Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1» с. Дивное Апанасенковского района
Ставропольского края
Урок русского языка в 4 классе
«Обобщение знаний о падежах»
Подготовила:
Учитель МКОУ СОШ №1 с. Дивное
Крячко Светлана Николаевна
Декабрь 2015 г.
Работа заняла II место в Международном педагогическом конкурсе
«Лучший открыты урок 2015», проводимом на Всероссийском Общеобразовательном Портале «Продлёнка. орг» www
сентября 2015 года по 21 января 2016 года.
. prodlenka
. org c 1
Работа опубликована на авторском сайте http://teacher-
kriachko.ru/index.php/lesson-preparation/development-lessons/27-padegi Тема: «Обобщение знаний о падежах» Цели. Образовательная: способствовать совершенствованию умений
определять падежи у имён существительных; продолжать учить делать
выводы и обобщения по теме.
Развивающая: способствовать развитию умения сравнивать и сопоставлять
признаки падежных форм имён существительных; способствовать развитию
потребности в овладении безошибочным письмом; содействовать развитию
уважения к себе как носителю русского языка; формировать УУД
Воспитательная: воспитывать интерес к изучению русского языка,
литературным сказкам, стремление узнавать новое, любовь к природе.
Предметные результаты:
Знать:
название падежей, падежные вопросы, вспомогательные слова, предлоги
падежей;
способы определения падежей.
Уметь:
правописные умения:
каллиграфически правильно писать слова;
правильно записывать фамилии писателей
учебноязыковые умения
уметь определять падежи у имён существительных; составлять
словосочетания с существительными в заданных падежах
речевые умения
опираясь на свой речевой опыт находить нужные примеры;
объяснять значения пословиц;
отличать формы слов в разных падежах;
активно использовать языковые термины
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и
усвоено учащимся, и того, что еще предстоит узнать.
определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного
результата; составлять план и последовательность действий. принять и сохранять учебную задачу, принимать участие в её решении;
осуществлять самоконтроль;
внесение необходимых дополнений и корректив в результат учебного
продукта
выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и
умственной форме; проводить самооценку
Познавательные УУД:
Общеучебные УУД:
выделять и осмысливать необходимую информацию, представлять её в
речевой форме;
осуществлять анализ с выделением существенных признаков, проводить
сравнение по заданным основаниям, делать умозаключения, подводить факты
под понятия;
формировать отдельные приёмы учебнопознавательной деятельности:
умение ориентироваться в задании, выполнять необходимые действия,
Коммуникативные УУД:
участвовать в коллективном обсуждении вопросов, высказывать и
обосновывать своё мнение, дополнять и контролировать друг друга;
делиться своими открытиями, рассказывать о своих достижениях
Личностные УУД:
зарождение сознательного отношения к письму, стремление к его
правильности;
осознавать важность правильного употребления падежных форм имён
существительных в речи;
стремление к расширению знаний, любознательность.
Методы: Поисковые: наблюдение, проблемный диалог. Метод упражнений.
Метод самоконтроля. Метод наглядности. Основные понятия, термины:
Падежи, падежные вопросы, вспомогательные слова.
Тип урока:
Урок закрепления знаний.
Организация пространства:
Формы работы:
Фронтальная
Групповая
Работа в парах
Индивидуальная
Ресурсы:
Учебник «Русский язык» ( часть 1) для 4 класса (Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева,
О.В. Пронина)
Авторская презентация к уроку
Авторская презентация «Физминутка по сказкам Пушкина»
Межпредметные связи:
Литературное чтение, окружающий мир
Ход урока.
I. Организационный момент. Самоопределение к деятельности.
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Светлана Николаевна. Сегодня я у вас
проведу урок русского языка.
Стих на фоне мелодии «В гостях у сказки»(Слайд 2)
Прозвенел звонок весёлый,
Начинается урок.
С мягкой поступью кошачьей
Входит сказка на порог, Приглашает всех вас в гости.
Будьте, дети, посмелей!
И на все мои вопросы
Отвечайте подружней! (Т. Балакший)
Ребята, а вы любите сказки?
Уходящий 2015 год был объявлен в России – годом литературы. Сегодня,
мы с вами побываем в гостях у авторской сказки.
II. Актуализация изученного. Подведение к теме урока.
Какие сказки называют авторскими?
Запишите дату, классная работа. Ребята внизу на листе у вас таблица
самооценки, в неё вы будете ставить баллы за выполнение заданий.
Языковая разминка.
Сейчас, ребята, мы вспомним с вами авторов некоторых сказок. Я буду
читать отрывок из сказки, а вы запишите только фамилию автора.
Читаю отрывки из сказок. Показ картинок из сказок. Дети записывают
фамилии авторов: (Слайд 3)
«Видит, белочка при всех
Золотой грызёт орех» (Пушкин А.С. «Сказка о царе Салтане»)
«И, проговорив таковы слова, он подошёл и сорвал аленький цветочек»
(Аксаков С.Т. «Аленький цветочек»)
« Грузди. Вы ребята дружны, идите со мной воевать, кичливую ягоду
избивать!» (Даль В.И.)
«Что, Иванушка, невесел,
Что головушку повесил?»
Говорит ему конёк. (Ершов П.П.)
«А незваная стоит
над царевной и ворчит» (Жуковский В.А. «Спящая царевна»)
Предлагаю прочитать одному ученику. Пушкин А.С., Аксаков С.Т., Даль В.И., Ершов П.П., Жуковский В.А.
(На слайде портреты писателей. Затем фамилии.) (Слайд 3)
Проверьте. Если вы записали всё правильно – поставьте себе 2 балла, если
пропустили одну фамилию – 1 балл, если ошибок больше – 0. (таблица)
А теперь, ребята, устно составьте слово из начальных букв фамилий
авторов. (ПАДЕЖ)
Какие орфограммы в слове падеж?(Запишите слово с проверочным: падеж –
падежи)
Предположите, чем мы будем сегодня заниматься на уроке?
III. Постановка учебной задачи. Целеполагание.
Тема сегодняшнего нашего урока: «Обобщение знаний о падежах»
Давайте, сформулируем цели нашего урока. (Слайд 4)
Вспомнить,,,(какие есть падежи в русском языке, их вопросы)
Упражняться… в определении падежей у имён существительных.
Обобщить знания о падежах.
IV. Решение учебной задачи. Наблюдение.
Повторение знаний о падежах.
1)
Отгадайте, о каком падеже идёт речь?
Какой падеж всегда всех обвиняет?
Какой падеж давно называли «падежом родства»?
Какой падеж самый щедрый?
Какой падеж всегда занят делом?
Какой падеж бывает главным членом предложения?
Какой падеж всегда ходит задумчивым?
Работа в парах. А сейчас, ребята, давайте выполним задание №2. Вам нужно вспомнить, как
падежи употребляются с предлогами. Заполните, таблицу и ответьте на
вопросы.
Употребляется
предлогом
с
Употребляется
без предлогов
Падеж
И.п.
Р.п.
Д.п.
В.п.
Т.п.
П.п.
Самопроверка. Слайд на интерактивной доске.
Проверьте и поставьте 2, 1 или 0 баллов.
Какие особенности у именительного падежа? А у предложного?
А что вы можете сказать об остальных падежах?
Таблицы: И.п. всегда без предлогов.
П.п. всегда с предлогами.
Р.п., В.п., Т.п., Д.п.
с предлогами и без них
Что помогает нам определить падеж у имени существительного?
Вопросы,
Вспомогательные слова,
Предлоги,
Роль в предложении. (Таблицы)
Давайте, вспомним вопросы, вспомогательные слова, предлоги падежей.
(Слайд интерактивной доски с инструментом «Полотно»)
Таблица падежей
Падеж
Вспомогательное слово
Падежный вопрос
И.п.
Р.п.
Д.п.
есть (существует)
кто? что?
нет
дать
кого? чего?
кому? чему? В.п.
Т.п.
П.п.
вижу (виню)
доволен
Думаю
кого? что?
кем? чем?
о ком? о чём?
ПАДЕЖИ у других народов (Слайд
интерактивной доски)
Один из языков, на котором говорят в России,
занесен в Книгу рекордов Гиннесса, в качестве
самого сложного языка в мире. Народ, говорящий
на этом языке, живет на юге Дагестана и называет себя «табасаран». В их
языке 46 падежей! Представляете, как детям сложно запомнить столько
падежей!
2) Определение падежей у имён существительных.
Самостоятельная работа.
Вам необходимо пронумеровать предложения, согласно следованию падежей
у слова царевна. Вы можете это сразу сделать?
Что следует сделать сначала?
(Работа на индивидуальных листах. Один человек на интерактивной доске.
Предложения взяты из сказки «Спящая царевна» В.А. Жуковского)
Пронумеруй предложения, согласно следованию падежей
у выделённого существительного царевна.
В лес брались они ходить,
Чтоб царевну (_____) разбудить.
Ни старик, ни молодой
За царевной (______) ни ногой.
Как пыталася дойти
До царевны (______) молодёжь.
Срок назначенный пройдёт,
И царевна (______) оживёт. Что проспать царевне (______)
Триста лет.
Царь не ест, не пьёт, не спит:
О царевне (______) всё грустит.
Проверка.
Оцените свою работу.
Физминутка.
Работа в группах. Слайды 512.
1 группа.
Определить падеж у выделенных существительных.
Лебедь (____) белая плывёт.
Ты не лебедь (_____) ведь избавил,
Девицу в живых оставил.
Что помогло определить падежи?
Экологическая минутка.
В сказке А.С. Пушкина лебедь – волшебница, а у нас ребята на озере Маныч
обитает лебедьшипун, а ещё, ребята, на нашем озере есть и редкие птицы:
белая колпица, кудрявый пеликан, розовый фламинго.
1 группа оценивает себя.
Запишите слово лебедь, подчеркните орфограммы, напишите поверочные
слова: лебедь – лебе ди, лебёдушка.
2 группа.
Определи падеж у выделенных существительных.
Не умел ты взять выкупа с рыбки (______).
Стал он кликать золотую рыбку (______).
Как вы смогли определить падежи?
2 группа оценивает себя.
Запишите слово рыбка, подчеркните орфограммы, напишите проверочное
слово: рыбка рыба. Самыесамые.
Ребята, а вы знаете самая большая рыба в мире – это китовая акула. Длина
её тела достигает 15 м, а масса 12 т. А самая маленькая рыба – это бычок
пандака, он живёт в озёрах на Филиппинских островах, длина его тела
составляет всего 1 см.
3 группа.
Составьте словосочетание с существительным конёк «глаг. + сущ. в Р.п. с
предлогом»_____________________________________________
и словосочетание «глаг. + сущ. в В.п. без предлога»
________________________________________________________
Попробуйте употребить предлог «к» в Р.п. или в В.п.
Смогли вы это сделать? Сделайте вывод (устно).
3 группа оценивает себя.
Запишите слово конёк, подчеркните орфограммы, подберите проверочное
слово: конёк – конь.
4 группа.
Определите падеж у выделённых существительных.
Тут Иван с конька (_____) слезает.
Да игрушечкуконька (_____), ростом только в три вершка.
Как вы смогли различить падежи?
4 группа оценивает себя. 5 группа.
Найдите пословицу со словом сказка в И.п.
Быль за сказкой (______) не угонится.
Сказывали мы и сказки (_______).
Сказка (______)мудростью богата.
Объясните смысл, выбранной пословицы.
5 группа оценивает себя.
Записать пословицу.
V. Рефлексия.
Какая тема нашего урока?
Какие цели мы ставили?
Итак, ребята, как вы считаете, достигли мы поставленной цели?
Какой падеж никогда не употребляется с предлогом?
Какой падеж всегда с предлогами?
Что помогает нам определить падеж?
Что вы можете сказать об употреблении предлога «К»?
А теперь давайте закончим фразы: (слайд 13)
У меня получилось…
Меня удивило…
Было трудно…
Захотелось узнать…
Подсчитайте свои баллы. Если у вас 78 баллов, то возьмите в конверте
жёлтую рыбку, если 56 – красную рыбку,
Если меньше 5 – голубую рыбку. А теперь загадайте желание, и пусть рыбка
его вам исполнит, но помните, что волшебство мы часто творим сами.
VI. Домашнее задание. (Слайд 14)
По выбору:
1. Сочинить сказку или три загадки о падежах.
2. Выписать из книги по литературному чтению 3 предложения из сказок и
определить падежи у существительных
Используемые ресурсы:
http://smartnews.ru/regions/sevkav/5360.html
Приложение
Карточки для работы в группе. 1 группа.
Определить падеж у выделенных существительных.
Лебедь (____) белая плывёт.
Ты не лебедь (_____) ведь избавил,
Девицу в живых оставил.
Что помогло определить падежи?
2 группа.
Определи падеж у выделенных существительных.
Не умел ты взять выкупа с рыбки (______).
Стал он кликать золотую рыбку (______).
Как вы смогли определить падежи?
3 группа. Составьте словосочетание с существительным конёк
«глаг. + сущ. в Р.п. с предлогом»________________
______________________________________________
и словосочетание «глаг. + сущ. в В.п. без предлога»
______________________________________________
Попробуйте употребить предлог «к» в Р.п. или в В.п.
Смогли вы это сделать? Сделайте вывод (устно).
4 группа.
Определите падеж у выделённых существительных.
Тут Иван с конька (_____) слезает.
Да игрушечкуконька (_____), ростом только в три
вершка.
Как вы смогли различить падежи?
5 группа. Найдите пословицу со словом сказка в И.п.
Быль за сказкой (______) не угонится.
Сказывали мы и сказки (_______).
Сказка (______)мудростью богата.
Объясните смысл, выбранной пословицы.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
Ф.И.______________________________________________________
Индивидуальный рабочий лист ________________________________________________________________
__________________________________________________________________
1._________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
2.Работа в парах. Заполните, таблицу: поставьте в каждой графе «+» или «»
Употребляется
с предлогом
Употребляется
без предлогов
Падеж
И.п.
Р.п.
Д.п.
В.п.
Т.п.
П.п.
Какой вывод можно сделать об особенностях употребления имён
существительных в именительном падеже, в предложном падеже, в остальных
падежах?
3.
следованию падежей у выделённого существительного царевна
.
Пронумеруй предложения, согласно
Самостоятельная работа.
В лес брались они ходить,
Чтоб царевну (_____) разбудить.
Ни старик, ни молодой
За царевной (______) ни ногой.
Как пыталася дойти
До царевны (______) молодёжь.
Срок назначенный пройдёт,
И царевна (______) оживёт.
Что проспать царевне
Триста лет.
Царь не ест, не пьёт, не спит:
О царевне (______) всё грустит.
(______)
4._________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________ __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Таблица самооценки.
№ задания
Баллы
№1
№2
№3
№4
__________________________________________________________________
Домашняя работа.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Урок русского языка "Обобщение знаний о падежах" (4 класс)
Урок русского языка "Обобщение знаний о падежах" (4 класс)
Урок русского языка "Обобщение знаний о падежах" (4 класс)
Урок русского языка "Обобщение знаний о падежах" (4 класс)
Урок русского языка "Обобщение знаний о падежах" (4 класс)
Урок русского языка "Обобщение знаний о падежах" (4 класс)
Урок русского языка "Обобщение знаний о падежах" (4 класс)
Урок русского языка "Обобщение знаний о падежах" (4 класс)
Урок русского языка "Обобщение знаний о падежах" (4 класс)
Урок русского языка "Обобщение знаний о падежах" (4 класс)
Урок русского языка "Обобщение знаний о падежах" (4 класс)
Урок русского языка "Обобщение знаний о падежах" (4 класс)
Урок русского языка "Обобщение знаний о падежах" (4 класс)
Урок русского языка "Обобщение знаний о падежах" (4 класс)
Урок русского языка "Обобщение знаний о падежах" (4 класс)
Урок русского языка "Обобщение знаний о падежах" (4 класс)
Урок русского языка "Обобщение знаний о падежах" (4 класс)
Урок русского языка "Обобщение знаний о падежах" (4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.