Урок русского языка "Нормы современного русского языка". 11-й класс
Оценка 4.8

Урок русского языка "Нормы современного русского языка". 11-й класс

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
11 кл
01.09.2017
Урок русского языка "Нормы современного русского языка". 11-й класс
В конспекте раскрыта тема "Нормы современного русского языка", истолковано понятие "культура речи". Умело используются такие формы и методы работы:орфоэпическая разминка, редактирование написанного, исследование процессов, отражающих негативные тенденции в современном русском языке. Уделено особое внимание подготовке обучающихся 11 класса к ЕГЭ.В конспекте раскрыта тема "Нормы современного русского языка", истолковано понятие "культура речи". Умело используются такие формы и методы работы:орфоэпическая разминка, редактирование написанного, исследование процессов, отражающих негативные тенденции в современном русском языке. Уделено особое внимание подготовке обучающихся 11 класса к ЕГЭ.
нормы русского языка.docx
Урок русского языка "Нормы современного русского языка". 11­й класс Цели урока:       Раскрыть значение культуры речи. Познакомить с понятием “норма современного русского языка” и некоторыми особенностями и изменениями  современного русского языка. Закрепить умения различать речь нормированную и ненормированную. Формировать навык в использовании нормированной речи. Умение различать грамматические ошибки, навыки владения орфоэпическими и лексическими нормами языка. Разобрать задания ЕГЭ, связанные с речевыми нормами и культурой речи. Оборудование: компьютерная презентация  Эпиграф к уроку: И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово… А.Ахматова Ход урока 1. Вступительное слово учителя: Все мы помним прекрасные строки стихотворения в прозе “Русский язык” И.С.Тургенева: “Во дни сомнений, во дни  тягостных раздумий о судьбах моей Родины ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный  русский язык!.. нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу”. Сколько замечательных слов сказано о русском языке! Язык является средством человеческого общения. Он живет и развивается, соединяя в себе две культуры: книжно­ литературную и устно­народную. 2. Тема и постановка цели урока. Учитель объявляет тему и цели урока.    Что такое культура речи? Это раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи. Понятие “Культура речи” включает в себя 2 ступени освоения литературного языка: 1) правильность речи и 2)  речевое мастерство. Какая же речь считается правильной? На этот вопрос мы ответим, прочитав статью “Что такое хорошая речь?” 3. Самостоятельная работа учащихся со статьей В.Николаенко “Что такое хорошая речь?” Задание: отметить основные положения статьи, назвать качества хорошей речи. Учащиеся отмечают основные положения статьи, называют качества хорошей речи. Делаются выводы: правильность речи – это соблюдение норм литературного языка. Речевое мастерство – умение правильно построить высказывание. 4. Определение понятия “норма литературного языка”. Что же такое нормы литературного языка? Нормы литературного языка – это общепризнанные и общепринятые в речевой практике на определенном этапе развития  языка правила употребления слов, словосочетаний и т.д. Норма закрепляется в словарях и справочниках и охватывает все уровни языка. Она характерна и для устной, и для  письменной речи и обязательна для всех. Рассмотрим таблицу “нормы литературного языка” (Приложение 1, слайд 1) Фронтальный опрос. Какие нормы отражают правила: ­ произношения, ударения, использования интонации? (орфоэпические) ­ употребления слов в точном соответствии с их значением? (лексические) ­ образования слов? (словообразовательные) ­ образования форм слов разных частей речи? (морфологические) ­ построения словосочетаний и предложений? (синтаксические) ­ написания слов и форм слов? (орфографические) ­ постановки знаков препинания? (пунктуационные) Как мы видим, нормы литературного языка связаны с основными разделами науки о языке. Какими? (Фонетикой,  лексикой, словообразованием, морфологией, синтаксисом, пунктуацией, орфографией, стилистикой, культурой речи). 5. Орфоэпическая разминка. Расставить ударение в следующих словах: Гастрономия, аристократия, втридорога, двоюродный, маркировать, усугубить, кинематография, баловать, диспансер,  премировать, принудить, партер. 6. Практическое задание по определение нарушений норм литературного языка. Записать исправленный вариант. 1. В ближайшее время между предприятиями будут подписаны двусторонние договора. 2. Средства массовой информации диспутируют о президентских выборах. 3. Благодаря наводнению тысячи людей остались без крова. 4. Хочу подчеркнуть о том, что считаю наиболее важным. 7. Слово учителя о состоянии русского языка в наши дни. Исследователи языка отмечают 2 наиболее отрицательные тенденции в современной языковой ситуации в России: 1) огрубение и вульгаризация русской речи, массовые отступления от норм русского литературного языка; 2) агрессивное воздействие со стороны американского варианта английского языка (это находит отражение в СМИ,  рекламе, массовой культуре). Все это может привести к разрушению языка.  Рассмотрим примеры, которые подготовили учащиеся.     Язык рекламы: “наслаждайс”, “дуйте на распродажу”, “сникерсни”. Примеры ошибок в СМИ, рекламе, объявлениях: Орфоэпические: “побалуйте себя”, “изготавливаем жалюзи”, обезбаливающее. Орфографические: “ливтинг­крем”, “товар сертивицирован”, “грейпфрукт”, “свинной фарш”, пелингас, хурьма. Грамматические: “согласно графика”, по приезду, по окончанию школы, по прибытию.. Объявление в подъезде: “Товарищи жильцы! Будем штрафовать за нарушение о недопущении загрязнения лестницы собаками и кошками” (как видим, канцеляризмы лишают речь простоты, живости, эмоциональности). Речь депутата: “Господа депутаты! В связи с вышеизложенной ратификацией релятивистского консенсуса, а также  транснациональной эмиссией рекурсивных парламентариев, приведших ко всеобщей сатисфакции, мы решили  предупредить электорат о коррегирующем мониторинге”. Учитель: О чем идет речь в этом выступлении? Попробуем перевести. (Приложение 1, слайд 2). Вывод: неоправданное употребление иностранных слов наносит непоправимый вред русской речи. Конечно, нельзя совсем  отказываться от заимствованных слов, но употреблять их по необходимости. Итак, мы пришли к выводу, что надо бороться за чистоту русского языка. Эта проблема решается и на государственном  уровне. Не случайно в материалах ЕГЭ много вопросов по культуре речи. 8. Тренировочные упражнения (по материалам заданий ЕГЭ). Задание А3 ЕГЭ проверяет умение оценивать речь с точки зрения морфологических норм русского литературного языка. 9. Домашнее задание: материал по теме “Культура речи и нормы языка”стр.208­209, упр.284, 285.

Урок русского языка "Нормы современного русского языка". 11-й класс

Урок русского языка "Нормы современного русского языка". 11-й класс

Урок русского языка "Нормы современного русского языка". 11-й класс

Урок русского языка "Нормы современного русского языка". 11-й класс

Урок русского языка "Нормы современного русского языка". 11-й класс

Урок русского языка "Нормы современного русского языка". 11-й класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.09.2017