тему "Три типа склонения имён существительных" 4 класс

Урок русского языка  на тему "Три типа склонения имён существительных" 4 класс

Урок русского языка на тему "Три типа склонения имён существительных" 4 класс

Урок русского языка  на тему "Три типа склонения имён существительных" 4 класс

Урок русского языка на тему "Три типа склонения имён существительных" 4 класс

Урок русского языка  на тему "Три типа склонения имён существительных" 4 класс

Урок русского языка на тему "Три типа склонения имён существительных" 4 класс

Урок русского языка  на тему "Три типа склонения имён существительных" 4 класс

Урок русского языка на тему "Три типа склонения имён существительных" 4 класс

Урок русского языка  на тему "Три типа склонения имён существительных" 4 класс

Урок русского языка на тему "Три типа склонения имён существительных" 4 класс

Урок русского языка  на тему "Три типа склонения имён существительных" 4 класс

Урок русского языка на тему "Три типа склонения имён существительных" 4 класс

Урок русского языка  на тему "Три типа склонения имён существительных" 4 класс

Урок русского языка на тему "Три типа склонения имён существительных" 4 класс

Урок русского языка  на тему "Три типа склонения имён существительных" 4 класс

Урок русского языка на тему "Три типа склонения имён существительных" 4 класс

Урок русского языка  на тему "Три типа склонения имён существительных" 4 класс

Урок русского языка на тему "Три типа склонения имён существительных" 4 класс

Урок русского языка  на тему "Три типа склонения имён существительных" 4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.02.2017